Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Родословная о династии серебряных дел мастеров – Нохоровых

21 марта 2012

Хочется рассказать целой династии санагинских чеканщиков – плеяде знаменитых серебряных  дел мастеров – Нохоровых, о моих родственниках.

Родословная о династии серебряных дел мастеров – Нохоровых

Издавна история подтверждает один факт. На отдельной территории в разных регионах ярко очерчиваются определенные центры, где ремесло, которому посвятил себя человек, служило мерилом умения и таланта не только его одного, а целых родов и поколений. Но среди одинаково умелых творцов со временем выделяются ведущие мастера, в совершенстве владеющие тайнами ремесла.

Хочется рассказать целой династии санагинских чеканщиков – плеяде знаменитых серебряных дел мастеров – Нохоровых, о моих родственниках.

Перед тем, как начать рассказ о ваятеле национальной культуры, я представляю свою родословную.

Буха ноён баабайтай,

Будан хатан эжытэй,

Хонгирад хонгоодор үндэһэтэй,

Хун шубуун гарбалтай,

Хуһан модон сэргэтэй

Хурмаста Хаан тэнгэриин

Ерэн юһэн шошоологууд.

Буха ноён

Хаан Нагадай

Сагаан Лонхо

Дэгдэхэй Мэргэн

Хэнзэхэн

Боһог

Һаарал

Бадантай

Онгорёон и Абхай

По Буринскому договору, чтобы охранять русско-монгольскую границу с Тунки переселились Онгорёон и Абхай в Санагу.

Онгореон 7 хүбүүтэй

Хазан

Мосхоосхо 3 хүбүүтэй

Манат Матуу Агзан

Шойдоб

Абараан

Мухар

Лубсанжаб

Даши Доржо Ринчин Зэгбэ

Занди ------ Снежана

Жил в начале XIX века (1810-е годы) в Санагинской долине мастер иконописец по имени Шойдоб. В народе его звали Зурааша (художник). Рисовал он на грунтованном холсте, бумаге изображения буддийских божеств, при их исполнении не допускались отступления от канонов, выработанных многими веками. Возможно, и сохранились до наших дней иконы его работы, которых немало встречаются в домах санагинцев, утатуйцев и далахайцев. Но сказать уверенно, что это работа того или иного мастера не представляется возможным, так как не принято было ставить свои инциалы, марки, клейма на своих работах. По заказу Санагинского дацана Шойдоб-Зурааша изготовил из папье-маше белого слона.

Родились у мастера Шойдоб-Зурааши 2 сына: Абараан (1840 -1900) и Шираб. Сведений о том, что сыновья уноследовали талант отца, не встречаются. О Ширабе есть данные, что у него было много скота, считался среди земляков состоятельным человеком. У Абараана было 3 сына. От первой жены в 1868 году родился сын Дампил (умер в 1930 году). От второго брака родились сыновья Цырен (Мухар) (187? - 1944), третьего сына звали Цыдендамба. Его усыновил старший брат Абараана Шираб, у которого не было сыновей. Цыдендамба умер очень рано, не успев обзавестись семьей.

Материалы, собранные у информаторов о мастерах и их потомках по линии двух сыновей Абараана – Дампила и Цырена, рассказывают нижеследующее.

Среди знаменитых санагинских мастеров второй половины XIX и начала XX века фигура Дампила Нохорова занимает особое место. Шестьдесят с небольшим лет прожил мастер. Был человеком умным, талантливым, по тем временам грамотным. Хорошо владел русским языком, в совершенстве читал и писал на старомонгольском языке.

Семейное предание гласит, что жил в Утатуе дядя Дампила – богатый лама. Был у него прекрасный конь, гордость хозяина. Дампила часто приглашали в разные села и, когда такое приглашение поступило из Тунки, собираясь в дорогу, выдержал семь дней этого коня на привязи, затем впряг его в сани и через горы перебрался в Тункинскую долину.

Женился на девушке из рода Бумагад, что проживает в Тунке. Собиралась она замуж за другого, по старинному обычаю готовилось для нее приданое. Пригласили Дампила как известного мастера изготовить для нее свадебное украшение. Пока он жил и работал у них, приглянулись друг другу. Во время свадьбы, выждав удобный момент, с согласия невесты, выкрал ее и увез в Санагу, вез ее в кожаном мешке – тулам. Жили они небогато, жилищем служил небольшой балаган, из мебели и посуды был один чугунок да две пиалы. Дампил мастерил по дереву и металлу, чеканил по серебру. Родилось от этого брака двое детей – дочь и сын.

Через несколько лет Дампил женился на другой женщине родом из Санаги. Звали ее Банзаракцаева Ханда (1887 -1959) была она на 20 лет моложе мужа. Ханда неплохо шила, постепенно обзавелись хозяйством, да и работа мастера – чеканщика приносила неплохой достаток в дом. Родились у них 11 детей: 9 сыновей и 2 дочери, из них выжили лишь четверо. Сын Дагба (1918 г.р.) погиб в годы Великой Отечественной войны, Радна (1924 – 1992 гг.), дочери Ринчин (1926 – 199?) и Буданай (1928 – 199?).

Неизвестно, в какое время состоялось сближение, но Дампил был знаком с Агваном Доржиевым, известным не только в Бурятии, одним из духовных учителей Далай – ламы в Тибете. И когда при активном участии Агвана Доржиева в Петербурге в 1910 году построили буддийский храм, Дампил был в числе ведущих мастеров из Аги и Бурятии, приглашенных для оформления интерьера. Все металлические детали храма – дверные ручки, ганжар, толи, жертвенные чашки, курильницы и так далее – были изготовлены руками бурятских мастеров.

Мой прапрадед работал с металлом в разной технике: владел приемами чеканки, гравировки, чернения, старинной техникой насечки с серебром по железу. Но работал он не только с металлом – умел также шить обувь на толстой войлочной подошве (эрмэг гутал), женскую одежду – безрукавки (оодобшо), мужские и женские головные уборы из ткани и мехов. Мог работать по дереву. Вырезал из дерева разные поделки, изготовлял посуду и мебель. Очень многие детали Санагинского дацана были выполнены руками Дампила Нохорова.

К сожалению, сохранились и дошли до наших дней немного предметов, сделанные рукой мастера. В санагинском краеведческом музее хранится мерка для отсыпки пороха «натаруушха», которая в наши дни встречается очень редко. Выполнена она из корня дерева и украшена металлическими пластинами. Удивительное сочетание дерева и металла, удачно найденные пропорции всех частей делают эту вещь подлинным произведением прикладного искусства.

В нашем селе у одного из старожилов сохранился великолепный мужской нож работы Дампила Нохорова, состоящий из ножа в ножнах, огнива и 2 –х подвесок – бэлэ. Все детали соединены между собой толстыми панцирного плетения цепочками. Не задаваясь целью в работе делать художественный анализ этого творения, хочу сказать, что в нем соединились высокое техническое мастерство, тонкое понимание структуры использованного материала и неистощимая фантазия автора.

Творческую эстафету у прадеда Зурааши и отца с честью пронес Радна Дампилович Нохоров (1924 – 1992 гг.), член Союза Художников СССР, народный мастер – чеканщик. Свою первую работу мастер датировал 1950-м годом. За 40 лет творческой деятельности им создано 10 мужских и 156 полных женских гарнитуров. Не счесть количество отдельных перстней, браслетов, сережек, мужских трубок и ножей, сделанных по разным заказам.

Как истинные произведения искусства, работы Радны Дампиловича экспонировались каждый год на выставках различного уровня. Жители Улан-Удэ, Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга), Баку и Еревана, городов Средней Азии, Казахстана, где проходили выставки бурятского искусства, по достоинству оценивали чеканные изделия бурятских мастеров. И среди них работы Нохорова занимали особое, почетное место.

Знакомились с творчеством народных мастеров из Бурятии также жители крупных городов во Франции (1983, 1985 гг.), Японии (1989г.), Индии и Монголии.

Но самой первой, самой ответственной, самой незабываемой была выставка, посвященная 2 декаде бурятского искусства в Москве в 1959 году. На нем были выставлены комплект: нож с ножнами, огниво и две подвески, кубок мира.

Редкий талант предка Зурааши передался по наследству и Лубсану Нохорову – правнуку художника, внуку Абараана от второго сына Цырена. Начинал будучи совсем молодым делать для односельчан украшения, детали конской сбруи, металлическую посуду. Настоящая слава пришла, когда он выполнил гарнитур женских украшений для Долгор Логиновой. Над ее приданым работали и другие санагинские мастера. Нужно знать, что все свое мастерство вложили ювелиры для создания украшений, достойных дочери знаменитого Гожоглоо Лубсана. Из всех предложенных работ изделия Лубсана Нохорова признали лучшими.

Активист колхозного строительства, комсомолец, ударник труда, кузнец, слесарь, серебряных дел мастер, солдат-защитник Родины – такова краткая трудовая биография моего прадеда Лубсана Цыреновича. До войны начал делать нож. Вынашивал форму, оформление, долгие годы мечтал сделать такую вещь, которая надолго бы сохранилась в памяти людей и как семейная реликвия передпвалась из поколения в поколение. На долгие годы пришлось оставить начатую работу. С шестью боевыми наградами, тяжелыми ранениями, покалеченными руками добрался домой солдот в сопровождении санитара. Долго не мог держать инструмент, работал в животноводстве. Но великое желание закончить начатый нож никогда не оставляло его. Превозмогая боль, еле сгибая негнущиеся пальцы, за несколько лет доделал свое творение. Молва о необыкновенном ноже вышла за пределы Санаги. Немало было желающих приобрести его и предлагали большие деньги. Но как знак мужества, упорства, терпения хранится этот нож в семье внука Нохорова Даниила Дашеевича. Мастерство и талант знаменитых чеканщиков Нохоровых продолжает младший сын Бэлигто старшего сына Даши-Доржо.

Сквозь толщу времени изделия народных умельцев принесли добрую память об их творцах. Когда то все вещи, сделанные руками мастеров, употреблялись в повседневном быту. Высокое художественное чутье и техническое мастерство сделало простые предметы подлинными произведениями народного прикладного искусства, не потерявшими в своей эстетической ценности для нас сегодня. Из поколения в поколение передавались не только сами предметы, но и умение создавать их, так что суждена, казалось бы, красоте этой жизнь бесконечная. Но с течением времени в нашем быту произошли изменения. То, что было обыденным и необходимым, сегодня присутствует как сувенир, как память о прошлом. Сознание ответственности перед прошлым и будущим дает нам большие права в деле сохранения самобытного народного искусства. Произведения мастера открывают для нас молодых лицо края, его индивидуальные черты. На протяжении многих веков образный язык местности претерпевает заметные изменения, что-то теряя, что-то приобретая, но все-таки остается самим собой.

Творчество каждого умельца, начиная отдельно от каждого лица, семьи, села питают культуру края, своей национальности, которая становится культурой целой страны, мировой цивилизации.

Завершаю исследовательскую работу о целой династии санагинских чеканщиков – плеяде знаменитых серебряных дел мастеров – Нохоровых, о моих родственниках словами Н.К. Рериха: «Как бережно нужно относиться ко всему, что приносит радость и свет! Прекрасно, если можно любоваться звучными творениями. Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым все темное, все бедственное превращается в радость духа. И радостно мы должны приветствовать тех, кто волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное!».

Автор: Sanaga
Просмотров: 3816

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -