Меня интересует родословная, самой дорогой, близкой человеку является – семья. Так же не последнее место в его сердце занимает его малая Родина, тот небольшой уголок Земли, с которым незримыми нитями навсегда связаны самые его сокровенные мысли чувства, где он родился и вырос, стал человеком.
Бурхинова Наташа, ученица 9 «б» кл.
Руководитель: Эрдыниева Л.Д. – библиотекарь.
Я считаю, что нельзя назвать культурным человеком, гражданином того, кто не знает историю своей родины, своего рода, его прошлого и настоящего. Обращение к прошлому своего народа, знание традиций и ритуалов – это словно прикосновение к неиссякаемому роднику, питающему корни могучего дерева. И нам, современному поколению, нужно бережно хранить и обогащать это бесценное богатство.
Предки современных бурят, калмыков, монголов входили в один и тот же мир, традиции которого развивались усилиями многих поколений. Эти народы объединяло духовная традиция: культ Вечного синего неба, почитания земли и воды, как живых сущностей, отношения к пространству, как к живому, почитания предков, культ огня, как источника жизни, умение управлять стихиями и энергией. Люди относились к своей земле как к Дому, особая этика родства и гостеприимства. Незнание своей родословной считалось большим позором. И уважением пользовались те, кто разбирался в этом, всегда ценилось в народе.
В изучении прошлого, исторических фактов народной жизни, летописи и других документов огромную роль играет знание своей родословной. В нёмкровная связь бурят между прошлым и настоящим. О прошлом баргузинских бурят можно узнать из знаменитых «баргузинских летописей», из воспоминаний старожилов. Как устные, так и письменные летописные данные говорят о том, что в свое время в Баргузин прибыли представители эхиритских родов hэнгэлдэр, Шоно, Баяндай, Абзай, Эмхэнут, Булагад, Сэгэнэт и Галзуут. Значительная часть здешних бурят принадлежат к родам hэнгэлдэр, Шоно и Баяндай - основным родам племени Эхирит.
Что такое родословная?Это ряд поколений, происходящих от одного предка.
А кто такой предок? Это древний родственник по роду.
В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное древо и герб. Для того чтобы составить генеалогическое древо, нужно было знать своих предков. Рыцари не могли участвовать в турнире, если не предоставляли герб своего рода.
Недавно я провела экпресс-опрос для того, чтобы определить, насколько мы знаем свою родословную. В опросе участвовало 36 учащиеся. Из них до 3-го колена знают свою родословную 9 учащихся; до 4-го колена – 8 учащихся; до 5-го колена – 3 учащихся; до 6-го колена – 3 учащихся; до 7-го колена – 3 учащихся; до 8-го колена – 3 учащихся; не знают свою родословную 3 учащихся.
Много интересного я узнала о своих родственниках. А кто же те родственники, которые живут вместе с вами?
- Это семья. Семья – это группа родственников, живущих вместе.
- Почему человек должен знать свою родословную? Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все ветви одного дерева. Без родственных, фамильных связей любая семья – что ветка, которую отломили от родного дерева. Укрепляя и изучая свой род, мы помогаем своей стране.Природа, народ, Родина – не случайно имеют один корень – род.
Моя родословная: Наташа – Анжела – Дарма Молонович – Бурхин – Молон-Малаахан – Запаан – Сагаан – Пальтюхаан – Улаасай – Бааhан – Тохой – Баяндай – Сэхир – hуудаг Сагаан – Зонхи – Эхирит(16 колен).Мой дедушка:Бурхинов Дарма Молонович из родаТохой Баяндай родился в местности «Буктэр».Работал в родном колхозе «Улюнский» шофером 60 лет. Моя бабушка: Ринчинова Надежда Дугаровна из родаХабруу-hэнгэлдэр, работала учительницейЯриктинской начальной школы. Когда началась Великая Отечественная война, моему деду исполнилось 10 лет.
Во время войны он развозил почту до Курумкана. Почта тогда находилась в Загот-зерне улуса Хилгана, начальником почты работала Петелина. По бездорожью в холоде игрязи приходилось возить почту, а волки всегда бежали по следу.Моего прадеда звалиБурхин Малаханович. Они жили в местности «Буктэр» в селе Ярикто, где росли 7 сосен. Прабабушку звали Сындема Добрецкая Борисовна,она была из рода Тумэнтэй Шоно.
Старший брат дедушки Бурхинов БадмаМолонович (1912г.р.) пропал без вести наЛенинградском фронте, до войны работал учителем географии и биологии в школе с. Баянгол.Окончил Иркутский государственный университет.
2 брат - БурхиновРадна Молонович (1915 г.р.) в 1937году был призван на действительную военную службу Буркав дивизиив г. Улан-Удэ, затем8 месяцев служил в Маньчжурии. В 1938 году участвовал в военных действиях на озере Хасан, а затем с сентября месяцаслужил в Монголии 205 – ом артиллерийском полку.4 маяв1939г. участвовал в сражении на Халхин-Голе, а 6 ноября в 1939 г. уволился.А в 1940г. с23 сентября до марта 1941 года был призван служить в офицерско - полковую школу. После окончания приехал домой. 28 июня в 1941 г. попал в первую мобилизацию, а20 февраля1942 г. был в городе Старая Русса на Волховском направлении.Затем перебросили наЛенинградский фронт.
А в 1943г. попал на третий Украинский фронт генерала-лейтенанта Толбухина.Воевал на Курской Дуге,дошел до Харькова,с Харькова до Днепропетровска, а дальше на Кривой Рог.Оттуда в Донецк, с Донецка до Николаева (портовый город). С Николаева до Одессы,с города Одессы в Бендеры (Молдавия). С города Бендеры в Румынию, с Румынии в Болгарию идо Венгрии. С Венгрии в Чехословакию, с Чехословакии в Турцию. Война закончилась, когда был в Турции.Былранен 3 раза. После войны работал в родном колхозе, бригадиром животноводческой фермы. (6 детей: Бато, Владимир, Сэсэг, Баярто, Баяндо, Валера.)
3 брат - Бурхинов Бато Молонович (1917 г.р.)пропал без вести наЛенинградском фронте в 1942 г. до войны окончил Педагогическое училище г. Кяхты и работал учителем в Закамне.Пропал без вести в блокадном Ленинграде(Книга Памяти т. 3).
4 брат - Бурхинов Наган-зан Молонович (1922 г.р.) ушел на фронт 18 лет, воевал на Ленинградском фронте и получил ранение, все четыре братья защищали блокадный Ленинград и писали друг другу письма. После войны работал в родном колхозе чабаном. (6 детей: Бадма, Цыпылма, Цыренжид, Цыбжит, Зина, Баир.)
5 брат - Бурхинов Доржи Молонович (1925 г.р.) - кандидат педагогических наук, работалв Бурятском Государственном Университете преподавателем. (2 сына: Валерий и Виталий.)Сестра Бурхинова Бадцо Молоновна (1919 г.р.) работала в книжном магазине п.Баргузин.(3детей: Валентина, Галина и Валерий.)Сестра БурхиноваДибсо Молоновна (1929 г.р.) работала бухгалтером, живет в г.Улан-Удэ.(5 детей: Олег, Людмила, Валерий, Вова и Зоя.)
Бурхинов Дарма Молонович (1931 г.р.) работал в колхозе 60 лет водителем. (5 детей: Людмила Дармаевна - Олеся (Саян), Аюна (Артем), Булат; Лариса Дармаевна – Чингис, Нелля, Наташа, Василий;Любовь Дармаевна; Анжела Дармаевна – Наташа;Алла Дармаевна – Мэргэн.)
Когда началась Великая Отечественная война, моей бабушке Надежде Дугаровне было четыре года. Ее отец Ринчинов Дугар Доржиевич из рода hэнгэлдэр до войны работал председателем колхоза имени «Кирова», а затем выдвинули председателем коммуны «Хубисхал» Курумканского района с 1939 по 1943 год. Он был коммунистом, депутатом, одним из лучших руководителей в то время. Во время войны началась голодовка, разруха и тогда он распорядился истощенный скот забить голодающим и за это его репрессировали.
Он сидел в тюрьме некоторое время и изъявил желание защищать свою родину от врагов. Погиб при освобождении Польшив конце 1944 года. Остались шестеро детей с матерью - моей прабабушкой Шоноевой Бальжин Улзытуевной. «Она была активной комсомолкой, принимала участие во всех делах колхоза: на уборке урожая, сена, пасла овец и ухаживала за ягнятами, на стрижке овец и на заготовке дров зимой. Однажды в 1944 г. К ним пришел председатель колхоза Ринчинов Замбулан. Он принес извещение о гибели отца на фронте. Мать моей бабушки долго плакала» - вспоминает моя бабушка Надежда Дугаровна.
Старшая дочь: Софья Дугаровна (Светлана, Эля, Степа, Мая, Павел, Нина, Вася, Ира, Эдик).2 дочь: Мария Дугаровна(Бэлла, Борис, Валентина, Эржена, Витя). 3 дочь: Надежда Дугаровна (Людмила, Лариса, Любовь, Анжела, Алла). 4 дочь: Евгения Дугаровна(Баир, Эржена).Сын: Ринчино Владимир Дугарович.
Отец моей прабабушки Шоно Улзытуев был из рода Буура hэнгэлдэр (дархан бθθ) в 1920 годы жил в Улюкчикане. В то время каждая семья имела земельный участок: зимник и летник, посевную площадь до половины десятины, крупный рогатый скот, овец и лошадей. Хозяева жили друг от друга на расстоянии от 1 до 2 и более километров, жили в небольших домах, печи были сложены из сырых кирпичей. Окна в домах были маленькие, вместо стекла натягивали тонкую пленку из бычьего мочевого пузыря. Большинство населения жили бедно, имели 2-3 коровы, кто имел одну лошадь, а кто ни одной. Зерно сеяли вручную на ветру деревянной лопатой. Урожай убирали серпом и укладывали в сноп, а зерно молотили зимой на льду палкой. Люди питались основном молочной пищей, из молока делали хурунгу и перегоняли архи-молочную водку.
Побочный продукт назывался арса. Это тоже очень питательный продукт, ее варили с мукой. Иногда варили саламат - кашу из муки и сметаны. В то время занимались выделкой овчин и кожи. Из выделанных овчин шили дэгэл — овчинную шубу и унты. Зимой на санях, летом на телеге возили сено на продажу в Баргузин и на них покупали материю: ситец, сатин и чай в плитках. Шоно Улзытуев имел свою водяную мельницу на речке Лугшахан, за помол брал 10 процентов от молотой муки и на паях с Баргузинским купцом Сиротиным построил кожевенный завод по выделке дубленки, одну дубленую кожу меняли на две сырые. Занимался рыбалкой, имел невод, сети. Из добытого улова брал половину за снасти, а остальные рыбаки делили между собой. С 1929 года началась новая жизнь. Из воспоминаний моей бабушки Бурхиновой Н.Д.: «Мой дед имел семь предприятий: мельницу, молотилку, кожевенное предприятие, а также кирпичный и известковый заводы, рыбное хозяйство. В мельнице вода падала сверху на деревянное кольцо.
Внизу имелись два больших круглых камня, между ними зерно и мололось, а мука падала вниз на большое корыто. В мельнице получалась мука высшего сорта, приезжали из Курумкана, да и всей округи, потому что муки было больше, чем в других мельницах. Малоимущим людям он часто молол бесплатно. Также дед самостоятельно построил приспособление в виде воронки, стенка которого была сделана из красного кирпича. В нем он и слаживал стойкой колотые дрова. Когда дрова сжигали, снизу с отверстия вытекала черная смола. Этой смолой смазывали телеги.Дедушка Шоно ловил полную лодку рыбы и раздавал бедным».
По обе стороны речки Лугшахан образовались два самостоятельные коллективные хозяйства. На правой стороне ТОЗ - товарищество по совместной обработке земли. Па левой стороне речки Лугшахан образовалась коммуна «Ошон». Первым организатором и руководителем коммуны был Цырен Норбоевич Цыденжапов. В 1933 году на базе коммуны и ТОЗа крестьяне объединились и организовали колхоз имени Кирова. По уставу член колхоза имел право содержать одну корову с приплодом, одну голову молодняка, свой дом, приусадебный участок. Узнав суть колхозного устава, многие единоличники вступили в колхоз.
Все свое имущество Шоно Улзытуев, вступив в колхоз, передал коллективному хозяйству «Ошон».
В нашем роду есть родословное предание, что наш прапрадед был шаманом, звали его «Һамрайхан-бөө». Однажды на пароме поспорил с СахаромХамнаевым - тайшой: кто первымпроедет паром. Тайша Сахар Хамнаев сказал, что он нойон идолжен проехать первым. И тогда наш прапрадед рассердился и проехал на волахнад водой реки Баргажан,применив силушаманского мастерства.Тайшапоехал дальше, и вдруготкуда-то появились тучи и он попал под обильный ливень. Весь мокрый, продрогший приехал в Думу, итут выяснилось, чтодождь прошел только по дороге, где проезжал он.
Младший брат деда Шоно: Шоноев Цыдып Улзэтуевич 1923 года рождения, окончил в п. Баргузин среднюю школу в1941году. Учился вместе с Бальжин Будаевичем Цыденовым, писали друг другу письма.
Бальжин Будаевич рассказал, что:«Когда началась,война добровольцем Цыдып ушелзащищать свою Родину, учился в Кемеровском пехотном училище, после окончания емубыло присвоено звание лейтенанта. А в декабре1941г. на Брянскомнаправлении, командовал гвардейским минометом (катюши). В двадцатилетнем возрасте был в звании майора, имел много боевых орденов и медалей, в том числе Орден Красной Звезды». Погиб 4 марта 1943 года.
В 2010 году за 7 тысяч верст,приехал внук Сергей Занданов поклониться святому месту, привез деду горсть земли родной, зарядил ее в патрон, и положил в братскую могилу, куда перезахоронили прах Цыдыпа Шоноева в поселке СоколовскийБрянской области.
Заключение
Изучая и сравнивая данные, слушая воспоминания, я узнала ближе события исторических периодов начало XX века: жизнь и быт сельских жителей дореволюционного, революционного периодов становления Советской власти. Сопоставляя, данные материалы я пришла к выводу, что бурные политические события XX века коснулись моих предков, что жизнь каждого человека связана с жизнью страны, что судьба человека - это часть большой истории, и мы молодое поколение должны чтить память своих предков. И я хочу узнать больше о прошлом своего народа и участников исторических событий той или иной эпохи. История нашей страны очень богата, и, чтобы знать и помнить о ней, мы должны знать историю своей малой Родины, своего рода, ведь судьба старшего поколения моей семьи сопоставима с судьбой страны.
В своей работе по выявлению родословных корней, я убедилась, что история семьи имеет глубокие корни, что это тема очень актуальна и нужна каждому человеку. Я благодарна, что мои родители сохранили для меня – историю жизни моих предков, что все они были замечательными людьми, и я горжусь ими.
Список литературы:
1.Чимитдоржиев Ш.Б.- Бурятские летописи.-Улан-Удэ, 1992г.-240ст.
2.Гомбоев П.М.-Баргузинская правда, №61, 10.08.2006г.-стр.З.
3.Угрюмов Н.- Баргузинская правда, №45, 29.09.1997г.
4.Чиркова П.- Баргузинская правда, №126-127, 28.10.2002г.
Интервью:Бурхинов Д.М.; Бурхинова Н.Д.; Цыденов Б.Б.
Комментарии