Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Родословная семьи Бичихановых

2 марта 2012

Бичиханова Зинаида Петровна рассказала о тяжелой судьбе семьи в годы репрессии и войны. После присоединения Бурятии к России возникла необходимость охраны рубежей Российской империи. Это привело к тому, что бурят начали привлекать к охране границы. Буряты-казаки приходили на военную службу со своим конем и вооружением. Они были освобождены от ясака и владели лучшими землями.

 
В начале XVIII века из Тункинской долины Торы в Санагу прибыл Тараасхай из рода аштараг – хонгодор. По преданию был богат, имел 500 лошадей и много скота.
 
Род Тараасхая проживал в южной части Санаги, в местности Сарлан, которая расположена в Закаменском районе. У Тараасхая было 7 сыновей. От младшего сына Бишихана и вышел род Бичихановых, сыгравших заметную роль в истории Санаги. Они были не только  казаками, вели торговлю, занимались скотоводством, избирались казачьими атаманами и духовными служителями – ламами.
 
Радна, один из рода Бичихановых, был избран казачьим атаманом Ключевской станицы (Санага). У Радны был один сын Дамдин-Цырен, он женился на Дыжид Дашеевой, единственной дочери богатого скотовода. Оба были высокие и красивые. Дыжид была работящей и скромной. Дамдин-Цырен получил хорошее образование для бурята того времени.
 
С1909 по 1911 годы Дамдин-Цырен учился в двухклассном училище в Санаге. Он был очень ответственным в учебе, внутренне собранным, дисциплинированным  учеником. Учился с большим удовольствием. Экзамены после училища сдавал в с. Торей Джидинского района, где с успехом выдержал их. Затем Дамдин-Цырен поступил  в Кяхтинское училище, а после окончания - в Читинскую гимназию. После он стал служить казаком. Был избран атаманом, заслужил уважение земляков и получил чин урядника. Дамдин-Цырен участвовал в Первой мировой войне, он нес службу в составе военного атташе в Иране, Турции и Болгарии. Воевал на Украине и под Эриваном в Армении.
 
После революции вернулся на родину. Гражданская война перевернула жизнь многих бурят. Белая армия атамана Семенова вербовала казаков. Так Дадин-Цырен оказался среди «семеновцев». После их разгрома Дамдин-Цырен, оказавшись в Монголии, бежал из Урги с двумя земляками. Обойдя все кордоны, им удалось вернуться в Санагу. В 1920-1921 годах Дамдин-Цырен был избран Первым председателем Закаменского райисполкома, но вскоре был снят. Причина – офицерское прошлое, а также социальное происхождение. Грамотный человек в то время очень ценился, он недолго оставался без работы. Стал агентом Дальторга, до самого ареста принимал пушнину, сырье в верхних селах Закамны.
 
Летом 1930 года возвращался домой и в это время был арестован сотрудниками ОГПУ. Сразу же его увезли в Улан-Удэнскую тюрьму. Его обвинили в подготовке Санагинского вооруженного восстания, как руководителя. По данным КГБ  Республики Бурятия Бичиханов Дамдин-Цырен осужден по 4 статьям: ст. 58-2 – участие в восстании, ст. 58-6 – шпионаж в пользу Японии, ст. 58-8 – участие в террористических актах, ст. 58-10 – антисоветская агитация. Решение ОГПУ от 22 ноября 1931 года был приговорен к расстрелу, а 31 марта 1932 года расстрелян.
 
Волна репрессий 30-х гг. не остановилось на Дамдин-Цырене. Были репрессированы и члены его семьи, родственники. Четыре его дяди с фамилией Бичиханов были уничтожены в ГУЛАГе. Отец Дамдин-Цырена Радна, его сестра Сындема (тетя) и остальные члены семьи были отправлены на принудительные работы в спецлагеря Красноярского края. Жену Дыжид, 1891 г.р., сыновей Лупсан-Ендона (Дугар), 1911 г.р., Санжайжапа (Паша), 1912 г.р., Лубсанниму (Петр), 1914 г.р. увезли на станцию Хамарщак Минского района Красноярского края. Там они работали в Буланке на лесозаготовках, оттуда перевезли в деревню Ушкан, Партизанского района. Жили в шалашах, в землянках. Заготовка леса – тяжелая работа для стариков, женщин и подростков. За целый день работы давали паек – горсть овсянки. Через некоторое время, а там было много сосланных бурят, организм слабел от постоянного голода и изнурительного труда. Больных детей, стариков – бурят свозили недалеко от железнодорожной станции, окруженной проволочным забором, где они умирали.  Кто мог, просил подаяния в русских деревнях, молодые убегали, если была такая возможность. От голода умерли Радна, его сестра Сэндема и другие родственники. Старший сын Дугар погиб в Иркутской тюрьме, Санжайжаб в Красноярской тюрьме. Как?  Неизвестно, но их видели там.
 
 Младший сын Петр и его мать Дыжит бежали из лагерей разными путями, скрываясь, прошли Красноярский край, Иркутскую область, Тунку. Перебравшись через реку Зун-Мурэн и Хонгорульские хребты дошли до Санаги.  Дыжит убежала с подругой. По дороге в русских деревнях подрабатывали, мяли шкуры и выполняли любую работу и запасались потихоньку продуктами. Еще попадались хорошие люди, которые жалели беглецов, понимали их и не выдавали властям. В дороге подруга у Дыжит умерла. Похоронив ее, она пошла дальше. Все ее желание было дойти до Санаги. Петр дошел до Санаги, ему было около 17 лет. Как подростку удалось выдержать такой долгий изнурительный путь  и к тому же в одиночку?
 
 На родине никто не знал о судьбе его родных, многие боялись даже приглашать в дом. Тайком крадучись, ночами он заходил к родственникам, а вскоре его выследили, арестовали и увезли в Улан-Удэ. Там продержав около  четырех месяцев, отпустили. Куда? Конечно, в Санагу. Здесь он узнал, что мать,бежавшая из лагеря, ушла в Монголию. Он решил найти мать, предпринял отчаянную попытку и пробрался в Монголию. Добрался аж до южной части озера Хубсэгул и вернулся в Санагу ни с чем.
 
Задержанный пограничниками, вновь сумевший скрыться от них был все-таки арестован в Санаге, его увидели и выдали властям. По этапу погнали в Цакир. Там принудительным путем проработал зиму, а весной его погнали в Кяхтинскую тюрьму, продержав месяц, отправили  в Улан-Удэ на работу на кирпичный завод.Но разве можно жить и работать, не зная ни его о судьбе о родных, да и постоянно мучил вопрос «За что?». За что должны страдать безвинные люди? Вновь Петр решил бежать в Санагу, шел ночами, днем лежал, затаившись и отдыхая. Ел все, что попадалась в пути – ягоды, корни. Голодный, оборванный, он через  двадцать дней, наконец, дошел до Номтогола, что в Санагинской долине. Но судьба, как она жестока, мало того, что разбросала всю родню, отобрала мать и отца, выгнала из дома, обездолила. Когда из последних сил, выйдя к вечеру из леса, шел к знакомому  дому, чтобы попросить еду, его снова ждала засада. Снова суд в Цакире. Дали три года. В течение двух месяцев заставляли  вязать снопы в местности Цыбиктуй, затем погнали по этапу в Кяхту. Но когда у Хамнейского моста конвоиры заснули, сумел убежать. На этот раз пошел в Улан-Удэ. Бродяжничая в городе, случайно узнал, что мать больна и лежит в тифозной больнице. Встреча была радостной, хотя и омрачена тем, что ничего не было известно об остальных членах семьи. Мать вскоре поправилась, и они устроились на работу в строящийся стеклозавод.
 
Жизнь налаживалась. Но новая волна репрессий в 1935 г. Выбила из колеи, их оправили на спецпоселение в городе Черемхово Иркутской области на угольные шахты в поселке Косьяновка, где Петр работал 18 лет под землей, по 12 часов  в смену. Был забойщиком, коногоном, кондуктором, десятником. В годы войны дали бронь. До 1947 года состоял на учете в военной комендатуре. А  1948 году стал вольным, выдали паспорт.
 
Мать Дыжит также работала на шахте 10/16. За добросовестный труд на шахте Петр награжден медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие». Там женился на репрессированной  из Утаты (Закамны) Цыденовой Чойжит. Появились дети. Вырастили 9 детей, дали образование. Только в 1953 году после смерти Сталина Петру разрешили вернуться на родину, но в Хоринск, Закамна была пограничным районом. 1967 году переехал с семьей в Санагу. В Хоринске прожил 16 лет, работал лесником, за безупречную работу в лесном хозяйстве награжден знаком «Отличник лесного хозяйства», подарками и грамотами. Работа лесника не из легких, особенно в пожароопасный период, когда приходилось тушить по 8-10 пожаров, а это в районе, известном как один из засушливых. В Санаге работал скотником-пастухом, почтальонам отдаленных гуртов. Петр Бичиханов много пережил, испытал, но потерял самое главное –  человечность, стремление принести людям помощь. В последние годы он был ламой Санагинского дацана под именем Лубсаннима (до ссылки он учился хувараком в Санагинском дацане 10 лет, его отдали туда в 6-летнем возрасте.)
 
До конца своей жизни он делал только добро и приносил людям пользу. Жители верхнего куста Закамны знали ламу Лубсанниму, человека кроткого, спокойного нрава и, можно сказать, он действительно заслужил уважение своих земляков.
 
Во время строительства сельского клуба в селе Санага Закаменского района возили гравий с близлежащей горы, в которой нашли ящики с письмами, фотографиями, хадаками и домашней утварью, спрятанными моим прапрапрадедом Радной после ареста и его сына Дамдин-Цырена. Именная шашка Дамдин-Цырена была передана нашей семьей в  дар Закаменскому краеведческому музею, но не все ящики с вещами, фотографиями найдены. Дамдин-Цырен был реабилитирован в 1989 году 24 ноября, Петр – в 1994 г., Чойжид – в 1995г.
 
Также были реабилитированы в 1996 году пятеро старших детей Петра, родившихся в ссылке. Это Михаил, Зинаида, Тамара, Жорж и Валерий. Все они получили высшее образование.
 
Выросли 27 внуков. Живут они в США, Канаде, Монголии, Китае. Жизнь продолжается… Не смогло время уничтожить род Бичихановых, потомков Тараасхая. Дети и внуки стали врачами, учителями, банковскими работниками, юристами, строителями, сотрудниками полиции, поварами и артистами.

Бичиханова Зинаида Петровна, ветеран педагогического труда Утатуйской средней школы.

Просмотров: 5400

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -