Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Логинова Долгор Доржиевна

21 марта 2012
Логинова Долгор Доржиевна
Логинова Долгор Доржиевна

 

Автор: Бадмаева Эржена, ученица 11 класса Санагинской школы

 Наследница «тайного» ремесла

 

Ээм дээрээ эдитэй,

Эрхы дээрээ шэдитэй,

Эхэнэрэй дээжэ Долгорой

Эрдэм бэлиг дэлгэрээ…

 

Д.Улзытуев

 

Не растет трава без корней, как род не имеет продолжения без предков. Особенно это касается кузнецов – дарханов, мастерство которых передается по наследству: от отца к сыну. Но  в случае с моей прабабушкой все было иначе.

По старинной легенде, на священную гору Уран Душэ (мастер-наковальня) спускаются небесные кузнецы, соревнуются в мастерстве, и звон от их ударов разносится по всей Санагинской долине. Говорят, посчастливится тому, кто услышит этот звон и увидит яркие огоньки. Наверняка, такое «посвящение» получила и моя прабабушка Логинова Долгор Доржиевна – первая бурятская женщина  - дархан. Она – легенда и история моей семьи.

В семье известного мастера кузнечного дела Гожоглоо Лубсана было семеро дочерей: Ринчин, Хандажап, Намжил, Сэрэмжэд, Муужаан, Соли и Долгор. Только самой младшей дочери Долгор передалось «небесное» искусство и удалось превзойти отца в умении и славе.

До нее к священной работе с золотом и серебром женщины не допускались, даже запрещалось подходить к кузнице, прикасаться к инструментам, наступать на обломки, куски железа. Потому что железу и железным предметам приписывались магические свойства. Но маленькой Долгор нравилось смотреть, как отец превращает бесформенные слитки в красивые украшения. Только через семнадцать лет после смерти отца она стала пользоваться его инструментами, а их было 232 штуки.

Но пока она станет известной чеканщицей, ей придется многое пережить и испытать.

В 1920году, в пятнадцатилетнем возрасте, ее выдают замуж за крестьянина - скотовода Галсан - Жамса Дареева, сына Дареева Дагбы – знаменитого костоправа, гэбшэ – ламы Санагинского дацана.

В конце 20-х годов лама Дагба был сослан в ссылку, затем забрали ее мужа Галсан – Жамса. Долгор осталась одна с большим хозяйством, но и это имущество было конфисковано. Как член семьи ламы она тоже была сослана в Красноярский край, где провела два с половиной года. Наверное,  ей помогло выжить  и вернуться домой то, что она в свое время научилась у свекра костоправству, знала народную медицину и лечила людей. Из ссылки она вернулась   домой пешком через Тунку, а мужу со свекром не суждено было увидеть родных.

После ссылки она вышла замуж за санагинского силача, борца Логинова Путруу (Петра). Спустя несколько лет, он умер от болезни. После войны она создала новую семью с ветераном Бандеевым Федором. И, по словам моего деда Бандеева Виктора Федоровича, усыновленного семьей Бандеевых, у него было счастливое детство, несмотря на тяжелое послевоенное время. Его мама Долгор – мастерица на все руки , умела шить все: от шапки до обуви. И дедушка щеголял в овечьей ушанке, дэгэле и унтах. Что не каждый в то время мог себе позволить. Даже игрушки у него были самодельные. Прабабушка умела мастерить многое. До сих пор у нас в усадьбе сохранились, построенные ею,  амбар и мастерская. Она сама могла срубить, стесать бревна не хуже любого мужчины. Что еще раз подтверждает сильный характер  этой женщины.

А скольким людям она помогла. Ворота и двери дома никогда не запирались, ведь в любую минуту могли прийти люди за помощью. Вправляла вывихи, лечила переломы, суставы. А по рассказам Тарбаевой Бадмы Раднаевны, ветерана тыла,  Долгор Доржиевна помогла даже родиться ее детям. Может поэтому, моя тетя Дамбаева Долгорма Викторовна, названная в честь знаменитой бабушки, выбрала профессию медсестры, чтобы лечить и помогать людям.

Талант и трудолюбие отличали мою прабабушку. С ее именем связано представление о бурятских серьгах с тонкими серебряными цепочками, с колокольчиками на концах. Орнамент на них простой, но изящный. В Закамне считали, что нет мастера, который плел бы цепи тоньше, чем она. Она первая начала применять для украшений новые материалы, как цветное стекло и пластмасса.

Долгор Доржиевна Логинова (в некоторых источниках указано отчество Лубсановна, но по утверждению сына Бандеева В.Ф., в официальных документах было записано Доржиевна, мы придерживаемся этой версии) – участница двух декадных выставок бурятского искусства в Москве. В 1940 году были показаны 5 лучших работ: браслет, серьги, пуговицы, ручка с инициалами мастера. В 1959 году выставила уже 15 самых лучших изделий. Они описаны в Каталоге выставки бурятского изобразительного искусства, изданном в Москве, в 1959 году. Один экземпляр Каталога видимо был подарен ей. Интересна судьба этой брошюры. Старая, пожелтевшая, местами истлевшая книжка была найдена в 2007 году при разборе крыши дома прабабушки. Спустя почти 50 лет мы узнали, какие изделия, выполненные прабабушкой и другими бурятскими  мастерами, выставлялись в Москве и сейчас хранятся в национальном художественном музее им.Сампилова.

Сохранившиеся ювелирные изделия напоминают о ней и в наше время. Это серебряные нож и трубка, бережно хранимые дедушкой в железном музыкальном сундуке 19-го века.

И когда,  дед поворачивает ключик, раздается красивый звук, напоминающий кузнечный звон, открывается ящик, и весь семейный архив предстает предо мной: вырезки из старых газет, разные коробочки с металлическими стружками, камешками,  фотографии, которые могут рассказать  многое об истории нашей семьи.

Хочется верить, что мастерство моей прабабушки перейдет кому-то из потомков и может одному из них посчастливиться получить «посвящение» Уран Душэ.

История жизни моей прабабушки Долгор Логиновой очень поучительна. Пройдя лишения и невзгоды, испытав неимоверные жизненные трудности, став известной по республике и стране, она оставалась добрым, чутким, отзывчивым человеком. Наверное, за это природа одарила ее талантом «дархана». Чтобы ее красивые изделия украшали и радовали людей. Поэтому в память о ней известные поэты сочиняли стихи, а народ слагал песни.

                          И мне – потомку дарханов, нужно учиться быть такой!

 

 

Уужам сагаан Санагадаа

Уран гартай Долгор –эзы

Алта мүнгэ дабтан хайгаад,

Арюун зүүдхэл хэдэг байгаа.

Мүнгэн үлгүүр, һиихэ, бугааг

Мүнхэ эдэй шэмэг болоод,

Түбэй ниислэл Москва ороо,

Түмэн зоной дуры татаа.

Уг залгаһан баряашадай

Удамаршан Долгор-эзы

Улад зоной элуур энхы

Удаан саг соо сахин ябаа.

Дайдын үргэн орон соогоо

Дандаа суутай дархан бэлэйш.

Даруу буряад басаганай

Даамай нэры үргөө бэлэйш!

Аман үгын дээжэ шэнгеэр

Арад зоной дурсан байхаар

Алтаар hиилээд мунхэ соло

Амидыдаа табяаш өрөө.

               А Доноев, 1970 он.

 

 

Автор: Sanaga
Просмотров: 3506

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -