Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

История не запамятуется, род не заплутается

14 марта 2012

Материал отражает родословную семьи Норбоевых Пурба и Оюны. Узнав из средств массовой информации о конкурсе «Родовое древо» наша семья -  Пурбо Леонидовича и Оюны Тогтохоевны  Норбоевых решила изучить свою родословную. Мы нашли записи нашего отца, Норбоева Леонида Сандаковича, записи краеведов, историков о родословных древ санагинских бурят. Нас заинтересовали  следующие вопросы -  кто мы, откуда и в каком  поколении мы находимся…

 

История не запамятуется, род не заплутается…
  
Предки сегодняшних бурят Санаги, в частности и Закамны в целом, в большинстве своём являются выходцами из западной и северо – западной части Байкальского региона. Местности из которых мигрировали люди в Закамну в начале и в конце 18- го века - это Тунка , Аларь, Приангарье, Бохан, Эхирит. Поэтому предки закаменских бурят, вышедшие из этих мест, представляют конгломерат родов и групп, прибывших в своё время из Западной Монголии, Ойратской Джунгарии и нередко из Тибета. В связи с этим Сергей Дамдинович Бабуев, краевед, кандидат филологических наук, писал, что в Закамне живут представители родов булагатов (уляата и алагуй ) и эхиритов ( шоно ). Первые живут в разных сёлах Закамны, а вторые - в Санаге. От них буряты Санаги и других сёл Закамны начинают отсчёт своих генеалогических корней и составляют родословное древо своих родов.
 
Среди первопредков  закаменских  бурят оказывались в большой мере известные, популярные в истории Монголии военачальники, шаманы и шаманки, как высшие военные и духовные силы, стоявшие над простыми людьми, осваивавшими нередко вместе с ними новые земли вдали от своей исторической родины. К ним можно отнести  таких монгольских полководцев как Тогоон – Түмэр, Зандан Батор, Сөөхэр Батор. К шаманам и шаманкам, возглавившим отдельные монголоязычные и тибетоязычные группы и роды во время их миграции в Байкальский регион, относились Буха Нойон баабай, Будан Хатан эжы, Даян Дээрхи, Ухэри тээбии и др.  Эта связь генеалогии современных бурят Закамны с известными историческими и духовными лицами Монголии и Тибета поднимала в глазах сородичей авторитет их родов и родословных древ на ступень выше, чем тех, у кого прародителями были обычные, неизвестные доселе люди, прибывшие из Монголии и Тибета.
  
В родословной записи санагинских бурят сказано, что кочевые племена хонгодоров следовали в Закамну через Тунку. Они с большими трудностями прошли через труднопроходимое Горное ущелье ( по - бурятски Нүхэн Шэбээтэ). Этот опасный для их жизни переход через хребты Хамар Дабаана оправдал себя. Перед ними на северо-востоке открылся величавый вид истинно великой святыни – Уран-Дүшэ ( Бодото Ехэ Шүтээн ), которой они стали поклоняться от души, всем сердцем.
 
Впереди лежала широкая долина Джиды, которая встретила их радушно и приветливо пригласила к себе. Переходя из одной местности в другую, форсируя многочисленные реки и речки, горы и перевалы, продвигавшиеся сюда хонгодоры дошли до местности Хурлик, где между двумя перевалами лежала равнина, подходящая для ведения кочевого хозяйства.
 
Үхэр малай бэлшэхэ талатай,
 
Үндэр бэшэ хада уулануудтай,
 
       Олон жэлээр үрэжэхэ нютаг, - гэжэ
 
    Онгорёон таабай айладаа ёһотой.
 
В переводе говорится так:
 
Дед Онгорёон должно быть изволил изрекать,
 
что это кочевье
 
Имеет пастбище для выгона на корм,
 
Невысокие горы подходят
 
 Для обзаведения потомством на долгие годы.
 
Предком Онгорёона был Боһог. Этот род, проживая в Тунке после переселения из Западной Монголии, в течении пяти поколений разросся и превратился в многочисленное племя, постепенно осваивавшее её долины и передвигавшееся дальше вглубь Приангарья и на просторы Байкальского региона. Лишь один из предков рода Боһог, Онгорёон, сын Баадантая, по родословной линии четвёртого сына рода Боһог -  Һаарал, откололся от своих сородичей и переселился в Санагу, заселив здесь свободные земли по обеим сторонам рек Джиды, Хурлика и Сэхира.
 
Плодовитость рода Онгорёона начинается с него самого. Он имел семерых сыновей - Хаһагтай, Мангагтай, Буурагтаан (Борхон), Хазан, Һархан, Мангир(Мандяар) и Балбарай. Род четвёртого  сына Хазана был самым многочисленным подродом в родовой схеме Онгорёона. По количеству сородичей не отстаёт от рода Хазана и род Хаһагтай, первого сына Онгорёона. Хаһагтай имел трёх сыновей- Хонтоо, Дэлгэр, Эрхэ. От Хонтоо начинается родословная Норбоевых. Хонтоо имел 7 детей - Ёндон, Сондон, Хондо, Ёло, Бадаг, Шүдөө, Хообо. Хообо имел 2 сына-  Дүжэр и Хээрсүүхэн. Дүжэр имел 6 детей - Малиган, Ноён, Гашан, Юдэй, Забай, Самбуу. Малиган имел 3 детей – Жэмбэ, Лубсан, Шүлтэм. Лубсан имел 5 детей- Сандак, Галсан-Жамса, Балжан, Ламажап, Ханда. Сандак имел 10 детей- Ламажап, Буда, Панжи,  Балжар,  Долгор,  Гарма,  Лайжит,  Лхагба( Леонид ), Норжима, Таня. Лхагба (Леонид) имел 5 детей – Жаргал,  Данзан-Самбу, Рита, Пурба, Баир. Жаргал имел 4 детей- Алдар (Тамир, Виталий, Арина),  Оюна (Нарана, Аюр),  Баярма, Соелма (Валерия, Сандан ). Данзан-Самбу имеет 4 детей - Саяна, Туяна, Жаргалма, Роза. Рита имеет 2 детей- Сэсэг, Батор.Пурба имеет 3 детей- Аюр, Дарима (Намдаг),  Очир.  Баир имеет 3 детей – Олег (Ардан), Данзан, Аяна.
 
 Четвёртый сын  Онгорёона, Хазан, имел сына Мосхоосхо.От Мосхоосхо начинается род Унтановых. Мосхоосхо имел 3 детей – Абзан (Агзан), Матуу,Манууд. Абзан (Агзан) имел сына Зандай. Зандай имел 2 сыновей - Лыксэк, Дэрхи. Лыксэк имел 8 сыновей – Жигжит, Еши, Зэгбэ, Тубаанжап, Дагба-Доржо, Занди, Лубсан-Шираб, Цырен-Ванчик. Жигжит имел 6 детей -Даша-Дондог,Занди,Зэгбэ,Залан,Дулма,Дамнин. У Залан 3 детей - Мангаан, Дари-Цырен,Тогтохо. Тогтохо имел 7 детей – Люба (Бато). Люда (Жаргал, Баир, Эржена (Дмитрий), Наташа. Лена(Бато-Жаргал, Бэлигто, Мунко-Жаргал,  Бутидма,  Бато).  Валера (Аюна,Туяна (Кирилл), Булад). Балжин-Нима (Дондог, Дулма). Бато-Мүнко( Алдар ). Оюна (Аюр, Дарима (Намдаг), Очир).
 
В ходе исследования родословной  выяснилось, что мы имеем общего первопредка Боһог, и в четвёртом поколении наши прародители Хазан и Хаhагтай  были родными братьями. Спустя 8 поколений мы, их прапраправнуки, соединили свою судьбу.
 
По старинной традиции родословная линия у бурят ведётся по мужской, а не по женской линии. А ещё по традиции после 7-ми  поколений прерывается степень родства. Поэтому  мы уже не  являемся даже дальними родственниками.
 
Род Онгорёона в Санаге в отличие от других  родов был знаменит и известен во многих отношениях. Во-первых, он многочисленный и плодовитый. Во-вторых,  в роде Онгорёона было много шаманов - заринов, высшего, среднего, низшего рангов. В-третьих, из этого рода вышли доктора буддийского богословия, профессора - лхарамбы, учёные ламы - гэбши и габжи, маарамбы-медики по тибетской медицине, астрологи, книгопечатники с санскрита на тибетский язык, с тибетского языка на старописьменный монгольский язык, обладающие высокой квалификацией по всем отраслям буддийских знаний.  В-четвёртых, в роде Онгорёона были известные деятели старой и современной политической коньюнктуры, герои Великой Отечественной войны, поэты и поэтессы и другие известные люди, принёсшие славу и известность роду Онгорёона.
 
 

Просмотров: 4225

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -