Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Бато Бадмаевич Батуев

1 января 1970

Школьные годы профессора Б.Б.Батуева

 

Исследования свидетельствуют о том, что жизнедеятельности профессора Б.Б.Батуева посвящена обширная литература. Это воспоминания его коллег, учеников, которые стали известными учеными, друга детства, профессора Г.Л. Санжиева и других. Эти работы охватывают в основном период жизнедеятельности Бато Бадмаевича в качестве преподавателя ВСГАКИ, содержат краткие упоминания об основных этапах его движения к вершинам профессионального мастерства, в некоторых есть детальный анализ его научных трудов, которым дана высокая оценка.  В данном разделе мы попытаемся ответить на те вопросы, которые были ключевыми при постановке цели работы. В какой семье вырос, как учился, какими способностями  обладал  д.и.н., профессор, заслуженный деятель науки РБ и РФ Б.Б.Батуев в школьные годы?  Какие качества личности были ему присущи  в детстве и отрочестве?   Какими были условия учебы детей того времени?

 

Много ценной  информации нам дали воспоминания  Г.Ц. Сабжаева, бессменного редактора районной газеты «Красная Селенга», Почетного гражданина Селенгинского района, Б.Б. Пурбуева, ветерана Великой Отечественной войны и педагогического труда, членов семьи Батуевых.   Б.Б.Батуев родился в семье Зоригтуевых в 1925 году.  Следуя  древнему обычаю родного народа,  семья Зоригтуевых отдала одного из своих сыновей своим родственникам - Батуевым. В одном из интервью Б.Б.Пурбуев поведал о том, что при одной из встреч родной отец Бато Бадмаевича обронил следующую фразу: «Эх, оказывается, самого лучшего из своих сыновей,  я отдал  в  другую  семью». В семье Батуевых Бадма Батуевича и Долгор Шагжиевны он был единственным ребенком. Его родители приложили много усилий во имя того, чтобы их сын стал ученым человеком.

 

Немало ценной информации о неизвестных страницах биографии Б.Б.Батуева мы получили от дочерей Б.Б.Батуева, преподавателей ВСГАКИ Ирины Батуевны и Татьяны Батовны Батуевых.  Бато Бадмаевич  поступил учиться в 1933 году. Школа  в это время  была «единственной бурятской средней школой во всем Селенгинском аймаке,  охватывавшем тогда территории нынешнего Селенгинского, Джидинского и часть Иволгинского района» .  Бато со своими сверстниками начал учиться в привезенных из Тамчи жилых домах, где занимались по 1-2 класса. Школа  находилась в селе Арбузово, где располагалась центральная усадьба колхоза  им. Сталина. Родители школьников  в этот период заготавливали бревна для постройки новой школы.

 

Как позже писал Бато Бадмаевич: «Через два года был создан корпус: 10 классных комнат и учебно-лабораторных кабинетов.» . По воспоминаниям школьников того времени, учеба проходила в очень тяжелых условиях, поскольку «страна переживала большие экономические трудности» .О том, что большую помощь школе оказывали родители детей,  писал Б.Б.Пурбуев.  Были созданы Комитеты содействия школам, которые помогали в обеспечении школ дровами, водой, принимали участие в организации питания детей  из  «дальних стойбищ».

 

Семья Батуевых жила в это время в селе Тухум, остатки которого сегодня  примыкают к г.Гусиноозерск. Родители многих детей жили по своим стойбищам или в других деревнях, поэтому  школьники жили на квартирах у знакомых или родственников, а некоторым предоставляли место в школьном  общежитии. Немало детей из сел: Ягодное, Тухум, Тохой и других  ходили в школу пешком. Бато Бадмаевич писал о том, что каждое утро они шли на «расстоянии 8 км» . 

 

И.Б.Батуева - младшая дочь Бато Бадмаевича, д.и.н., профессор ВСГАКИ  рассказала о том, что ее отец и его ровесники изучали все предметы школьного курса до 9 класса на бурятском языке. В своей работе о родной школе он почти ничего не написал о себе и даже не упомянул о том, что его из первого класса почти сразу перевели во второй. Об этом мы узнали от Б.Б.Пурбуева, который указал на то, что Бато при поступлении в школу хорошо знал латиницу. Так называли тогда латинский алфавит, который служил основой бурятской письменности. Латиница основывалась на использовании селенгинского (цонгольского наречия). Убедительным свидетельством этому является текст песни В.Лебедева-Кумача о Родине, обнаруженный среди бумаг Р.Ц Найданова, классного руководителя Б.Б.Батуева. В 1936 году школьники начали обучаться уже на хоринском диалекте , а «в 1939 году бурятский язык был переведен на кириллицу» .  

 

Одноклассники Бато Бадмаевича поведали также и о том, что он был   любознательным и серьезным мальчиком, которого ставили в пример. Б.Б. Пурбуев сообщил, что: «Бато с детства отличался от других детей не только большими способностями к изучению разных наук, но и своим поведением.  Когда двор школы оглашал  гомон детских голосов, во время школьной перемены,  и начиналась  веселая возня ребятишек, он  обычно стоял у окна и задумчиво смотрел на это». Во время учебы в школе он отличался успехами в изучении всех дисциплин, но особые способности обнаруживал при изучении математики, родного и русского языка. Радна Цыретарович долго сетовал на то, что его ученик, подававший  большие надежды в изучении математики, стал не математиком, а историком. Г.Ц. Сабжаев вспоминал о том, что Бато в школьные годы очень любил читать, с большим интересом слушал рассказы старших об обычаях родного народа, отличался простотой и добрым отношением к окружающим, обладал очень хорошей памятью.  Анализ работы Б.Б.Батуева «Наша школа» свидетельствует о том, что память у героя нашего повествования была не просто хорошей, но  феноменальной и благодарной. По его словам у них довольно часто менялись учителя-предметники,  но,  несмотря на это  в 1998 году он  каждого из них вспомнил по имени и отчеству, также как и всех одноклассников.  

 

Первым учителем маленького Бато был Р.О. Очиров, которого, по словам Б.Б.Пурбуева  загустайцы тогда называли Рабдан - багша. Б.Б.Батуев писал  в 1998 году: «До сих пор помню многие факты, наблюдения за природой, правилах поведения, преподанные первым учителем...» . Из его работы мы узнали, что Улан-Удэнское пед.училище было переведено в Загустай в октябре 1941 года в связи с  размещением в его здании военного госпиталя.   Лучшие из преподавателей училища помогали школе, например, Абашеев Д. А. обучал юных загустайцев «навыкам перевода с русского  языка на  бурятский» . Бато Бадмаевич писал: «Именно под его руководством я впервые получил навыки перевода, что оказало заметное влияние на мою последующую работу». 

 

Третий выпуск  школы состоялся 21 июня 1941 года. В этом выпуске Г.Л.Санжиев, д.и.н., заслуженный деятель науки РФ и РБ, Почетный гражданин РБ  получил аттестат с отличием. В 1942 году  окончили школу 16 человек, а двое получили аттестат с отличием - Батуев Бато и Литвинова Нина.Итак,  - Б.Б.Батуев уже в школьные годы, которые проходили в очень трудное для всей страны время, отличался особой одаренностью в изучении наук; - Благодаря своим природным способностям и усердию, заботе родителей,  работе учителей он в нашей школе получил: «Основу для дальнейшей учебы, работы».

 

Хроника важнейших событий в жизни нашего выдающегося выпускника.

 

В предыдущем разделе мы предприняли попытку рассказать о неизвестных страницах в биографии Б.Б. Батуева - его школьных годах, которые оказали большое влияние на всю его последующую жизнь. Можно предположить, что не меньшее влияние на его судьбу оказало участие в Великой Отечественной войне.

 

Батуева Бато призвали в Красную армию в январе 1943 года, когда ему еще не было и 18 лет. В это время один из его близких родственников по линии Зоригтуевых, который работал в прокуратуре республики, предлагал ему службу в тылу, но он отказался. Об этом поведала нашим юнкорам - краеведам ИКЦ И.Б. Батуева, что указано в работе Д.Д. Гуржаповой «Уроки судьбы профессора Б.Б. Батуева» .   Один из учеников Б.Б.Батуева, Л.В. Курас, профессор ВСГАКИ  писал о том, что Бато Бадмаевич о своем «участии в Отечественной войне говорит скупо...

 

Был рекомендован командованием в  Военный институт иностранных языков, от которого отбивался всеми правдами и неправдами».  Б.Б.Батуев с  « февраля 1943 г. учился в Забайкальском военно-пехотном училище на станции Дивизионная» . После его окончания был направлен на 3-й Украинский фронт. Младший лейтенант, командир взвода пулеметчиков Батуев участвовал в Яссо-Кишиневской операции 1944 года, в освобождении Румынии и Болгарии. В процессе нашего исследования мы обратили внимание на то, что дата демобилизации из рядов Красной Армии, указанная Л.В. Курасом и Г.Л. Санжиевым расходится.  У  Л.В. Кураса отмечено: «Демобилизован в декабре 1945 года», а  у Г.Л. Санжиева:«...  летом 1945 г. стал работать литературным сотрудником республиканской газеты «Буряад-Монголой унэн». В 1946 году Б.Б.Батуев поступил учиться на 1 курс исторического факультета пединститута.

 

В это время произошла с ним история, которая могла полностью изменить его судьбу.  Одного из преподавателей пединститута обвинили в антипартийной деятельности.  Студент первого курса  Б. Батуев выступил в его защиту. «При этом он резко критиковал секретаря парткома института и секретаря горкома комсомола. После этого начались ночные проработки в кабинете секретаря ОК комсомола» .  Решением ОК комсомола Б.Б.Батуев был исключен из комсомола, что в те годы могло иметь страшные последствия. Благодаря  принципиальности мужественной женщины Е.А.Вампиловой, директора института он остался студентом и в 1949 году окончил институт.

 

После окончания института Б.Б.Батуев был «распределен в Селенгинский аймак, где работал преподавателем истории и директором Новоселенгинской средней школы, заведующим аймачным отделом народного образования» . В это время он написал письмо  секретарю ЦК партии Маленкову, «где высказывал свое несогласие с решением Бурятского ОК комсомола. После этого ему пришлось познакомиться с начальником райотдела МГБ...»  . В 1952 году ЦК комсомола восстановил его в рядах комсомола с сохранением стажа. В том же году Б.Б.Батуев вступил в ряды партии. 

 

О  том, что в Новоселенгинске произошла его встреча со своей супругой Ларисой Михайловной - москвичкой, учителем географии рассказала во время встречи с юнкором-краеведом ИКЦ «Найдал» С.Бадмаевым в 2008 году Н.С.Ларионова. Она вспоминала, как им приходилось учить ее колоть дрова, готовить сибирские блюда. Также поведала и том, что Бато Бадмаевич очень интересно проводил уроки истории, отличался спокойным характером, скромностью, добротой, поэтому все учителя с сожалением восприняли весть о его назначении зав.аймоно. С августа 1954 г по 1957 г. Бато Бадмаевич являлся аспирантом Московского областного пединститута,  где защитил кандидатскую диссертацию.

 

Защита его диссертации проходила  в очень сложных условиях, поскольку результаты многолетних исследований Бато Бадмаевича разошлись с господствующим в это время мнением о роли партии большевиков в Верхнеудинске в период установления Советской власти. Этот случай еще раз доказывает, что во имя истины и  торжества исторической правды он не боялся  проявить личное мужество, смелость. Б.Б.Батуев на основе «широкого круга архивных документов и источников, на базе новейшего в то время теоретико-методологического подхода пришел к новым оценкам деятельности объединенных социал-демократических организаций Верхнеудинска и Читы» .

 

Он сделал вывод о том, что эти организации проводили «не большевистскую политику, а стояли на позициях меньшевиков-оборонцев». Жившие в Москве ветераны революционного движения в Забайкалье подвергли работу резкой критике. В защиту выступила одна из самых авторитетнейших ветеранов партии большевиков М. М. Сахьянова, с которой  Бато Бадмаевич поддерживал позже тесную связь. В защиту его выводов выступили также и члены диссертационного Совета, поэтому защита  диссертации прошла успешно. 

 

Многое в биографии Бато Бадмаевича указывает не только на то, что он был талантливым ученым и преподавателем, но и на то, что  основу его творчества составляла привычка к многолетнему обдумыванию проблемы, «постоянная работа мысли в этом направлении» . Интересно,  сколько времени Бато Бадмаевич провел в архивах республики и страны? Ведь он старался доносить до своих студентов, читателей только те мысли, которые были документально подтверждены. Например, сбору и обработке книги документов и материалов «Национальное движение в Бурятии в 1917-1919г.г.» он «посвятил почти 40 лет» По мнению  Л.В.Кураса: «Сборник уникален.  Он не имеет аналогов не только в России, но и на территории бывшего СССР» .

 

Эту же самую систему работы мы увидели в Очерке истории Селенгинских бурят. Например, при написании главы «Годы революции и гражданской войны»  использовано 57 источников: из НАРБ  - 32 документа, из Центрального государственного архива Октябрьской революции - 2, 1 документ из Партийного архива Бурятского обкома КПСС. Также использованы данные из 4 книг Б.Б.Батуева и других авторов.   С 1957 по 1961 год Б.Б.Батуев работал лектором и зав. отделом науки Бурятского обкома КПСС. С 1961 года и до конца жизни его судьба была связана с  ВСГАКИ, то есть 43  года жизни  Бато Бадмаевич посвятил «педагогической, научной и общественной деятельности» .  

 

В 1967 г. он основал кафедру истории в институте культуры (ВСГАКИ). Много ценной информации о жизненном пути нашего выдающегося выпускника можно получить при анализе Биобиблиографичекого указателя, посвященного его памяти.  Анализ этого издания свидетельствует о том, что его первая работа увидела свет в 1948 г. Это был учебник бурят-монгольского языка.  В годы работы в Новоселенгинске он перевел 2 учебника с русского на бурятский язык. Среди более 150 работ, принадлежащих перу  Бато Бадмаевича много трудов на бурятском языке, есть переводы с русского языка и наоборот. Все это говорит о его незаурядных лингвистических способностях, широком диапазоне интересов. О большом научном авторитете Бато Бадмаевича среди ученых Сибири свидетельствует тот факт, что он 22 года состоял членом диссертационного Совета Иркутского госуниверситета, был членом  диссертационного Совета БГУ.

 

«Целая плеяда ученых и преподавателей считает себя учениками и продолжателями дела Б.Б.Батуева» . В своих воспоминаниях они пишут, что он был самым авторитетным профессором, его называли совестью ВУЗа. Когда в период перестройки возникла проблема - «Быть или не быть ВСГАКИ, именно он поставил вопрос о сохранении уникального вуза.  Его блистательная речь по этому поводу сыграла  тогда решающую роль» . В такой небольшой работе трудно привести все те добрые слова, которые посвящены нашему выпускнику. Трудно только не отметить, что все помнят его мудрым, обаятельным человеком, который никогда  не делал никаких резких выпадов против своих оппонентов, учеников, студентов. 

 

Бато Бадмаевич с супругой Ларисой Михайловной воспитали замечательных дочерей, которые продолжают дело своего отца, направленное на то, чтобы «многое в давней и недавней истории нашего народа стало достоянием науки, широких слоев населения» . Его старшая дочь Татьяна Батовна, к.и.н. работает в должности заведующей аспирантурой ВСГАКИ, Ирина Батоевна, д.и.н., профессор является директором Межфакультетского гуманитарного центра ВСГАКИ. В этой же академии работает внучка Бато Бадмаевича - Мария Викторовна Амгаланова. Дочь Ирины Батоевны, Катя с отличием окончила ВСГТУ и приглашена на учебу в Санкт-Петербургскую академию экономики и права.

 

Многое свидетельствует о том, что Бато Бадмаевич никогда не терял связи со своими земляками, учителями. О характере взаимоотношений  Б.Б.Батуева со своим классным руководителем в период подготовки  книги о Загустае свидетельствуют  его письма к нему. Интересные сведения об их встречах в  1956г.  в Москве есть в одной  из записных книжек Р.Ц. Найданова. Эти записи доносят до нас тепло встреч учителя со своим учеником. Позже Б.Б.Батуев писал: «Его влияние на нас не только как учителя, но и как человека, старшего товарища неоценимо.  ...До последних лет, пока был жив, он оставался для нас старшим товарищем и другом» .           Таким образом, - Жизненный путь профессора Б.Б.Батуева после школы был наполнен множеством серьезных испытаний, из которых он выходил победителем, не теряя достоинства и чести, поэтому его имя стало легендарным в кругах ученых Сибири, многочисленных учеников и земляков.  - Он оставил богатейшее педагогическое, научное и нравственное наследие, которое является достоянием Республики Бурятия и требует более детального изучения.

 

Заключение

 

Б.Б.Батуев уже в школьные годы выделялся своими способностями к изучению наук,  был любознательным, серьезным, целеустремленным учеником. Его учили талантливые учителя, о заслугах которых он не забывал никогда, поскольку обладал феноменальной  и благодарной памятью.  Его родителям принадлежит заслуга в создании условий для обучения своего единственного сына. В годы  учебы Б.Б.Батуева в школе  произошло несколько реформ в области бурятского языка, что не помешало ему в дальнейшем свободно писать на родном языке, заниматься переводами. Благодаря своей одаренности, усердию, заботе родителей и учителей он с отличием окончил школу, которая дала ему «основу для дальнейшей учебы, работы»Путь к вершинам профессионального мастерства  у Бато Бадмаевича был долгим, но плодотворным. Многое в его биографии свидетельствует, о том, что он был человеком чести и совести, не боялся выступать за торжество правды и справедливости, никогда не прятался за спинами других. Он отказался от «брони» на призыв в ряды Красной Армии, честно отдал сыновний долг Родине.

 

О мужестве и храбрости лейтенанта Б.Б. Батуева  свидетельствуют его боевые награды. Б.Б. Батуев добился значительных успехов в научно-исследовательской, преподавательской, общественной деятельности. В 1973 году он стал одним из первых докторов исторических наук Бурятии, защитив диссертацию в Ленинградском госуниверситете. Бато Бадмаевич называют сегодня «великим наставником  не только молодых педагогов и студентов, но и всего коллектива ВСГАКИ» .  Удивительный сплав талантов проявлялся в различных сферах деятельности Бато Бадмаевича. Его имя прочно вошло в историю науки и культуры Сибири, как крупного ученого, создателя научной школы, воспитавшего плеяду крупных ученых Бурятии, Сибири.Следует отметить, что уроки судьбы Б.Б.Батуева достойны кропотливого изучения и подражания. Эта работа помогла нам осознать то, что путь  человека к вершинам широкой известности требует огромного труда, особых способностей, силы воли, целеустремленности и многого другого.  

 

Рассказала Анна Малофеева, ученица ср. школы с. Тахой

Просмотров: 4132

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -