Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Цыден Соодоев

2 марта 2012
Цыден Соодоев

Портасова Арина,ученица 8 класса
Подготовила: Черных Л.Д., учитель биологии


В прошлом в Бурятии были выдающиеся философы и мастера духовной практики, знания и опыт которых имели огромное значение, как для бурят-монгольского народа, так и для всего буддийского мира. Это бесценное достояние.

 

В честь 165-летнего юбилея со дня рождения Содой-ламы, который является одним из великих йогинов я подготовила этот доклад.

 

Священная земля Баргузинская имеет древнюю историю и дала многих великих людей, по ней ступала нога Чингис-хана, с ней связаны легенды о Гэсэр-хане, здесь часто бывал выдающийся философ и дипломат Агван Доржиев, это родина знаменитого Элбэг-Доржи Ринчино. Признанный перерожденцем индийского философа и йогина Нагарджуны Цыден Содоев входит в блистательную плеяду великих сынов бурятского народа. Я, его землячка, горжусь тем, что он жил среди нас.

 

Каким был Цыден Содоев

 

165 лет назад родился один из величайших бурятских йогинов, IX шэрэтээ лама Баргузинского дацана Цыден Содоев. В 1983 году был опубликован спра­вочник о буддийских перерожденцах (Катманду, Непал), где имеется статья о Цыдене Содоеве с приложением его фото­графии, — он признан воплощением индийского философа и йогина Нагарджуны (около II в. н.э.). Нагарджуна — леген­дарный основоположник махаяны, учения "Срединного Пути", переданного ему божеством Манджушри. Он являет­ся автором основополагающих текстов философии мадхьямики, причислен к лику бодхисаттв махаяны и сиддхов ваджраяпы. Как и Нагарджуна, Цыден Содоев с детства поражал всех своими сверхординарными способностями. Сэдэн Соодоев имел необыкновенные способности и вел себя очень неординарно. Он мог переходить летом реку Баргузин, шагая по поверхности воды, как по полу, или взбираться на крутые склоны Бархан-уулы, легонько взлетая при этом. Под дождем он оставался сухим и т.д. Эти необычные его способности будоражили ум не только родственников, но и всех, кто его знал и общался с ним. Маль­чиком же он доставлял немало хлопот и потрясений своим родителям, которых не переставал изумлять.

 

В 1894 г. он утверждён в качестве ширетуя Баргузинского дацана.

 

Великий бурятский йогин жил очень просто и скромно, сре­ди бедных людей, лечил их, одевался в простую одежду, и не демонстрировал своих возможностей сиддхи — способности к медитации, ясновидению и др. Говорят, дядя Соодой-ламы был учеником тибетского ламы.

 

По рассказам, Соодой-лама был справедли­вым человеком, он не любил почестей, старался помогать бед­някам, раздавал им полученные от богачей подарки. Он обла­дал очень сильным и проницательным взглядом, мало кто мог выдержать его взгляд.

 

И ушёл из этой жизни Содой-лама так же, как Нагар­джуна. А Нагарджуна, судя по его биографии, написанной Кумарадживой, "затворился в уединённую комнату и исчез". Соодой-лама тоже велел накануне ухода своим родственни­кам не входить в его комнату в течение 7 дней. И тоже преоб­разовал своё тело, так что от него не должно было остаться ничего материального. Это умение соответствует одной из высших буддйских практик. И когда родственники, по рассказам земляков, вошли к Соодой-ламе на 3 день, ослушав­шись его приказа, обнаружили его, уменьшившегося до раз­меров маленького ребёнка.

 

Как бы то ни было — независимо от того, насколько точно сохранились факты жизни и смерти Соодой-ламы в памяти его племянников и земляков, — несомненно то, что Соодой-лама был действительно величайшим мастером Учения. И тот факт, что он родился и жил на бурятской земле, делает честь нашему народу. И мы обязаны бережно хранить память о нём и его наследие — Учение.

 

Образование и путешествия великого Учителя

 

Соодой-лама был широко образованным человеком. Учил­ся в течение пяти (семи?) лет в Тибете, выписывал английс­кие и французские журналы — они, по рассказам, были на­йдены в доме Соодой-ламы после его смерти.

 

Как и в предыдущем своём воплощении, лама Цыден Со­доев совершил путешествие по многим государствам и был весьма образованным человеком. В молодости он получил блестящее образование — сначала, по воспоминаниям его со­временников, в Тамчинском дацане, резиденции бандидо-хамбо-ламы, обучаясь философии, а затем — в одном из крупней­ших монастырей Тибета, пребывая там, в течение 5 лет. Поэтому он знал тибетский и монгольский языки, читал буд­дийские трактаты и сам писал книги.

 

Нагарджуна изучил все светские науки. Цыден Содоев тоже был энциклопедически образован: он знал не только филосо­фию, но и политику, географию, историю, медицину и другие науки.

 

Подобно тому, как Нагарджуна путешествовал по многим странам, как свидетельствует об этом Кумараджива (нач. V в.н.э.), Цыден Содоев в 1908-1911 гг. совершил палом­ничество в страны буддийского Востока: Тибет, Индию, Не­пал, Цейлон, Бутан. Вернулся он из этого путешествия морс­ким путём через страны Юго-Восточной Азии и Владивосток. Видимо во время этого же путешествия он встретился на Дальнем Востоке с Чеховым. Об этом знакомстве Соодой-ламы со знаменитым русским писателем хорошо помнят баргузинские буряты.

 

В 1908-1911 гг. Соодой-лама совершил путешествие в Ти­бет. Вернувшись оттуда, он сложил с себя обязанности ширетуя. Следующим ширетуем стал Ламатханай Сультим, затем был Аюша-ламхай, потом Бадма-ламхай, после него Сэжиб-ламхай (из Аргады), Митап-ламхай (из Баянгола). Непосред­ственно перед Соодой-ламой ширетуем Баргузинского даца­на был Шантагай-ламхай (Чинтадай-лама), говорят, он был гэгэном-перерожденцем Нимайлана-ламы и воплощением Ямантаки.

 

По возвращении из путешествия Соодой-лама остановил­ся в местности Жилинда.

 

Тогда делегация баргузинцев из 12 человек поехала к нему с просьбой вернуться на  родину. Он поселился в Гарге, человек по имени Аранзанай Цыден пос­троил ему пятистенную избу.

 

 До поездки в Тибет ширетуем он был недолго. Во время второго Путешествия в Тибет он также посетил Индию, Цейлон. Позднее hантабал Аражамба, сопровождавший его в Тибет рас­сказывал о дорожных приключениях и о разных интересных вещах, например, что они ложились спать, образуя крест, опа­саясь нападенияхун гурооhон. В Баргузинском дацане в прежние времена хранился куп­ленный агинскими и кижингинскими ламами за большую сум­му серебряных денег в Маньчжурии рукописный Ганджур

 

Из воспоминаний Жамсарана Сажиновича Сажинова

 

Предсказания великого ламы перерожденца.

 

Соодой-лама предсказал многие события, которые впос­ледствии сбылись. Так, например, в 1860-х годах переносили дуган из Саган Нура в Харгану. Он сказал тогда: "Не пересе­ляйтесь в Харгану, лучше отправьтесь на северную сторону Баргузина, в этом случае всем будет польза". Но богачи и ной­оны не послушались и перекочевали в Харгану. Тогда он ска­зал: "В дугане совьет гнездо птица-ангир, дуган превратится в скотный двор". В 1923 году дуган был частично разрушен, а в уцелевшем двухэтажном здании устроили столовую, где ста­ли проводить праздники, а позднее это здание было заброше­но. В 30-е годы здания дацанов были разобраны, перевезены в Хунтэй и пущены на хозяйственные постройки. Так же посту­пили и с другими культовыми зданиями.

 

Однажды в Баргузин прибыл высокопоставленный лама-перерожденец. Со всех окрестных мест собрались люди, что­бы узнать о своём будущем. Человек по имени Аранзайн Цыден тоже обратился к гэгэну. Когда он вернулся, Соодой-лама спросил: "Что же тебе предсказал досточтимый гэгэн?". Аран­зайн Цыден ответил: "Будете жить счастливо,— сказал мне гэгэн". Тогда Соодой-лама вновь спросил: "А не сказал он тебе, что у тебя отберут всё имущество и весь скот, а сам ты пове­сишься на собственном скотном дворе?". Богач был изумлен и, не проронив ни звука, вышел вон. Случилось так, что в 1929 году Аранзайн Цыден был раскулачен. Он покончил с собой. Его правнучка говорила, что Соодой-лама точно предсказал несчастную судьбу её деда.

 

Ещё я слышал такой рассказ. Один богатый нойон спро­сил то ли у этого же гэгэна, то ли у другого ламы: "В наших краях живет лама, прозванный в народе Шалшин-гэгэн, Содоев Цыден. Обладает ли он ясновидением?". Лама при этих словах вскочил с сиденья и воскликнул: "Что вы говорите?! Понимаете ли вы, что говорите? Он является высочайшим воплощением. Я по сравнению с ним ничто!". Этот нойон по­том говорил: "Оказывается, мы невежественные, слепые люди, и ничего не понимаем".

 

Соодой-лама говорил, что на дворе у людей не будет ни коновязи, ни дров. И много предсказаний он сделал о време­нах упадка. Соодой-лама обладал сиддхи — сверхобычными способнос­тями. Так, например, рассказывают удивительные истории, происходившие во время его путешествия по Индии и Тибету.

 

Однажды, когда Соодой-лама со своими спутниками до­стиг реки, через которую не было переправы, он велел осталь­ным бросать по очереди камни на противоположный берег, держась за конец его пояса. И как только путник кидал ка­мень этим способом — тут же оказывался на другой стороне реки.

 

Соодой-лама никогда не пророчествовал демонстративно, а использовал свой дар ясновидения, делал предсказания как бы, между прочим. Он предсказал появление автомобилей, радио и других яв­лений нашего времени.

 

Однажды на пути в Моготуй он сказал, что земля здесь вся будет засеяна пшеницей, но целая семья будет кормиться чу­жой чашкой муки ("айлайн аяга талха эдихыйма"). В то вре­мя люди не сеяли много хлеба, только самые зажиточные за­сеивали до пяти десятин земли. В советское время эти земли превратились в об­ширные поля, но купить вдоволь муки люди не могли, и хлеб люди покупали в магазине. Вот об этом и было сказано.

 

Ещё Соодой-лама предсказал, что в 1961 году, в год белой Мыши белый дракон взлетит. Многие гадали, что это означа­ет. В 1961 году был запущен первый космический корабль. Он сказал также, что когда взлетит этот белый дракон, в мире появится необходимость ограничения войн. И действительно, угроза атомной войны потребует от человечества политики мирного сосуществования.

 

В одной молодой семье долго не было детей. Когда супруги обратились к Соодой-ламе и склонились перед ним в почти­тельном поклоне, Соодой-лама схватил свою трость и ударил их со словами: "Родите вы ребенка или нет?". Те закивали: "Да, конечно, родим". Соодой-лама отпустил супругов, ска­зав, что их просьба удовлетворена, и действительно, через год в молодой семье родился сын.

 

Соодой-лама предсказал, что будет война с Германией, и что мы победим в этой войне. Он говорил также, что союз с Америкой будет благоприятным для России.

 

Ундэр-лама сделал много предсказаний о будущем, о собы­тиях 20 века, и все его предсказания сбылись. Он говорил, что будет революция придут люди в кожаных куртках и начнется передел собственности, а те, кто придут к власти, будут называться "красными". Он предсказывал также, что "красным" удастся удерживать власть в течение ста лет, а потом их идеи забудутся.

 

Им была предсказана современная научно-техническая ре­волюция, он предугадал появление радио, телевидения, элек­тричества, телефона, автомобиля и т.д. в повседневной жизни бурят.

 

Известно также его пророчество о наступлении для бурят трудных времен, когда они будут вынуждены покинуть свои родные земли.

 

Из воспоминаний Жамсарана Сажиновича Сажинова

 

На церемонии коронации у Николая II

 

Он входил в состав делегации, направленной бурятами на церемонию коронации Николая II в Москве, по­сетил столицу Российской империи, Санкт-Петербург. Говорят, во время коронации Николая II Соодой-лама не сделал поклона царю. На вопрос, почему он так поступил, ответил: "Гелонг склоняет голову только перед царем Уче­ния". Бурятская делегация ожидала появления царя Николая II у парадных дверей. Соодой-лама сказал, что ждать следует у боковой двери, но никто его не послушался. И получилось так, что царь действительно вошел в зал через боковую дверь и его встретил один Соодой-лама. Вероятно, состоялся какой-то разговор наедине с царем. Возможно, Соодой-лама сказал Николаю II что-то очень значительное. По крайней мере, Со­одой-лама оказался единственным представителем бурятской делегации, который был награжден золотой или серебряной медалью.

 

Из воспоминаний Чимитсу Сабаевны Новиковой

(1921 г.р.) 3

 

Завещание Соодой-ламы

 

Соодой-лама завещал своему народу: не раз будет менять­ся власть, и глупо ценить золото, самое ценное — это Учение. Он говорил также, что в погоне за модными вещами люди ста­нут пренебрегать старым добром, а между тем надо попытаться сохранить именно старые вещи, потому что они практичные и экологичные. Он наказывал сохранить традицию одеваться в одежду из овечьей шерсти, шить одеяла, делать кошму, мед­ную и деревянную посуду. Он просил, чтобы народ сохранял бдительность и не увлекался разными нововведениями. Что­бы не забывали искать Прибежища в Трех Драгоценностях, не поддавались гневу, ибо гнев — источник всех бед.

 

Из воспоминаний Жамсарановича Сажиновича Сажинова

 

Заключение

 

После ухода Соодой Ламы был воздвигнут Субурган (Ступа – бур.) на северной стороне Хунтэя вблизи места, где он родился. Весь баргузинский народ собрался у Ступы, чтобы почтить его память. От Харганы до Элэсуна тянулись вереницы людей, пеших и на лошадях.

 

Баргузинская долина щедра и разнообразна. Она имеет богатое духовное наследие, уникальную природу, множество целебных источников. Возможно, поэтому из нашей долины вышло много одаренных и известных людей. И говоря о духовном богатстве и наследии, я в первую имею в виду легендарного Содой ламу, жившего в 1846-1916гг. известнейший лекарь он говорил, что в нашей долине мжно вылечить все болезни, используя силу святых целебных источников, разнообразие флоры и фауны, духовную силу и богатство буддизма. Будучи перерожденцем Нагарджуны. Ученика Будды Мудрости Манжушури, он даровал нам лик божественной Янжимы.

 

Место, где проявился образ танцующей богини Янжимы примечательно также тем, что в начале XX века здесь медитировал известный на весь мир Соодой-лама. Соодой-лама передал на хранение свою одежду Понтою Новикову, завещав никому не отдавать этих его вещей и не выносить из дому, бережно хранить до того времени, пока не придет тот, кто наденет эту одежду — он скажет, что это его вещи.

 

Использаванная литература:

 

1) Журнал «Живое наследие»

2) Автор идеи и текста- Намжилов О.Н.

3) Спонсор выпуска – Гармаев С.В.

4) Лама Цыден Содоев (1846-1916) – составители: Бальжима Аюшина, Дулгар Доржиева, Галина

Очирова, Ирина Урбанаева, Эржэма Цыбенова, Артур Намжилов

5) Феномены, сравнимые с Этигеловым - №29, 18 июля 2007 года

6) История о Цыдене Содоеве – www. Rambler.ru

Автор: usoschool
Просмотров: 8322

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -