Чтобы лучше обозреть окрестность, надо подняться на высоту. Чтобы лучше увидеть человеческую судьбу, надо спуститься к её «подножию». Иначе рискуешь многого не увидеть.
Судьба человека, о котором пойдет рассказ, простирается между двумя главными точками отсчета: сын малограмотного крестьянина-бурята и доктор психологических наук.Колхозный счетовод и полковник Советской Армии. Колхозный бухгалтер и начальник группы научных сотрудников, автор научных книг, изданных в СССР и за рубежом.
В этом – жизнь Бориса Цыреновича Бадмаева. Такой поворот не объяснить простым стечением обстоятельств. Несколько условий служили верно его большим и малым успехам, эта обстановка, которая дала ему все возможности найти свое призвание. Имя ей – Советская власть. Это полная отдача долгу коммунистов. Имя ей – трудолюбие. Это то, без чего не может состояться ученый. Имя ему – научный поиск.
В его жизни нет ничего такого, чему можно удивляться. В его жизни время оставило следы, которые есть в миллионах судеб.
Борис (Бубнэй) Цыренович Бадмаев родился 9 февраля 1926 года в селе Баянгол Баргузинского района в многодетной крестьянской семье старшим сыном Цыренова Бадмы Боболоевича, из рода hэнгэлдэр дунда борьбоншо, который погиб на фронте в 1941 году под Курском. Мать Батсо умерла в 1938 году вскоре после рождения Володи - седьмого ребенка. Рано осиротевших детей воспитала и вырастила замечательная женщина, великая труженица – бабушка, которая была неродной матерью их погибшего на войне отца.Все дети Бадмаевых были очень способными, отличниками в учебе. Борис окончил Баянгольскую семилетнюю школу в 1941 году на «отлично» и начал работать в колхозе им. Карла Маркса бухгалтером.
В 1944 г. он был призван на действительную военную службу, которой отдал почти 40 лет своей жизни. Курсант учебного танкового полка Б.Ц. Бадмаев в 1946 г. поступил в Ярославское военно-политическое училище и закончил его с отличием. Во время службы он также экстерном окончил вечернюю среднюю школу с золотой медалью. Потом — Семипалатинский полигон, участие в первых испытаниях ядерного оружия. Здесь он встречался с И.В. Курчатовым, который, безусловно, повлиял на выбор будущей профессии ученого.
В 1955 г. Борис Цыренович поступил в Военно-педагогический институт им. М.И. Калинина, а в 1958 г. — сразу на III курс педагогического факультета Военно-политической академии им. В.И. Ленина. После ее окончания он преподавал в военных училищах Украины, Волгоградской области, а в 1962 г. поступил в адъюнктуру (аспирантуру) родной академии в Москве. Именно там Б.Ц. Бадмаев выполнил первые научные исследования, завершившиеся в 1963 г. защитой диссертации с присуждением ученой степени кандидата педагогических наук по психологии.
Далее — преподавательская деятельность вЛенинградской Военной академии связи и Военно-политической академии им. В.И. Ленинана кафедре психологии и педагогики. С 1971 по 1977 г. Б.Ц. Бадмаев возглавлял специально созданную при Министерстве обороны группу научных сотрудников по разработке проблем педагогики и психологии для Вооруженных Сил СССР. В 1972–73 гг. под руководством Б.Ц. Бадмаева в соответствии с Директивой начальника Генерального штаба МО СССР в Вооруженных Силах проводился широкомасштабный эксперимент по обучению различных категорий специалистов по методикам, разработанным на основе теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Впоследствии десять экспериментальных методик обучения воинов-специалистов (телеграфистов, локаторщиков, гидроакустиков, авиационных механиков и др.), созданных Группой, вошли в официальные руководящие документы и были внедрены в практику массового обучения в Советской Армии и Военно-Морском Флоте.
В период с 1972 по 1990 г. деятельность ученого также была связана с консультационной и преподавательской работой в ГДР, ЧССР, СРВ и на Кубе. В 1977 г. Б.Ц. Бадмаев был назначен начальником группы в Управление социально-психологических исследований Института военной истории МО СССР. Тогда же вышла в свет его книга “Социально-психологические особенности соревнования”. Докторскую диссертацию, посвященную психолого-педагогическим проблемам обучения специалистов Вооруженных Сил, он защитил в 1981 г. в ВПА, а в 1983 г. ему было присвоено ученое звание профессора. В том же году была опубликована книга “Выступление, беседа — всегда общение”, посвященная психологическим аспектам публичных выступлений.
Б.Ц. Бадмаев продолжает активную научно-педагогическую деятельность и после увольнения из рядов ВС СССР в запас: сначала в Академии общественных наук при ЦК КПСС (1983–1991), затем в Гуманитарной академии (1992–1994) и Московском городском педагогическом университете (1995–1999).В течение последних 15 лет Борис Цыренович входил в состав докторских и кандидатских специализированных ученых советов Академии государственной службы при Президенте РФ, Военного университета, Московского городского педагогического университета и др.
К числу основных фундаментальных работ ученого можно отнести учебно-методическое пособие для студентов вузов “Психология: как ее изучить и усвоить” (М., 1997), принципиальная новизна которого заключается в том, что впервые в методической литературе реализован принцип деятельностного подхода к самостоятельному изучению психологии как учебной дисциплины. Примечательно, что автором рассматривались не только традиционные учебные предметы психологического цикла, но и ранее не изучавшиеся в педагогических вузах юридическая и медицинская психология. Психологические основы быстрого и качественного обучения выполнению различных видов деятельностей, входящих во многие профессии, раскрываются в монографии “Психология и методика ускоренного обучения”(М., 1998).
Повышение эффективности обучения взрослых людей особенно актуально в современных условиях социально-экономического реформирования государственной системы. Недопустимо доучивание или переучивание специалиста на рабочем месте из-за того, что его когда-то недоучили. Так как при этом все усилия направлены на улучшение деятельности обучающего (преподавателя, мастерапроизводственного обучения, методиста),но не наоптимизацию умственной деятельности обучаемого.
Разработанные Б.Ц. Бадмаевым, его коллегами и учениками методики ускоренного обучения, не требующие дополнительных дорогостоящих технических средств обучения, уже используются на практике и дают хорошиерезультаты в различных отраслях народного хозяйства, таких как атомная и тепловая энергетика, цветная металлургия и т.д. При этом обеспечивается высочайшее качество подготовки специалистов — от 95 до 100% обученных сразу могут работать как высококвалифицированные профессионалы.
Вот некоторые отзывы об авторе книг, взятые из Интернета:
Анатолий: Автора я знал, он был моим наставником в области педагогической психологии. Равных этой книге пока нет. В книге есть описание и моего эксперимента. Борис Циренович был проводником идей профессора МГУ П.Я. Гальперина в Советской Армии. Жаль, что опередив время,он и Гальперин ушли от нас, из жизни...
Бадмаев Борис Владимирович: Дядя был замечательным человеком, жаль мало общался с ним при жизни, некоторые методики пробовал использовать в практике воспитания и обучения солдат.
v_o_ss: Книги Бадмаева Бориса Циреновича помогли мне подготовиться к экзаменам по педагогической психологии. Рекомендую студентам психологам и педагогам.
Как военный врач, он оказал влияние на своих 2 приемных сыновей и 3 родных племянников – все они стали офицерами.
Моя свекровь, Эрдыниева Сэсэг Сангаевна, учитель начальных классов, ветеран педагогического труда, ныне проживающая в с.Баянгол, является родной сестрой Бориса Цыреновича. Ещемаленькой девочкой она была отдана на воспитание в семью Эрдыниева Санги Пилдановича, родственника Бадмаевых.
По ее словам, брат Борис был немногословным, скромным, простым в общении человеком. Во время отпусков он приезжал в родное село Баянгол, встречался со своими родственниками, бывшими одноклассниками, друзьями и знакомыми.
Помню жаркий июньский день 1998 года. Это была, к сожалению, последняя встреча с нашим «московским» дядей, Борисом Цыреновичем – «нагаса» моего супруга Жаргала Павловича на его малой родине в с.Баянгол. Вместе с родственниками и друзьями он поклонился «Буха шулуун», побывал на журчащей и каменистой речке Ине, вдохнул аромат и свежесть лугов родных степей.
28 ноября 2001 г. скоропостижно скончался Борис Цыренович Бадмаев – доктор психологических наук, академик Международной академии информатизации, профессор факультета психологии Московского городского педагогического университета, полковник запаса. Вся его жизнь была посвящена экспериментальным и теоретическим исследованиям психологических закономерностей обучения. Творческое наследие ученого – около 200 научных публикаций, в том числе более 20 монографий, учебников и учебно-методических пособий, а также два изобретения.
Б.Ц.Бадмаев не успел завершить все начатое. Надеемся, что все же выйдут в свет написанные им работы: «Практикум по медицинской психологии» для студентов немедицинских вузов, двухтомник «Методика преподавания психологии», методические советы студенту «Как самостоятельно работать с научной литературой по психологии», «Психология и методика профессионального обучения».
Остались многочисленные ученики и последователи Большого Ученого. И пусть их девизом станут слова Бориса Цыреновича Бадмаева: «Теория только тогда чего-нибудь стоит, когда служит практике».
Перефразируя слова своего учителя Б.Ц.Бадмаева, старший лейтенант В.Баранец в статье «Логика долга» пишет: «Ученый лишь тогда чего-нибудь стоит, если он служит прогрессу науки». Он, безусловно, прав, и мы с ним согласимся.
Он жил в науке. Наука жила в нем. Таковы были его жизненные запросы и потребности.
Славный сын земли Баргузинской, один из крупнейших ученых с мировым именем Борис Бадмаев, оставил после себя не только преобразованный им и трудом его соратников мир науки, но и единственное и полезное, что можно оставить потомкам и идущим следом – собственный пример, метод и образ жизни, которые лучами путеводной звезды горят над степью и в душе всех, кто помнит и знает о нем.
Использованная литература:
Баргузин, информационный вестник совета землячества «Баргузин», выпуск №13, февраль 2011 г.
Очиров С.Д., Дампилова Л.С. Баян даа тγрэл нютагнай. Улаан-Yдэ.1999 он.
Потхоев С.У. Мы – из Баргузинской долины. Улан-Удэ, 2004 г.
Чимитцыренов В.Д. Родословная баргузинских бурят. Улан-Удэ, 2009 г
В.Баранец. Газета «Ленинец» военно-политической академии.
http://apd.dn.ua/badmaev-boris-cirenovich.html
Автор: Раднаева С.Б.
Комментарии