Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Дерево памяти

25 марта 2012
Дерево памяти

Патриотизм в хорошем настоящем понимании этого слова – это любовь к своей малой Родине, патриотизм – это когда мы не просто говорим красивые слова о родной земле, но и по-настоящему любим её и пытаемся оказать ей посильную помощь.

 

Эвенки всегда трепетно относились к домашним оленям. Знали где их можно содержать, какими путями перегонять от одного пастбища к другому, богатому ягелем. Обычно это горная местность, гольцы – горы без леса.

 

Одним из таких мест является верховье ключа Нирундакан1 и его притоков Марикта2 и Биракочакар3, которые расположены на северном покате гор побережья Байкала. В частности ключ Биракочакар и река Душкачанка имеют общее начало. Перед войной оленеводы обитали в вершине Нирундакана.(см. Приложение фото № 1с.11)

 


1 Нирундакн –от эвенкийского «Ниру»-хариус

 

2 Марикта - от эвенкийского «марь» островки или чистая вода

 

3Биракочакар - от эвенкийского много речек

 

4 Онковнакит - от эвенкийского пастбище

 

5 Отог - от эвенкийского «того»- огонь

 

Попасть на пастбище можно было по горным тропам вдоль реки Холодная по ключам верхний и нижний Онковнакит4 (см. приложение фото №2,3 с.11,12), но прежде чем подняться в горы, преодолеть Нирундаканский перевал надо было отдохнуть, набраться сил. И чтобы вода была рядом и дрова листвяные и место сухое. Облюбовали под большим кедром отог5 . Многие там кочевали «Лучшие охотники за честь считали поработать оленеводами или помочь им, например, в охране от хищных зверей. Молодые эвенки пробовали свои силы преодолевая крутые склоны Нирундакнского перевала, готовились к дальним походам»6. Но началась Великая Отечественная война.

 

64 года прошло с тех пор, когда мир узнал о великой победе советского народа над фашистской Германией. 14018 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Были разрушены, сожжены, стерты с лица земли 70 000 городов, поселков, деревень, 84000 школ. В той самой кровопролитной войне погибло 27 миллионов советских солдат и мирных жителей. Защищали Родину и наши земляки.

 

Война закончилась. И пушки замолчали

И годы сгладили великую Победу

И мы живем. И мы опять весну встречаем

Встречаем День Победы, лучший день в году.

 

Война закончилась. Но песней опаленной

Над каждым домом до сих пор она кружит

И не забыли мы, что 20 миллионов

Ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою жить.

 

Они исполнили солдатский долг суровый

И до конца остались Родине верны.

И мы в историю заглянем снова,

Чтоб день сегодняшний измерить днем войны

 

У подножия одного из перевалов между рекой Холодная и ключом Нирундакан (Нижний Онковнакит), на основной тропе, которой издавна пользовались эвенки, есть место, где они обязательно останавливались, прежде чем подняться в горы(см. приложение фото №4,5 с.12,13)

 

Так как до войны и во время ее в верховьях Нирундакана эвенки содержали оленей, уходящие на фронт обязательно посещали это место, оставляли памятные знаки, некоторые из них сохранились. На кедре видны инициалы Урончина Трофима Афанасьевича, ушедшего на фронт в 1942 году.

 

С 1940 года по 1943 год на фронт забрали почти все мужское население. Вся работа легла на плечи стариков, женщин, подростков, детей. Надо было сохранить поголовье оленей………….

 

Заведующим оленефермой работал Ганюгин Тихон Иванович, его жена Екатерина Петровна и сын Евгений.

 

О чем думал эвенк, уходящий на фронт, вырезая свои инициалы и дату на стволе молодого кедра. Наверное, он и не думал, что через год погибнет при прорыве блокады Ленинграда, а след на древнем кедре дойдет до его потомков .

 

Знаки остальных, ушедших на фронт, пока не найдены. Но то, что они именно здесь останавливались по пути с оленефермы, известно со слов старейших села Холодное. Они же предложили считать этот древний отог местом, связанным с историей нашего народа.

 

Евгений Тихонович Ганюгин, оленевод, рассказывал: В разное время с ними работали Саватеева Дарья Петрововна, Шангина Варвара Петровна, Шангина Татьяна Ивановна, Шангин Иван Николаевич, Лекарева Ольга Николаевна, Шангина Татьяна Николаевна, Аеульева Ольга Петровна, Урончина Мария Петровна и все подростки.

 

Из рассказа старейшины села – Е.Т. Ганюгина:

 

С фронтов Великой Отечественной войны вернулись не все сельчане Киндигирского рода. Вспомним их поименно:

 

Ганюгин Иван Алексеевич 1920 г. рождения – пропал без вести в 1942 г.

 

Ганюгин Григорий Васильевич 1917 г. рождения – убит 12.06.1944 г.

 

Лекарев Иван Осипович 1902 г. рождения – убит в марте 1942 г.

 

Платонов Николай Петрович 1905 г. рождения – умер от болезни 27.07.1942 г.

 

Платонов Иннокентий Васильевич 1912 г. рождения – пропал без вести в 1942 г.

 

Саватеев Прокопий Ильич 1902 г. рождения.

 

Саватеев Александр Ильич 1919 г. рождения.

 

Урончин Трофим Афанасьевич 1919 г. рождения – убит при прорыве блокады Ленинграда.

 

Урончин Роман Герасимович 1915 г. рождения – пропав без вести в 1941 г.

 

Урончин Петр Герасимович 1913 г. рождения – погиб 23.08.1942 г.

 

Шангин Максим Савельевич 1912 г. рождения – умер 22.02.1943 г.

 

Тулбуконов Павел Николаевич 1925 г. рождения - пропал без вести 27.05.1045 г.

 

Платонов Тимофей Иннокентьевич 1917 г. рождения – погиб 26.09.1943 г.

 

Андреев Гавриил Иванович 1091 г. рождения – погиб 13.02.1942 г.

 

Бадмаев – погиб в 1943 г.

 

Загидулин Сафила (Василий) Загидулович 1904 г. рождения – неизвестно.

 

 

В своей работе я использовала мало литературных источников, она основана на воспоминаниях старейшин и жителей села Холодное, передающих историю Дерева Памяти из поколения в поколение. Прошло 65 лет со дня окончания Великой Отечественной войны.

 

Символично, что на братской могиле в которой похоронен Урончин Трофим Афанасьевич стоит монумент, изображающий березку.(см.Приложение фото №6,7 с.13,14)

 

Призванные в ряды красной армии с 1940 по 1944 гг. и не важно для каких целей на западный, восточный фронты и для работы в тылу, где от недоедания и болезней люди погибали так же как и на фронте. Кто-то вернувших израненным не дожил и до победы. Единицы уцелевших всю жизнь трудились, восстанавливая разрушенное войной, но уцелевшее в это трудное время народное хозяйство.

 

Все тяготы легли на плечи женщин, стариков, подростков и детей, которым пришлось заменить призванных на защиту мужчин, в том числе и оленеводов. Один из них Урончин Тихон Афанасьевич уходя на фронт в 1942 году оставил на древнем отоге у подножия Нирундакнского перевала свои знаки. Многих путников гостеприимно встречал и провожал древний отог и стоящий рядом вековой кедр(см. приложение фото №7,8 с.14,15).

 

И зимой и летом сюда приходили старики, женщины и дети, работающие на колхозной оленеферме. После второго класса забрал своего сына Евгения Ганюгин Тихон Иванович, заведующий оленефермой в верховях Нирундакана – на фронт его не забрали по возрасту. Зимой 1943 года на оленеферму пришла похоронка, её все, кто умел, читали, а кто не умел читать, слушали и запоминали, как оказалось запомнили навсегда. как и знаки оставленные на кедре у древнего отога до сих пор эвенки знают, кто уходил отсюда на защиту отечества и как оказалось в последний свой путь, который оборвался в листке в непривычном для эвенка словосочетании восьмая ленинградская ГЭС(см. приложение фото №10,11,12 с.15,16).

 

В 1995 году к 50-летию победы Ганюгин Евгений Тихонович на вопрос чьи знаки оставлены на древнем отоге, ответил сразу же и без запинки пересказал текст похоронки, он запомнил ее навсегда(см. приложение №15,16,17 с17,18,19).

 

Поднятая проблема актуальна и значима для всех: и для детей, и для молодежи, и даже для пенсионеров. Историческое, культурное и духовное наследие села – это достояние всех, следовательно, задача каждого – заботится о его сохранении. Разрушающиеся памятники говорят о людском беспамятстве.

 

Литература

Работа кандидата этнографических наук Симоновой Виктории

Ганюгин В.А Дневники наблюдения 1990 -2009

Книга Памяти героев Бурятии

Фотоархив Киндигирской средней общеобразовательной школы

Любимый северный край. К 80-летию Северобайкальского района. Составитель Киселева Н.К. – Улан-Удэ: Издательство ОАО «Республиканская типография» 2006

Свидетельские показания старейшин села

 

Фотографии Симоновой Анастасии


Ганюгин Юрий Олегович,2000г.р, ученик 6 класса МБОУ Киндигирская ООШ

Руководитель Ганюгина Светлана Алексеевна 1973 г.р Учитель МБОУ Киндигирская ООШ

Автор: Moderator
Просмотров: 3392

Дополнения

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -