Отнятое детство Веры Мишариной
У ВЕРЫ ИГНАТЬЕВНЫ МИШАРИНОЙ- доброе милое лицо и умные молодые глаза. Чувствуются в ней глубокая внутренняя интеллигентность и душевность. А еще у нее- каллиграфический почерк, а в написанном на школьном тет- радном листке письме в редакцию нет ни одной грамматической ошибки. И это при том, что Вера Мишарина (урожденная Минчук) окончила всего лишь навсего четыре класса в деревенской школе белорусской «глубинки»-.
-Училась я на одни «пятерки»,- рассказывает Вера Игнатьевна. - Да и учить нас тогдашние учителя умели по- насто- ящему. До сих пор помню, в какой букве в каком месте делать нажим, а где перышком потоньше надо провести. Да и постараться следовало, чтобы при писании чернилами кляксу не посадить... Так, у детей подспудно вырабатывались характер и упорство в достижении цели. А какое удовольствие доставляли мне уроки родного чтения, арифметика, диктан- ты. Мечтала сама стат ь учитсль-ницей, чтобы потом ребятишек учить...
И, бесспорно, осуществила бы свою мечту девчонка из Полесья, и стала бы если не учительницей,то, передумав, врачом, агрономом, инженером, любым другим высокообразованным специалистом, если бы не война...
Фашисты заняли Калинковичский район Полесской (ньне Гомельской) области Белорусской ССР в августе 1941 года. Вере Минчук было в ту пору одиннадцать лет, жила она с родителями и сестренками- четырнадцатилетней Клавой,пятилетней Тамарой и годовалой Олей в деревне Александровка.
Оккупантты начали сразу выявлять и расстреливать коммунистов, активистов, евреев, а поскольку отец Веры- Минчук Иг- натий Максимович - был членом партии, семья покинула свой кров и ушла в лес. Как и многие односельчане, искать партизан, которые уже действовали в белорусском Полесье.
НЕВОЗМОЖНО БЕЗ БОЛИ слушать рассказ Веры Игнагьевны об испытаниях и лишениях, которые пришлись на долю ее родителей, сестер, ее самой, а по большому счету, миллионов советских ,людей, в одночасье ставших в родном От ечест- ве бесправными изгоями, «русскими свиньями», «скотинами», с которыми фашисты соответственно и обращались.
-Все наши болезни оттуда, -говорит Вера Игнатьевна. –В лесу ночевали в окопчиках: старшие- спинами к земле, маленькие у них на коленях. Питались, чем придется, простыли на всю жизнь. Старшая сестра - инвалид первой группы, у меня тоже весь организм больной...
После того, как осенью 41-го началась «рельсовая война», которая в Белоруссии приняла массовый характер, и вражеские эшелоны пускались под откос ежесуточно, оккупанты устроили крупную облаву на партизан. В лесу, где скрывались жители Александровки, народных мстителей они не нашли, зато обнаружили женщин, стариков и детей.
- Нас, наверное, сочтя за партизан, немцы отвезли в город Калинковичи и поместили в кирпичный барак, обнесенный колючей проволокой. Были две сторожевые вышки, барак охранялся и сторожевыми собаками. Кормили два раза в день баландой из гнилых капустных верхушек. Родителей содержали отдельно от детей. Ежедневно их увозили рыть окопы. Дети оставались в бараке с немкой-надзирательницей. Какой она была для малолеток «няней» - можете себе представить. Примерно года через полтора такого сущестования семья Минчук заболела тифом, поэтому их и других больных сначала переселили в специальный отсек, а потом и вовсе выгнали из концлагеря.
ЖИЗНЬ НА ВОЛЕ, на которой оказались узники, была нисколько не лучше, чем за колючей проволокой, но люди не озверели в тех невыносимых условиях. Родители, как могли, старались добыть для детей еду, отрывая от себя кусок. Старшие дети, сами еще несмышленыши, трепетно заботились о младших. Жили в шалашах и землянках, спали, обогревая друг друга телами, старались лишний раз не попадаться на глаза чувствующим себя хозяевами на чужой земле оккупантам.
Так и выживали жители одной из многих белорусских деревень, как и тысяч других городов и весей большой страны, которые оказались под сапогами безжалостных незваных пришельцев, с надеждой прислушиваясь к приближающейся с востока канонаде. Но Калинковичи войска Советской армии смогли освободить только за полгода упорнейших боев.
-Когда пришли наши, а это было в конце декабря 1943 года, конечно же, жизнь наладилась не сразу,- рассказывает Вера Игнатьевна. - Все было посожжено и порушено. И еще нам, подросткам, пришлось хоронить в братских могилах погибших советских солдат (немцы своих увозили в гробах). Ребятишки сначала собирали документы, медальоны и сдавали в сельсовет, а потом, привязав к ногам убитых телефонные провода, стаскивали тела в огромные ямы. По 150-200 человек хоронили в одной братской могиле. А всего таких братских могил мы заполнили телами павших двенадцать, а то и больше. Весной, когда растаял снег, снова пришлось заниматься похоронными делами, так как много солдат оставалось непогребенными.
В МЕСТАХ, которые были оккупированы фашистами, свирепствовали сыпной и брюшной тиф, другие болезни. После освобождения в городе Калинковичи, вспоминает Вера Игнатьевна, была открыта больница. Она представляла собой огромный барак с топчанами, на которых была настелена солома. Больные укладывались на них целыми семьями. В одном из отсеков размещался лазарет для раненых советских бойцов. Старшая сестра Веры Минчук Клавдия за ними ухаживала (стирала бинты, меняла повязки, кипятила воду, кормила), а сама Вера помогала на кухне. Родители их находились в этой же больнице на излечении: мама- от тифа, отец - от язвы двенадцатиперстной кишки.
Теперь о том, чтобы снова учиться в школе, нашей героине- отличнице предвоенных лет – нечего было и думать. Надо было хоть как-то прокормить двух младших сестер, выхаживать больных родителей, да и работы в больнице хватало предостаточно.
-Как я узнала о том, что кончилась война? -переспрашивает Вера Игнатьевна. - Утром, когда еще спали, слышим: кто-то плачет, кто-то поет, кто-то кричит: «Победа!!!»
После войны, в 1947 году, после смерти отца, Вера Минчук завербовалась в город Гвардейск Калининградской области, где работала в военной столовой. 0ттуда переехала в Узбекистан, где вышла замуж за Виктора Александровича Мишарина. В 1988 тоду супрут скончался.
После распада СССР в Узбекистане начали происходить конфликты на межнациональной почве, поэтому в 1995 году по приглашению своей знакомой Розы Семеновны Карташовой Вера Игнатьевна Мишарина переехала в поселок Наушки, в том же году сюда приехали её сын Михаил с супругой.
ДочьТамара живет в Санкт-Петербурге. У Веры Игнатьевны- двое внуков. ^
ПИСЬМО В.И. МИШАРИНОЙ в редакцию, написанное каллиграфическим почерком, о котором мы упомянули в начале нашего рассказа, вот о чем. В апреле 2009 года В.И. Мишарина обратилась в филиал РГУ «Центр социальной поддержки населения» по Кяхтинскому району с заявлением, чтобы ей установили статус несовершеннолетнего узника фашизма. «Уважаемая Сафронова Ирина Викторовна, руководитель филиала, - пишет Вера Игнатьевна, -внимательно изучила мое заявление и посоветовала собрать документы и, как это положено по закону, обратиться в суд. С этим делом мне во всем помог адвокат Ивлев Баир Борисович, который представлял меня в суде. Он оформил документы и быстро собрал все нужные документы.
Судья Тахтобина Оюна Пурбуевна внимательно изучила дело и вынесла решение по справедливости о том, что я являюсь узником фашизма. Также хочу поблагодарить в своем письме за всяческую поддержку и помощь главу администрации поселка Наушки Михаила Григорьевича Гуслякова и председателя поселкового Совета депутатов Галину Михайловну Котоманову. Большое, огромное спасибо всем этим людям за то, что помогли мне восстановить справедливость. Дай им Бог здоровья на долгие годы и на всю жизнь! Меня всегда также поддерживают мой сын Михаил и его супруга Зухра Исламовна. И им всего наилучшего!»
-Дело вовсе не в том, что, получив статус несовершеннолетнего узника фашизма, я буду теперь иметь льготы, которые поло- жены мне по закону, -говорит Вера Игнатьевна. -Даже мой нынешний муж- участник Великой Отечественной войны Абросимов Иннокентий Иннокентьевич, когда я начала хлопотать о статусе узника фашистского концлагеря, говорил мне: зачем тебе это надо, ведь у меня хорошая пенсия, нам хватит на спокойную старость. Но мне хотелось именно той пенсии, которую я заслужила своими страданиями в детстве. И добрые люди мне с этим помогли.
МЫ РАССКАЗАЛИ эту историю одной человеческой судьбы, чтобы еще раз напомнить молодежи: знайте, через какие испытания прошли ваши бабушки и дедушки, гордитесь, что они не сломились и остались настоящими людьми. И самое главное: не допустите, чтобы таким же лишениям и мукам еще когда-либо подвергались люди!
А. Фарфутдинов, "Ленинское знамя"
Комментарии