Болонев Фирс Федосович, известный ученый, доктор исторических наук, являющийся главным научным сотрудником института археологии и этнографии СО РАН. Родился Фирс Федосович 1935 г. в старообрядческом селе Большой Куналей Тарбагатайского района Бурятской АССР в семье крестьян-колхозников. Все детство прошло среди пахарей и косарей. После окончания 7 классов работал слесарем в Большекуналейском МТС. Среднее образование получил без отрыва о производства и поступил в Бурятский государственный пединститут им. Доржи Банзарова на исторический факультет, который через год преобразовали в историко-филологический. В Бичурском районе Бурятской АССР после его окончания 3 года работал воспитателем, завучем в Малокуналейском детдоме и учителем в средней школе.
После этого несколько месяцев был литературным сотрудником газеты «Молодежь Бурятии». И потом более четырех лет трудился в Бурятском комплексном научно-исследовательском институте (г. Улан-Удэ), где появились первые научные статьи посвященные культуре и быту семейских. О его занятиях семейскими Забайкалья узнал академик А. П. Окладников и пригласил его к себе в аспирантуру Института истории, филологии и философии СО АН СССР г. Новосибирск. Окончил ее с представлением диссертации на тему «Народный календарь семейских Забайкалья (вторая половина XIX – начало XX в.в.)». Потом в 1996 году защита докторской диссертации на тему «Духовная культура и быт русских крестьян-старожилов Юго-Восточной Сибири в XVIII – начале XX в. (Семейские Забайкалья)».
В настоящее время Ф.Ф. Болонев является главным научным сотрудником Института археологии и этнографии СО РАН, доктором исторических наук, автором и соавтором 26 книг и более 200 научных статей и трех сборников стихов. Подготовил 5 кандидатов наук, специалистов по русской и бурятской этнографии.
Основное направление его научных интересов заключено в изучении материальной и духовной культуры русских, украинцев и белоруссов Сибири. Проблемы сохранения и возрождения народной культуры, разрабатываемые Фирсом Федосовичем, имеют межнациональное значение.
Признание его научной деятельности отмечено присуждением почетных званий «Заслуженный деятель науки и заслуженный работник культуры Республики Бурятия», «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
Вот такая краткая биография Фирса Федосович. Но за ней огромный труд ученого искателя, экспедиции, сбор и обработка у носителей культуры (информаторов) материала. Анализ, сопоставление и огромный разбор завалов истории. Фирс Федосович один из немногих ученых, который не поддался угодничеству власти и всю свою жизнь отстаивал правдивую трактовку исторических событий и их причину.
Будучи сам выходцем из семейских с раннего детства знакомый с бытом, культурой, отстаивал свою правоту, правоту истиной истории.
Так уж сложилась судьба, что мне самому пришлось столкнуться с семейскими в свое время. Был у меня такой друг, искусствовед Виктор Говор, но жизнь нас раскидала, и мы потерялись, о чем я жалею. В 70 годы обратился он ко мне с просьбой, зная мое увлечение фотографией и киносъемкой, (а к этому времени уже вышли несколько моих книг) съездить с ним в экспедицию по Белоруссии. Я согласился и так увлекся, что наши поездки продолжались и растянулись на годы. Каждое лето мы собирались и уезжали в непроходимые места Белоруссии, потом Украина и по стираным селам России, подальше от дорог и цивилизации, выискивая старинные бытовые обряды, сказы, песни, обычаи, предметы народного творчества в вышивках, рисунках, ткачестве. И вот мы с ним заехали под Гомель, в деревню Ветку. История этого поселения меня очень удивила и натолкнула на размышления. Из древней грамоты было ясно (то, что помню по памяти). - «Что люд работящий, бегущий из-за веры, обратился к Речи Посполитой с просьбой земли для обетования выделить.
Посмотрел: люд работящий, монетой звонкой платить может, и дали земли в Гомельщине». С их приходом поднялось поселения, в котором насчитывалось более 250 ремесел. Ладьи ходили с товаром на запад, юг. Удивительно, что в то время было развито искусное промышленное литье из цветных металлов. Книгопечатание здесь обосновалась, традиционная школа иконописи. Ткачество, изготовление изделий из кожи, ну и естественно производство сельскохозяйственной продукции. Переселялся туда народ из всей России, бежал от притеснений со стороны государства и церкви. Процветало поселение старообрядцев. Но пришла беда к ним. После присоединения этих областей к России (2-я половина 18 века), значительная часть старообрядцев с семьями (отсюда и название семейские) была выселена Екатериной II в Сибирь (в Забайкалье), да и бежали по все земле, уходили и за границу. Мне уже довелось лицезреть остатки. Стариннейшее литье собирать в утиль-сырье, а древни книги видеть в спрятанных сундуках, там же и древнейшие иконы, в большинстве своем замазанных примитивами.
И началось их скитание по земле родной. Мы сидели с Фирсом Федосовичем и разговаривали, делясь теми званиями и своим мнением о старообрядцах в Новосибирске. Беседа нас так увлекала , что мы не заметили, что уже далеко за полночь, а еще столько не высказано и столько надо проверить, высказать, сопоставить. И могу сказать, что было обоюдное сожаление о краткости моего времени пребывания в Новосибирске и архи занятости Фирса Федосовича. Он срочно должен был сдать очередной труд в печать. Его работы вы без труда найдете в интернете, если желаете познакомиться с историей старообрядства семейских. Компилировать я это не буду, это удивительная по самобытности наша исконная культура. Знания надо самим искать.
Кратко же свое видение выскажу. Раскол — одно из самых употребляемых в современном лексиконе слов.
Русский раскол — великий раскол. У нас ничего не бывает малого. Раскалывается общество, партии, народы, государственность, личные взаимоотношения, семьи. Кажется, что расколы предопределены всем ходом исторического развития России, но их порождение связывается с насилием. Порождением лжи, страха. Насилие, применяемое для изменения образа жизни народа, его коренных многообразных форм никогда не шло на пользу России, русскому народу. Но оно часто повторялось, что и приводило к расколу всего общества.
Это было характерно на многих этапах истории, так было и в XVII веке, для 1917 года, это мы наблюдаем и в наше смутное время. Все переходные, переломные кризисные явления, если они сопровождаются насилием, порождают раскол. И это повторяется в весьма нежелательной форме на каждом историческом витке. Часто глухота к истории, к ее прежнему опыту, пренебрежение к ее повторяющимся событиям чревато непредсказуемыми последствиями. Казалось бы, что общество развивается, умнеет, учится на прошлом историческом опыте, но часто не делает должных выводов.
Это прискорбно. Прискорбно и то, что прошлый исторический опыт подавался и подается нам односторонне в двух форматов. Он то просто искажался, то отражал определенную идейную, идеологическую позицию какого-то официального направления (монархическую, народническую, марксистскую и пр.религиозную). Очень ограниченное число авторов имело свои независимые взгляды. Это мы прекрасно видим в освещении истории русского старообрядчества и не только. Такой и Фирс Федосович, доискивая корень и правду. Вот некоторые взгляды на старообрядцев.
Крупнейший знаток народной жизни России и старообрядчества П. Мельников (А. Печерский) в 1866 г. министру внутренних дел писал: "Главный оплот будущего России все-таки вижу в старообрядцах. А восстановление русского духа, самобытной нашей жизни все-таки произойдет от образованных старообрядцев..."
Приведу мнение В. Розанова. Он писал: "Вот почему так хороши раскольники с "Исусом". Может быть, еще они спасут мир, с сокровищем веры в них затаенной; и тем лучше, что они — „неотесанны": остальные так усердно тесали себя в истории, что уже ничего не осталось, стесали самую сердцевину себя". Некоторые ученые, литераторы и критики до сих пор утверждают, что жизнь в старообрядческих общинах идет чуть ли не по "волчьим законам". Так называемые "специалисты" подливают масла в огонь, не заботясь об истине, пишут о быте этих людей, унижая их достоинство. Об этом мне уже приходилось писать, в частности в послесловии к роману И. Чернева "Семейщина" (Улан-Удэ, 1988).
В недалеком прошлом староверие в советской исторической науке оценивалось тенденциозно. При этом историки, религиоведы одно замалчивали, другое выпячивали. В староверии усматривали только темные стороны — возврат к старине, косность, темноту и невежество. О староверах писали как о фанатиках, о мироненавистниках, стремящихся уйти от людей в дебри лесов, в горы, в пустыни.
Что лежит в основе староверия? Вольность, истинно русская вольность, не разгульная, а та, где каждый человек свободен. Свободен во всем: в труде, в любви к земле, к своему и чужому труду. Свободен в познании и человек ищущий. В этой вере нет раболепства, не той веры, которую пропагандирует чужая и чуждая нам религия РПЦ. Главный постулат этой веры - все мы рабы! По рождению и по жизни человек раб.
Нет этого у староверов, есть род и его заповеди, проверенные временем и умноженные. Есть неотступность веры, и ее хранение. Огнем жгли ее, казнями, выселками, но вера осталась. Костна ли эта вера и настолько она архаична? Ответ вы сами можете найти . Этой веры придерживалось большинство передовых умов России. Начните с протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, епископа Павла Коломенского – имена вам известные.
Меценатство широко помогало творчеству, развитию культуры, да и социальной сферы нашего народа. Многие имена российских меценатов вам знакомы, их деятельность появлялась в различных направлениях. Но странное дело, что во всех публикациях о меценатах говорится чаще в общей форме и только как о крупнейших предпринимателях и меценатах России, о ее радетелях, но не всегда говорится об их религиозной конфессиональной принадлежности. Когда же начинаешь подробнее знакомиться с деятельностью многих российских промышленников и купцов, то выясняется, что большинство из них были старообрядцами.
Василий Александрович Кокорев промышленник, предприниматель.
Собирал и хранил рукоделия народных мастеров: резчиков по дереву, горшечников, игрушечников и пр. На его средства в Европе получили профессиональное образование ряд московских художников. А в конце жизни в Тверской губернии он организовал и построил для художников так называемую "академическую дачу" для того, чтобы русские живописцы вдохновлялись пейзажами Вышнего Волочка и не рвались на Запад, в частности, в Италию или в Испанию.
Козьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901). Его называли русским Косьмой Медичи. Предприниматель, строитель железных дорог, книгоиздатель и меценат, один из лидеров австрийского (белокриницкого) согласия. Он прославился не только своими богатствами, но и щедростью.
Более известен дар купца-старовера Павла Михайловича Третьякова. О его знаменитой художественной галерее, носящей имя братьев Третьяковых, известно многим. Подобных пожертвований родному городу (картинная галерея в Лаврушенском переулке была подарена Москве) немного найдется во всемирной истории.
П.М. Третьяков – этот человек постоянно помогал русским художникам и деятелям науки. Фактически с его финансовой помощью была организована и состоялась экспедиция Н. Н. Миклухо-Маклая к папуасам.
Не менее удивительна судьба и Николая Александровича Рубакина .
Крупных деятелей промышленного, государственного и общественного развития для России дали известные старообрядческие роды Рябушинских и Гучковых - это были русские Рокфеллеры, Ротшильды или Форды.
А род Петербургского хлеботорговца-миллионера Александры Степановны Овсянниковой из старинной старообрядческой семьи.
Еще в недавнее время информация о них была очень односторонней. Мы, в основном, получали сведения только о Савве Тимофеевиче Морозове, щедро помогавшем большевикам. Но сложно было достать информацию о других крупнейших меценатах России: о Козьме Терентьевиче Солдатенкове, о Кокореве, о Рябушинских, о Гучковых, о Павле Третьякове и прочих. Случайно ли это, что эти богатейшие люди России были староверами и истинными патриотами своего Отечества? Благодаря их энергии и преданности избранному делу русская промышленность выходила на передовые рубежи в мире. Разбогатев, они всеми силами стараются улучшить жизнь своего народа, поднять его культуру. И это делалось по-русски широко, щедро, с размахом, с тонким художественным вкусом.
К началу нашего века почти все важнейшие отрасли промышленности России были сосредоточены в руках старообрядцев-миллионеров. К числу таких предпринимателей относились С.Т. Морозов, Рябушинские, Гучковы, Хлудовы, Солдатенковы, Громовы, В. Кокорев, М.И. Бриллиантов, Зимины, Благины, братья Поляковы, Пуговкин, Трегубов, М.С. Кузнецов, А.М. Пимонов, И.К. Рахманов, Бугров, братья Триндины и др.
Таковы некоторые факты из жизни русских предпринимателей, выходцев из старообрядческой среды.
Другой пример это грамотность. Старообрядцы придавали большое значение изучению письменности и наукам. Строились школы, издавались книги, грамота всегда была важным аспектом их жизни. Первых, кого при репрессиях казнили и изолировали, были учителя. Вот здесь и исток правды
Везде у староверов господствует культ чистоты. Поддерживается чистота жилища, усадьбы, одежды, тела, В среде староверов не было обмана и воровства, в селах не знали замков. Давший слово, как правило, его не нарушал, исполнял обещание. Старших староверы почитали. Молодежь до 20 лет не пила водки, не курила. Крепость нравов ставилась в пример. Это к концу XIX века запреты стали нарушаться. За самовольство, непослушание предавали анафеме, не пускали в церковь. Только покаяние позволяло ослушнику восстановить свою репутацию в обществе. И везде куда бы судьба не заставила переселиться старообрядцев, они несли русскую культуру, самобытность. Старообрядцев можно встретить во всех уголках планеты. И везде это трудолюбивые, открытые к добру люди.
На этом думаю поставить точку в повествовании, что бы вас не утомлять, надо написать очередную книгу и хотя бы чуть притронутся и приоткрыть эту большую тему. О чем Фирс Федосович и просил меня.
Наше сообщество «Наш Дом Земля» с глубоким уважением относится, и я лично, к большому труду Фирс Федосовича, к той правде и той научной работе, которую он проделал и делает – СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТИ ИСТОРИИ РОДА НАШЕГО ЕГО ИСТИННЫХ КОРНЕЙ, КУЛЬТУРЫ.
Я обратился в Союз писателей России с ходатайством о награждении Фирс Федосовича.
Решением наградной комиссии Союза писателей России отдел наград СП России наградили его медалью «А.С. Грибоедова» за большой вклад в просветительскую и воспитательную и литературную деятельность.
От имени нашей общественной организации поздравляем Фирс Федосовича, самые теплые пожелания, долгих лет жизни, здоровья и творческих работ во имя памяти нашего народа.
И вручаем наш диплом. ЭЛИТЕ РУССКОЙ.
Комментарии