Тугнуйская долина! Прекрасна и таинственна наша земля. Мы любим её. Тугнуйская долина богата своими талантливыми людьми: это Исай Калистратович Калашников-уроженец села Шаралдай, автор романов «Разрыв-трава», «Жестокий век», «Последнее отступление»; это Илья Чернёв из села Никольское, автор романа «Семейщина»; это Гунга Гомбоевич Чимитов -
известный бурятский поэт. Он автор многих сборников стихов, басен, очерков, песен. Гунга Чимитовым переведены на бурятский язык произведения Пушкина, Крылова и других писателей и поэтов; это и Баир Эрдынеев – драматург, написавший 14 пьес, которые ставятся на сцене Государственного Бурятского Академического тетра драмы имени Хоца Намсараева.
Бывают люди, человеческие натуры от природы, наделённые повышенным чувством правды, справедливости, с болевым восприятием окружающей жизни. Чаще именно они становятся поэтами, писателями, актёрами. (Высоцкий, Улзытуев, Шукшин), но никогда не идут во власть, им там должно быть неуютно, тесно, маловато воздуха. Таким был для многих знавших его близко и хорошо Баир Эрдынеев, драматург, человек доброго сердца и светлой души.
Конечно, в человеке, в его характере большую роль играет генетический код: родители Баира Эрдынеева были интеллигентнейшими людьми. Отец, Эрдынеев Ширип-Нимбу Эрдынеевич, первый директор нашей школы. Его именем названа Хошун-Узурская СОШ. Мать, Бакланова Мария Артёмовна, учитель, воспитатель, мать. Они родили и воспитали 6 детей, и все они порядочные и совестливые люди.
В маленьком бурятском улусе Хошун-Узур Мухоршибирского района 61 лет назад родился мальчишка, отличавшийся своей необычайностью. В чём же заключалась его необычность? Окружающие узнали только спустя годы. Звали его Баир Ширипнимбуевич Эрдынеев. Биография его во многом схожа с биографиями людей его поколения: родился, учился в
школе, служил в Советской Армии, работал.
С детских лет он увлекался художественной самодеятельностью и спортом. В школе был непременным участником всех праздничных концертных программ и спектаклей, посещал секцию бокса. Баир Ширипнимбуевич окончил музыкальную школу по классу кларнета. В 1959 году юный Баир участвовал во второй Декаде бурятской литературы и искусства в Москве в составе танцевальной группы школы-интерната №1. Это событие оставило неизгладимый след в его душе и, вполне возможно, повлияло на выбор профессии.
После окончания средней школы Баир Эрдынеев служил радистом-оператором первого класса на Тихоокеанском флоте. И во время службы он остался верен своим юношеским увлечениям: был участником флотской художественной самодеятельности и чемпионом по боксу городов Ванино и Совгавань, финалистом первенства Тихоокеанского флота.
Счастливые студенческие годы Баира Эрдынеева начались в стенах Восточно-Сибирского института культуры. В нём было столько человеческого обаяния, жизнелюбия, юношеского задора! Он стал студентом режиссёрско-театрального отделения. Старшим преподавателем был народный артист России Содном Дашиевич Будожапов, которого все студенты очень любили и уважали.
Из воспоминаний Ольги Герасимовой, профессора кафедры режиссуры эстрадных и театрализованных представлений ВСГАКИ, однокурсницы Баира Эрдынеева: «Баир был блестящим актёром. В его исполнении комедийных образов, в его сарказме, его поучительности, его иронии была настоящая глубина мысли. Стихией Эрдынеева была комедия, комедийные роли. Во всех ролях он был уникальным. Он умел находить даже в драме комическое. В студенческом спектакле «Без вины виноватые» от Шмаги сыпались как из рога изобилия фонтан реприз, шуток-импровизаций. И каждый раз после фразы: «Наше место в буфете!»-зал разражался аплодисментами. Это был успех! Взаимоотношения с мастером курса были хорошие. По истечении лет я начинаю понимать: Будажапов любил нас, он давал нам роли, где мы с Баиром были партнёрами. Будь то в спектакле «Валентин и Валентина» М. Рощина, инсценировке «Лебёдушка» Шагжина. А какая радость была у нас, когда автор, посмотрев нашу работу, был приятно удивлён: «Я не знал, что я ПРО ЭТО написал. Я только сейчас это понял. Спасибо!» Мы были взволнованы. Ну, ещё бы – сам Шагжин нас похвалил! Баир был прекрасным партнёром на сцене».
Ленинский стипендиат Баир Эрдынеев с отличием оканчивает институт и начинает трудовую деятельность заведующим отделом культуры Джидинского района. Накопленный опыт
административного работника в дальнейшем очень пригодился ему. Как специалист, хорошо знающий проблему культуры, народного творчества, он несколько лет проработал замдиректора Республиканского научно-методического центра культпросветработы. Позже он был назначен директором Республиканского театра кукол.
Из воспоминаний В.Д.Халзанова, заслуженного работника культуры РФ, директора Этнографического музея, однокурсника, земляка: «Не только я, односельчанин и однокурсник, но и все знающие его коллеги отмечали огромную работоспособность, инициативность, энергичность и неуёмность. Казалось, что на работе он находится круглые сутки, и не только в своём кабинете, но и на дальних фермах и чабанских стоянках. И хотя наши дороги разошлись, я с интересом наблюдал, как простой деревенский парень, про которого говорили, что он с искрой божьей, превращается
в руководителя творческих коллективов. И став директором кукольного театра, он не превратился в бездушного чиновника, а трансформировался в творческую личность».
Надо отметить, что Баир Эрдынеев, будучи начинающим драматургом, внёс большой вклад в развитие бурятского языка, став одним из инициаторов создания национальной бурятской труппы актёров кукольного театра.
Как драматургу известность Баиру Эрдынееву пришла после премьеры его пьесы «Бэшэгдээгуй шулэг» «Недописанные стихи», режиссёр Ц. Цыренжапов.
Из воспоминаний Владимира Кондратьева, главного режиссёра театра Бурятской драмы: «Когда я познакомился с ним, молодой драматург был известен и популярен в театральной среде, как автор нашумевшей пьесы «Недописанные стихи». Это была, можно сказать, новая волна. Вместо извечных председателей колхозов и парторгов пришло бурное, буйное, романтическое студенчество, пришёл сленговый язык, юмор, любовь, всё то, что автор пережил сам недавно. Пусть в пьесе были нечаянные отголоски от Вампиловского «Прощание в июне», но свежее живое дыхание автора было сразу подмечено зрителями и критикой. И хорошо, что на пути Баира встретился и стал его «крёстным отцом» удивительный режиссёр и человек- Цыден Цымпилович
Цыренжапов, со своей мягкой, лирической, правдивой интонацией, стилем, манерой.»
Талант драматурга в дальнейшем подтверждался постановками таких его пьес, как «Песня изюбра», «Камень начала», «Чёрная борода», «Возвращение гусей» на подмостках театров Бурятии, Калмыкии, Монголии.
Из воспоминании В. Кондратьева: «В Монголии его спектакль «Возвращение гусей» (1989) приняли на «ура». Спектакль, пронизанный болью за то место (тоонто), где ты родился, за ту воду, что ты пил, за тех людей, с кем ты вырос, и за те традиции, которые мы теряем. Автор на премьеру в Улан-Батор приехал вместе со своей женой Светланой. Был безумно рад, взахлёб воспринимал всё, что творилось вокруг нас, восторгался. Его потрясло, когда нас провожал на вокзале весь театр, а он стоял у окна вагона, и из глаз его текли слёзы. С тех пор он обрёл в Монголии много-много искренних друзей».
А спектакль по его пьесе «Дамдин лама» (соавтор Ринчин Бадмаев), где была поднята трагическая тема о репрессиях буддийских священнослужителей в 30-ых годах ушедшего столетия, стал лауреатом Государственной премии РБ, лауреатом Международного фестиваля в городе Зелёна Гура (Польша). Главную женскую роль в этом спектакле сыграла выпускница нашей школы, молодая актриса Саяна Цыдыпова. Коллектив учителей нашей школы присутствовал на премьере спектакля, где сфотографировались с артистами и вручили букеты своим землякам.
Владимир Кондратьев: «Между тем, его всё время терзала, тревожила мысль – судьба Шэлдээ-занги. Он много рассказывал, видно, искал подступы, ходы, варианты. Его терзала тема разорванности народа, границ, запретов, табу. И не случайно (не только на волне гласности) он вместе с Ринчином Бадмаевым вышел на тему духовности, попрания духовности, уничтожения святынь и всего святого в пьесе «Дамдин лама». Конечно, спектакль произвёл тогда (режиссёр С. Бальжанов) сильное эмоциональное впечатление, это был больше общественный факт огромной
силы, нежели художественный».
Пьесы он начал писать ещё студентом. Его учитель Содном Будажапов был уверен, что Баир станет драматургом, и не ошибся. Баир Эрдынеев написал14 пьес. Он бы написал ещё много интересных пьес, если бы не ранняя смерть… О его неувядающем таланте свидетельствует его последняя пьеса «Япон Долгор».
Из воспоминаний В. Кондратьева: «О «Япон Долгор» Баир говорил давно и неустанно. И я рад тому, что за пьесу взялась Баярма Жалцанова, режиссёр необычно мыслящий и с особым почерком. Она интересно решила эту непростую тему. Посвятил он её своей жене. И это было прекрасно. И никто тогда не знал, что случится трагедия, что «Япон Долгор» окажется их с женой последним спектаклем»…
Ольга Герасимова: «В Коране есть изречение: «Человек, вырастивший дерево или написавший книгу, не умирает до конца». Баир Ширипнимбуевич многое сделал, чтобы вырастить новую смену: он написал много хороших пьес, имя которым – ДРАМАТУРГИЯ».
Санжиева З.Ж. – учитель Хошун-Узурской СОШ им. Эрдынеева Ш-Н.Э.
Комментарии