Конечно, знать, откуда мы идем - это привилегия любой национальности. Сегодня ратуют за возрождение национального языка, культуры, возврат к истокам, поддерживают изучение бурятского языка.
Хочу представить вам свою родословную. Конечно, знать, откуда мы идем - это привилегия любой национальности. Сегодня ратуют за возрождение национального языка, культуры, возврат к истокам, поддерживают изучение бурятского языка, но я, например, сейчас горько осознаю, что я многое узнал о своей родословной.
В исторической литературе говорится о четырех основных племенах, составивших основу бурятского народа - булагатах, хоринцах, эхиритах, хонгородах. Селенгинские буряты, выходцы из Монголии и Предбайкалья, также принимали самое активное участие в формировании и консолидации бурятского народа. Если первые четыре названия племенные, то селенгинцы - наименование не этическое, а географическое, территориальное, объединяющее племена, рода, группы бурят разного происхождения.
Под селенгинскими бурятами подразумевается часть бурятского народа, проживающая в течении последних столетии по левому берегу реки Селенги выше города Улан-Удэ и по рекам Джида, Никой, Темник, то есть жители нынешних Селенгинского, Джидинского, Иволгинского и Кахтинского районов.
В работе М.Н.Богданова «Очерки истории бурят-монгольского народа» на основе различных исторических источников приводятся следующие данные о переселениях из Монголии. Самыми первыми перебрались сюда в 1630 году монгольского Сэцэн-хана сартулы, в 1665 году - сайн-нойоновские атаганы, в 1684 году - тушету-хановские цонголы, а в 1700 году - подгородные ( мелкие группы, объединенные в этот род). Сэцэн-хановские табангуты переселились в 1718,1720 и 1722 годах.
Ц.Б.Цыдендамбаев на основе анализа имеющихся многих письменных исторических летописей и хроник селенгинских бурят и сопоставления их с опубликованными историческими исследованиями приводит следующие данные о происхождении и составе селенгинских бурят, выходцев из Монголии и Добайкалья.
Известно, что Селенгинские буряты состоят из выходцев восьми западных (найман баруун) родов Монголии и шести восточных (зуун зургаан) родов Добайкалья. К первым относятся атаганы, ашибагаты, сартулы, табангуты, цонголы, удзоны, хатаганы и подгорные, ко вторым - роды харанутский, алагуевский, бабай-хурамшинский, готол-бумальский, ользоновский и чиноевский.
Атаганы вышли из Монголии двумя разными группами: в 1631 году атаган-шарайты под предводительством Далай-Кулука и в 1665 году - сорок атаганцев и четыре хотоктинца под руководством братьев Чикир-барас-батора и Хангин-цолом-хошучи. Атаганы в то время были монголами, но уже подвергавшиеся этническому влиянию других, в том числе и бурят-хоринцев. Позднее административный Атагановский род включал в себя омонголившиеся этнические группы (уряанхай, кхукхыт, хотокту, хиргит, чжунчен, дамарин, баин и алатай), а также выходцев из добайкальских бурятских родов: сэнгэлдэр (хэнгэлдэр), ользон, чонат(шоно), абаганат и буин.
Из-за территориальной разбросанности были созданы два административных рода: первый Атагановский - в Боргое и Джиде, второй - в урочищах Аца, Загустай, Тамча и Бараний Луг.
Селенгинские сартулы проживают по реке Джида. В их составе кроме собственно сартулов имеются и омонголившиеся элементы-харчит, кхирит, хаченут, онхот, багот, хатагин, атаган, хырдыг, бунгут, харнол, харнан, и арбанат, а также добайкальские буряты и обурятившиеся элементы: ашибагат, булгат, харнут, газут, алагут и кургут.
По историческим запискам о восьми селенгинских родах табангуты пришли в пределы России из Сэцэн-хановского аймака Монголии в 1722 году.
Табангуты, представлявшие непрочные объединения различных этнических групп, состояли из монголов и омонголившихся элементов: хурлат, уряанхай, сойсун, хаченут, багот, тайчжи, цонгин и другие. В составе табангутов имелись этнические группы добайкальско-бурятского и в незначительной мере хори-бурятского происхождения: абганут, ашибагат, булагат, бумол, галзут, курумчин, ользон, хальбин и харанут.
Из Сайн-нойоновского аймака Монголии род хатаганов перебрался в Россию двумя группами. Одна группа, состоящая из семей двух братьев Тулыген и Баасамжи Цорхоновых, в 1670 году через Тунку перешла на ту сторону Байкала. Другая группа во главе с Будой и Ахалтаем в количестве 10 человек прибыла в 1720-х годах в Тамчу, куда из-за Байкала вернулись Цорхоновы и они сообща образовали затем Хатагинский род.
Селенгинские буряты, как составная часть бурятского народа, сформировались также и за счет переселения сюда выходцев из Добайкалья - шести бурятских родов: харанутский, алагуевский, бабай-хурамшинский, готол-бумальский, ользоновский и чиноевский.
Ц.Д.Цыдендамбаев вслед за Г.Н.Румянцевым считает, что род ашибагатов, считающийся в исторических записках о восьми селенгинских родах выходцами из Монголии, на самом деле являются выходцами из Добайкалья. По их мнению, ашибагаты после бесчинств царского сатрапа Похабова в 1658 году в Балаганске бежали в Монголию и через 26 лет, в 1684 году вернулись из Монголии в Забайкалье и расселялись в районе Кудара-Сомона, Керети и Алтая. За это время в их среду проникли монгольские и омонголившиеся элементы: урянхайцы, табангуты, хатагины, арбанаты, солоны и некоторые другие.
Следующим добайкальским родом, участвовавшим в формировании селенгинских бурят, является род харанутов. По историческим летописям и архивным источникам, Селенгинские харануты прибыли из двух районов Добайкалья - района рек Ока и Ангара и района Куды и Мурины. Исследователи сходятся на том, что первые имели эвенкийское происхождение, а вторые - булагаты позднего времени. Харануты в Селенге живут, в Иволге, Оронгое, Жаргаланте, Загустае и Иро. Ввиду большой рассеяносте проживания были образованы в свое время четыре года: Первый Селенгинско-Харанутский, Второй Селенгинско-Харанутским, Иройско-Харанутский и Чикойско-Харанутский.
Из состава добайкальских булагатов род готолов и их потомки бумальцы переселились в Забайкалье, по преданиям знатоков старины, в 1650-х годах. Они расселились в Иволге, Оронгое, Баян-Голе, Тохое и Селендуме, образовали Готол-Бумальский род.
Представители чиноевского рода, выходцы из Эхирита в начале 18 века, проживает в Оронгое, Гильбири и Харгане (Первый Чернорудский род) и по Удунге и Темнику (второй Чернорудский род ). Первые подвергались влиянию в языковом отношении хоритов, вторые—монголов.
Таким образом, основная масса селенгинских бурят сформировалась за счет прибывших сюда три с половиной века назад выходцев из Монголии и Добайкалья. В летописи отмечается, что в 1707 году эти 500 семей переселились в местностях, начиная от Иволги до Чикоя и Иро. Летопись эта была составлена бывшим главой Первого Селенгинско— Харанутского рода Будажапом Будаевым 20 февраля 1918 года, переведена со старомонгольского на русский язык Р.Ц.Найдановым.
Вот я составил свое родословное, которое относится к Готол-Бумальскому роду (смотри приложение).
Свою родословную я знаю с моего прапрапрадеда, которого звали Гарма, к сожалению, фамилию никто не знает. У него было трое детей: Дандар, Ринчин, Дыжит. Мой прапрадед Гармаев Дандар Бальжинимаевич родился в местности Шанан. Затем переехал с семьей в Бага-Сагаан, а позже - в деревню Холой (не доезжая до Ехэ-Цагана). Когда он был, еще маленьким его возили в Монголию, в дацан. Там ламы сказали, что он будет лечить людей
и дали ему аппарат для спускания крови (показ аппарата). Сначала он лечил животных, а потом стал лечить людей. Днем и ночью принимал больных, помогая бескорыстно, так как он был доброжелательный и отзывчивый. На старости лет свое дело передал сыну. Сын - Чойжинима Гармаевич приняв дело своего отца, начал лечить людей. Родился он в 1905 году. Закончил Шананскую начальную школу, три класса. Работал кузнецом, бакенщиком, охотником. Лечением начал заниматься с 1942 года. Был искусным костоправом. Лечил и внутренние болезни. У него родились 11 детей (4 сына, 7 дочерей). Трагически погиб в 1971 году.
Единственная дочь Дандара Бальжинимаевича - Дандарова Цырен-Ханда Бальжинимаевна, то есть моя прабабушка родилась в 1910 году 10 февраля, которая с детских лет видела лекарское дело отца, помогала ему, и отец передал свое дело дочери. Начала она лечить уже в возрасте. Правила кости, голову при сотрясении, спускала кровь аппаратом, который перешел ей по наследству. Моя прабабушка Цырен-Ханда Бальжинимаевна ритуально передала свое дело своей дочери, то есть моей маме Дондуковой Анне Бальжинимаевне.
Дондукова (Дандарова) Анна Бальжинимаевна родилась 24 марта 1949 года в с.Тамча. В 19^5 году семья переехала в село Билютай. В 1956 году пошла в школу, а в 1964 году закончила 8 классов и пошла работать на Билютайскую молочную ферму - дояркой. Позже переехали в п.Селендума. В 1969 году вышла замуж. В Селендуме работала продавцом. У нее пятеро детей (4 сына 1 дочь) и 9 внуков. Также как и ее мама, и прадедушка занимается лечением с 1996 года.
Для того, чтобы составить свою родословную я изучила и исследовала достаточно много литературы и очерков наших известных летописцев. Много интересного узнал о своей бабушке, прапрадедушке и вообще о своей династии лекарей.
Материалы данного исследования могут быть использованы в целях пропаганды бурятской национальной культуры, патриотизма. Эта работа поможет другим людям задуматься над истинными ценностями, а также узнать об удивительной семье лекарей с.Селендума.
Комментарии