Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Дорога мужества

29 марта 2013
Учитель. Гордое и славное звание. Труд учителя сродни труду хлебороба и строителя – из зёрен добра и справедливости выращивает он нашу душу, из кирпичиков знаний складывает наш разум. Чему учат нас учителя? Математике, физике, географии, литературе. Они развивают наше внимание, память, воображение. Они помогают нам найти свой путь в жизни. А главное - своими делами и своим словом преподают нам самую трудную на свете науку - быть людьми. Есть такое слово - подвижник. В нём сочетаются два очень важных понятия: «движение» и «подвиг». Они-то и выражают самую суть труда учителя, человека, который ведёт нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, незаметный подчас подвиг - отдаёт нам свои знания, вкладывает в каждого из нас частицу своего сердца. О таком человеке, нашем земляке, настоящем подвижнике, Учителе с большой буквы, мы хотим вам рассказать. Есть в Забайкалье небольшая деревня Нестерово, каких сотни, наверное, было и есть на наших бескрайних сибирских просторах. О таких принято говорить - глубинка или захолустье. Именно здесь 19 декабря 1918 года родился Соколов Н.И., учитель, солдат, директор школы, просто замечательный человек. Когда это всё началось? Тяга к светлому, прекрасному, у мальчишки из крестьянской семьи, маленькой деревушки по Баргузинскому тракту. Его родители Иван Васильевич и Прасковья Алексеевна по роду своих занятий были крестьяне, по мере утверждения советской власти и начала коллективизации перешли работать в колхоз, отец на лошадях подвозил воду на поля к тракторам. Николай рос вдумчивым и впечатлительным мальчиком, очень любил слушать рассказы отца о его молодости. А рассказать отцу было что. Ещё в царское время он был призван в армию и служил во флоте, по собственному признанию попал он туда случайно, на сборном пункте командование заметило, как он лихо отплясывает и играет на балалайке, сразу во флот и зачислили, такие ребята им тоже были нужны. За годы службы и плавания по морям, отец побывал во многих странах мира, они высаживались в портах, ходили с товарищами по улицам незнакомых городов, однажды несколько недель провели во Франции, там даже осталась у него любовь... Но закончилась служба и вернулся Иван Васильевич домой, женился, остепенился, растил детей; сына и дочь, которая родилась спустя 12 лет после Николая. Характер у отца был не простой, но ценил он прежде всего справедливость, честность, много времени уделял детям, а в последствии и внукам, эти же качества прививал и им Николай ещё в детстве любил возиться с маленькими детьми, удивляя взрослых своей выдержкой и терпением. В ту пору, в Нестерово была только начальная школа, после её окончания было решено учиться дальше. И вот повёз его отец в с. Кома, там была семилетняя школа. Это была первая разлука с родным домом. Всю дорогу Николай хныкал и просился домой, а по приезду в с. Кома и совсем расплакался, просил отца не уезжать. После долгих увещеваний договорились так: Коля сходит в школу, посмотрит на учеников, учителей, если не понравится, то вернётся, а отец будет ждать его возле школы. Иван Васильевич и впрямь собрался везти Колю назад, больно жалко стало мальчонку, в мыслях стал прибрасывать, куда же Николая пристроить на работу в колхозе. Невесёлые думы были развеяны радостным голосом сына: «Тятя, я остаюсь учиться!». Называлась та школа - школа колхозной молодёжи. Учился Николай старательно, участвовал в художественной самодеятельности, играл на гитаре, в школьных спектаклях играл главные роли, прекрасно читал стихи, уже тогда закладывалась у Николая любовь к русской литературе, русскому слову. Его любимым учителем был Е.Н. Романовский, герой романа И. Чернева «Семейщина», ещё в школе, он во всём старался походить на своего любимого учителя. Успешно закончив Колхозную семилетнюю школу, он в 15 лет (!) назначается учителем, а затем заведующим начальной школой в родном Нестерово. К юному учителю дети и взрослые относились с уважением, обращались к нему за советом, вдумчивый и серьёзный не по годам Николай, старался всем помочь. В 1939 году Николая Ивановича отправляют на новое место работы: директором Батуринской семилетней школы, но проработал он здесь не долго, всего 2 месяца, вскоре приходит повестка в армию на действительную службу... Наступил 1941 год... Служба для Николая, как и для многих его сверстников обернулась войной, вскоре он был призван в действующую армию, в начале войны окончил Сызранское танковое училище, а в мае 1942 года уже командовал танковой ротой на Ворошиловском фронте. Первое ранение получил в тяжёлых оборонительных боях под Белградом в феврале 1943 года. В госпитале находился недолго, не долечившись, вернулся в свою танковую роту. Немало фашистских машин расстрелял из своей 34-ки Николай Соколов, поджигал танки противника и горел, в танке сам. Весной 1944 г. гвардии старший лейтенант Соколов Н.И. был направлен во 2-ю гвардейскую армию 4-го Украинского фронта под командованием А.И. Ерёменко. Задача стояла следующая: прорвать оборонительную линию противника, атаковав Перекопские укрепления и очистить Крым от 17-ой немецкой армии. Было решено, незаметно для противника пройти Сиваш, для этого болотистое место в одну ночь было заложено мешками с песком, по этой импровизированной дороге устремились советские танки, застав врага врасплох. Контрнаступление началось 8 апреля, а 12 апреля Николай Иванович был тяжело ранен во II раз. За прорыв через Карантинный перешеек, за личную храбрость и мужество Николай Иванович был награждён орденом Отечественной войны второй степени. Награда нашла героя в госпитале. Залечив раны, Николай Иванович продолжает свой боевой путь, на этот раз в Прибалтике, здесь он командовал батареей «самоходок» в 361 гвардейском Мелитопольском Краснознамённом самоходно-артиллерийском полку. За успешные военные действия в Прибалтике гвардии капитан Н.И. Соколов был награждён второй боевой наградой -орденом Красной Звезды. Третье ранение Николай Иванович получил в 1944 году под городом Тарту. После войны Николай Иванович вспоминал, что в часы затишья солдаты в землянке любили петь, порой пели так громко и вдохновенно, что затухали свечи. Вот и третий госпиталь позади, ранения и контузии всё чаще напоминают о себе, но путь солдата ещё не завершён. После окончания боевых действий в Европе, Николай Иванович был направлен на Восточный фронт для участия в разгроме Квантунской армии. Венцом его ратной дороги стала медаль «За победу над Японией». На долгие годы сохранит Николай Иванович в сердце своём фронтовое братство, воспетое во многих стихах и песнях, но дороже всего для него останутся незатейливые строки из песни «Три танкиста, три весёлых друга». Шесть долгих лет Николай Иванович не видел родных мест, сколько раз жизнь его висела на волоске, сколько замечательных однополчан не вернулось домой, а его как бы хранила судьба, на Родине ждала школа. Вернувшись, он вновь окунулся в пучину школьных дел, работал директором Ильинской, а затем Батуринской семилетних школ. Здесь, в Батурино, он встретил будущую жену, тоже учительницу Орлову П.А. В 1951 году они поженились и прожили в любви и согласии почти 20 лет, вырастив трёх замечательных сыновей. Однажды Николай Иванович по делам приехал в Турку, до этого он никогда здесь не был, и так понравился ему этот небольшой посёлок на берегу Байкала, что вскоре, когда подыскивалась кандидатура на место директора школы в Турке, Николай Иванович выразил своё желание здесь работать. Это был 1953 г. в Турке открылась семилетняя школа. В августе, перед началом учебного года приехали Соколовы всей своей семьёй с маленьким сыном на руках, а второй появится через два месяца спустя, сгрузили свой нехитрый багаж возле школьного барака и стали устраиваться на новом месте. Кроме них, в этом «учительском общежитии», а попросту бараке, проживало ещё две учительские семьи и 5 молодых учителей. Школа находилась тут же рядом, на берегу Байкала. Под руководством Николая Ивановича находилось более десятка учителей и около четырёхсот учащихся. С чего же нужно было начинать? Директорство для него было уже привычным делом, но здесь он испытывал чувство ответственности за всё происходящее, не покидало ощущение, что это и есть его последний причал. Николай Иванович внимательно осмотрел здание школы, все классы и коридоры, потолки, определил, где требуется ремонт, хорошо, что время до начала учебного года ещё имелось. Одна из важных хозяйственных задач директора в те времена -была заготовка дров. Отопление было печное, в каждом классе была печь, ночью сторожа хорошо протапливали, а днём дети занимались в тёплых классах. Николай Иванович заключил договор с руководством леспромхоза об обеспечении школы дровами, дрова привозили на школьный двор, здесь школьники с учителями во внеурочное время кололи и укладывали дрова в поленницы. Николай Иванович хозяйственные вопросы предпочитал решать сам, не перекладывал их на плечи других, сам на грузовой машине ездил за дровами, цементом, сам зачастую выступал в роли грузчика, глядя на него, коллеги молча присоединялись к работе, все знали, что здоровье у Николая Ивановича неважное, но не смотря на это обстоятельство, он хватался за все дела. Помимо хозяйственной и административной деятельности Николай Иванович большое внимание уделял культурно-просветительской работе, а именно организации культурного досуга учащихся и учителей. Здесь Николай Иванович оказался незаменимым организатором и исполнителем, его природные способности как нельзя пришлись кстати. Сам он прекрасно играл на баяне, пел, руководил школьным хором, организовал драмкружок, кружок декламации. К каждому празднику учащиеся под руководством Николая Ивановича готовили спектакли, концерты, с которыми выходили на родительские собрания не только в Турке, но и соседних сёлах. Николай Иванович вёл большую общественную работу, он был депутатом поселкового и районного советов, на совещаниях он неоднократно ставил вопрос о строительстве средней школы в Турке, часто по делам отлучался из дома. Ещё в годы войны Николай Иванович вступил в Коммунистическую партию и до конца своих дней оставался активным её членом. Однажды, это было в марте 1956 года, Николай Иванович вернулся с партийного собрания в 2 часа ночи (!) взволнованный, много курил, тогда впервые страна заговорила вполголоса о последствиях «культа личности». Николай Иванович по долгу службы и призванию был лектором-пропагандистом, он постоянно выступал не только перед родителями, но и рабочими леспромхоза с самыми разными темами, и воспитательными, и международными. Во главе с директором школы коллектив учителей пешком выходил с разъяснительной и воспитательной работой в деревни Исток, Соболиха. Здесь они проводили собрания, обходили учащихся по домам, оставались на ночлег, а утром с песнями и шутками возвращались домой. Отношения с коллегами строились на доверии и взаимном уважении. Николай Иванович был удивительно сдержанным человеком, как на работе, так и в семье, своего порой невесёлого настроения и самочувствия никому не показывал. Спустя много лет, учителя, работавшие с Николаем Ивановичем отметят его сердечность, порядочность и редкое человеческое обаяние. Раны и контузии, полученные на войне, всё чаще напоминали о себе, ухудшился слух, голос, когда-то сильный и красивый, стал глухим, по ночам мучил кашель... Но он работал также много, читал запоем и продолжал... учиться. Будучи уже зрелым человеком в возрасте 44-х лет он заочно закончил Педагогический институт. По специальности русский язык и литература. Из воспоминаний В.Г. Хлескиной: «Его уроки очень любили дети, Николай Иванович проникновенно читал стихи, прозу, терпеливо выслушивал ответы учащихся. Однажды я отвечала на уроке, читала басню «Осёл и соловей», выучила я её хорошо, но вдруг разволновалась, слова забываю, говорю медленно, испугалась не на шутку, думаю сейчас посадит меня и «2» поставит, а он слушает внимательно и по-доброму кивает головой. Он видно понял моё состояние, по окончанию басни похвалил меня за старание и поставил «5». Эту пятёрку я запомнила на всю жизнь». Шесть лет руководил Николай Иванович семилетней школой в Турке, от момента её основания до создания средней школы. Заметно изменился облик Турки, всё больше детворы приходит в школу. За эти годы Туркинская семилетняя школа стала одной из лучших в районе, занимала призовые места по учебным, спортивным, культурным направлениям, её выпускники разъезжаются по разным уголкам страны, храня в сердце любовь и признание школе и лично Николаю Ивановичу. После создания в Турке средней школы в 1959 году Николай Иванович работал завучем, а затем учителем русского языка и литературы и только закончив заочно институт, он вновь возглавил уже среднюю школу. Но по настоящему развернуться на новом месте не дала болезнь, из-за неё в 1968 году он был вынужден уйти с директорства и последние два года своей жизни работал рядовым учителем. За свою многолетнюю педагогическую деятельность Николай Иванович неоднократно отмечался наградами Министерства Просвещения РСФСР, Президиумом Верховного Совета Бурятии, партийными и хозяйственными организациями. В 1965 г. Николай Иванович был удостоен звания «Отличник народного Просвещения». Николая Ивановича не стало 15 апреля 1970 года. Ему было всего 51 год. Его смерть явилась тяжёлой утратой не только для жителей Турки, но всего Прибайкальского района. Вдове Николая Ивановича с разных уголков республики и страны приходили телеграммы и письма с соболезнованием. В эти дни, один из коллег Николая Ивановича, написал стихи, выразив общую боль учителей, школьников, родителей и общественности. Тает снег... Весна настала Громко капают капели. В эти дни Его не стало, Он ушёл от нас в апреле. Ждал весны и не дождался, Раньше времени угас. Знать удел такой достался И теперь уж он для нас «Трёх танкистов» не споёт, Не сыграет на баяне. От Онегина к Татьяне Он посланье не прочтёт. Он для многих был Учитель, Многим в жизнь путёвку дал. Так постойте... помолчите Он для вас бессмертным стал. Вдова Николая Ивановича П.А. Орлова продолжила воспитание троих сыновей. Все трое: Андрей, Владимир, Олег пошли по стопам родителей, получили педагогическое образование; Андрей - спортфак, Владимир - истфак, Олег - индустриально-педагогический. А в прошлом году студенткой Педагогического университета филологического факультета стала Соколова Татьяна Олеговна, внучка Николая Ивановича... Каждый год тысячи выпускников покидают стены российских школ и выбирают себе будущую профессию. И кто-то обязательно захочет стать учителем. Сложен его путь. И совсем неплохо представить его заранее. А главное - понять, каким должен быть человек, чтобы учить, наставлять новое поколение. Великое счастье встретить Учителя, который учит доброте, справедливости, честности, ответственности. Учит быть Человеком. Великое счастье - стать Учителем. Минуют года, века. Неузнаваемой станет жизнь, исчезнут многие сегодняшние профессии, но, пока, существует человечество, сохранится на Земле высокое звание - Учитель!

 

 

 

 

Учитель. Гордое и славное звание.

Труд учителя сродни труду хлебороба и строителя – из

 зёрен добра и справедливости выращивает он нашу

 душу, из кирпичиков знаний складывает наш разум.

Чему учат нас учителя?

 Математике, физике, географии, литературе.

Они развивают наше внимание, память, воображение.

 Они помогают нам найти свой путь в жизни. А

 главное - своими делами и своим словом преподают

нам самую трудную на свете науку - быть людьми.

Есть такое слово - подвижник. В нём сочетаются два

очень важных понятия: «движение» и «подвиг». Они-то и выражают самую суть труда учителя, человека, который ведёт нас сквозь годы детства, отрочества,

юности, совершает каждодневный, незаметный подчас подвиг - отдаёт нам свои знания, вкладывает в каждого из нас частицу своего сердца.

 

 

 

 

 

 

О таком человеке, нашем земляке, настоящем подвижнике, Учителе с большой буквы, мы хотим вам рассказать. Есть в Забайкалье небольшая деревня Нестерово, каких сотни, наверное, было и есть на наших бескрайних сибирских просторах. О таких принято говорить - глубинка или захолустье. Именно здесь 19 декабря 1918 года родился Соколов Н.И., учитель, солдат, директор школы, просто замечательный человек. Когда это всё началось? Тяга к светлому, прекрасному, у мальчишки из крестьянской семьи, маленькой деревушки по Баргузинскому тракту. Его родители Иван Васильевич и Прасковья Алексеевна по роду своих занятий были крестьяне, по мере утверждения советской власти и начала коллективизации перешли работать в колхоз, отец на лошадях подвозил воду на поля к тракторам.

Николай рос вдумчивым и впечатлительным мальчиком, очень любил слушать рассказы отца о его молодости. А рассказать отцу было что. Ещё в царское время он был призван в армию и служил во флоте, по собственному признанию попал он туда случайно, на сборном пункте командование заметило, как он лихо отплясывает и играет на балалайке, сразу во флот и зачислили, такие ребята им тоже были нужны. За годы службы и плавания по морям, отец побывал во многих странах мира, они высаживались в портах, ходили с товарищами по улицам незнакомых городов, однажды несколько недель провели во Франции, там даже осталась у него любовь...

Но закончилась служба и вернулся Иван Васильевич домой, женился, остепенился, растил детей; сына и дочь, которая родилась спустя 12 лет после Николая. Характер у отца был не простой, но ценил он прежде всего справедливость, честность, много времени уделял детям, а в последствии и внукам, эти же качества прививал и им

Николай ещё в детстве любил возиться с маленькими детьми, удивляя взрослых своей выдержкой и терпением. В ту пору, в Нестерово была только начальная школа, после её окончания было решено учиться дальше. И вот повёз его отец в с. Кома, там была семилетняя школа. Это была первая разлука с родным домом. Всю дорогу Николай хныкал и просился домой, а по приезду в с. Кома и совсем расплакался, просил отца не уезжать. После долгих увещеваний договорились так: Коля сходит в школу, посмотрит на учеников, учителей, если не понравится, то вернётся, а отец будет ждать его возле школы. Иван Васильевич и впрямь собрался везти Колю назад, больно жалко стало мальчонку, в мыслях стал прибрасывать, куда же Николая пристроить на работу в колхозе. Невесёлые думы были развеяны радостным голосом сына: «Тятя, я остаюсь учиться!».

Называлась та школа - школа колхозной молодёжи. Учился Николай старательно, участвовал в художественной самодеятельности, играл на гитаре, в школьных спектаклях играл главные роли, прекрасно читал стихи, уже тогда закладывалась у Николая любовь к русской литературе, русскому слову. Его любимым учителем был Е.Н. Романовский, герой романа И. Чернева «Семейщина», ещё в школе, он во всём старался походить на своего любимого учителя. Успешно закончив Колхозную семилетнюю школу, он в 15 лет (!) назначается учителем, а затем заведующим начальной школой в родном Нестерово. К юному учителю дети и взрослые относились с уважением, обращались к нему за советом, вдумчивый и серьёзный не по годам Николай, старался всем помочь. В 1939 году Николая Ивановича отправляют на новое место работы: директором Батуринской семилетней школы, но проработал он здесь не долго, всего 2 месяца, вскоре приходит повестка в армию на действительную службу...

Наступил 1941 год... Служба для Николая, как и для многих его сверстников обернулась войной, вскоре он был призван в действующую армию, в начале войны окончил Сызранское танковое училище, а в мае 1942 года уже командовал танковой ротой на Ворошиловском фронте. Первое ранение получил в тяжёлых оборонительных боях под Белградом в феврале 1943 года. В госпитале находился недолго, не долечившись, вернулся в свою танковую роту.

Немало фашистских машин расстрелял из своей 34-ки Николай Соколов, поджигал танки противника и горел, в танке сам. Весной 1944 г. гвардии старший лейтенант Соколов Н.И. был направлен во 2-ю гвардейскую армию 4-го Украинского фронта под командованием А.И. Ерёменко.

Задача стояла следующая: прорвать оборонительную линию противника, атаковав Перекопские укрепления и очистить Крым от 17-ой немецкой армии. Было решено, незаметно для противника пройти Сиваш, для этого болотистое место в одну ночь было заложено мешками с песком, по этой импровизированной дороге устремились советские танки, застав врага врасплох. Контрнаступление началось 8 апреля, а 12 апреля Николай Иванович был тяжело ранен во II раз. За прорыв через Карантинный перешеек, за личную храбрость и мужество Николай Иванович был награждён орденом Отечественной войны второй степени.

Награда нашла героя в госпитале. Залечив раны, Николай Иванович продолжает свой боевой путь, на этот раз в Прибалтике, здесь он командовал батареей «самоходок» в 361 гвардейском Мелитопольском Краснознамённом самоходно-артиллерийском полку.

За успешные военные действия в Прибалтике гвардии капитан Н.И. Соколов был награждён второй боевой наградой -орденом Красной Звезды. Третье ранение Николай Иванович получил в 1944 году под городом Тарту. После войны Николай Иванович вспоминал, что в часы затишья солдаты в землянке любили петь, порой пели так громко и вдохновенно, что затухали свечи.

Вот и третий госпиталь позади, ранения и контузии всё чаще напоминают о себе, но путь солдата ещё не завершён. После окончания боевых действий в Европе, Николай Иванович был направлен на Восточный фронт для участия в разгроме Квантунской армии. Венцом его ратной дороги стала медаль «За победу над Японией». На долгие годы сохранит Николай Иванович в сердце своём фронтовое братство, воспетое во многих стихах и песнях, но дороже всего для него останутся незатейливые строки из песни «Три танкиста, три весёлых друга».

Шесть долгих лет Николай Иванович не видел родных мест, сколько раз жизнь его висела на волоске, сколько замечательных однополчан не вернулось домой, а его как бы хранила судьба, на Родине ждала школа. Вернувшись, он вновь окунулся в пучину школьных дел, работал директором Ильинской, а затем Батуринской семилетних школ. Здесь, в Батурино, он встретил будущую жену, тоже учительницу Орлову П.А. В 1951 году они поженились и прожили в любви и согласии почти 20 лет, вырастив трёх замечательных сыновей.

Однажды Николай Иванович по делам приехал в Турку, до этого он никогда здесь не был, и так понравился ему этот небольшой посёлок на берегу Байкала, что вскоре, когда подыскивалась кандидатура на место директора школы в Турке, Николай Иванович выразил своё желание здесь работать. Это был 1953 г. в Турке открылась семилетняя школа. В августе, перед началом учебного года приехали Соколовы всей своей семьёй с маленьким сыном на руках, а второй появится через два месяца спустя, сгрузили свой нехитрый багаж возле школьного барака и стали устраиваться на новом месте. Кроме них, в этом «учительском общежитии», а попросту бараке, проживало ещё две учительские семьи и 5 молодых учителей.

Школа находилась тут же рядом, на берегу Байкала. Под руководством Николая Ивановича находилось более десятка учителей и около четырёхсот учащихся. С чего же нужно было начинать? Директорство для него было уже привычным делом, но здесь он испытывал чувство ответственности за всё происходящее, не покидало ощущение, что это и есть его последний причал.

Николай Иванович внимательно осмотрел здание школы, все классы и коридоры, потолки, определил, где требуется ремонт, хорошо, что время до начала учебного года ещё имелось. Одна из важных хозяйственных задач директора в те времена -была заготовка дров. Отопление было печное, в каждом классе была печь, ночью сторожа хорошо протапливали, а днём дети занимались в тёплых классах.

Николай Иванович заключил договор с руководством леспромхоза об обеспечении школы дровами, дрова привозили на школьный двор, здесь школьники с учителями во внеурочное время кололи и укладывали дрова в поленницы. Николай Иванович хозяйственные вопросы предпочитал решать сам, не перекладывал их на плечи других, сам на грузовой машине ездил за дровами, цементом, сам зачастую выступал в роли грузчика, глядя на него, коллеги молча присоединялись к работе, все знали, что здоровье у Николая Ивановича неважное, но не смотря на это обстоятельство, он хватался за все дела. Помимо хозяйственной и административной деятельности Николай Иванович большое внимание уделял культурно-просветительской работе, а именно организации культурного досуга учащихся и учителей.

Здесь Николай Иванович оказался незаменимым организатором и исполнителем, его природные способности как нельзя пришлись кстати. Сам он прекрасно играл на баяне, пел, руководил школьным хором, организовал драмкружок, кружок декламации. К каждому празднику учащиеся под руководством Николая Ивановича готовили спектакли, концерты, с которыми выходили на родительские собрания не только в Турке, но и соседних сёлах. Николай Иванович вёл большую общественную работу, он был депутатом поселкового и районного советов, на совещаниях он неоднократно ставил вопрос о строительстве средней школы в Турке, часто по делам отлучался из дома.

Ещё в годы войны Николай Иванович вступил в Коммунистическую партию и до конца своих дней оставался активным её членом. Однажды, это было в марте 1956 года, Николай Иванович вернулся с партийного собрания в 2 часа ночи (!) взволнованный, много курил, тогда впервые страна заговорила вполголоса о последствиях «культа личности». Николай Иванович по долгу службы и призванию был лектором-пропагандистом, он постоянно выступал не только перед родителями, но и рабочими леспромхоза с самыми разными темами, и воспитательными, и международными.

Во главе с директором школы коллектив учителей пешком выходил с разъяснительной и воспитательной работой в деревни Исток, Соболиха. Здесь они проводили собрания, обходили учащихся по домам, оставались на ночлег, а утром с песнями и шутками   возвращались   домой.   Отношения   с   коллегами строились на доверии и взаимном уважении. Николай Иванович был удивительно сдержанным человеком, как на работе, так и в семье, своего порой невесёлого настроения и самочувствия никому не показывал. Спустя много лет, учителя, работавшие с Николаем Ивановичем отметят его сердечность, порядочность и редкое человеческое обаяние.

Раны и контузии, полученные на войне, всё чаще напоминали о себе, ухудшился слух, голос, когда-то сильный и красивый, стал глухим, по ночам мучил кашель... Но он работал также много, читал запоем и продолжал... учиться. Будучи уже зрелым человеком в возрасте 44-х лет он заочно закончил Педагогический институт. По специальности русский язык и литература.

Из воспоминаний В.Г. Хлескиной: «Его уроки очень любили дети, Николай Иванович проникновенно читал стихи, прозу, терпеливо выслушивал ответы учащихся. Однажды я отвечала на уроке, читала басню «Осёл и соловей», выучила я её хорошо, но вдруг разволновалась, слова забываю, говорю медленно, испугалась не на шутку, думаю сейчас посадит меня и «2» поставит, а он слушает внимательно и по-доброму кивает головой. Он видно понял моё состояние, по окончанию басни похвалил меня за старание и поставил «5». Эту пятёрку я запомнила на всю жизнь».

Шесть лет руководил Николай Иванович семилетней школой в Турке, от момента её основания до создания средней школы. Заметно изменился облик Турки, всё больше детворы приходит в школу. За эти годы Туркинская семилетняя школа стала одной из лучших в районе, занимала призовые места по учебным, спортивным, культурным направлениям, её выпускники разъезжаются по разным уголкам страны, храня в сердце любовь и признание школе и лично Николаю Ивановичу. После создания в Турке средней школы в 1959 году Николай Иванович работал завучем, а затем учителем русского языка и литературы и только закончив заочно институт, он вновь возглавил уже среднюю школу. Но по настоящему развернуться на новом месте не дала болезнь, из-за неё в 1968 году он был

вынужден уйти с директорства и последние два года своей жизни работал рядовым учителем.

За свою многолетнюю педагогическую деятельность Николай Иванович неоднократно отмечался наградами Министерства Просвещения РСФСР, Президиумом Верховного Совета Бурятии, партийными и хозяйственными организациями. В 1965 г. Николай Иванович был удостоен звания «Отличник народного Просвещения».

Николая Ивановича не стало 15 апреля 1970 года. Ему было всего 51 год. Его смерть явилась тяжёлой утратой не только для жителей Турки, но всего Прибайкальского района. Вдове Николая Ивановича с разных уголков республики и страны приходили телеграммы и письма с соболезнованием.

В эти дни, один из коллег Николая Ивановича, написал стихи, выразив общую боль учителей, школьников, родителей и общественности.

 

Тает снег... Весна настала

Громко капают капели.

 В эти дни Его не стало,

 Он ушёл от нас в апреле.

 Ждал весны и не дождался,

Раньше времени угас.

 Знать удел такой достался

И теперь уж он для нас

 «Трёх танкистов» не споёт,

Не сыграет на баяне.

 От Онегина к Татьяне

Он посланье не прочтёт.

Он для многих был Учитель,

 Многим в жизнь путёвку дал.

Так постойте... помолчите

Он для вас бессмертным стал.

 

Вдова Николая Ивановича П.А. Орлова продолжила воспитание троих сыновей. Все трое: Андрей, Владимир, Олег пошли по стопам родителей, получили педагогическое образование; Андрей - спортфак, Владимир - истфак, Олег - индустриально-педагогический. А в прошлом году студенткой Педагогического университета филологического факультета стала Соколова Татьяна Олеговна, внучка Николая Ивановича...

 

 

 

 

Каждый год тысячи выпускников покидают стены российских школ и выбирают себе будущую профессию. И кто-то обязательно захочет стать учителем. Сложен его путь. И совсем неплохо представить его заранее.

А главное - понять, каким должен быть человек, чтобы учить, наставлять новое поколение. Великое счастье встретить Учителя, который учит доброте, справедливости, честности, ответственности. Учит быть Человеком. Великое счастье - стать Учителем.

Минуют года, века. Неузнаваемой станет жизнь, исчезнут многие сегодняшние профессии, но, пока, существует человечество, сохранится на Земле высокое звание - Учитель!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель. Гордое и славное звание.

Труд учителя сродни труду хлебороба и строителя – из

 зёрен добра и справедливости выращивает он нашу

 душу, из кирпичиков знаний складывает наш разум.

Чему учат нас учителя?

 Математике, физике, географии, литературе.

Они развивают наше внимание, память, воображение.

 Они помогают нам найти свой путь в жизни. А

 главное - своими делами и своим словом преподают

нам самую трудную на свете науку - быть людьми.

Есть такое слово - подвижник. В нём сочетаются два

очень важных понятия: «движение» и «подвиг». Они-то и выражают самую суть труда учителя, человека, который ведёт нас сквозь годы детства, отрочества,

юности, совершает каждодневный, незаметный подчас подвиг - отдаёт нам свои знания, вкладывает в каждого из нас частицу своего сердца.

 

 

 

 

 

 

О таком человеке, нашем земляке, настоящем подвижнике, Учителе с большой буквы, мы хотим вам рассказать. Есть в Забайкалье небольшая деревня Нестерово, каких сотни, наверное, было и есть на наших бескрайних сибирских просторах. О таких принято говорить - глубинка или захолустье. Именно здесь 19 декабря 1918 года родился Соколов Н.И., учитель, солдат, директор школы, просто замечательный человек. Когда это всё началось? Тяга к светлому, прекрасному, у мальчишки из крестьянской семьи, маленькой деревушки по Баргузинскому тракту. Его родители Иван Васильевич и Прасковья Алексеевна по роду своих занятий были крестьяне, по мере утверждения советской власти и начала коллективизации перешли работать в колхоз, отец на лошадях подвозил воду на поля к тракторам.

Николай рос вдумчивым и впечатлительным мальчиком, очень любил слушать рассказы отца о его молодости. А рассказать отцу было что. Ещё в царское время он был призван в армию и служил во флоте, по собственному признанию попал он туда случайно, на сборном пункте командование заметило, как он лихо отплясывает и играет на балалайке, сразу во флот и зачислили, такие ребята им тоже были нужны. За годы службы и плавания по морям, отец побывал во многих странах мира, они высаживались в портах, ходили с товарищами по улицам незнакомых городов, однажды несколько недель провели во Франции, там даже осталась у него любовь...

Но закончилась служба и вернулся Иван Васильевич домой, женился, остепенился, растил детей; сына и дочь, которая родилась спустя 12 лет после Николая. Характер у отца был не простой, но ценил он прежде всего справедливость, честность, много времени уделял детям, а в последствии и внукам, эти же качества прививал и им

Николай ещё в детстве любил возиться с маленькими детьми, удивляя взрослых своей выдержкой и терпением. В ту пору, в Нестерово была только начальная школа, после её окончания было решено учиться дальше. И вот повёз его отец в с. Кома, там была семилетняя школа. Это была первая разлука с родным домом. Всю дорогу Николай хныкал и просился домой, а по приезду в с. Кома и совсем расплакался, просил отца не уезжать. После долгих увещеваний договорились так: Коля сходит в школу, посмотрит на учеников, учителей, если не понравится, то вернётся, а отец будет ждать его возле школы. Иван Васильевич и впрямь собрался везти Колю назад, больно жалко стало мальчонку, в мыслях стал прибрасывать, куда же Николая пристроить на работу в колхозе. Невесёлые думы были развеяны радостным голосом сына: «Тятя, я остаюсь учиться!».

Называлась та школа - школа колхозной молодёжи. Учился Николай старательно, участвовал в художественной самодеятельности, играл на гитаре, в школьных спектаклях играл главные роли, прекрасно читал стихи, уже тогда закладывалась у Николая любовь к русской литературе, русскому слову. Его любимым учителем был Е.Н. Романовский, герой романа И. Чернева «Семейщина», ещё в школе, он во всём старался походить на своего любимого учителя. Успешно закончив Колхозную семилетнюю школу, он в 15 лет (!) назначается учителем, а затем заведующим начальной школой в родном Нестерово. К юному учителю дети и взрослые относились с уважением, обращались к нему за советом, вдумчивый и серьёзный не по годам Николай, старался всем помочь. В 1939 году Николая Ивановича отправляют на новое место работы: директором Батуринской семилетней школы, но проработал он здесь не долго, всего 2 месяца, вскоре приходит повестка в армию на действительную службу...

Наступил 1941 год... Служба для Николая, как и для многих его сверстников обернулась войной, вскоре он был призван в действующую армию, в начале войны окончил Сызранское танковое училище, а в мае 1942 года уже командовал танковой ротой на Ворошиловском фронте. Первое ранение получил в тяжёлых оборонительных боях под Белградом в феврале 1943 года. В госпитале находился недолго, не долечившись, вернулся в свою танковую роту.

Немало фашистских машин расстрелял из своей 34-ки Николай Соколов, поджигал танки противника и горел, в танке сам. Весной 1944 г. гвардии старший лейтенант Соколов Н.И. был направлен во 2-ю гвардейскую армию 4-го Украинского фронта под командованием А.И. Ерёменко.

Задача стояла следующая: прорвать оборонительную линию противника, атаковав Перекопские укрепления и очистить Крым от 17-ой немецкой армии. Было решено, незаметно для противника пройти Сиваш, для этого болотистое место в одну ночь было заложено мешками с песком, по этой импровизированной дороге устремились советские танки, застав врага врасплох. Контрнаступление началось 8 апреля, а 12 апреля Николай Иванович был тяжело ранен во II раз. За прорыв через Карантинный перешеек, за личную храбрость и мужество Николай Иванович был награждён орденом Отечественной войны второй степени.

Награда нашла героя в госпитале. Залечив раны, Николай Иванович продолжает свой боевой путь, на этот раз в Прибалтике, здесь он командовал батареей «самоходок» в 361 гвардейском Мелитопольском Краснознамённом самоходно-артиллерийском полку.

За успешные военные действия в Прибалтике гвардии капитан Н.И. Соколов был награждён второй боевой наградой -орденом Красной Звезды. Третье ранение Николай Иванович получил в 1944 году под городом Тарту. После войны Николай Иванович вспоминал, что в часы затишья солдаты в землянке любили петь, порой пели так громко и вдохновенно, что затухали свечи.

Вот и третий госпиталь позади, ранения и контузии всё чаще напоминают о себе, но путь солдата ещё не завершён. После окончания боевых действий в Европе, Николай Иванович был направлен на Восточный фронт для участия в разгроме Квантунской армии. Венцом его ратной дороги стала медаль «За победу над Японией». На долгие годы сохранит Николай Иванович в сердце своём фронтовое братство, воспетое во многих стихах и песнях, но дороже всего для него останутся незатейливые строки из песни «Три танкиста, три весёлых друга».

Шесть долгих лет Николай Иванович не видел родных мест, сколько раз жизнь его висела на волоске, сколько замечательных однополчан не вернулось домой, а его как бы хранила судьба, на Родине ждала школа. Вернувшись, он вновь окунулся в пучину школьных дел, работал директором Ильинской, а затем Батуринской семилетних школ. Здесь, в Батурино, он встретил будущую жену, тоже учительницу Орлову П.А. В 1951 году они поженились и прожили в любви и согласии почти 20 лет, вырастив трёх замечательных сыновей.

Однажды Николай Иванович по делам приехал в Турку, до этого он никогда здесь не был, и так понравился ему этот небольшой посёлок на берегу Байкала, что вскоре, когда подыскивалась кандидатура на место директора школы в Турке, Николай Иванович выразил своё желание здесь работать. Это был 1953 г. в Турке открылась семилетняя школа. В августе, перед началом учебного года приехали Соколовы всей своей семьёй с маленьким сыном на руках, а второй появится через два месяца спустя, сгрузили свой нехитрый багаж возле школьного барака и стали устраиваться на новом месте. Кроме них, в этом «учительском общежитии», а попросту бараке, проживало ещё две учительские семьи и 5 молодых учителей.

Школа находилась тут же рядом, на берегу Байкала. Под руководством Николая Ивановича находилось более десятка учителей и около четырёхсот учащихся. С чего же нужно было начинать? Директорство для него было уже привычным делом, но здесь он испытывал чувство ответственности за всё происходящее, не покидало ощущение, что это и есть его последний причал.

Николай Иванович внимательно осмотрел здание школы, все классы и коридоры, потолки, определил, где требуется ремонт, хорошо, что время до начала учебного года ещё имелось. Одна из важных хозяйственных задач директора в те времена -была заготовка дров. Отопление было печное, в каждом классе была печь, ночью сторожа хорошо протапливали, а днём дети занимались в тёплых классах.

Николай Иванович заключил договор с руководством леспромхоза об обеспечении школы дровами, дрова привозили на школьный двор, здесь школьники с учителями во внеурочное время кололи и укладывали дрова в поленницы. Николай Иванович хозяйственные вопросы предпочитал решать сам, не перекладывал их на плечи других, сам на грузовой машине ездил за дровами, цементом, сам зачастую выступал в роли грузчика, глядя на него, коллеги молча присоединялись к работе, все знали, что здоровье у Николая Ивановича неважное, но не смотря на это обстоятельство, он хватался за все дела. Помимо хозяйственной и административной деятельности Николай Иванович большое внимание уделял культурно-просветительской работе, а именно организации культурного досуга учащихся и учителей.

Здесь Николай Иванович оказался незаменимым организатором и исполнителем, его природные способности как нельзя пришлись кстати. Сам он прекрасно играл на баяне, пел, руководил школьным хором, организовал драмкружок, кружок декламации. К каждому празднику учащиеся под руководством Николая Ивановича готовили спектакли, концерты, с которыми выходили на родительские собрания не только в Турке, но и соседних сёлах. Николай Иванович вёл большую общественную работу, он был депутатом поселкового и районного советов, на совещаниях он неоднократно ставил вопрос о строительстве средней школы в Турке, часто по делам отлучался из дома.

Ещё в годы войны Николай Иванович вступил в Коммунистическую партию и до конца своих дней оставался активным её членом. Однажды, это было в марте 1956 года, Николай Иванович вернулся с партийного собрания в 2 часа ночи (!) взволнованный, много курил, тогда впервые страна заговорила вполголоса о последствиях «культа личности». Николай Иванович по долгу службы и призванию был лектором-пропагандистом, он постоянно выступал не только перед родителями, но и рабочими леспромхоза с самыми разными темами, и воспитательными, и международными.

Во главе с директором школы коллектив учителей пешком выходил с разъяснительной и воспитательной работой в деревни Исток, Соболиха. Здесь они проводили собрания, обходили учащихся по домам, оставались на ночлег, а утром с песнями и шутками   возвращались   домой.   Отношения   с   коллегами строились на доверии и взаимном уважении. Николай Иванович был удивительно сдержанным человеком, как на работе, так и в семье, своего порой невесёлого настроения и самочувствия никому не показывал. Спустя много лет, учителя, работавшие с Николаем Ивановичем отметят его сердечность, порядочность и редкое человеческое обаяние.

Раны и контузии, полученные на войне, всё чаще напоминали о себе, ухудшился слух, голос, когда-то сильный и красивый, стал глухим, по ночам мучил кашель... Но он работал также много, читал запоем и продолжал... учиться. Будучи уже зрелым человеком в возрасте 44-х лет он заочно закончил Педагогический институт. По специальности русский язык и литература.

Из воспоминаний В.Г. Хлескиной: «Его уроки очень любили дети, Николай Иванович проникновенно читал стихи, прозу, терпеливо выслушивал ответы учащихся. Однажды я отвечала на уроке, читала басню «Осёл и соловей», выучила я её хорошо, но вдруг разволновалась, слова забываю, говорю медленно, испугалась не на шутку, думаю сейчас посадит меня и «2» поставит, а он слушает внимательно и по-доброму кивает головой. Он видно понял моё состояние, по окончанию басни похвалил меня за старание и поставил «5». Эту пятёрку я запомнила на всю жизнь».

Шесть лет руководил Николай Иванович семилетней школой в Турке, от момента её основания до создания средней школы. Заметно изменился облик Турки, всё больше детворы приходит в школу. За эти годы Туркинская семилетняя школа стала одной из лучших в районе, занимала призовые места по учебным, спортивным, культурным направлениям, её выпускники разъезжаются по разным уголкам страны, храня в сердце любовь и признание школе и лично Николаю Ивановичу. После создания в Турке средней школы в 1959 году Николай Иванович работал завучем, а затем учителем русского языка и литературы и только закончив заочно институт, он вновь возглавил уже среднюю школу. Но по настоящему развернуться на новом месте не дала болезнь, из-за неё в 1968 году он был

вынужден уйти с директорства и последние два года своей жизни работал рядовым учителем.

За свою многолетнюю педагогическую деятельность Николай Иванович неоднократно отмечался наградами Министерства Просвещения РСФСР, Президиумом Верховного Совета Бурятии, партийными и хозяйственными организациями. В 1965 г. Николай Иванович был удостоен звания «Отличник народного Просвещения».

Николая Ивановича не стало 15 апреля 1970 года. Ему было всего 51 год. Его смерть явилась тяжёлой утратой не только для жителей Турки, но всего Прибайкальского района. Вдове Николая Ивановича с разных уголков республики и страны приходили телеграммы и письма с соболезнованием.

В эти дни, один из коллег Николая Ивановича, написал стихи, выразив общую боль учителей, школьников, родителей и общественности.

 

Тает снег... Весна настала

Громко капают капели.

 В эти дни Его не стало,

 Он ушёл от нас в апреле.

 Ждал весны и не дождался,

Раньше времени угас.

 Знать удел такой достался

И теперь уж он для нас

 «Трёх танкистов» не споёт,

Не сыграет на баяне.

 От Онегина к Татьяне

Он посланье не прочтёт.

Он для многих был Учитель,

 Многим в жизнь путёвку дал.

Так постойте... помолчите

Он для вас бессмертным стал.

 

Вдова Николая Ивановича П.А. Орлова продолжила воспитание троих сыновей. Все трое: Андрей, Владимир, Олег пошли по стопам родителей, получили педагогическое образование; Андрей - спортфак, Владимир - истфак, Олег - индустриально-педагогический. А в прошлом году студенткой Педагогического университета филологического факультета стала Соколова Татьяна Олеговна, внучка Николая Ивановича...

 

 

 

 

Каждый год тысячи выпускников покидают стены российских школ и выбирают себе будущую профессию. И кто-то обязательно захочет стать учителем. Сложен его путь. И совсем неплохо представить его заранее.

А главное - понять, каким должен быть человек, чтобы учить, наставлять новое поколение. Великое счастье встретить Учителя, который учит доброте, справедливости, честности, ответственности. Учит быть Человеком. Великое счастье - стать Учителем.

Минуют года, века. Неузнаваемой станет жизнь, исчезнут многие сегодняшние профессии, но, пока, существует человечество, сохранится на Земле высокое звание - Учитель!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 2640

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -