Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Болонев Фирс Федосович

Болонев Фирс Федосович
Болонев Фирс Федосович

Болонев Фирс Федосович, известный ученый, доктор исторических наук, являющийся главным научным сотрудником института археологии и этнографии СО РАН. Родился Фирс Федосович 1935 г. в старообрядческом селе Большой Куналей Тарбагатайского района Бурятской АССР в семье крестьян-колхозников. Все детство прошло среди пахарей и косарей. После окончания 7 классов работал слесарем в Большекуналейском МТС. Среднее образование получил без отрыва о производства и поступил в Бурятский государственный пединститут им. Доржи Банзарова на исторический факультет, который через год преобразовали в историко-филологический. В Бичурском районе Бурятской АССР после его окончания 3 года работал воспитателем, завучем в Малокуналейском детдоме и учителем в средней школе.

 

После этого несколько месяцев был литературным сотрудником газеты «Молодежь Бурятии». И потом более четырех лет трудился в Бурятском комплексном научно-исследовательском институте (г. Улан-Удэ), где появились первые научные статьи посвященные культуре и быту семейских. О его занятиях семейскими Забайкалья узнал академик А. П. Окладников и пригласил его к себе в аспирантуру Института истории, филологии и философии СО АН СССР г. Новосибирск. Окончил ее с представлением диссертации на тему «Народный календарь семейских Забайкалья (вторая половина XIX – начало XX в.в.)». Потом в 1996 году защита докторской диссертации на тему «Духовная культура и быт русских крестьян-старожилов Юго-Восточной Сибири в XVIII – начале XX в. (Семейские Забайкалья)».


В настоящее время Ф.Ф. Болонев является главным научным сотрудником Института археологии и этнографии СО РАН, доктором исторических наук, автором и соавтором 26 книг и более 200 научных статей и трех сборников стихов. Подготовил 5 кандидатов наук, специалистов по русской и бурятской этнографии.


Основное направление его научных интересов заключено в изучении материальной и духовной культуры русских, украинцев и белоруссов Сибири. Проблемы сохранения и возрождения народной культуры, разрабатываемые Фирсом Федосовичем, имеют межнациональное значение.


Признание его научной деятельности отмечено присуждением почетных званий «Заслуженный деятель науки и заслуженный работник культуры Республики Бурятия», «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».


Вот такая краткая биография Фирса Федосович. Но за ней огромный труд ученого искателя, экспедиции, сбор и обработка у носителей культуры (информаторов) материала. Анализ, сопоставление и огромный разбор завалов истории. Фирс Федосович один из немногих ученых, который не поддался угодничеству власти и всю свою жизнь отстаивал правдивую трактовку исторических событий и их причину.


Будучи сам выходцем из семейских с раннего детства знакомый с бытом, культурой, отстаивал свою правоту, правоту истиной истории.


Так уж сложилась судьба, что мне самому пришлось столкнуться с семейскими в свое время. Был у меня такой друг, искусствовед Виктор Говор, но жизнь нас раскидала, и мы потерялись, о чем я жалею. В 70 годы обратился он ко мне с просьбой, зная мое увлечение фотографией и киносъемкой, (а к этому времени уже вышли несколько моих книг) съездить с ним в экспедицию по Белоруссии. Я согласился и так увлекся, что наши поездки продолжались и растянулись на годы. Каждое лето мы собирались и уезжали в непроходимые места Белоруссии, потом Украина и по стираным селам России, подальше от дорог и цивилизации, выискивая старинные бытовые обряды, сказы, песни, обычаи, предметы народного творчества в вышивках, рисунках, ткачестве. И вот мы с ним заехали под Гомель, в деревню Ветку. История этого поселения меня очень удивила и натолкнула на размышления. Из древней грамоты было ясно (то, что помню по памяти). - «Что люд работящий, бегущий из-за веры, обратился к Речи Посполитой с просьбой земли для обетования выделить.

 

Посмотрел: люд работящий, монетой звонкой платить может, и дали земли в Гомельщине». С их приходом поднялось поселения, в котором насчитывалось более 250 ремесел. Ладьи ходили с товаром на запад, юг. Удивительно, что в то время было развито искусное промышленное литье из цветных металлов. Книгопечатание здесь обосновалась, традиционная школа иконописи. Ткачество, изготовление изделий из кожи, ну и естественно производство сельскохозяйственной продукции. Переселялся туда народ из всей России, бежал от притеснений со стороны государства и церкви. Процветало поселение старообрядцев. Но пришла беда к ним. После присоединения этих областей к России (2-я половина 18 века), значительная часть старообрядцев с семьями (отсюда и название семейские) была выселена Екатериной II в Сибирь (в Забайкалье), да и бежали по все земле, уходили и за границу. Мне уже довелось лицезреть остатки. Стариннейшее литье собирать в утиль-сырье, а древни книги видеть в спрятанных сундуках, там же и древнейшие иконы, в большинстве своем замазанных примитивами.


И началось их скитание по земле родной. Мы сидели с Фирсом Федосовичем и разговаривали, делясь теми званиями и своим мнением о старообрядцах в Новосибирске. Беседа нас так увлекала , что мы не заметили, что уже далеко за полночь, а еще столько не высказано и столько надо проверить, высказать, сопоставить. И могу сказать, что было обоюдное сожаление о краткости моего времени пребывания в Новосибирске и архи занятости Фирса Федосовича. Он срочно должен был сдать очередной труд в печать. Его работы вы без труда найдете в интернете, если желаете познакомиться с историей старообрядства семейских. Компилировать я это не буду, это удивительная по самобытности наша исконная культура. Знания надо самим искать.

 

Кратко же свое видение выскажу. Раскол — одно из самых употребляемых в современном лексиконе слов.


Русский раскол — великий раскол. У нас ничего не бывает малого. Раскалывается общество, партии, народы, государственность, личные взаимоотношения, семьи. Кажется, что расколы предопределены всем ходом исторического развития России, но их порождение связывается с насилием. Порождением лжи, страха. Насилие, применяемое для изменения образа жизни народа, его коренных многообразных форм никогда не шло на пользу России, русскому народу. Но оно часто повторялось, что и приводило к расколу всего общества.


Это было характерно на многих этапах истории, так было и в XVII веке, для 1917 года, это мы наблюдаем и в наше смутное время. Все переходные, переломные кризисные явления, если они сопровождаются насилием, порождают раскол. И это повторяется в весьма нежелательной форме на каждом историческом витке. Часто глухота к истории, к ее прежнему опыту, пренебрежение к ее повторяющимся событиям чревато непредсказуемыми последствиями. Казалось бы, что общество развивается, умнеет, учится на прошлом историческом опыте, но часто не делает должных выводов.

 

Это прискорбно. Прискорбно и то, что прошлый исторический опыт подавался и подается нам односторонне в двух форматов. Он то просто искажался, то отражал определенную идейную, идеологическую позицию какого-то официального направления (монархическую, народническую, марксистскую и пр.религиозную). Очень ограниченное число авторов имело свои независимые взгляды. Это мы прекрасно видим в освещении истории русского старообрядчества и не только. Такой и Фирс Федосович, доискивая корень и правду. Вот некоторые взгляды на старообрядцев.


Крупнейший знаток народной жизни России и старообрядчества П. Мельников (А. Печерский) в 1866 г. министру внутренних дел писал: "Главный оплот будущего России все-таки вижу в старообрядцах. А восстановление русского духа, самобытной нашей жизни все-таки произойдет от образованных старообрядцев..."


Приведу мнение В. Розанова. Он писал: "Вот почему так хороши раскольники с "Исусом". Может быть, еще они спасут мир, с сокровищем веры в них затаенной; и тем лучше, что они — „неотесанны": остальные так усердно тесали себя в истории, что уже ничего не осталось, стесали самую сердцевину себя". Некоторые ученые, литераторы и критики до сих пор утверждают, что жизнь в старообрядческих общинах идет чуть ли не по "волчьим законам". Так называемые "специалисты" подливают масла в огонь, не заботясь об истине, пишут о быте этих людей, унижая их достоинство. Об этом мне уже приходилось писать, в частности в послесловии к роману И. Чернева "Семейщина" (Улан-Удэ, 1988).


В недалеком прошлом староверие в советской исторической науке оценивалось тенденциозно. При этом историки, религиоведы одно замалчивали, другое выпячивали. В староверии усматривали только темные стороны — возврат к старине, косность, темноту и невежество. О староверах писали как о фанатиках, о мироненавистниках, стремящихся уйти от людей в дебри лесов, в горы, в пустыни.


Что лежит в основе староверия? Вольность, истинно русская вольность, не разгульная, а та, где каждый человек свободен. Свободен во всем: в труде, в любви к земле, к своему и чужому труду. Свободен в познании и человек ищущий. В этой вере нет раболепства, не той веры, которую пропагандирует чужая и чуждая нам религия РПЦ. Главный постулат этой веры - все мы рабы! По рождению и по жизни человек раб.


Нет этого у староверов, есть род и его заповеди, проверенные временем и умноженные. Есть неотступность веры, и ее хранение. Огнем жгли ее, казнями, выселками, но вера осталась. Костна ли эта вера и настолько она архаична? Ответ вы сами можете найти . Этой веры придерживалось большинство передовых умов России. Начните с протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, епископа Павла Коломенского – имена вам известные.


Меценатство широко помогало творчеству, развитию культуры, да и социальной сферы нашего народа. Многие имена российских меценатов вам знакомы, их деятельность появлялась в различных направлениях. Но странное дело, что во всех публикациях о меценатах говорится чаще в общей форме и только как о крупнейших предпринимателях и меценатах России, о ее радетелях, но не всегда говорится об их религиозной конфессиональной принадлежности. Когда же начинаешь подробнее знакомиться с деятельностью многих российских промышленников и купцов, то выясняется, что большинство из них были старообрядцами.


Василий Александрович Кокорев промышленник, предприниматель.


Собирал и хранил рукоделия народных мастеров: резчиков по дереву, горшечников, игрушечников и пр. На его средства в Европе получили профессиональное образование ряд московских художников. А в конце жизни в Тверской губернии он организовал и построил для художников так называемую "академическую дачу" для того, чтобы русские живописцы вдохновлялись пейзажами Вышнего Волочка и не рвались на Запад, в частности, в Италию или в Испанию.


Козьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901). Его называли русским Косьмой Медичи. Предприниматель, строитель железных дорог, книгоиздатель и меценат, один из лидеров австрийского (белокриницкого) согласия. Он прославился не только своими богатствами, но и щедростью.


Более известен дар купца-старовера Павла Михайловича Третьякова. О его знаменитой художественной галерее, носящей имя братьев Третьяковых, известно многим. Подобных пожертвований родному городу (картинная галерея в Лаврушенском переулке была подарена Москве) немного найдется во всемирной истории.


П.М. Третьяков – этот человек постоянно помогал русским художникам и деятелям науки. Фактически с его финансовой помощью была организована и состоялась экспедиция Н. Н. Миклухо-Маклая к папуасам.
Не менее удивительна судьба и Николая Александровича Рубакина .


Крупных деятелей промышленного, государственного и общественного развития для России дали известные старообрядческие роды Рябушинских и Гучковых - это были русские Рокфеллеры, Ротшильды или Форды.
А род Петербургского хлеботорговца-миллионера Александры Степановны Овсянниковой из старинной старообрядческой семьи.


Еще в недавнее время информация о них была очень односторонней. Мы, в основном, получали сведения только о Савве Тимофеевиче Морозове, щедро помогавшем большевикам. Но сложно было достать информацию о других крупнейших меценатах России: о Козьме Терентьевиче Солдатенкове, о Кокореве, о Рябушинских, о Гучковых, о Павле Третьякове и прочих. Случайно ли это, что эти богатейшие люди России были староверами и истинными патриотами своего Отечества? Благодаря их энергии и преданности избранному делу русская промышленность выходила на передовые рубежи в мире. Разбогатев, они всеми силами стараются улучшить жизнь своего народа, поднять его культуру. И это делалось по-русски широко, щедро, с размахом, с тонким художественным вкусом.


К началу нашего века почти все важнейшие отрасли промышленности России были сосредоточены в руках старообрядцев-миллионеров. К числу таких предпринимателей относились С.Т. Морозов, Рябушинские, Гучковы, Хлудовы, Солдатенковы, Громовы, В. Кокорев, М.И. Бриллиантов, Зимины, Благины, братья Поляковы, Пуговкин, Трегубов, М.С. Кузнецов, А.М. Пимонов, И.К. Рахманов, Бугров, братья Триндины и др.


Таковы некоторые факты из жизни русских предпринимателей, выходцев из старообрядческой среды.


Другой пример это грамотность. Старообрядцы придавали большое значение изучению письменности и наукам. Строились школы, издавались книги, грамота всегда была важным аспектом их жизни. Первых, кого при репрессиях казнили и изолировали, были учителя. Вот здесь и исток правды


Везде у староверов господствует культ чистоты. Поддерживается чистота жилища, усадьбы, одежды, тела, В среде староверов не было обмана и воровства, в селах не знали замков. Давший слово, как правило, его не нарушал, исполнял обещание. Старших староверы почитали. Молодежь до 20 лет не пила водки, не курила. Крепость нравов ставилась в пример. Это к концу XIX века запреты стали нарушаться. За самовольство, непослушание предавали анафеме, не пускали в церковь. Только покаяние позволяло ослушнику восстановить свою репутацию в обществе. И везде куда бы судьба не заставила переселиться старообрядцев, они несли русскую культуру, самобытность. Старообрядцев можно встретить во всех уголках планеты. И везде это трудолюбивые, открытые к добру люди.

 

На этом думаю поставить точку в повествовании, что бы вас не утомлять, надо написать очередную книгу и хотя бы чуть притронутся и приоткрыть эту большую тему. О чем Фирс Федосович и просил меня.

Наше сообщество «Наш Дом Земля» с глубоким уважением относится, и я лично, к большому труду Фирс Федосовича, к той правде и той научной работе, которую он проделал и делает – СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТИ ИСТОРИИ РОДА НАШЕГО ЕГО ИСТИННЫХ КОРНЕЙ, КУЛЬТУРЫ.


Я обратился в Союз писателей России с ходатайством о награждении Фирс Федосовича.


Решением наградной комиссии Союза писателей России отдел наград СП России наградили его медалью «А.С. Грибоедова» за большой вклад в просветительскую и воспитательную и литературную деятельность.
От имени нашей общественной организации поздравляем Фирс Федосовича, самые теплые пожелания, долгих лет жизни, здоровья и творческих работ во имя памяти нашего народа.

 
И вручаем наш диплом. ЭЛИТЕ РУССКОЙ.

 

Автор: gorbatukh
Просмотров: 7452

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

Болонев Фирс Федосович
16.03.2012
Большой Куналей
18.03.2012
Большой Куналей
Лобозёров Степан Лукич
16.03.2012
Большой Куналей
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -