Доржо Дарбаев – летописец 11 хоринских родов
Бурятский народ по праву гордится своими знаменитыми людьми, творившимив прошлые столетия. К сожалению, имена многих выдающихся деятелей были преданы забвению. В последние годыэтиименастали нам известны.
Ацагатская долина издавна славилась выдающимися религиозными, общественными деятелями.
Доржо Дарбаев – летописец хоринских родов, общественный деятель, заседатель Хоринской степной думы. Сведения о нашем земляке очень скудны. Биографические данные встречаются в отдельных исследованиях.
Летописи являются важнейшими источниками по истории и культуре Бурятии, памятниками культуры монголоязычных народов. В них содержатся богатые исторические, фольклорно-этнографические, литературно-художественные материалы. Наиболее известными являются хоринские летописи Тобоева, Юмсунова, Хобитуева. Но существуют исторические труды – летописи, которые мало известны. Одной из таких летописей является «История хоринских родов» Доржо Дарбаева.
Из личного дела Доржо Дарбаева (архив Цыбена Жамсарано) были выявлены основные вехи его биографии.
Доржо Дарбаев - заседатель, зайсан 14-го ранга, родилсяв 1778 годув местности Хара-Ацагат. В товремя, как известно, буряты вели кочевой образ жизни. Гушад являлся одним из 11 сыновей Хоридой-мэргэна. У Гушад было 5 сыновей. В настоящее время известны имена двух сыновей – Хара и Шара. Издавна род Гушад живет у подножия горы Сагаан хада. Жили все разрозненно на родовых стойбищах. Ацагат делился на три части: Хуhата-Асагад, Нарин-Асагад, Хара-Асагад. Нарин-Асагаднаселяли Шара Гушад, а Хара Гушад жили в Хара-Ацагате. Хотяи был один род, но между Хара и Шара, по рассказам старожилов, были отличия, разногласия. Шара Гушад – люди немногословные, степенные, а Хара Гушад были людьми весёлыми, любили пошутить, повеселиться[1].
Вот из рода Хара Гушад вырос образованный молодой человек. Он выделялся от своих сверстников живым умом, любознательностью, трудолюбием.
Вероятно, первоначальное образование он получил домашнее, т.к. возможность получить образование было не у всех. Буряты в то время имели развитый фольклор, многие из них владели общемонгольской письменностью. Распространение буддизма стало основанием для организации широкой сети монастырских школ, что повлекло за собой появление грамотной прослойки общества. Официальные власти нуждались в грамотных людях: издание указов и распоряжений, интенсивная переписка с главами родов и руководством требовали отряда людей, образованных и по-русски, и по-монгольски.
По нашему мнению, дальнейшее образованиеон мог получить при Анинском дацане или при Онинском (Анинском) приходском училище, где обучали монгольской и русской грамоте.
По утверждению Т. Доржиева, образование Доржо Дарбаев получил частное, как и наш знаменитый хамбо-лама Ч-Д. Иролтуев. Будучи талантливым от природы, Дарбаев достиг больших успехов в учебе.
«В 1811 году смотрителем Онинского приходского училища и учителем монгольского языкабыл титулярный советник Донжин Данзаев, который едва ли являлся единственным из тех бурят, добившихся таких успехов, получив первоначальное образование частным образом»[2]. В связи с этим можно предположить, что Д. Дарбаев мог частным образом получить блестящее образование.
Служебная деятельность Дарбаева началась, предположительно, в24 года в 1802 году. Как человека образованного, владеющего старомонгольской письменностью, его назначают писарем Хоринской степной думы.
Для своего времени Дарбаев был человеком редкой образованности. Поэтому карьера его была стремительной и весьма успешной. Энергичный, ответственный молодой чиновник пользовался большим авторитетом.
Через три года службы Дарбаев получает чин зайсана. Зайсан – глава одного рода. На таком ответственном посту он показал себя умелым организатором, стремящимся к благополучию и процветанию простого народа.
С 1825 года Дарбаев утвержден заседателем Хоринской думы. Согласно уставу 1823 года «Об управленииинородцами», автором которого являлся Сперанский, была образована Хоринская степная дума во главе с тайшой – главным родоначальником, а при тайше были утверждены заседатели.
Итак, перед нами крупная фигура, наделенная природным талантом и способностями.
Общественная деятельность на благо народа.
Без Дарбаева не проходили заседания степной думы. Он был очень уважаемым, ценным специалистом. За нимспециально приезжали в Ацагат и приглашали на заседания. Без него не обсуждались, не решались важнейшие вопросы. Его слово было настолько решающим, что все прислушивалиськ его мнению. Следует особо отметить о работе Дарбаева по соблюдению законов. Именнов его руках находился кнут тайши. Он исполнял решения степной думы по отношению к лицам, нарушившим закон. Дарбаев направлялся к дому человека, который должен был понести наказание и оставлял кнут.
В 1823 году Дарбаев участвует в разработке «Степного уложения» по запросу иркутского губернатора Цейндлера.
Степное уложение – это правовые нормы, основанные на традиционных народных обычаях. Такие правовые нормы принимались на представительных хуралах, участниками которых являлись уважаемые в народе люди, образованные представители общества[3].По мере надобности статьи обновлялись, вносились изменения, дополнения. Степное уложение – одно из главных положений, на основании которого управлялись хоринские буряты.
То, что Дарбаев участвуетв разработке столь важного правового документа, говорит о том, что он был человеком достаточно образованными компетентным, в совершенстве знающим обычаи, традиции своего народа, правовые нормы.
В 1831 году было принято «Положение о религии». В ХIХ веке распространение буддизма в Бурятии шло довольно быстро. Результатом явилось то, что возникает множество дацанов и сосредотачивается большой контингент буддийского духовенства. Поэтому назрела необходимость принятия такого положения. В разработке данного положения Дарбаев также принимает самое активное участие.
Приобщение бурят к земледелию существовало до прихода русских. С 1792 года по указу Екатерины II хоринцы начализаниматься земледелием. Научившись сеять хлеб разных сортов, хоринский народ понял, что это весьма полезно[4].
Начиная с 1813 года начали открываться среди хоринского народа экономические магазины. Именно под руководством Дарбаева были открыты эти магазины.
Дарбаев способствовал развитию хлебопашества и животноводства.
Как уже было отмечено, он пользовался большим авторитетом, популярностью в народе. Он писал прошения и посылал отчеты в вышестоящие инстанции. Благодаря усилиям Дарбаева были снижены налоги и другие платежи хоринцев.
В нем уживались и чиновник, и знаток фольклора, и общественный деятель и, впоследствии, летописец.
За многолетнюю (тридцатилетнюю) безупречную службу 17 марта 1843 года заседателю Хоринской степной думы, зайсану Доржо Дарбаеву была пожалована Похвальная грамота иркутским гражданским губернатором.
На посту заседателя Хоринской степной думы деятельность Дарбаева была разносторонней: от участия в разработках законов, положений, общественной деятельности до организации почтовой связи.
В личном архиве Цыбена Жамсарано, находящемся в Публичной библиотеке в Монголии, находится личное дело Доржо Дарбаева. Вделе хранятсяпослужной список, аттестат, похвальные грамоты, благодарности и т.д.[5], свидетельствующие о том, что, находясь на ответственном посту,Дарбаеввыполнялсвою работу добросовестно, безупречно, был умелыморганизатором и талантливым руководителем.
За время службы Д. Дарбаевав Хоринской степной думе тайшами в разное время были: Г. Мардаев, Дэмбил Галсанов, Жигжид Дамба-Дугарай, Бадма Павлов, Ринчин-Доржо Дымбылов.
Из родословной Доржо Дарбаева мы узнали, чтоу него был сын Даши, которыйвпоследствии в качестве наследника также стал зайсаном.
Современные потомкиДарбаева отличаются особой аккуратностью, добропорядоч-ностью, трудолюбием.
Летописец хоринских родов.
В 1839 годупо заказу Ринчин-Доржо ДымбыловаДоржо Дарбаев пишет доклад«О происхождении одиннадцати хоринских родов». Эта работа является одним из наиболее ранних известных бурятских сочинений исторического характера.
Материалы данной работы впоследствии были использованы известными летописцами Т. Тобоевым и В. Юмсуновымв качестве источника.
Работа представляет собойответы на вопросы, заданные тайшой Р-Д. Дымбыловым.
В своем докладе Дарбаев умело использовал сведения инородных управ, глав хоринских родов,исторические записи и хроники, документы. Кроме того, использованы устные народные легенды, преданияи истории монгольских ханов. Последнее указывает на то, что автор был хорошо знакомс монгольскими летописями.
У бурят, как и у других монголоязычных народов, была развита традиция составления родословных. Известные в народе легенды, предания, сведения из монгольских летописных хроник, наряду с деловыми бумагами из степных дум и инородных управ, служили важными источниками для написания исторических хроник и летописей[6].
Бурятские летописи относятсяв основном к ХIХ и началу ХХ вв.
В своей монографии Ц.Б. Цыдендамбаев «Исторические хроники и родословные бурят» отмечает, что «наиболее интенсивное развитие летописания родословных наблюдается у хоринских бурят»[7]:
1. Одной из первых исторических хроник является «Повествование о Бальжин-хатан», создана в начале 18 века.
В 1839 году Дарбаев пишет доклад исторического содержания.
В 1843 году АюшаСаагиев написал «О происхождениинародности, называемой хори».
Следующая по времени хроника – это летопись Т. Тобоева.
В 1875 году В. Юмсунов пишет «Историю происхождения 11 родов хоринцев».
Ш-Н. Хобитуев в 1877 году заканчивает свою работу «История 11 хоринских родов».
7. «Ацагатский очерк о хори-бурятах». Автор данной работы неизвестен. Есть основания полагать, что автором мог быть глава худайского рода Жигжит Галсанов. Но имеется ещё одна версия: по утверждению хамбы Ацагатского дацана Тарбы Доржиева[8], автором данной летописи является Доржо Дарбаев.
Доклад«О происхождении 11 хоринских родов» состоит из 12 пунктов. Начиная от легенды о происхождении хоринцев, описывает переход хоринцевв русское подданство. О прибытии в Забайкалье, о выделении земель, о численности населения, обычаях хоринцев.Автор подробно рассказывает о происхождении хоринских бурят, ссылаясь на устную народную традицию. Используя документы Хоринской думы, раскрывает вопросы о принятии хоринскими бурятами русского подданства, о праве на владение землей.
В заключение, рассмотрев труды хоринских летописцев, можно полагать, что сочинение Дарбаева является одной из первых летописей.
Письменные рукописи до сих пор бережно хранятсяу старожилов нашего села. У Насатуевой Д.в личном архиве находятся несколько рукописных летописей хоринских бурят.
Кандидат исторических наук Ц. П. Ванчиковав примечании к переводу летописи Дарбаева отмечает: «Сведения, содержащиеся в личном архиве Дарбаева, и материалы канцелярии Хоринской думы, имеют значение для изучения ряда вопросов по истории Бурятии, истории административного устройства, социально-экономических проблем истории Бурятии XVIII – начала ХХ вв., требует специального изучения и должны быть введеныв научный оборот. Предложенный перевод является одним из первых шагов к этому.
Заключение
Народ без прошлого не имеет будущего. В настоящее время восстанавливается историческая справедливость. Возвращаются бурятскому народу забытые имена выдающихся деятелей.
Доржо Дарбаев – автор летописи«Доклад о происхождении 11 хоринских родов» был для своего времени человеком образованным, занимал высокие должности, удостоен разных наград и титулов.Своей исследовательской деятельностью внес важный вклад в развитие культуры, литературы и письменности своего народа. Летописи – важнейший источник по истории и культуре Бурятии.
Летопись Д. Дарбаева является одним из известных и значимых сочинений, вероятно, использована в качестве источников для летописей В. Юмсунова, Т. Тобоева. Отсюда можно сделать вывод, что доклад Дарбаева является одной из первых летописей 11 хоринских родов.
Как выдающийся общественный деятель, летописец Д. Дарбаев должен занять своё местов истории Бурятии.
Наследие Дарбаева изучено не полностью. Сведения, которые содержатсяв личном архиве Дарбаева, имеют огромное значение для изучения истории 11 хоринских родов.
В народной памяти осталась яркая индивидуальность этого человека, его обаяние.
В личном архиве Даши-Доржо Жигжитова хранится родословная Хара Гучит. Установлено, что родословные Доржо Дарбаева (из книги Ц.Б. Цыдендамбаева) иД-Д. Жигжитова совпадают: действительно, в роду Жигжитова был знаменитый деятель Д. Дарбаев и Даши-Доржо Жигжитовявляется потомкомДарбаева в пятом поколении.
Воспоминания жителей с. Ацагат
Насатуева Д., 1911 г.р., с. Ацагат.
Да, действительно я слышала от односельчан о Доржо Дарбаеве. Родом он из Хара-Ацагата. Хара Гушад жилив местности Хара-Ацагат, отсюда и название местности Хара. Был писарем при Хоринском тайше. Говорят, был человеком образованным, уважаемым.
Дондуков М-Д.Ц., 1916 г.р., с. Ацагат.
В детстве я слышал о Дарбаеве. Был такой человек, родом из Ацагата. Говорят, что он был большим человеком, писарем. Оказывал огромную помощь простым людям. С тех пор прошло очень много времени, об этом человеке помнят.
Доржиев Т.Д.:Вероятнее всего фамилия не Дарбаев, а Тарбаев. В старомонгольской письменности буквытидимеют одинаковое написание. В тибетском и бурятском языке нет имени Дарба.
Образование Доржо Дарбаев получил частное образование, как и наш знаменитый хамбо-лама Ч-Д. Иролтуев. Будучи талантливым от природы, Дарбаев достиг больших успехов в учебе.
Без Дарбаева не проходили заседания степной думы. Он был очень уважаемым, ценным специалистом. За нимспециально приезжали в Ацагат и приглашали на заседания. Без него не обсуждались, не решались важнейшие вопросы. Его слово было настолько решающим, что все прислушивалиськ его мнению. Следует особо отметить о работе Дарбаева по соблюдению законов. Именнов его руках находился кнут тайши. Он исполнял решения степной думы по отношению к лицам, нарушившим закон. Дарбаев направлялся к дому человека, который должен был понести наказание и оставлял кнут.
Автором «Ацагатского очерка о хори-бурятах» является Доржо Дарбаев.
Список литературы
Доржиев Б.Ш. О бурятских племенах и родах. У-Удэ, 2003.
Елаев Н.К. Бурятская школа. История, проблемы и опыт национализации. У-Удэ, 1994.
Зориктуев Б.Р. Буряты. У-Удэ,2000.
Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию. Под ред. Егорова Е.М.(300 лет указу Петра I). – Улан-Удэ, 2001.
Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные.
Чимитдоржиев Ш.Б., Ванчикова Ц. П. Бурятские летописи. У-Удэ, 1995.
Чимитдоржиев Ш.Б. «Кто мы, бурят-монголы?» У-Удэ, 1991.
Чимитдоржиев Ш.Б. Буряадай тγγхэ бэшэгγγд. У-Удэ, 1998.
Чимитдоржиев Ш.Б. Бурят-монголы: история и современность. У-Удэ, 2001.
Чимитдоржиев Ш.Б. Выдающиеся деятели – выходцы из хори-бурят. Очерки.У-Удэ, 2002.
Чимитдоржиев Ш.Б., Михайлова Т.М. Выдающиеся деятелиXVII- начала ХХ вв., У-Удэ, 1994.
Насатуева Д., 1911 г.р., с. Ацагат.
Дондуков М-Д. Ц., 1916 г.р., с. Ацагат.
Доржиев Т.Д., 1958 г.р., с. Ацагат
Список информаторов
[1] Насатуева Д., 1911 г.р., с Ацагат.
[2] Елаев Н.К. Бурятская школа. История, проблемы и опыт национализации». У-Удэ, 1994, стр. 19.
[3] Чимитдоржиев Ш.Б. Бурят-монголы: история и современность.
[4] Бурятские летописи.
[5] Бурятские летописи. У-Удэ, 1995, с. 175
[6] Чимитдоржиев Ш.Б. Бурят-монголы: история и современность.
[7] Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. У-Удэ, 2001, с.41
[8] Доржиев Т., 1958 г.р., с. Ацагат.
Комментарии