Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Родословная Тубшиновых

21 марта 2012

Талант, полученный в наследство

 

Человек - уникальное и неповторимое создание. Он, как и дерево, не приходит на голую землю и не пустыню после себя оставляет.Чтобы дерево росло, зеленело и приносило плоды, сильные корни питают его, не давая погибнуть. Да, дерево сильно своими корнями. А человек? Разве про человека нельзя сказать то же?

 

Справедливо отмечают, что человек, оторванный от своего народа, не помнящий своей истории, не впитавший его культуру, подобен дереву, лишенному корней. Поэтому уже с раннего детства ребенок должен знакомиться со своей родословной, знать имена своих предков, знать, откуда они, какого рода и племени. Такое знание важно, прежде всего, для того, чтобы ребенок, становясь взрослым, не терял своих корней, гордился своими родственниками. Именно так и должна осуществляться связь времен, связь поколений.

 

Родина, родная земля. Та, которую с босоногого детства запоминаешь до мельчайших подробностей с ее лесными опушками и полянами, полными ягод, грибов, черемши, с ее почитаемыми святыми местами вдоль горных троп, с ароматами голубых склонов каменистых сопок. Земля сказочно-красивая, богатая легендами и преданиями, передающимися из уст в уста с далеких времен. И на этой родной земле оживают, как в сказке, родословные нити к далеким предкам. Протянуть эту нить помогают нам наши дедушки, бабушки, которые в детстве, как мы, с интересом слушали удивительные рассказы из истории своей родословной. И в этой работе я хочу рассказать интересные эпизоды из жизни своих родственников по материнской линии, услышанные от моего дедушки Тубшинова Базар-Сада Мигмировича. Меня зовут Буянто Цынгеев, я ученик 11 класса Бургуйской средней школы. А процессом работы руководила моя мама, Цынгеева Дарима Базарсадаевна, учитель бурятского языка и литературы данной школы.

 

Мое село Бургуй расположено у подножия священной, величественной горы Байса хангай, возвышающейся над всеми остальными вершинами и являющейся хранительницей мира и покоя сельчан. Испокон веков Байса хангай почитается жителями села и, конечно же, о ней сложены легенды и предания. Вот одна из них. Со священной горы берут начало две реки Бургуйка и Хуртагинка. Первая называлась «Эрдэмэй уһан», что значит река Знаний, а вторая несла в своих водах богатства и называлась «Баялигай уһан» - Богатая река. В долине, по которой текла река Знаний, стали жить люди, у которых была большая тяга к знаниям, образованию и поэтому оттуда вышло много талантливых людей, прославивших свою малую родину. Недаром у нас, в Бургуе хранится священная книга «Юм», которая, по мнению старожилов, помогает молодым людям постигать тайны учения.

 

И на такой благодатной земле вот уже много поколений живут и продолжают свой род Тубшиновы, относящиеся к этнической группе һойһо.

 

Наши предки берут начало от одного из трех сыновей Минаахай, после переселения из Монголии облюбовавших живописную местность Улзытэ гол, что в долине реки Хамней. Родословное древо подрода Дүлиитэн насчитывает на сегодня одиннадцатое колено. Я горжусь, что древний род не забывается в нашей семье. Я могу рассказать много интересных событий из истории семьи, начиная с Тубшин прапрапрадеда. Народный умелец Тубшин славился умением изготовлять фигурки божеств и окладов, а также рисунки в стиле танка. Из его работ у односельчан сохранились колокольчики, выполненные способом литья, необходимое в то время украшение-дэнзэ, оклад для рукописной иконы. Лицевая сторона оклада расписана узорами религиозного характера. На двух боковых краях отчеканены 8 буддийских символов, верхняя и нижняя части расписаны растительными и зооморфными узорами, символизирующими покой, величие, бдительность. Каждое его изделие отражало стиль и почерк своего мастера, коего не спутаешь ни с какой другой работой. У Тубшин дархана было четыре сына, и все были способными, каждому из них в той или иной мере достался дар отца – его талант. Тогда отец устроил конкурс на лучшее изображение мыши на кусочке серебра размером в ячменное зернышко, и «молоток мастера» был передан в руки Галдану – преемнику отца по старинному обычаю алха барюулха, поскольку его работа оказалась наиболее тонко исполненной. Также бытует легенда о том, что отцу Тубшин дархана Шагдару было известно место со спрятанным золотом, доставшееся ему по воле одного из родственников. К сожалению, нет достоверного ответа на вопрос: кто обладал таким несметным богатством, кто знал и показал ему дорогу к золоту. После многих лет Тубшин дархан пошел к тому месту - все вокруг изменилось, и было неузнаваемо. Принес только один туес золота, отдал сыну Галдану сказав, что этого хватит и тебе, и твоим сыновьям. Он так и не показал дорогу никому, посчитав, что оно, золото, никому добра не принесет, станет предметом вражды и распри.

 

Сын Галдан оправдал надежду своего отца, став знаменитым мастером Закамны. Иногда его называют первым чеканщиком земли закаменской. Старейшина закаменских умельцев Тубшинов Галдан Тубшинович родился в 1876 году в местности Улзытэ гол. В народе моего прапрадеда называли Тубшэни Лубсан, а дедушка его зовет Дархан таабай. Секретам изготовления ювелирных изделий учился у чеканщика китайца, который жил и работал при Цэжинском дацане. Именно руками этого мастера-китайца в свое время были сделаны главные украшения дацана – ганжар, толи, боди гүрөөһэд (лани). Младший брат Галдана – Шираб-Жамса (1880 – 1938гг.) был также известен как чеканщик, но больше его тянуло рисовать буддийские иконы для Цэжинского и Санагинского дацанов. По рассказам прапрадед Галдан способом литья золотом покрывал украшение «ганжар» Бортойского и Иволгинского дацанов. Им было позолочено два украшения «ганжар» Бортойского дацана, которые были спрятаны во время репрессий, и одно из них не было найдено впоследствии. Также им по заказу было позолочено ручки главного входа единственного в Европе буддийского монастыря – Санкт-Петербургского дацана. В послевоенные годы в доме Галдан таабай в течение трех дней были прочтены молитвы о здоровье и благополучии людей, где присутствовал сам Дармаа хамба лама (так его называли сельчане) Иволгинского дацана. Может тогда, Галдан таабай решил пожертвовать остаток золота, переданного отцом, Иволгинскому дацану.

 

В художественном музее имени Ц.Сампилова хранится небольшая картина Дугар-Доржи Тудупова – художника, погибшего в годы Великой Отечественной войны. На ней за работой изображен чеканщик Галдан Тубшинов. Художнику удалось показать поглощенность мастера своим делом, атмосферу создания чеканного ювелирного изделия. Впервые эта картина показывалась в 1940 году в Москве на выставке, посвященной первой декаде культуры и искусства Бурятии. В зале декоративно-прикладного искусства музея демонстрировались серебряные изделия, выполненные самим мастером с картины.

 

На декадной выставке 1940 года в Москве выставлялись 12 работ мастера. Это были серебряные браслеты и перстни, украшенные чеканкой и гравировкой, гребень с малахитовыми и коралловыми вставками, 2 железные печати для тиснения орнамента на коже. Среди традиционно оформленных изделий был портсигар, на крышке которого красовалась барельефная голова лошади в обрамлении подковы. Заметное место в экспозиции выставки заняли бюст Владимира Ильича Ленина, выкованный из меди и бурятский нож в 4-гранных ножнах.

 

Галдан таабай создал мужской пояс с различными вырезными узорами. Пояс имел 12 кисточек, каждая кисточка означала один из 12 месяцев лунного календаря, и каждое соединение кисточек подразумевало крестьянский труд, выполняющийся круглый год в каждые 12 месяцев. Этот пояс в качестве подарка был преподнесен Сталину.

 

Сохранились до наших времен в своем изначальном виде женское украшение – хонтуул. Это накосное украшение, имеющее Г- образную форму. Длинный конец, обшитый сукном, вставлялся в основание косы, а короткий конец, сам хонтуул с коралловыми и малахитовыми вставками, расписанный растительными и геометрическими узорами, символизирующими здоровье, богатство и вечную жизнь, находился на уровне ушей. Косы соединяла цепочка и серебряные накосные подвески.

 

Женские украшения, сотворенные «золотыми руками» Галдан дархана, до сих пор удивляют нас своей красотой, национальным колоритом и изысканным вкусом. Это - браслет с узорами из цветка лотоса, символизирующий чистоту и благородство; «тулхэ» с кораллом, вдевающийся на конец кос; серьги с геометрическими узорами с коралловыми и малахитовыми вставками и подвесками в форме капли из серебра.

 

Нужно отметить, что кораллы стоили очень дорого, тогда их в основном покупали в Тунке. Коралл с диаметром в один сантиметр по стоимости был равен стоимости одной коровы.

 

Скромный, немногословный, щепетильный до мелочей во всех отношениях – таким остался мастер в памяти своих земляков. Работам, принадлежащим руке Галдан дархана, присущи строгость стиля, композиционная четкость, выверенность линий и деталей рисунка. Безупречная техника выполнения работ до сих пор вызывает невольное уважение тех, кому довелось видеть изделия этого большого мастера.

 

Шли годы. Все эти годы Дархан таабай занимался не только изготовлением изделий из золота и серебра по заказам земляков, приходилось ему выполнять и повседневные мужские дела по хозяйству, работал в колхозе. О том, как он справлялся с этой работой, свидетельствует грамота ВДНХ в Москве, выданная в 1940 году «За мастерство в ремонте сельскохозяйственных машин». Воистину, неограниченны возможности умения золотых рук человеческих.

 

Свой опыт, знания, свои инструменты, полученные в наследство или сделанные им самым, Галдан Тубшинов передал сыну Бато-Мунко, который часто помогал отцу, работал вместе с ним. Тубшинов Бато-Мунко Галданович (1924-1971) долгое время работал в колхозе и только на досуге мастерил что-либо по заказам односельчан. Постепенно его умение работать с металлом стали привлекать к нему внимание общественности республики. В целях восстановления дальнейшего развития художественных промыслов в Бурятии при Министерстве местной промышленности республики было организовано предприятие по производству национальных сувениров и изделий с привлечением народных мастеров-умельцев. Даровитый мастер Бато-Мунко Галданович не только принимал участие в этом деле, но и в родном селе учил азам своего мастерства своих земляков-бургуйцев.

 

В 1967 году Бато-Мунко таабай вычеканил из серебра медальон (гуу) и пластинки (боолто) для накосных украшений, которые были приобретены художественным музеем имени Сампилова. С той поры мастер становится участником всех местных выставок, а также III зональной выставки «Советский Дальний Восток» и республиканской выставки «Советская Россия» 1970 года в Москве. Здесь экспонировались его серебряные ножи в ножнах, трубка, табакерка. Также им искусно был выполнен заказ завода металлоизделий имени С.Кирова – ножи, браслеты, рога сувенирные, курительные трубки. Еще занимался литейным делом по изготовлению божеств по заказу Иволгинского дацана. В 1960-е годы был приглашен в Улан-Удэ, где ему дали небольшую квартиру, работу в Союзе художников Бурятии, но он вскоре вернулся домой.

 

В 1970 году правительство Бурятской АССР присвоило ему высокое звание народного художника республики. Эту награду мастер воспринял с большим чувством ответственности для себя. Свои знания и умение передавал талантливой молодежи. К нему на далекую колхозную ферму, расположенную в стороне от села Бургуй приезжали многие начинающие тогда чеканщики со всей республики, и всем он терпеливо и основательно показывал приемы обработки металла, знакомые ему с детства.

 

Среди его учеников были Лубсан Цыренов, Василий Дорофеев, Геннадий Налханов, Булат Гынденович Жамбалов, нередким гостем был и Максим Балсанович Эрдынеев. К сожалению, жизнь Бато-Мунко Галдановича оборвалась внезапно в самом расцвете творческих сил.

 

По воспоминаниям родных и знакомых, Бато-Мунко таабай перед началом работы никогда не делал примерные эскизы или наброски, а сразу в руки брал свой инструмент и начинал «творить». И у него получалось отлично. Также отмечают, что его изделия всегда имели законченный характер и особое значение. Те, кто понимает старинные узоры, легко могут определить, что вся работа Бато-Мунко дархана связана с жизнью и родной природой.

 

По обычаям и традициям бурятского народа мастерство должно передаваться сыновьям и внукам. Кузнечных мастеров дело потомственных дарханов Тубшиновых продолжается. Изготовлением золотых и серебряных изделий занимался родной брат моего дедушки Тубшинов Санжай Мигмирович. На сегодня золотых дел мастером является мой двоюродный дядя Жаргал Ширапович Тубшинов. Полученные им в наследство инструменты предков как семейная реликвия помогают ему набирать опыта, знаний, умения. И думается, что он станет достойным продолжателем рода мастеров-дарханов. Также среди молодого поколения есть человек, увлекающийся не только простым рисованием, а рисованием в стиле танка, как и его предок Тубшин. Так можно с уверенностью сказать, что дело, начатое нашими предками, продолжают их потомки.

 

Человек должен знать свои корни. Только тогда он осознаёт себя продолжением своего рода, начинает себя больше уважать. Такого человека не повернёшь куда хочешь, не склонишь к злу, - это уже не «человек толпы», а личность, которая помнит и чтит советы своих предков.

 

Решив участвовать в конкурсе «Родовое древо», собирая самые увлекательные эпизоды родословной, я понял, что собирается часть продолжения истории рода һойһо.

 

Автор: Цынгеев Буянто, ученик 11 класса

Руководитель: Цынгеева Дарима Базарсадаевна, учитель бурятского языка и литературы

Просмотров: 4528

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -