Родился в 1902 году в семье многодетного бедняка, он был одним из старших в семье.
Он рано познал все тяготы бедняцкой жизни. Нередким явлением для соулусников были постоянный голод, болезни, потери своих близких. В семье Раднаевых из 17 детей остались шестеро: Цыретор, его братья Намдак, Хайдап, сёстры Дарима, Лхама, Дулмажап.
Он самоучка, в школу ему ходить не пришлось. Трудовую деятельность он начал с 12 лет. Молодого батрака, владевшего грамотой на родном языке, несмотря на то, что ему всего 12 лет, избрали председателем Ацагатского сомонного Совета. Помимо этого Цыретор каждый вечер у себя дома обучал своих улусников старомонгольской грамоте. Горела 10-линейная лампа. Младшим ученикам было около 20 лет, а старшим – 50.
В 1923 году после объединения нескольких Советов Цыретор Раднаев был избран секретарём Сомсовета. В июне 1923 года в городе Улан-Удэ состоялся большой праздник в честь образования Бурят - Монгольской автономной Советской Социалистической Республики, участником которого явился молодой секретарь сомонного Совета Цыретор Раднаевич Раднаев.
В 1925 году Раднаева направили на учительские курсы в г. Улан-Удэ. После окончания курсов его направляют обучать неграмотных в улусы Бурятии вплоть до Агинского национального округа Читинской области.
Затем в 1928 году был направлен в Еравнинский район, с. Ульдурга в Заха-Толгосскую начальную школу, где учительствовал Жабон Жалсан Жапович. Его нужно было заменить. Там за партами сидели учащиеся от 35 до 45 лет. Раднаеву посчасливилось работать с известным учителем и писателем Цокто Номтоевым.
Начали создаваться первые партячейки. Цыретор Раднаев был принят в ряды Коммунистической партии и сразу был избран секретарём партячейки. Цыретор Раднаевич был одним из организаторов партийной организации в селе Ульдурга. В августе 1982 года в районном комитете КПСС Заиграевского района прошло чествование ветеранов партии, пробывших в её рядах 50 лет, где Раднаеву Ц.Р. вручили памятный знак « 50 лет пребывания в КПСС». Из всех наград, полученных за свой труд, а их было немало, Цыретор Раднаевич гордился этим знаком, не потому что он из золота и платины, а потому что он олицетворял весь смысл жизненного пути человека, родившегося в бедной семье и соединившего свою судьбу с партией коммунистов, как и миллионы сограждан его великой Родины.
В 1929 году айком ВКП (б) направляет Раднаева Ц. уполномоченным в числе многих верных партийцев по проведению массово-политической работы, связанной с земельной реформой. Стояла задача - создать настоящие коллективные хозяйства, убедить сельчан в преимуществе колхозов.
В 1931 году Раднаев Ц. окончил Высшую Коммунистическую сельскохозяйственную школу (комвуз - так называли это учебное заведение) в городе Улан-Удэ. Сразу же был направлен заместителем директора по политчасти Чесанский МТС Кижингинского аймака.
В первые дни Великой Отечественной войны он, как и все советские люди, был призван на защиту Родины. Но в городе Новосибирске его и ещё 2 коммунистов сняли с состава и отправили обратно в тыл, в распоряжение райкома партии. Об этом он вспоминал: «На станции в г. Новосибирске построили нас и объявили наши фамилии. Сказали, что должны ехать обратно в распоряжении райкомов партии по месту жительства. Два моих товарища остались в г. Улан-Удэ, а меня направили в Заиграевский район, домой».
В годы войны Цыретор Раднаевич работал инструктором в Заиграевском райкоме партии, председателем колхоза в селе Ангир.
В1946 году его направляют в родной улус Ацагат председателем колхоза имени Ленина. Затем работает заместителем председателя, парторгом колхоза вплоть до выхода на заслуженный отдых.
С 1962 года персональный пенсионер. Но продолжал работать в родном колхозе до 1965 года.
Цыретор Раднаев вместе со своей супругой Цыпелмой Эрдынеевной прожили душа в душу долго и счастливо, у них родились десять детей: три сына и семь дочерей, которые стали достойными людьми.
В 1983 году Цыретор Раднаевич ушёл в иной мир.
В 1986 году единодушным решением земляков улица, на которой он жил со своей многодетной семьёй, была названа его именем.
Так односельчане решили увековечить имя человека доброго, скромного, простого, честного, бескорыстного.
Сохранение истории рода, семьи – одна из традиций национальной культуры бурятского народа. Наши предки бережно относились к родословным записям, которые, как реликвии, передавались из поколения в поколение, заучивались наизусть. В старину каждый человек должен был знать свою родословную до 12 колена.
«Угай бэшэг», созданный Цыретором Раднаевичем, этот бесценный материал о происхождении многих семей, принадлежавших к роду Гучид (Гушад), проживающих в селе Нарин-Ацагат, его дети и внуки в 2011 году издали книгой и подарили односельчанам.
Комментарии