Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Бодоулов Рочен Самбилович

5 марта 2012
Бодоулов Рочен Самбилович
Бодоулов Рочен Самбилович

 

Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жить Земля,
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя…

 

В нашей стране все профессии одинаково важны. Но один из самых уважаемых - это профессия учителя. Учитель ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца. Он помогает нам найти свой путь к жизни.

 

Указом Президента РФ2010 год объявлен Годом Учителя. Среди тех, кто предан своему делу, кто достойно оправдывает звание «Учитель», на котором держится школа, есть и мои родственники. В своей исследовательской работе я хочу показать историю учительской династии семьи Бодоуловых и составить представление о жизни людей еще недавней, но уже далёкой эпохи, и как можно подробнее узнать, какие это были времена. Для себя хотела уяснить взаимосвязь между поколениями рода Бодоуловых. В этом мне помогли материалы семейного архива, рассказы моих близких родственников

Моя семья имеет глубокие педагогические корни. Общее любимое дело сплотило представителей семьи, обострило ощущение родственной взаимосвязи, ответственности друг перед другом. Родовая память, семейные профессиональные традиции, гражданская позиция, навыки культурыпозволили трем ее поколениям преданно служить делу образования и просвещения.

 

Даже у самых талантливых учителей, обладающих даром слова, не хватает времени и сил описать свой путь в профессию и свою жизнь в профессии. Есть еще одна причина, по которой учителя редко рассказывают о своей профессии: самим педагогом она чаще всего оценивается как обычная, лишенная тех событий, о которых стоилобы поведать другим. Благодарные же ученики знают, что за этими ежедневными буднями стоятих судьбы и в конечном итоге будущее села, района и Отечества в целом.

 

В.А. Сухомлинский писал: «Детство – каждодневное открытие мира.Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человечества и Отечества. Чтобыв детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота человечества». Мое открытие истории человечества началось с открытияистории своей семьи.

 

Каждый учитель сам выбирает себе образ, с которым он живет всю учительскую жизнь…

 

Учительская династия – это особый образ жизни, так как работать в школе, воспитывать детей, жить их заботами и проблемами дается не каждому. Здесь нет никаких привилегий.

 

И в небольших сельских школах, и в районных центрах, и в элитных городских гимназиях, и в колледжах, университетах, академиях преподают люди, объединяет которых одно благородное призвание – все они Учителя. Они формируют облик нашего будущего общества. От них зависит, каким будет общество.

 

Среди тех, кто предан своему делу, кто достойно оправдывает звание «Учитель», на ком держится школа, есть и мои родственники. Моя семья имеет глубокие педагогические корни. Общее любимое дело сплотило представителей семьи, обострило ощущение родственной взаимосвязи, ответственности друг перед другом. Родовая память, семейные профессиональные традиции, гражданская позиция, навыки культуры позволили трем ее поколениям преданно служить делу образования и просвещения.

 

С чего начинаются учительские династии? С любви к профессии, к детям, и умения эту любовь передать по наследству.

 

80 лет отдала семья Бодоуловых учительству, любимой работе, главному делу жизни.

 

Каждый представитель династии – по - своему уникальный человек и талантливый учитель. У истоков был мой дед – Бодоулов Рочен Самбилович – ветеран Великой Отечественной войны и труда.

 

Бодоулов Р.С. родился в 1925 году в местности Ботоло Дыренского сельсовета в семье эвенка, крестьянина – бедняка. До 1942 года он учился в Багдаринской средней школе, где в 1941 году за отличную учебу был награжден путевкой в пионерский лагерь « Артек». Но поездка не состоялась, так как учеба была прервана в связи с началом войны. В начале января 1943 года он призывается в ряды Красной Армии.

 

До мая 1945 года Рочен Самбилович служит в Забайкалье, в составе политотдела 209-й стрелковой дивизии 17-й армии, почти на границе с Китаем.Обстановка в Забайкальеи на Дальнем Востокебыла неспокойной. Тем более, что совсем рядом, в Маньчжурии, в полной боевой готовности была сосредоточена мощная Квантунская армия японцев, которая в любой миг могла перейти границу. Потому боевая учеба наших войск, тем более танковых, где пулеметчиком служил Бодоулов, была напряженной. В это время он вступает в ряды КПСС и в августе 1945 года в составе политотдела дивизии принимает участие в войне против Японии. Он обеспечивал охрану и оформление партийных документов. В ходе боевых действий его дивизия должна была форсировать хребты Большого Хингана и выйти к портовому городу Китая – Шанхайгуань. В результате стремительного натиска всегосоветского фронта Квантунская армия в течение 10-11 дней капитулировала. Дивизия, получившая почетное наименование Хинганской, остановилась за полноводной рекой Лаохэ. После непродолжительного отдыха дивизия получила приказ о возвращении на родину.

 

Через два года 209-я стрелковая дивизия была расформирована. С середины 1947 года по июнь 1950 года он продолжил службу в 6-й отдельной гвардейской Бериславско – Хинганскойдважды Краснознаменной ордена Суворова стрелковой бригаде Западно- Сибирского военного округа (г. Тюмень).

 

Р.С. Бодоулов награжден орденами Великой Отечественной войны, Трудового Красного Знамени, медалью « За боевые заслуги», значком «Отличник народного просвещения РСФСР», многими Почетными грамотами. Ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры Бур.АССР».

 

После войны вернулся на родину. Рочен Самбилович знал обычаи и нравы местной молодежи. Курумканский райком партии рекомендовал его секретарем комсомольской организации крупнейшего колхоза имени Ленина Дыренского сомонного совета. Он сразу нашел общий язык с молодежью, организовал комсомольско-молодежные заимки, отары и сеноуборочные звенья. Вел борьбу за трезвый образ жизни, был хорошим оратором, говорил красиво, владел эвенкийским, бурятским, русскими языками. Вскоре его перевели в аппарат Курумканского райкома партии. В 1962 году он окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Закончив учебу, он возвращается обратно в аппарат райкома КПСС. Для укрепления кадрами школ бюро Курумканского райкома направило Рочена Самбиловича в Курумканскую среднюю школу. Около 30 лет работал в школе учителем истории, обществоведения, основ Советского государства и права. Продолжительное время возглавлял партийную организацию школы.Около 20 лет работал руководителем 10-ти выпускных классов.Именно от Рочена Самбиловича достались семье принципы: беззаветная преданность своему делу – учить детей так, будто это твои собственные дети, относиться к школе как к родному дому, и всячески поддерживать своих учеников, видеть в них успешных, способных людей, которых просто нужно научить быть целеустремленными людьми. Сам он никогда не жалел для своей работы своего личного времени. За его трудолюбие, уважение к ребенку, недюжинный ум, блестящую память и удивительный оптимизм своего учителя очень любилиученики и их родители. Такие же традиции и продолжают его потомки – педагоги разных специальностей.

 

За активную помощь райвоенкомату в воспитательной и оборонной работе с офицерами запаса и допризывной молодежью была объявлена благодарность командующего войсками Забайкальского округа Белик. Бодоулов Р.С. – первый учитель Баргузинской долины, награжденный орденом «Трудового Красного Знамени».

 

Будучи на пенсии Рочен Самбилович не перестает трудиться, много времени посвящает своим внукам. Дети и внуки часто собираются в его приветливом доме. Вот что вспоминает одна из внучек: « Дедушка очень много рассказывал мне о школе, показывал дневники, журналы, книги. Мне очень хотелось быть похожей на него. Дома я часто рассаживала своих кукол и учила их всему, что умела и знала, заводила журналы и ставила им отметки».

 

Семья всегда была началом начал, источником добра, опорой, надеждой и вдохновением. Пример папы помог определиться с выбором профессии.

 

Человек удивительно тактичный, воспитанный, болеющий за свое дело, смог с малых лет привить любовь к своей профессии и своей дочерям Ирине и Виктории. Они росли скромными и способными, добрыми и обаятельными, честными и трудолюбивыми. И обе решили стать педагогами. По окончании школы передИриной Роченовнойне стоял выбор профессии. Она была уверена, что свою жизнь и судьбу свяжет только с педагогической деятельностью. И поэтому, окончив Курумканскую среднюю школу в 1979 году, поступает в Ленинградский Государственный педагогический институт имени А.И.Герцена и успешно заканчивает в 1984 году. Начинает трудовую деятельность учителем начальных классов. Трудный это процесс – раскрытие творческого потенциала ребенка. Здесь нет ничего второстепенного, а заинтересовать ребят дело нелегкое. Когда в первом классе Ирина Роченовна учит складывать и вычитать в пределах десятка, на лице ее никогда не мелькнет улыбка снисхождения. Она понимает: в данный момент ребятишки учатся думать. Ирину Роченовну отличают чувство высокой ответственности, влюбленность в свою профессию, авторитет среди коллег и учащихся, трудолюбие, искренняя любовь к детям. Учительская профессия стала для нее делом жизни. Работала в Курумканской средней школе № 1, Курумканском лицее, Российско-монгольской гимназии в г. Улан-Батор. Удостоена звания «Почетный работник образования Российской Федерации».

 

По стопам папы и сестры пошла вторая дочь Виктория. Она поняла это, когда примерила школьную форму. И сказала себе: «Я буду учительницей, я буду учить детей!». После окончания Ленинградского государственного педагогического института в 1990 году Виктория Роченовна стала работать учителем русского языка и литературы в Курумканской средней школе. Через предмет прививает воспитанникам нравственные качества личности. Ее уроки являются образцом общения с детьми на гуманном, умном, добром и увлекательном языке. Неподдельная, искренняя любовь к каждому ребенку чувствовалась во всем: в сердечной встрече с учениками, в отношении к родителям, в заботе о воспитании положительных качеств личности учеников, а главное – в стремлении заинтересовать, научить, обогатить знаниями ум и отзывчивость сердца. Приветливость, доброжелательность, великодушие и порядочность отмечают коллеги, работающие с ней. Ее уроки всегда интересны, содержательны. Девиз Виктории Роченовны: «Сердце отдаю детям»; богатство – книги в доме; отличительная черта – уверенность в завтрашнем дне, жить по законам добра. За успехи в работе в 2010 году награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Республики Бурятия.

 

Люди удивительной скромности, обаяния, сердечной доброты, династия Бодоуловых являются уважаемыми не только в школе, но и в нашем районе. Надеемся, что на этом династия педагогов Бодоуловых не прекратится.

 

Об учительской династии моей семьи можно сказать еще много добрых и хороших слов, потому что это люди большого сердца, огромного трудолюбия, высоких моральных качеств. Из поколения в поколение членысемьи как эстафету передают гордое знамя учительской профессии. Они преподают разные предметы, но их объединяет профессионализм, стремление к творчеству, строгая взыскательность себе и желание отдавать сердце детям.

 

Труд учителя благороден и прекрасен. Я считаю - это великое счастье встретить учителя, который учит самым главным ценностям – доброте, справедливости, учит быть человеком. Хорошего учителя ученик, как правило, не забывает. О таком учителе мы будем вспоминать всю жизнь, рассказывать о нем друзьям и своим внукам, считая его идеалом.«Лишь тот не исчез в этом мире земном, Чье имя народ поминает добром» (Саади)

Просмотров: 2807

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -