Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

История моей семьи

29 марта 2012

Руководитель Бильдакова Сэсэгма Геннадьевна, зам.директора по УВР

Волонтерская команда " Пирамида"    МБОУ "Жемчугская СОШ"

 

Когда учительница истории сказала, что история нашей семьи тесно связана с историей страны, я как-то не приняла это всерьёз. При прохождении темы Великая Отечественная война, было дано задание, собрать материал про свою семью в годы войны мне пришлось обратиться к своему деду. После его рассказа, мне показалось, что эту тему я усвоила на «пять». Кок будто бы я прошлась с дедом по дорогам войны, т.е. по тем местам, где прошлись ноги моих старших родственников. На этом наши беседы с дедом не закончились, я стала выпытывать подробности о нашей семье всё дальше и дальше. Поученные мною информации я перенесла на бумагу и вот, что у меня получилось.

 

В начале двадцатого века наша Россия представляла собой среднеразвитую страну «второго эшелона» капиталистического развития. Переходный характер экономики, сохранение значительных пережитков феодализма обусловили её многоукладность. На территории нашего района уже жили рука об руку русские и буряты. Коренными жителями были буряты из рода шошолок. Пришлыми считаются хонгодоры, тэртэ, хурхуд, сойоты. Проживали тут и казаки отправленные самим царем, аж в 1676 году, основав Тункинский острог, для охраны границ Российских. Позже прибыли к нам и политзаключенные, которых насчитывалось более 2000 человек. Это и декабристы, и народовольцы, и участники польского национально- освободительного движения, и эсеры, и большевики. Из их числа оставили яркий след в истории нашего края В,С, Толстой, Ю.К. Люблинский, Юзеф Пилсудский, художник С.Вронский, М.А.Коленкина - близкая подруга Веры Засулич, Михаил Войнич, А.В. Львов обследовавшие наши источники и испытавшие на себе его лечебные качества..

 

В это время мой прапрадед Дымбыр среди лесного многотравия, на берегу Иркута в местности Хэлтэгэй проживал со своей семьёй в окружении своих родственников и соседей. Он был из знаменитого рода шошолок. Существует у нас легенда о том, это коренной род из всех остальных. Хонгодоры пришли из Монголии, тэртэ из Закаменска, хурхууд из Иркутска. По моим наблюдения и устоявшимся правилам с этим нельзя не согласиться. На любом молебне, или празднике первыми брызгают местным эжинам люди из этого рода ,несмотря на то, что он молодой или даже ребенок. Этим летом по инициативе Хама абгай мы побывали на родовом месте и поставили сэргэ. Поклонялись нашим предкам. Тут три брата вспоминали своё детство, излюбленные места их игр. Показали нам места расположения юрт восьмистенок своих соседей. С восточной стороны луга жила семья Онгорхоева Арабдана, Чуть дальше проживали Лопсон Таряшинов, рядышком Зайганов Даши (егорха), Южную часть занимала семья Тышкеева Даша( Талхашын Даша), западную часть занимали семья Саханова Лопсона. За речкой в местности Нюрхай жили в соседстве и русские и буряты. Занимались они скотоводством, даже не сеяли. Можно сказать, жили общиной, скот они пасли по очереди

 

Так же дед вспоминает рассказ отца о том, что в начале века представители власти ездили по улусам и отбирали крепких парней на работу. В числе этих парней оказался и прадед Ошор. Они строили высокие насыпи для строительства кругобайкальской железной дороги. Работали почти год с ранней весны до глубокой осени, жили в землянках. Похлебка была хорошая, при отбытии домой заплатили небольшую зарплату, на что он купил сапоги, отцу табак. Это и было, наверное, первое соприкосновение наших жителей с развитием капитализма. По его возвращению прадеда Ошора его отец женил его по сговору с девушкой из Улан-Горхона Хоборогой Бальжад из рода Тырхеевых. Один за другим у них родились дети это дядя Коля -1918 года, Хама – 1920, Далха 1922, Валя -1930, Виктор -1934.

 

В это время они считались жителями иркутской области Харбятской хошуна Тункинской волости. Дед Николай, проживающий сегодня в Харбятах вспоминает из рассказовподростков старше его. Часто стали к ним заезжать Никольские казаки, что-то выспрашивали, и вот однажды они привезли в Хэлтэгэй, раздетых, только в нижнем белье мужчин, закрыли их в амбар, сторожили и никого не впускали. Дня через два глубокой ночью слышали жители залпы ружья. Оказывается ,это были члены отряда Каландрашивили, именно им поставлен на окраине нашего села памятник. Это событие являлось большим эхом гражданской войны. Прошелся слушок, о том, что русского царя нет. Потихоньку люди среднего достатка стали отпускать своих батраков, которые были и у нашего прапрадеда. Жили все большой семьёй. Вступившая на территорию района, бойцы пятой Красной армии известили об установлении Советской власти.

 

В 1922 году был образован Баянгольский сомонный совет, куда входили улусы Жэмhэг, Улан –Горхон, Хэлтэгэй, Нюрхай, Тудхул. Председателем совета был назначен мало-мало грамотный Шарагулов Лопсон, сюда и была приписана семья прапрадеда Дымбэра. Открылась и первая начальная школа в Улан-Горхоне в доме богача Дуйбанова Шагты, где учительницей работала русская женщина. Когда в школу пошли 12 летний Николай, 0- летний Хама был уже 1930 год. Прадед , видимо, был человеком предприимчивым, немного владел русским языком, а жена его была рукодельница. Часто зимой на санях летом на телеге доезжал он до Гужир и обменивал там рукавицы из кожи, дэгэлы на продукты, это зерно, соль, табак, материал, там была лавка. По воспитаниям деда Николая они одними из первых в Хэлтэгэе попробовали огурцы, носили штаны из далембы. Одним словом семья жила в достатке.

 

В 1929 году, когда выходила статья Иосифа Виссарионовича Сталина « Год великого перелома» образовались первые коммуны. Прадед не торопился с вхождением в коллективное хозяйство. Все -таки было жалко отдавать своего хорошего мерина, кобылу, около десятка дойных коров и овец. Но со временем он убедил своего уже престарелого отца Дэмбэра войти в коммуну.

 

В 30-е годы стали едва ли не самой кровавой страницей в отечественной истории. Это идеологические убеждения тоталитарного режима со своей надежной опорой карательными органами для преследования инакомыслящих, репрессии политические процессы над меньшевиками и эсерами «Шахтинское дело» послужившее сигналом для развертывания борьбы с вредителями «кулаками» и середняками оставили след и на моих предках. Семья моего прапрадеда была репрессирована. Советская власть сразу вспомнила ь том, вступили в коммуну последними, и что его жена до сих пор молится богу и тайком содержит божницу. Это был страшный 1938 год. Мой дед только родился, ему было всего несколько месяцев, сестре Вале 2 годика, брату Табасай 5 лет.

 

Дед Хама вспоминает, что это было весной в слякоть, холод. На ссылку отправились прапрадед Дэмбэр с бабушкой со своим старшим внуком Николаем, который поехал вместо отца Ошора. Ошор же потихоньку перебрался со средними сыновьями в Харбяты, а младших забрала к себе соседка сердобольная русская нюрхайская бабушка Вера. Старый дед не выдержал трудной дороги и скончался в пути. Прабабушка и старший сын были заброшены на самый север Иркутской области на лесоповал. Спустя год догнала их до мест ссылки возлюбленная Дяди Коли. Вот так началась семейная жизнь репрессированной семьи. Оставшиеся малолетки в Нюрхае росли с бабушкой Верой, только изредка средним братьям удавалось их навестить в страхе новых репрессий. Так тянулись дни и ночи пока не нагрянула война.

 

В 1941 году советские люди готовились к достойной встрече 24 годовщины Советской власти. Они радовались достигнутым успехам. Вести с предприятий и строек, колхозных полей и научных лабораторий

 

Наполняли сердца гордостью за свою социалистическую Родину. И как было не гордиться, страна в недалеком прошлом отсталая, разоренная, империалистической и гражданской войнами, выполняя великие предначертания в.И.Ленина, достигло род руководством Коммунистической партии таких высот, которая вывела страну в один ряд с развитыми государствами, м по многим показателям вышли на первое место в Европе и в мире. Радость, счастье и гордость советского человека как в зеркале отражались в прекрасных словах всенародной песни

 

Широка страна моя родная

 

Много в ней лесов полей и рек

 

Я другой такой страны не знаю

 

Где так вольно дышит человек.

 

Пришла беда. Гитлеровская армия вооруженная до зубов 5.5 млн.солдат, 3712 танков, 4950 самолетов, 47260 орудий и минометов, поработив народы многих стран оказался на нашей земле. В первые же дни войны были призваны на войну прадед Ошор. А сын Хама призванный 1940 году на действительную службу, проходил учебку в городе Ерофей Павлович, а потом в Омске. Прадед сразу попал на передовую и был убит в самом начале войны. К великому горю и жене Бальжид не было суждено прочитать похоронку. Остались круглыми сиротами дети так и не успевшие получить отцовской и материнской ласки. В 1942 году призвали и Далха, опять остались сироты на плечах с той бабкой Верой. Мой же дед Виктор учился говорить на русском языке. Тяжело было поднимать в холодные голодные годы 70 летней бабке. В основном питались подачками. Долго и нудно тянулись тяжелые военные годы. Но тем не менее дождались победы, кроме бабки Веры. В её избе нашёл своих братишек и сестренок, вернувшийся с фронта Далха. Он стал участником Сталинградской битвы. Воевал в составе 688 стрелкового полка пулеметчиком №1.

 

После ранения оказался в 62 отдельной роте контрразведки « Смерч» командиром стрелкового отделения. Ходил на добывание «языка». Демобилизовался в октябре 1945 года, с полной грудью медалей и орденом Отечественной войны 2-ой степени. Принимал участие в освобождении Киева, Сталинграда, Житомира, Львова, Днепропетровска, Молдавии, Польши. День победы Встретил в городе Бреслау. Дед Хама вернулся позже 16 марта 1948 года. Служил он в железнодорожных войсках, победу встретил в Харбине. Возвращался на ненадолго и старший брат Николай, призванный на фронт с мест ссылки, постоянно воевавший на переднем плане. Вернулся он к своей жене, которая в годы войны стала работать на одном из заводов города Иркутска. С собой взял младшего брата, моего деда Виктора. Там он определили его в интернат, где он смог получить начальное образование. Вместе с интернатскими детьми помогал строить Ангарскую ГЭС. Жить долго в интернате было невозможно. Постоянно хотелось есть, домотали вши. К тому же он получил тяжелую травму головы в ребячьей драке из-за куска хлеба. После долгого лечения в госпитале, что стоял на окраине Иркутска, но уже с большим косоглазием, в 1949 году вернулся домой, немного учился в школе. Пятнадцати лет записался в колхоз имени Ворошилова.

 

Взяли его прицепщиком, его трактористом был Качал( татар)

 

и именно он научил его водить пымку, ремонтировать его. В первые дни, он все удивлялся, почему он все время грустный. Позже ,узнав историю его семьи понял причину грусти и сочувствовал ему. В число тех народов, которые Сталин решил сурово наказать за связь с оккупантами, попали и татары Крыма, где проживала его семья. Это был май 1944 года. Депортация проводилась по единому плану. Первыми на место прибывали войска, под предлогом отдыха. Чрез несколько дней всему населению приказывали собираться в дорогу. С собой разрешали брать узелки только до ста килограммов. На сборы давалось только двадцать минут. Потом погрузили на грузовики, а потом в товарные вагоны так и оказались в наших местах. На то, что их отец остался на полях сражений, сам же Качал участник ВОВ приехал сам вдогонку за своей семьёй никого не смущало. Вот так с репрессированным в послевоенное время и началась трудовая деятельность моего деда.

 

Весь период «оттепели» сопровождался по стране серьёзными успехами в области науки, культуры, техники. Это давало всему народу веру в победу коммунизма и ВТО, что вполне реально «перегнать Америку» . Решение сентябрьского пленума ЦК КПСС 1954 года послужили хорошим подспорьем в техническом переоснащении сельского хозяйства. Были построены теплые коровники, кошары. Приобрели большой механический сепаратор, приводимый в движение силами двух человек. Сливки сдавали государству, как раз в это время были повышены цены на продукты сельского хозяйства, соответственно выросли и доходы колхозников. Люди стали питаться лучше, появились возможность приобретать продукцию фабрик и заводов, одежду, домашнюю утварь, мебель. В это время дед живший в семье брата Хамы, обзавелся семьёй. Дед вспоминает, что приданое у моей бабушки Софьи было очень богатым. Это кровать железная с блестящей головкой, швейная машина, полный постельный комплект. В первые годы, поселились в пустующем домике восьмистенке, в ограде свекра Шилковых. В 1959 году по приказу партии и правительства образовался у нас совхоз « Саянский» с огромной территорией. Дед уже работал трактористом, пахал земли от Зактуя до Харбят. Заботиться о семье было некогда, с ранней весны до глубокой осени жили на полевых станах, так как работали посменно. Главной приметой этого времени, по словам деда была радость коллективного труда, непоколебимая вера в светлое будущее, в то что будущее, когда и дети их детей будут жить намного лучше. Во имя этого они работали одержимо, на работу шли и возвращались с песнями. К трудовой страде готовились как к празднику. Большую радость принесли и лампочки Ильича в каждом доме. Стали получать заработную плату.

 

Когда я обратилась к деду с вопросом: как ты работал? Он порылся в комоде и достал большую папку с грамотами и сказал: « Посмотри и посуди, внучка сама как я работал». Грамоты рассказали мне о том, что дед неоднократно выходил победителем социалистических соревнований, приглашался на совещание в Дом Советов нашей столицы.

 

В 1976 году был на ВДНХ в Москве, награждался путевками в Горячинск, Дарасун, Хабаровск. В дополнение ко всему дед сказал, что советское время было самое справедливое время, ценили людей труда, работали мы в семь потов, но и отдыхали хорошо. Чуть ли не каждый год давали путевки на местные курорты Аршан, Нилова –Пустынь, организовывали отдых в Хонгор –Улах. Обиженных, голодных не было. Хотя бы возьми своего отца, смог бы он сейчас побывать бесплатно в пяти странах. Нет,его родной комсомол отправил. Тут конечно с дедом не поспоришь. С искринкой в глазах дед о том, какие у них были умные , понимающие, целеустремленные руководители. Такие, как первый директор совхоза Василий Давыдович Серебренников, Владимир Бизьяевич Саганов, первый секретарь райкома Александр Добшонович Таханов, верящие в нас и в нашу силу. Верящие, но очень хорошо проверяющие нас. Учетчик Нима Сыренович Бандеев через каждые десять метров проверял глубину вспашки (25см). Во время страды ни на шаг не отходил от полевого стана Бригадир тракторной бригады Владимир Сыреторович Бандеев. Он был у нас и снабженец и ремонтник, а если кто засыпал за рулем в силу усталости он сам садился за рычаги ДТ, то за штурвал комбайна. Ну как можно было плохо работать и подводить таких людей?

 

Постепенно выросли и получили среднее образование мои дядя и тетя. Тетя Валя закончила Улан-Удэнское кооперативное училище и стала работать продавцом в Сельпо, а дядя Вася выучился на зкономиста в Бурятском сельско-хозяйственном институте, работал по распределению в Окинском районе экономистом колхоза «Улаан-Аха». Мой же отец имеет диплом Иволгиского гидромелиоративного техникума. Как он начал помогать отцу уже в школьные годы, так и остался он, верен профессии тракториста. Не изменил своему выбору и после демобилизации из армии. Наград за хорошую работу у папы не меньше чем у деда.

 

Оказывается, такая работа одна из наиболее доступных и увлекательных форм приобщения к исследовательской работе, способом мотивации, познавательной деятельности является изучение истории нашей семьи. Рассказы и воспоминания родных, и живых свидетелей, очевидцев и участников событий – оживляют историю, приближают её к нам, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать её специфику и уникальность. Генеалогические изыскания способствуют развитию устойчивого интереса к истории и формированию личностно-ориентированных знаний. Таким образом, изучая историю семьи поднимаем огромный пласт материала по истории повседневности, узнаем от своих родных совершенно новые факты, удивляемся. Спорим, задумываемся, приближаем к себе ушедшие эпохи или сами мысленно переносимся в них. Укрепляются психологические контакты детей и родителей. А главное происходит передача из поколения в поколение традиций, ценностей, толерантности, позитивного исторического опыта.

 

Вот так повторяются история моей семьи в истории нашей Родины. Моя работа ещё не завершена, надо ещё все это закрепить архивным материалом. Для себя я решила, что получила от своей работы много полезного, знаю где моё родовое место, где я должна поклоняться своим предкам и самое главное могу все это передать своим детям, а может и внукам. Ведь на этом история нашей Родины не завершается ровно, как и история моей семьи.

 

Информанты:

 

1 Зайганов Х.О. -1920г.р.

 

2 Зайганов Д.О.- 1922г.р.

 

3 Зайганов В.О.- 1938 г.р.

 

4 Зайганов Н.О. -1918 г.р.

Автор: Moderator
Просмотров: 3336

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -