Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Уроки судьбы профессора Батуева Б.Б

29 марта 2012
Уроки судьбы профессора Батуева Б.Б

Гуржапова Д.Д., руководитель Информационно-краведческого центра Загустайской средней общеобразовательной школы Селенгинского района

 

Из доклада на международной НПК, посвящённой памяти Б.Б Батуева.

 

(ВСГАКИ, 2007 год.)

 

Уроки судьбы профессора Батуева Б.Б.

 

Наш мир многолик и противоречив, но все развитие человеческой цивилизации ведет квсе более возрастающему единству мира, взаимозависимости мирового сообщества, поэтомуимперативы времени настоятельно диктуют необходимость поиска общих основ, духовных ценностей, которые помогут в жизненном самоопределении подрастающего поколения.

 

Убедительное свидетельство этого процесса - организация международных научно-практических конференций «Актуальные проблемы истории и культуры народов Азиатско-Тихоокеанского региона», «История Азиатской России в культурном пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона».

 

Изучение биографии Батуева Бато Бадмаевича показывает, что это очень символично, так как вся его жизнедеятельность основана на вере в то, что история является универсальным и надежным источником конструктивного диалога, взаимопонимания между народами и их культурой. О масштабах и громадности совершенного Бато Бадмаевичем в различных областях человеческой деятельности красноречиво свидетельствуют данные, изложенные в Биобиблиографическом указателе под редакцией Р.И. Пшеничниковой, воспоминания его коллег и учеников.

 

История каждого народа притягательна известными именами, такими, как имя Батуева Б.Б., так как его жизнь, является сама по себе глубоким культурным и общественным делом - уроком бескорыстного служения истине, просвещении людей, а его творческое наследие способствуетинтеграции в окружающий мирподрастающего поколения на основе использования общечеловеческой системы ценностей.

 

Какими станут наши дети, когда вырастут, как используют свои природные способности? Во зло или на благо другим людям? Ведь такие качества, как доброта, честность, трудолюбие, стремление посвятить себя служению своему народувоспитываются под сложным воздействием многих жизненных факторов.

 

Практика работы Загустайской средней общеобразовательной школы, которая заслуженно, гордится своим выдающимся выпускником Б.Б. Батуевым, показывает, что одним из самых оптимальных и эффективных методов воспитания у своих питомцев общественно-значимых социальных установок является обращение к истории жизнедеятельности своих выпускников.

 

Многогранная деятельность нашей школы направлена на то, чтобы учащиеся постоянно ощущали сопричастность к событиям дней давно минувших, осознавали себя звеном в цепи поколений и понимали, что увековечивание имен своих выпускников - это долг и дело нашей гражданской совести. Наблюдения показывают, что вызывают большой интерес у школьников рассказы об особенностях социализации,то есть «процессе усвоения социального опыта, норм, ценностей, ролей.»(10,с.8), предшествующих поколений загустайцев.

 

Сегодня, когда в обществе наблюдается процесс девальвации нравствено-этических ценностей, необходимо обратится к урокам судьбы Батуева Б.Б., яркая и успешная жизнь которого служит примером социально-ответственного поведения, поэтому заключает особый нравственный смысл.

 

В каждом краю свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание. Одним из таких феноменов, оказавшим влияние на судьбу Бато Бадмаевича и многих других достойнейших выпускников является деятельность Загустайской средней школы. По ходатайству населения отдел народного образования Бурятской национальной Думы в городе Чите утвердил открытие Загустайской начальной школы с первого сентября 1918 года и в самый разгар гражданской войны в доме одного из жителей Загустая за парты, сделанные руками родителей сели более 70 юных загустайцев.

 

В своей работе «Наша школа» Бато Бадмаевич, со свойственной ему скромностью, не упоминает о том, что когда в 1933 году он поступил в первый класс, то знал все буквы латинского алфавита и его через некоторое время перевели во 2 класс. Об этом рассказал юнкорам-краеведам Информационно-краведческого центра Загустайской средней школы Бадмаеву Саше и Тельновой Ане в декабре 2006 года Пурбуев Бимба Батуевич, ветеран Великой Отечественной войны и педагогического труда. Также он вспоминал: «когда ребятишки играли, возились на переменах во дворе школы, Бато обычно внимательно наблюдал за этой возней или читал». Интересно упоминание Бимбы Батуевича о том, что в школе Батуев Бато был лучшим учеником по математике и его учитель математики и классный руководитель в 8-10-х классах Найданов Радна Цыретарович, Заслуженный учитель БМАССР долго сокрушался по поводу того, что его любимый ученик стал не математиком, а историком. Во время учебы Бато Бадмаевича школа располагалась в селе Арбузово - центральной усадьбе колхоза им. Сталина, который позже стал называться колхозом имени Ленина.

 

В своей работе о родной школе Бато Бадмаевич писал: «Нам, четвертым выпускникам выпала доля учиться в 10 классе в трудный первый год Великой Отечественной войны. Мы, тухумские ребята, полуголодные, вынуждены были ходить в школу ежедневно на расстоянии 3-4 км. Трудно приходилось всем, и учителям, и ученикам.…В июне 1942 г. состоялся наш выпуск. В марте 1942, когда на фронте дела сталихуже… призвали в армию ребят 1923г. рождения. Из нашего 10-го класса были призваныДансорунов Пурбо, Бадмадоржиев Будажап, Цыбденов Цыденеши, Лодоев Данзан, Гатапов Жамсаран, Бамбаров Александр».

 

В те годы большинство школьников не смогли получить полного среднего образования по разным причинам и в Загустайской средней школе продолжали учебу самые настойчивые и одаренные ребята со всего Селенгинского района, территория которого охватывала «территории нынешних Селенгинского, Джидинского, и части Иволгинского района». Свою работу «Наша школа» Бато Бадмаевич заключает емкой и выразительной фразой: «Школа дала нам основу, базу для дальнейшей учебы, работы».

 

О том, что уроки судьбы Бато Бадмаевича - это уникальная ценность, источник для поиска и находок фактов и событий из его биографии, способных сформировать мировоззренческие установки подрастающего поколения свидетельствует следующий его поступок. Когда один из близких родственников, занимавший высокую государственную должность республиканского уровня предложил Бато «сделать бронь» от призыва в ряды Красной Армии, то он отказался. В январе 1943 года,когда Бато Бадмаевича призвали в Красную Армию ему не было и 18 лет.

 

В своих воспоминаниях о М.М. Сахьяновой Бато Бадмаевич писал: «характер, человеческие качества любого человека доподлинно проявляются им соответственно, сообразно, с разными обстоятельствами, в которые он попадает» Этот поступок совсем юного Батуева Бато показывает, каким был уже тогда его характер и сила духа.

 

В полной мере относятся к Бато Бадмаевичуи его сверстникам слова Президента В.В. Путина в недавнем послании Федеральному Собранию: «Победа была достигнута не только силой оружия, но и силой духа всех народов, объединенных в то время в союзном государстве».

 

Ждут своего исследователя страницы его судьбы в годы ВОВ, когда он в должности командира взвода доблестно сражался, освобождал Румынию и Болгарию. Несомненно одно, что в этих боях за Родину укрепились идейно-нравственные устои личности БатоБадмаевича - тот крепкий «заквас», который он выстрадал собственной судьбой икоторым оставался, привержен до конца своих дней. О том, что он был бесстрашным борцом за торжество правды и справедливости свидетельствуют эпизоды из его судьбы, приведенные в работе Л.В. Кураса«Слово об учителе». Автор повествует о том, какв 1946 году студент 1-го курса истфака Бурятского пединститута Батуев Б.Б. выступил в защиту одного из преподавателей, обвиненного в антипартийной деятельности. После ночных проработок в кабинете секретаря ОК комсомола он был исключен из комсомола.Л.В. Курас пишет: «Благодаря принципиальности мужественной женщиныЕ.А.Вампиловой, директора института, он остался студентом и в 1949 году окончил институт». Те, кто знаетисторию того времени поймут,что означало такое обвинение, и какого мужества, принципиальности требовалтакой поступок.

 

ДалееЛ.В. Курас пишет о том, что после письмав ЦК партии Г. Маленкову, котором Батуев Б.Б., учитель Ново-Селенгинской средней школы Селенгинского аймака«высказал свое несогласие с решением бюро Бурятского ОК ВЛКСМ ему пришлось познакомиться с начальником райотдела МГБ». В 1952 году он вступил в партию, так как ЦК ВЛКСМвосстановил его в рядах комсомола с сохранением стажа.

 

В подтверждение своей веры в силу, жизнеспособность и необходимостьк обращениям урокам судьбы Бато Бадмаевича Батуева приведу мнение по этому вопросу Н.Я. Эйдельмана, известного писателя-историка, публициста. Он настаивал на том, что «потребность в человеческой истории не проходила никогда, и в наше время есть возможность для такой науки: мы говорим не о возвращении к былому, простодушному бытоописанию, а к личностной истории,опирающейся на научные завоевания последнего столетия».

 

В день смерти Эйдельмана Юрий Щекочихин написал: « ...мы потеряли нашего великого современника». Эти слова в полной мере относятся к Бато Бадмаевичу, личность которого «есть проявление совокупности исторических, национальных, культурных качеств, и индивидуальных свойств и соединяет в себе индивидуальное, национальное, общечеловеческое». Удивительный сплав талантов проявлялся в различных сферах деятельности, во всем к чему бы не прикасался «великий наставник не только молодых педагогов и студентов, но и всего коллектива». Можно представить какую школу объективного исследованияисторических процессов, служения науке, самореализации, самоопределения прошли ученики, коллеги Бато Бадмаевича, если обратимся к следующим воспоминаниям.

 

Л.В. Курас в выше указанной работе пишет: «многолетние обдумывание принципиальной проблемы, постоянная работы мыслив этом направлении - основа его творчества. Отсюда монолитность общей линии поиска при всем многообразии путей, отсюда и поразительная целеустремленность, проходящую сквозь десятилетия. ... Рабочий день Бато Бадмаевича был рассчитан до минимумас железной последовательностью».

 

Также Л.В. Курас приводит пример, которыйпреподает урок целеустремленного поиска истины воссоздания неизвестных или малоизвестных страниц в истории Сибири. Автор пишет о том, что сбору и обработке материалов и документов в сборник «Национальное движение в Бурятии в 1917-1919гг»Батуев Б.Б. посвятил почти 40 лет и далее заключает: «сборник уникален, он не имеет аналогов не только в России, но и на территории бывшего СССР».

 

В работе «Вопросы национально-государственного строительства в трудах профессора Б.Б. Батуева, один из его учеников В.Н.Качанов об истории создания брошюры «Мария Михайловна Сахьянова. Страницы политической биографии написал: «Автор на протяжении многих лет готовил эту работу, складывая из крупиц документов, свидетельств и рассказов очевидцев, впечатлений от личных встреч с Марией Михайловной». Также, в подтверждении данной мысли приведу фразу Бато Бадмаевича по этому вопросу: «...Мои воспоминания написаны на основе только того, что я достоверно помню (вплоть до отдельных слов и выражений), в них нет ничего приблизительного, по догадке (в смысле: так должно быть), выдуманного».

 

В современных условиях каждый мыслящий человек осознает опасность межэтнических, межрелигиозных конфликтов, угрожающих благополучию каждого человека и народа, выживанию человечества. В связи этим становится очевидной актуальность обращения к биографии и творческому наследию Батуева Б.Б., поскольку, деятельность Бато Бадмаевича, на наш взгляд, была направлена на достижение межнационального взаимопонимания и согласия, диалога культур народов Сибири. Н.Л. Жуковская, раскрывая содержание вопроса о национальной идее, пишет: «То, чем жил всегда данный народ и что было заложено в его систему ценностей (труд, гордость за свою историю и культуру, нравственный кодекс общества, почитание предков, стремление жить в разумном равновесии с природой ),… создает предпосылки для того, чтобы не потеряться и не раствориться в сложном современном мире с его попытками все унифицировать и стандартизировать».Л.Г.Орлов в одной из своих работ приводит пример благоразумного отношения Бато Бадмаевича к обсуждению тезиса «о собирании бурятских земель» : «К чести Бато Бадмаевича, … он не посчиталнужным присоединять свой голос в отстаивании этих опасных в смысле межнационального общения и во многом утративших историческую актуальность политических вопросов».

 

В своем приветствии к участникам Международногосимпозиума «XXIвек: диалог цивилизаций и устойчивое развитие» Л.В. Потапов отметил, «…что в Бурятии накоплен исторический опыт взаимодействия культур, межнационального согласия и диалога цивилизаций». Следует отметить, что немалое значение в развитии этого процессаимела и будет иметь деятельность Батуева Б.Б., посколькувся жизнь Бато Бадмаевича являет уроки толерантного мышления, благоразумия, мудрости, на основе ответственного отношения в судьбе родного народа и народов Сибири и свидетельствует об огромном даре его исторической интуиции и предвидения.

 

Один из великих мыслителей нашего времени - Далай-лама XIV, которого Д.Кугультинов назвал величайшим философом современности, по данной проблеме высказал следующее мнение: «Народам нашей Земли пришло время учиться преодолевать расовые, культурные и идеологические различия и относится друг к другу с пониманием».

 

Анализ творческого наследия, воспоминаний его коллег и учеников свидетельствуют также и о том, какие уроки «классического историографического анализа», уважения к труду своих предшественников на историческом поприще кроются в работахБато Бадмаевича. В предисловии к работе «Очерк истории Селенгинских бурят», созданной Бато Бадмаевичемв соавторстве с И.Б. Батуевой, отмечается значение трудов дореволюционных, советских ученых, посвященных проблеме происхождения бурятского этноса и его развития на протяжении последнихстолетий. Авторыподчеркивают: «Их усилиями многое в давней и сравнительно недавней истории нашего народа стало достоянием науки, широких слоев населения»

 

Мы разделяем мнение Л.Г. Орлова, который в своей работе уделил этому вопросу большое внимание и на примере монографии «Буряты вXVII-XVIIIвв.» раскрывает особенности системы работы Бато Бадмаевича. Он пишет: «Автор анализирует, прослеживает опубликованную его предшественниками научную литературу по теме монографии почти за столетие, рассматривает важные дискуссии по проблеме … В «обзоре…»можно встретить точные и емкие авторские оценкиисторических трудов, портреты их авторов, … В этом можно видеть знак уважения профессора Батуевак своим предшественникам, их усилиям на поприще истории».

 

Все вышеизложенное убеждает в том, что Бато Бадмаевич с полным правом мог высказать фразу, принадлежащую В.Г. Короленко:«И после многих горьких мыслей я сказал себе: дело не в близком успехе, дело в честном стремлении… Есть все- таки несомненное, незыблемое, вечное, чему стоит и надо служить без вопроса о скором успехе... Эти незыблемые маяки - истина, право, справедливость».

 

В.С. Соловьев, сын знаменитого историка С.М. Соловьева, автора монументальной «Истории России с древнейших времен», писал: «Задача образованного класса, относительно народа состоит не в том, чтобы его подтягивать и эксплуатировать,а также не в том, чтобы ему поклоняться и уподобляться, а в том, чтобы приносить ему действительную пользу, заботясь, чтобы он был просвещеннее и счастливее».

 

Изучение творческого наследия Бато Бадмаевича показывает, что личность автора и содержание его работ связаны самым тесным образом, в них отражаются не только события и факты, но также его личностная природа (черты характера, желания, способности, цели). Например, его работы «Воспоминания о М.М. Сахьяновой», «Наша школа» и ряд других трудов оказали на меня, моих учеников и коллегочень сильное эмоциональное воздействие.Мне хочется отметить, что произведения Бато Бадмаевича можно не просто читать, глубоко проникая в смысл, но и наслаждаться его мастерством в выборе выразительныхлексических средств и учиться потрясающей логике развертывания темы. В этих работах ощущаются огромные душевные усилия, направленные на будущего читателя,неординарность мышления и энергии убеждений, просветительские устремления, основанные на уникальном сочетаниимаксимальной точности в изображении подлинных событий с выражением собственной их оценки.

 

Батуева Б.Б. можно по праву назвать великимгуманистом - просветителем, так как его идеи подчинены в сущности, одной - единственной высокой цели: «Духовному облагораживанию человека, призванного возвыситься над сиюминутными, суетными слабостями собственной природы, дабы как можно разумнее и душевнее самореализовать свое назначение в жизни».

 

Судьба Б.Б. ориентирует нас на образ жизни, основанной на нравственной связи между способом действия и мышления, когда мотивы и стимулы повседневного поведения становятся выражением сознательного нравственного выбора в соответствии с общечеловеческими ценностями. Уроки судьбы Б.Б. Батуева несут в себе заряд социальной активности и исторического оптимизма, помогая устоять и выжить духовно. Духовный потенциал, запас прочности его наследия рассчитан не на одно столетие, так как является хранителем нравственного генофонда народов Сибири.

 

По Н.Я. Эйдельману «Вклад человека в культуру это не только творение его рук и мыслей,но и сама его личность. Биографии крупнейших, великих деятелейпрошлого - культурное явление высокого порядка, продолжающееся в веках». Личность Батуева Б.Б.,- тоже достояние культуры, по которому потомки будут судить о нашем веке, так как Бато Бадмаевич, как сильная личность, обладал искусством оставаться самим собой, был всегда верен своим жизненным принципам, в основе которых глубокие научно выверенные убеждения.

 

Такие люди, как Бато Бадмаевич являются мерилом достоинства народа, его культуры, положения среди других народов, поэтому уроки его судьбы требуют более детального и системного изучения, которое должно стать достоянием широких слоев населения.

 

Просмотров: 2280

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -