Все собираюсь записать воспоминания, а возьмёшь тетрадь и начинает казаться, что и письменный язык очень топорный, и связи событий нет, и что вообще это никому не будет нужно. А иногда подумаешь, вдруг кто-то из потомков заинтересуется, поймёт, сопоставит, насколько жизнь меняется даже в одном столетии, какие разные интересы людей в нескольких поколениях. Разные "перестройки" в любом случае кроме плохого несут и что-то хорошее - в основном это технический прогресс. А духовное обнищание - это минус, да и полная потеря патриотизма. А ведь все равно Родина-мать, она едина. Колхоз и село Михайловка с 1922 года уже было заселено переселенцами из Красного Чикоя Читинского и Бичурского района Бурятии. В моей памяти почему-то лет до пяти ничего не сохранилось. Когда шёл мне третий или четвертый год, родители со всей оравой ребятишек ( 5 человек детей, старшего оставили в семье дяди) переехали с Чикоя на Кодун, убегая от так называемого раскулачивания ( это я знаю только со слов). Четыре сестры и я... Ни своих дедушек, ни своих бабушек, как по линии отца, так и по линии мамы я не помню, были ли они в то время живы - не знаю. В 1932 году маме было уже почти 40 лет, отцу 35. У отца Кузьмина Максима Гавриловича (1898-1954) в графе "социальное происхождение" - было записано крестианин-середняк с села Шимбилик Красночикойского района. По рассказам в Шимбилике на усадьбе, в этом доме жили 2 семьи наша и дядина, хозяйство ещё от деда было справным: имелось для запряжки 2 пары лошадей, плуги, бороны, телеги и упряжь, были посевы зерновых, кроме большого огорода, вот и попали под раскулачивание, а может просто боялись, так как других дядей в то время раскулачили и сослали, а возможно все и утряслось бы. Уезжали из Шимбилика на двух телегах, ребятишки в основном шли пешком. Что везли на телегах могу определить только по тому имуществу, которое было у нас уже в Михайловке... Выехали на ст. Хилок, здесь угадали на наводнение, чушка с поросятами утонули. Переехали через хребет на бурятскую сторону. В ту пору на эту сторону переехало много чикойцев, хотя и из разных сёл, уже были организованы колхозы, кудунские и бичурские. В Михайловку, Хоринского в то время района ( сейчас Кижингиского) таким образом нас прибыло : Батя Кузьмин Максим Гаврилович (1898-1954); Мама Кузьмина (дев. Кузьмина) Домна Ивановна (1893-1986); сестра Екатерина (1923-1998); сестра Евдокия (1925); сестра Вера (1927); я - Санька (1929-2021); сестра Федосья (1932-1999)... Спустя годы родилась сестра Нюра (1936-1946), но ей жизнь досталась очень короткая, умерла в 10 лет от простуды. Место, что называли "Родькином хутором", то есть на западной окраине, где рядом выходил из под земли в то время Аршан - холодный ржавый ключ. Невдалеке он накапливался в очень глубокой яме, из которой стекал в р. Кодун. Вот на кодуне и прошло самое раннее мое детство, летом на нем мы пропадали с утра до вечера, купались, грелись на песке и снова купались. Иногда рыбачили. Хотя рыбачить летом на Кодуне можно было тогда, когда не было лесосплава. Ходили на протоки и на речку Чесанку, она была в то время значительной, устье все было поросшее ивовыми кустами и воды было много начиная от Чесана и до Шолоты (Кижинга) все шло болото, трясины, почкарник. От Михайловки до Заимки дорога ( конная) была сделана через болото сланью ( т.е. поперек дороги сплошь, один к одному были уложены бревна). Это Чесанское болото осушали (верхняя часть по дороги) перед войной ( примерно 39-40гг), а нижняя часть осталась, только воды стало меньше, болото превратилось в пастбище, вокруг озер частники в то время косили себе сено. Бор между Михайловкой и выездом на Заимку был густым, из старых сосен и лиственница, с кустами черника, в нем водились и тетёрки, и зайцы, и грибы и голубица, во время войны бабы и ребятишки старые деревья вблизи поспилили на дрова, бор поредел, затем пошел молодняк и сейчас все же бор держится, ни разу на моей памяти не допускали пожара, как-то чувствовалась ответственность, что может сгореть и лес и сама деревня. Расстояние до Заимки и недалеко до амбаров от села ( через болото) было км 3-4, смотря с какого края села. На Заимке имелась молочная ферма и три полевых стана - на каждую бригаду был конный двор, зимовье, амбары для сбруи и за конным двором - конопляник, где сняли коноплю для выделки веревок, пакли, битвы. Поля от Заимки располагались веером: с востока от Яахи, через Полати, Сангалик на Шолоту. Наша ребячья работа начиналась ещё в дошкольном возрасте, сначала с родителями на покос - копны возить, при вспашке огородов - лошадей из деревни отводили на Заимку - там ночью пастухи их пасут, а пацаны ночуют в зимовье, а на утро ведут (едут на них) в Михайловку - пахарям. Так и за это ещё шло соперничество, не всем же пацанам достанется такое "счастье". В 1941 г я окончил 4 класса. В Михайловке в то время была неполная-соедняя школа ( 1-7 классы). В это время началось строительство Кижингиского районного центра ( до этого район был один - Хоринский), мой батя с соседом ( а жили мы с 39 г уже в центре Михайловки) были мобилизованы туда, выбирали из сплавного леса подходящие бревна, вытаскивали их на берег и драли ( так называемое - бранье), им другие работники закрывали крыши...
Комментарии