Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Бато Бадмаевич Батуев

18 марта 2012
Бато Бадмаевич Батуев

Значение изучения биографии и творческого наследия Батуева Б.Б.

в формировании мировоззрения подрастающего поколения.
 
Из доклада Е.А.Раднаевой, Д.Д. Гуржаповой на Международной НПК, посвященной памяти Б.Б. Батуева. (ВСГАКИ, 2006 г.)
 
Изменение ценностно-нормативных установок, социализация личности подрастающего поколения являются предметом заботы многих социальных институтов общества, так как именно в юном возрасте происходит становление нравственности и мировоззренческих установок личности, формирование основ гражданственности.  Наше участие в республиканских научно-практических конференциях, творческих конкурсах школьников убеждает в справедливости мнения Батуева Б.Б. о том, что «в современных условиях возрастает интерес людей разных поколений к изучению истории родного края, истории своего народа».
 
. Нравственный долг педагогической общественности в своей работе по воспитанию подрастающего поколения использовать изучение биографии Батуева Б.Б. и его многогранного творческого наследия, так как его жизненный путь олицетворяет пример восхождения к знаниям, служения общему благу, распространения знаний и духовности лучших умов прошлого и настоящего. Бато Бадмаевичу Батуеву посвящен ряд солидных работ ученых, имена которых известны в Бурятии и за ее пределами. Анализ содержания данных работ свидетельствует о том, что биография Бато Бадмаевича, его творческое наследие заключают особый нравственный смысл, таят огромный мировоззренческий потенциал, поэтому достойны изучения и глубокого осмысления.
 
М.В.Ломоносов, как бы подытоживая свой жизненный путь, писал в одном из писем: «Природа дала мне терпение и благородную упрямку и смелость в преодолении всех препятствий для распространения наук в Отечестве».  Бато Бадмаевич как Ломоносов и другие известные ученые прошлого и настоящего обладал в достаточной мере «терпением и благородной упрямкой», смелостью и мужеством, умением преодолевать препятствия на пути к истине. Мотивы его деятельности определяли его гражданская совесть, чувство достоинства, патриотизм, толерантность и высокая культура мышления. Достаточно полное мнение о личности Бато Бадмаевича можно составить по воспоминаниям Р.И.Пшеничниковой, Л.В.Кураса, Г.Л. Санжиева и Е.Г.Санжиевой и других.
 
В качестве примера приведем одно из высказываний ректора ВСГАКИ, академика МАН ВШ Р.И.Пшеничниковой: «Бато Бадмаевич Батуев обладал высокими нравственными качествами, …был человеком исключительно честным, его скромность, тактичность сочетались с требовательностью. Он оказывал своим коллегам всестороннюю помощь в решении личных проблем, вопросов по учебе, повышению профессиональной квалификации». Об огромном авторитете Бато Бадмаевича, сильнейшей логике его суждений свидетельствует следующий эпизод из воспоминаний Р.И.Пшеничниковой: «… когда в период перестройки создалась ситуация – быть или не быть ВСГАКИ, именно он поставил вопрос о сохранении уникального вуза. Вклад Батуева Б.Б. в развитие ВСГАКИ трудно оценить. Его обаяние, мудрость, видение новых перспектив всегда создавали атмосферу творчества, диалога, поиска оптимальных  и эффективных решений».
 
На заре зарождения российской науки, Д.И.Менделеев мудро заметил, что признания достойны «лишь те профессора, которые продолжают идти вперед в стремлении достигнуть истины во всей ее чистоте и совершенстве и заражают своими стремлениями массу потомства».
 
Данное высказывание в полной мере относится к результатам творческой, педагогической и общественной деятельности Бато Бадмаевича. Они убедительно свидетельствуют о том, что Бато Бадмаевич следовал завету выдающегося ученого – историка В.О.Ключевского, который считал: «чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
 
 Участники Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения Б.Б.Батуева и 60-летию Победы в Великой Отечественной войне в своих выступлениях единодушно отмечали огромное влияние Бато Бадмаевича на их личностное, творческое и профессиональное становление, например, один из его талантливейших учеников БазаровБ.В., д.и.н., профессор, член-корреспондент РАН, директор  ИМБИТ СО РАН. Также все упоминали о том, что его порядочность, принципиальность и авторитет создавали атмосферу творчества и гармонии в окружающем его пространстве, среде общения.
 
Не может не вызывать глубокого уважения труд Б.Ш.Доржиева и Р.И.Пшеничниковой по созданию и изданию Биобиблиографического указателя, посвященного 80-летию со дня рождения Б.Б.Батуева. Культурно-историческое значение данного издания трудно оценить, поскольку указатель дает возможность составить определенное мнение о роли Бато Бадмаевича Батуева в развитии научного и культурного потенциала страны. Данное издание включает «очерки научной, педагогической и общественной деятельности Б.Б.Батуева, хронологический указатель трудов и разделы, в которых представлены рецензии на публикации Б.Б.Батуева, его редакторские работы, перечень кандидатских диссертаций, выполненных под его руководством, литературу о его жизни и деятельности». 

 

Содержание данного указателя, на наш взгляд, наглядно демонстрирует то, что Б.Б.Батуев подобно ряду выдающихся ученых прошлого и настоящего отличался универсальностью научных интересов, огромной трудоспособностью и социальной ответственностью. Также в качестве примера приведем ряд фактов из воспоминаний Г.Л.Санжиева и Е.Г. Санжиевой: «Без преувеличения надо признать его подвигом то, что 14 аспирантов под его руководством и с его помощью защитили кандидатские диссертации, а трое из них затем стали докторами наук. Б.Б.Батуев 22 года состоял членом диссертационного Совета Иркутского университета, выступил официальным оппонентом по 4 докторским и 36 кандидатским диссертациям, утвержденным ВАКом… целая плеяда ученых и преподавателей считают себя учениками и продолжателями дела Б.Б.Батуева».
 
Анализ произведений Б.Б.Батуева и литературы о его творчестве убеждает в том, что его труды внесли в историческую науку новые факты или принципиально новое их осмысление, наметившие оригинальные пути для будущих исследователей. Его труды  никогда не потеряют своей актуальности, так как они являют пример объективного исследования исторических процессов на основе новейших теоретико-методологических положений.
 
Бато Бадмаевич во имя истины не боялся вступить в полемику с самыми именитыми, авторитетными противниками и от этого истина, историческая наука только выиграли. В.И.Затеев в своих воспоминаниях отмечает, что «в  своей докторской диссертации Б.Б.Батуев по новому осветил ряд проблем и разошелся во взглядах и оценках с рядом научных авторитетов. Проявив завидную научную принципиальность, дав убедительную аргументацию своей концепции, Бато Бадмаевич успешно защитил в Ленинграде докторскую диссертацию».
 
Основатель отечественной биофизики Петр Лазарев, по нашему мнению, справедливо заметил, что «наиболее сильным впечатлением и стимулом работы на всю жизнь является соприкосновение с крупнейшими представителями своей эпохи, и если на жизненном пути встречается гениальная личность, ее влияние сохраняется на протяжении всей жизни».
 
Можно предположить, что М.М.Сахьянова, которая стояла у истоков бурятской государственности и была близка Б.Б.Батуеву по убеждениям, нравственным качествам, сыграла значительную роль в его судьбе. Во времена антикоммунистической истерии в 1992 г. профессор Б.Б.Батуев не побоялся опубликовать книгу, посвященную жизни и деятельности М.М.Сахьяновой «Мария Михайловна Сахьянова. Страницы политической биографии». По мнению Л.В. Кураса автор смог показать свою героиню не только как продукт того времени, которое было не просто суровым, но и зачастую жестоким, но и как творца того времени». Л.В.Курас пишет: «особая любовь, особое отношение автора на протяжении многих лет принадлежали М.М.Сахьяновой».  По свидетельству ученых, Бато Бадмаевич на протяжении многих лет готовил эту работу, складывая ее из крупиц документов, свидетельств и рассказов очевидцев, впечатлений от собственных встреч с Марией Михайловной.

 

Личная встреча Бато Бадмаевича с М.М.Сахьяновой произошла в 1956 году,  когда он обратился к ней «в связи с сомнениями по теме своей кандидатской диссертации, которая была посвящена истории Октябрьской революции в Бурятии».   Работавший до  Б.Б.Батуева, по этой теме П.Т.Хаптаев в своей работе утверждал о наличии в 1917 году в Бурятии сильной большевистской группы, но подробное изучение Б.Б.Батуевым фактического материала по архивам и газетам того времени показывали полное несоответствие утверждений П.Т.Хаптаева. Как позже вспоминал Б.Б.Батуев: «Мой научный руководитель А.И.Новгородцев решительно советовал придерживаться позиции Хаптаева, которого он считал авторитетом в этой области. А весь собранный мною материал показывал совершенно обратное. Я оказался в сложном положении – следовать советам научного руководителя означало для меня противоречить фактам, идти против своей совести, а делать по другому – идти против установившегося тогда течения, господствовавшего в Бурятии и поддерживаемого моим шефом, было делом не простым» .
 
Мария Михайловна решительно поддержала позицию молодого ученого по основным вопросам изучаемой им проблемы и как позже писал Б.Б.Батуев: «Беседа с М.М.Сахьяновой вселила уверенность в работе и послужила… стимулом к дальнейшим усилиям в разработке этой проблемы». По воспоминаниям Б.Б.Батуева во время первой встречи с М.М.Сахьяновой он составил четкое и твердое мнение «о ее глубоких знаниях, эрудиции, проницательном уме, правдивости» и эти его впечатления не только не были поколеблены, но и укреплены в результате многочисленных встреч с ней в последующие годы, ознакомления с ее деятельностью в архивных документах Бурятии.  Анализ литературы о Б.Б. Батуеве, наши личные впечатления свидетельствуют о том, что все качества личности М.М.Сахьяновой были свойственны в полной мере самому  автору.
 
Защита диссертации, на которую пришли все старые большевики из Бурятии, жившие в Москве длилась почти шесть часов. Позже со свойственными ему скромностью и тактом, Бато Бадмаевич о сложнейшей ситуации на защите диссертации вскользь упоминает: «надо отметить… обвинительный, наступательный характер выступлений старых большевиков,… которые упрекали диссертанта в том, что он верит всяким бумагам, не прислушивается к их воспоминаниям…».  «Аргументированное выступление М.М.Сахьяновой после выступлений почти всех оппонентов… по существу камня на камне не оставило от их доводов». В своей работе  Б.Б.Батуев, опираясь на стенограмму выступления М.М.Сахьяновой на защите его диссертации, приводит небольшой отрывок из ее выступления: «Молодых историков нужно воспитать так, чтобы они написали правдивую историю… . Я знаю, что многие молодые историки при создании своих исторических работ оглядываются на товарищей, как бы Петров, Иванов, Сидоров на них не обрушились за то, что они раскрыли их ошибки… . Товарищ Батуев не побоялся. Он один из первых историков, который поднял вопрос о Верхнеудинском Совете и о том, была ли в Верхнеудинске самостоятельная большевистская организация в 1917г., как было осуществлено большевистское руководство самой октябрьской революции на территории Прибайкалья, теперешней Бурятской республики».
 
Бато Бадмаевича один из Секретарей обкома КПСС однажды назвал «душеприказчиком М.М.Сахьяновой». На наш взгляд данное выражение таит в себе глубокий смысл и отражает степень уважения и доверия М.М.Сахьяновой к Бато Бадмаевичу, близость их мировоззренческих позиций и свойств личности. У Марии  Михайловны,  как и у всех простых людей того времени, но особенно представителей эшелонов высшей власти была «очень сильна внутренняя цензура, исключительная осторожность в высказываниях», свойственная революционерам, которые прошли школу конспирации, подпольной борьбы.
 
О природном такте и культуре общения Батуева Б.Б. свидетельствует его следующее высказывание: «Зная о том, что М.М.Сахьянова пострадала в период репрессий, … я никогда не затрагивал этого вопроса – мне просто неудобно было, боялся, что задену болевые точки в ее биографии».
 
Бато Бадмаевич как проницательный и мудрый человек не поверил различным инсинуациям по поводу причастности М.М.Сахьяновой к репрессиям 30-х годов. Он отмечает «не в характере Марии Михайловны заниматься доносами, закулисными интригами». О большом уважении М.М.Сахьяновой к личности Б.Б.Батуева свидетельствует то, что она пригласила его на свой 70-летний юбилей в начале 1966г. На юбилее присутствовали около 20 старых большевиков, с которыми она работала в годы революции и гражданской войны в Петрограде, Иркутске, на Дальнем Востоке.
 
Значение жизни и деятельности Б.Б.Батуева не поддается оценке в небольшой статье, но бесспорно то, что общение с трудами Бато Бадмаевича будет учить культуре мышления, развивать исследовательские и интеллектуальные навыки, помогут ощутить сопричастность к событиям дней давно минувших у многих поколений сибиряков. Нам думается, что стремление постичь прошлое родного края, глубоко изучить его, чтобы через прошлое общество сумело глубинно осмыслить настоящее и ясно разглядеть стези будущего было для него потребностью души, важнейшим условием личного счастья.
 
Изучение его биографии не оставляет сомнений в том, что судьба сохранила его в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны и в сложных жизненных ситуациях, одарила его жизненным и творческим долголетием для исполнения им важнейшей духовной миссии просвещения и проводника высокой нравственности. Бато Бадмаевич полностью реализовал эту миссию, посвятив свою жизнь желанию понять и объяснить правду об истории родного края, развитию и распространению знаний и духовности, пробудить в каждом человеке интерес и привязанность к родной земле, патриотические чувства, историческое сознание. Творчество Б.Б.Батуева несет в себе энергию его убеждений, поэтому оно достойно глубокого осмысления и использования в работе с подрастающим поколением.
 
Руководитель ИКЦ “Найдал»,  Загустайской СОШ Селенгинского, района Д.Д.Гуржапова.
 
 
 
 
 
 

Просмотров: 2539

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -