Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

От колхозного бухгалтера до доктора психологических наук

22 марта 2012
От колхозного бухгалтера до доктора психологических наук
От колхозного бухгалтера до доктора психологических наук

Чтобы лучше обозреть окрестность, надо подняться на высоту. Чтобы лучше увидеть человеческую судьбу, надо спуститься к её «подножию». Иначе рискуешь многого не увидеть.

 

Судьба человека, о котором пойдет рассказ, простирается между двумя главными точками отсчета: сын малограмотного крестьянина-бурята и доктор психологических наук.Колхозный счетовод и полковник Советской Армии. Колхозный бухгалтер и начальник группы научных сотрудников, автор научных книг, изданных в СССР и за рубежом.

 

В этом – жизнь Бориса Цыреновича Бадмаева. Такой поворот не объяснить простым стечением обстоятельств. Несколько условий служили верно его большим и малым успехам, эта обстановка, которая дала ему все возможности найти свое призвание. Имя ей – Советская власть. Это полная отдача долгу коммунистов. Имя ей – трудолюбие. Это то, без чего не может состояться ученый. Имя ему – научный поиск.

 

В его жизни нет ничего такого, чему можно удивляться. В его жизни время оставило следы, которые есть в миллионах судеб.

 

Борис (Бубнэй) Цыренович Бадмаев родился 9 февраля 1926 года в селе Баянгол Баргузинского района в многодетной крестьянской семье старшим сыном Цыренова Бадмы Боболоевича, из рода hэнгэлдэр дунда борьбоншо, который погиб на фронте в 1941 году под Курском. Мать Батсо умерла в 1938 году вскоре после рождения Володи - седьмого ребенка. Рано осиротевших детей воспитала и вырастила замечательная женщина, великая труженица – бабушка, которая была неродной матерью их погибшего на войне отца.Все дети Бадмаевых были очень способными, отличниками в учебе. Борис окончил Баянгольскую семилетнюю школу в 1941 году на «отлично» и начал работать в колхозе им. Карла Маркса бухгалтером.

 

В 1944 г. он был призван на действительную военную службу, которой отдал почти 40 лет своей жизни. Курсант учебного танкового полка Б.Ц. Бадмаев в 1946 г. поступил в Ярославское военно-политическое училище и закончил его с отличием. Во время службы он также экстерном окончил вечернюю среднюю школу с золотой медалью. Потом — Семипалатинский полигон, участие в первых испытаниях ядерного оружия. Здесь он встречался с И.В. Курчатовым, который, безусловно, повлиял на выбор будущей профессии ученого.

 

В 1955 г. Борис Цыренович поступил в Военно-педагогический институт им. М.И. Калинина, а в 1958 г. — сразу на III курс педагогического факультета Военно-политической академии им. В.И. Ленина. После ее окончания он преподавал в военных училищах Украины, Волгоградской области, а в 1962 г. поступил в адъюнктуру (аспирантуру) родной академии в Москве. Именно там Б.Ц. Бадмаев выполнил первые научные исследования, завершившиеся в 1963 г. защитой диссертации с присуждением ученой степени кандидата педагогических наук по психологии.

 

Далее — преподавательская деятельность вЛенинградской Военной академии связи и Военно-политической академии им. В.И. Ленинана кафедре психологии и педагогики. С 1971 по 1977 г. Б.Ц. Бадмаев возглавлял специально созданную при Министерстве обороны группу научных сотрудников по разработке проблем педагогики и психологии для Вооруженных Сил СССР. В 1972–73 гг. под руководством Б.Ц. Бадмаева в соответствии с Директивой начальника Генерального штаба МО СССР в Вооруженных Силах проводился широкомасштабный эксперимент по обучению различных категорий специалистов по методикам, разработанным на основе теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Впоследствии десять экспериментальных методик обучения воинов-специалистов (телеграфистов, локаторщиков, гидроакустиков, авиационных механиков и др.), созданных Группой, вошли в официальные руководящие документы и были внедрены в практику массового обучения в Советской Армии и Военно-Морском Флоте.


 В период с 1972 по 1990 г. деятельность ученого также была связана с консультационной и преподавательской работой в ГДР, ЧССР, СРВ и на Кубе. В 1977 г. Б.Ц. Бадмаев был назначен начальником группы в Управление социально-психологических исследований Института военной истории МО СССР. Тогда же вышла в свет его книга “Социально-психологические особенности соревнования”. Докторскую диссертацию, посвященную психолого-педагогическим проблемам обучения специалистов Вооруженных Сил, он защитил в 1981 г. в ВПА, а в 1983 г. ему было присвоено ученое звание профессора. В том же году была опубликована книга “Выступление, беседа — всегда общение”, посвященная психологическим аспектам публичных выступлений.

 

Б.Ц. Бадмаев продолжает активную научно-педагогическую деятельность и после увольнения из рядов ВС СССР в запас: сначала в Академии общественных наук при ЦК КПСС (1983–1991), затем в Гуманитарной академии (1992–1994) и Московском городском педагогическом университете (1995–1999).В течение последних 15 лет Борис Цыренович входил в состав докторских и кандидатских специализированных ученых советов Академии государственной службы при Президенте РФ, Военного университета, Московского городского педагогического университета и др.

 

К числу основных фундаментальных работ ученого можно отнести учебно-методическое пособие для студентов вузов “Психология: как ее изучить и усвоить” (М., 1997), принципиальная новизна которого заключается в том, что впервые в методической литературе реализован принцип деятельностного подхода к самостоятельному изучению психологии как учебной дисциплины. Примечательно, что автором рассматривались не только традиционные учебные предметы психологического цикла, но и ранее не изучавшиеся в педагогических вузах юридическая и медицинская психология. Психологические основы быстрого и качественного обучения выполнению различных видов деятельностей, входящих во многие профессии, раскрываются в монографии “Психология и методика ускоренного обучения”(М., 1998).

 

Повышение эффективности обучения взрослых людей особенно актуально в современных условиях социально-экономического реформирования государственной системы. Недопустимо доучивание или переучивание специалиста на рабочем месте из-за того, что его когда-то недоучили. Так как при этом все усилия направлены на улучшение деятельности обучающего (преподавателя, мастерапроизводственного обучения, методиста),но не наоптимизацию умственной деятельности обучаемого.

 

Разработанные Б.Ц. Бадмаевым, его коллегами и учениками методики ускоренного обучения, не требующие дополнительных дорогостоящих технических средств обучения, уже используются на практике и дают хорошиерезультаты в различных отраслях народного хозяйства, таких как атомная и тепловая энергетика, цветная металлургия и т.д. При этом обеспечивается высочайшее качество подготовки специалистов — от 95 до 100% обученных сразу могут работать как высококвалифицированные профессионалы.

 

Вот некоторые отзывы об авторе книг, взятые из Интернета:

 

Анатолий: Автора я знал, он был моим наставником в области педагогической психологии. Равных этой книге пока нет. В книге есть описание и моего эксперимента. Борис Циренович был проводником идей профессора МГУ П.Я. Гальперина в Советской Армии. Жаль, что опередив время,он и Гальперин ушли от нас, из жизни...

 

Бадмаев Борис Владимирович: Дядя был замечательным человеком, жаль мало общался с ним при жизни, некоторые методики пробовал использовать в практике воспитания и обучения солдат.

 

v_o_ss: Книги Бадмаева Бориса Циреновича помогли мне подготовиться к экзаменам по педагогической психологии. Рекомендую студентам психологам и педагогам.

 

Как военный врач, он оказал влияние на своих 2 приемных сыновей и 3 родных племянников – все они стали офицерами.

 

Моя свекровь, Эрдыниева Сэсэг Сангаевна, учитель начальных классов, ветеран педагогического труда, ныне проживающая в с.Баянгол, является родной сестрой Бориса Цыреновича. Ещемаленькой девочкой она была отдана на воспитание в семью Эрдыниева Санги Пилдановича, родственника Бадмаевых.

 

По ее словам, брат Борис был немногословным, скромным, простым в общении человеком. Во время отпусков он приезжал в родное село Баянгол, встречался со своими родственниками, бывшими одноклассниками, друзьями и знакомыми.

 

Помню жаркий июньский день 1998 года. Это была, к сожалению, последняя встреча с нашим «московским» дядей, Борисом Цыреновичем – «нагаса» моего супруга Жаргала Павловича на его малой родине в с.Баянгол. Вместе с родственниками и друзьями он поклонился «Буха шулуун», побывал на журчащей и каменистой речке Ине, вдохнул аромат и свежесть лугов родных степей.

 

28 ноября 2001 г. скоропостижно скончался Борис Цыренович Бадмаев – доктор психологических наук, академик Международной академии информатизации, профессор факультета психологии Московского городского педагогического университета, полковник запаса. Вся его жизнь была посвящена экспериментальным и теоретическим исследованиям психологических закономерностей обучения. Творческое наследие ученого – около 200 научных публикаций, в том числе более 20 монографий, учебников и учебно-методических пособий, а также два изобретения.

 

Б.Ц.Бадмаев не успел завершить все начатое. Надеемся, что все же выйдут в свет написанные им работы: «Практикум по медицинской психологии» для студентов немедицинских вузов, двухтомник «Методика преподавания психологии», методические советы студенту «Как самостоятельно работать с научной литературой по психологии», «Психология и методика профессионального обучения».

 

Остались многочисленные ученики и последователи Большого Ученого. И пусть их девизом станут слова Бориса Цыреновича Бадмаева: «Теория только тогда чего-нибудь стоит, когда служит практике».

 

Перефразируя слова своего учителя Б.Ц.Бадмаева, старший лейтенант В.Баранец в статье «Логика долга» пишет: «Ученый лишь тогда чего-нибудь стоит, если он служит прогрессу науки». Он, безусловно, прав, и мы с ним согласимся.

 

Он жил в науке. Наука жила в нем. Таковы были его жизненные запросы и потребности.

 

Славный сын земли Баргузинской, один из крупнейших ученых с мировым именем Борис Бадмаев, оставил после себя не только преобразованный им и трудом его соратников мир науки, но и единственное и полезное, что можно оставить потомкам и идущим следом – собственный пример, метод и образ жизни, которые лучами путеводной звезды горят над степью и в душе всех, кто помнит и знает о нем.

 

Использованная литература:

 

Баргузин, информационный вестник совета землячества «Баргузин», выпуск №13, февраль 2011 г.

 

Очиров С.Д., Дампилова Л.С. Баян даа тγрэл нютагнай. Улаан-Yдэ.1999 он.

 

Потхоев С.У. Мы – из Баргузинской долины. Улан-Удэ, 2004 г.

 

Чимитцыренов В.Д. Родословная баргузинских бурят. Улан-Удэ, 2009 г

 

В.Баранец. Газета «Ленинец» военно-политической академии.

 

http://apd.dn.ua/badmaev-boris-cirenovich.html

 

Автор: Раднаева С.Б.

Автор: Moderator
Просмотров: 3210

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -