Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Страницы семеной летописи рода Туйсэ

24 февраля 2012
Страницы семеной летописи рода Туйсэ

Страницы семеной летописи рода Туйсэ

Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени!


 Данная работа посвящена большой педагогической династии рода Туйсэ, которая насчитывает более 70 учителей, в том числе 13 кандидатов и  четырех докторов наук. 33 учителя из этой династии имеют почётные звания.


Цель нашей работы: собрать  и систематизировать  материалы об учительской династии рода Туйсэ, сложить воедино разрозненные многочисленные факты из жизни выдающихся учителей, внёсших огромный вклад в воспитание подрастающего поколения и приумножение славных традиций села, воспитать уважительное отношение  к профессии учителя, изучить  историю своего края. Задачи заключались в сборе материала, анализе архивных материалов.   Для достижения поставленной цели мы изучили музейные и архивные  материалы, встретились с ветеранами педагогического труда,  собрали воспоминания.


Мы  думаем, что данная работа особенно актуальна сейчас, так как 2010 год  был объявлен Годом Учителя и учащиеся должны знать историю своей школы. Любовь к своей малой родине, на наш взгляд, порождает гордость за неё и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь.


Новизна. В ходе реализации поставленных целей и задач предпринята попытка изучить историю края  через судьбу отдельных людей,  внёсших огромный вклад в воспитание подрастающего поколения. Методы работы: поиск и изучение источников информации,  анализ материалов  по теме, работа с музейными материалами, сбор  и систематизация материалов об учительской династии рода Туйсэ.  Практическая значимость работы:  собранный материал систематизирован и представлен в школьном краеведческом музее в разделе «Краеведение».  Работа может быть использована на уроках краеведения, истории, внеклассных мероприятиях.


Бытует мнение, что талант и душевные качества человека зачастую передаются по наследству, из поколения в поколение. Эту теорию подтверждает генеалогическое древо рода Туйсэ.   Знаменательно, что история Гаргинской школы неразрывно связана с историей этого большого рода. 


В фондах Национального архива Республики Бурятия есть немало материалов по истории родного края и в нем обнаружены конкретные документы по открытию 21 декабря 1920 года школы в местности Хатай, известном впоследствии как hургуулиин заимка. Известно, что школа была открыта в частном доме одного из сыновей Мунхо – Буды. Это был по тем временам довольно щедрый подарок.    У Мунхо (Туйсы)  было 6 сыновей: Доржо, Сажин, Буда, Шудбэ, Бадма, Дугар.  Одним из  первых учителей рода можно по праву считать  Сажинова Жамсарана Сажиновича.  Жамсаран Сажинович – известный в республике человек, учитель  многих поколений учителей.    

 

В 10 лет он пошел в одну из первых светских школ Курумканского района. В 1929 году поступил в Бурятский педтехникум в городе Верхнеудинске.    Через три года он вернулся на родину с аттестатом учителя начальных классов.  В 26 лет стал студентом Бурят-монгольского государственного пединститута, который он закончил с отличием в 1941 году. 

 

В студенческие годы начал заниматься  научной работой под руководством талантливых педагогов В.Д.Кудрявцева и В.А.Абрамова, впоследствии ставших видными учеными и профессорами. Жамсаран Сажинович около полугода проработал заведующим Тункинским районо. Вскоре его призвали на фронт. Уже в 1942 году он участвовал в боях  под Сталинградом. После демобилизации он начал работать в Курумканской средней школе. 

 

В 1952 году учитель сельской школы был приглашен на  кафедру русского языка в БГПИ, где проработал до выхода на заслуженный отдых. Со статьями по методике преподавания русского языка Ж.С.Сажинов начал выступать с начала пятидесятых годов.  

 

Всего в 50-е годы он опубликовал около 10 научных статей, создал учебник русской литературы для 7 класса бурятской школы в соавторстве с Б.Митуповым. 

 

С 1965 по 1970 год Ж.С.Сажинов заведовал кафедрой русского языка в родном институте, затем руководил подготовительным отделением  института. Им опубликовано свыше 60 работ. В 1984 году Ж.С.Сажинов издал ценную монографию  «Сопоставительная грамматика русского и бурятского языков. Морфология». В 1986 году ему было присвоено звание профессора.1 Достойными продолжателями дела Ж.С.Сажинова стали его брат Сажинов Занабазар Сажинович, заслуженный учитель России,  много лет проработавший в Курумканской средней школе.       

 

Его дочери – Галина Занабазаровна и Зинаида Занабазаровна – кандидаты филологических наук,  преподаватели БГУ.  Сестра  Янжима Сажиновна - учитель начальных классов.  Семеро ее  детей все стали учителями. Внук Янжимы Сажиновны, Бадмаев Саян  Санжимитапович – кандидат физико-математических наук .   Нима Сажинович – учитель истории. Трудовую деятельность начал в Тунгенской  семилетней школе.  

 

Когда впервые появилась должность завуча, его назначили завучем.  Затем Ниму Сажиновича, как историка, взяли на работу в Райком. После он долгое время работал секретарем партийной организации судостроительного завода.  Позже стал директором музыкального училища имени Чайковского.2


Поистине талантливым педагогом был Заято,  сын четвертого сына   Туйсы –   Доржи.  Недаром его в народе назвали «Заято-багша».   У него много учеников, которые достигли больших успехов в труде, науке, искусстве. Это он заметил талантливого юного Николая Дамдинова.   Заято-багша был одним из первых заведующих Угнасайской начальной школы. 

 

Дети Заято Доржиевича пошли по стопам своего отца. Старший сын – Цыдыпжап Заятуевич – доктор биологических наук, профессор,  академик Российской экологической академии, «Заслуженный деятель науки РБ», «Заслуженный деятель науки РФ», первый проректор и зав.кафедрой зоологии БГУ.  Родился в 1949 году.  После  окончания школы поступил на биолого-химический факультет БГПИ. С 1972 года работал в Бурятском филиале СО АН СССР старшим лаборантом. 

 

Был призван в армию. После службы, с 1975 года  работает ассистентом на кафедре зоологии, с 1980 года -   старшим преподавателем.  В этом же году защитил   диссертацию  на соискание ученой степени  кандидата биологических наук. В 1988 году становится заведующим лабораторией экологии и охраны Бурятского института биологии СО Российской Академии наук.  

 

Доржиев Ц.З. в июне 1995 года защитил докторскую диссертацию, а в  августе того же  года ему присуждено почетное звание профессора. Валентина Дагбаевна – учитель французского языка.Доржиев Цыренжап Заятуевич, второй сын Заято,географических наук, «Заслуженный эколог РБ». Родился в 1952 году. После окончания школы в 1969 году поступил на биолого-химический факультет  БГПИ.   

 

Работал учителем биологии в Хилганайской школе Баргузинского  района, затем  перевелся в родную Гаргинскую школу, где до 1988 года работал  учителем биологии. С 1988 по 1990 год работал директором школы. С 1990 по настоящее  время – директор государственного  заповедника «Джергинский».  Цыпилма Ивановна – учитель истории. Дочь Зинаида Заятуевна – по профессии учитель бурятского языка, долгое время работала редактором учебной литературы Бурятского книжного издательства. Ее муж – Арданов Чимит Ешиевич – кандидат технических наук, преподаватель БГСХА. Младший сын Доржиевых – Александр Заятуевич закончил физико-математический факультет БГПИ, работал тренером по вольной борьбе Заиграевской ДЮСШ. У сестры Заято Доржиевича пятеро детей.  Ее старший сын выбрал профессию учителя.  Чингис Ганданжапович закончил биолого-химический факультет БГПИ. Работал учителем, директором Гаргинской средней школы.


 Дочь Буды Мунхоева – Нанзад Будаевна – одна из первых учителей династии Мунхоевых.   Нанзад Будаевна  - не просто учитель, а Учитель с большой буквы, самый первый и самый любимый учитель не одного поколения гаргинцев. Сколько любви, доброты, сил, знаний, упорного труда потребовалось, чтобы за годы своей деятельности дать прочные, глубокие знания сотням учеников.

 

Это, действительно, человек, достойный подражания.   А начинала она в далеком 1940 году, когда решила поступить в институт, стать учителем бурятского языка. Проучившись только год, вынуждена была перейти на годичные ускоренные  учительские курсы, так как с началом войны студенты лишились стипендии, и было трудно продолжать учебу. Окончив курсы, где преподавателем  был Лодон Линховоин, отец Лхасарана Линховоина,  Нанзад Будаевна начала работать учителем в Оронгое.3 В то время там же работал и известный ученый-лингвист Д-Н. Амоголонов. Нанзад Будаевна вспоминает, что Амаголонов готовил к изданию учебник бурятского языка.

 

Он часто обращался за помощью к Нанзад Будаевне, которая писала   дидактические материалы к учебнику.  Затем Нанзад Будаевна приехала в Курумкан, где завучем работал Жамсаран Сажинович Сажинов. В Аргадинскую школу Нанзад Будаевна пришла в 1944 году и здесь же она встретила радостную весть о Победе. Стоит отметить, что в это время в Аргадинской школе ее учениками были известные поэты Николай Дамдинов и Солбон Ангабаев.   

 

Позже Нанзад Будаевна приехала в родную Гаргу, где проработала до выхода на заслуженный отдых.  Менялись школы, люди, ученики. Но неизменным у Нанзад Будаевны оставалось одно – любовь к своему делу, к детям. За 35 лет трудовой деятельности она выпустила целую плеяду до сих пор благодарных ей учеников.

 

В их числе и известные в республике люди, как профессор Цыдып Заятуевич Доржиев, народный артист России Михаил Гомбоевич  Елбонов, заслуженный инженер Бурятии, председатель Гаргинского землячества в городе Улан-Удэ Александр Дамдинович Цыденов, доктор биологических наук Софья Эрдыниевна Бадмаева.4 Многие в районе помнят о Нанзад Будаевне, как о строгом, но справедливом педагоге, прекрасно знающем свой предмет.  Дети Нанзад Будаевны пошли по ее стопам и выбрали профессию учителя.


 

Старшая дочь Зоя Цыденжаповна много лет проработала воспитателем, позже – заведующей детским садом «Солнышко». Сын Александр Цыденжапович после окончания в 1978 году БГПИ работал преподавателем автодела в Майской школе. Майчане с благодарностью вспоминают, что он оборудовал класс автодела, начал выпуск водителей автомобиля категории «С».  Затем Александр Цыденжапович продолжил педагогическую деятельность в СПТУ-24, Бурятском лесотехническом техникуме.  Его ученики несколько лет подряд становились победителями Всероссийских олимпиад профессионального мастерства в городах Ижевск, Рязань, Дмитров.    

 

Вся сознательная жизнь Жаргала  Цыденжаповича связана со школой. После окончания физико-математического факультета БГПИ в 1974 году вернулся Жаргал Цыденжапович Гулгенов в свое родное село учителем математики, хотя были и другие заманчивые предложения. Но пересилило желание возвратиться на родину, где знаешь каждого человека, каждую семью.

 

Это была большая ответственность, потому что здесь тебя знают с рождения. Нужно влиться в коллектив учителей, где недавно был учеником, и они теперь  по-другому оценят тебя в деле. Но Жаргал Цыденжапович всегда внушал себе мысль, что обязательно должен стать хорошим учителем. И в этом он не ошибся.   

 

Ученики  знают Жаргала Цыденжаповича  как грамотного учителя, мудрого наставника, человека с активной жизненной позицией и широкого кругозора.  Математика в школьном курсе – один из самых сложных, но нужных и интересных предметов. Те, кого он учил в разные годы, до сих пор вспоминают его уроки, как интересные и познавательные. За многолетний и плодотворный труд Жаргал Цыденжапович награжден многочисленными грамотами, удостоен   звания «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

 

К Софье Хартаповне Гулгеновой  решение стать учителем пришло не вдруг и не сразу. Когда она училась в Уржильской начальной школе, первым учителем была  Галина Занаевна. Затем, когда она перешла в более старшие классы, приехала работать Бадмаева Цырма Очировна. Встреча с  ней окончательно поставила точку в выборе профессии учителя.

 

Софья Хартаповна говорит, что учительство для нее – это не специальность, которую она выбрала, а  особое состояние души. Именно   Цырма Очировна, по воспоминаниям Софьи Хартаповны, дала ей понять, что основой профессии учителя является любовь: любовь к своему делу, любовь к детям, любовь к окружающим тебя людям. И если учитель видит, что подарил частичку любви и счастья своим ученикам, значит, он стал счастливее. В этом  педагогическое кредо учителя Софьи Хартаповны.  

 

Софью Хартаповну отличает выдержанный, спокойный характер. Она обладает  прекрасным учительским талантом, вложила все свое сердце и душу в дело, которому посвятила свою жизнь. Ее доброта, неподдельная искренность завоевали привязанность и любовь детей. Софья Хартаповна – «Отличник народного просвещения», учитель высшей категории.

  Выбрав однажды профессию учителя начальных классов, она за 30 лет своей педагогической деятельности ни разу не пожалела об этом.   Продолжают семейную традицию и младшие Гулгеновы. Сергей Жаргалович закончил биолого-географический факультет БГУ, аспирантуру по специальности «Экология». В 2007 году защитил диссертацию на соискание ученой степени «кандидат биологических наук».

 

С 2009 года работает старшим преподавателем в Восточно-Сибирском технологическом университете. Борис Жаргалович тоже является кандидатом биологических наук. В данное время работает преподавателем географии, экологии и биологии Бурятского республиканского педагогического колледжа. Чингис Жаргалович по специальности физик. В 2008 году закончил аспирантуру  по специальности «Теплофизика и теоретическая теплотехника», в 2010 году защитил диссертацию, является кандидатом технических наук, работает инженером лаборатории молекулярной акустики Бурятского научного центра Сибирского отделения  Российской академии наук.

 

Сэндэма Жаргаловна тоже имеет два высших образования по специальностям  география и юриспруденция. Работает специалистом в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия

 C уверенностью можно сказать, что дети достойно продолжают традиции своей семьи.   Одним из ярких представителей династии учителей Мунхоевых является Даба Будаевич Мунхоев, много лет проработавший учителем истории в школах района.  Ученики вспоминают, что каждый урок Дабы Будаевича - это не просто изучение «преданий старины глубокой», это анализ, сопереживание, размышление, спор.

 

На каждом уроке Учитель с высоким именем стремился поставить учеников в ситуацию выбора, чтобы показать неоднозначность, альтернативность исторического процесса.  Уроки истории Дабы Будаевича – это были уроки жизни.  Сын Дабы Будаевича – Андрей Дабаевич, учитель химии и ОБЖ Майской средней школы известен в районе как молодой перспективный учитель. Он является обладателем Гран-при республиканского конкурса   «Учитель года»-2008. Эта победа подтверждает профессиональное мастерство и высокие достижения Андрея Дабаевича.

 

Известный в республике учитель Гармаева Мария Чириповна – народный учитель СССР, «Заслуженный учитель РБ», «Заслуженный учитель РФ».   В  1953 году поступила на физико-математический факультет БГПИ.  Начала трудовую деятельность     в Аргадинской средней школе. 

 

В 1959 году назначена завучем Тунгенской семилетней школы, где работает до 1961 года.  С 1961 по 1968 год работала учителем математики в Дыренской средней школе.  С 1968 года работала в родной Гаргинской школе.   Ее  уроки всегда отвечали современным требованиям, отличались эффективностью. Одной из первых в районе она внедрила углубленное изучение математики.5

 

 У пятого  сына Туйсы – Бадмы – дети и внуки имеют прямое отношение к педагогическому труду. Нансалма Дугаровна Надмитова -   заслуженный учитель РБ. она является основателем экологического клуба «Гарга», известного далеко за пределами республики своей эколого-просветительской деятельностью. Воспитанники Нансалмы Дугаровны – победители Всероссийских конференций молодых исследователей.

 

Многие выпускники выбрали профессию учителя биологии и экологии, продолжают заниматься научной деятельностью. Сэсэгма Дугаровна  закончила физико-математический факультет, работала в школах Курумканского района. У Сыбжид Бадмаевны дети – учителя.    Янжима Дугаровна – учитель с большим стажем.  Старшая дочь – Софья Эрдыниевна – доктор биологических наук.  Работает в Красноярском государственном аграрном университете. Сергей Эрдыниевич закончил физико-математический факультет. Работал учителем в Курумканской средней школе. Ринчин Эрдыниевич по профессии учитель трудового обучения.  Татьяна Эрдыниевна – биолог. 

 Заключение

 По итогам исследовательской работы была проведена конференция с презентацией. На конференции с результатами исследования были ознакомлены учителя и учащиеся школы, жители села, гости конференции – представители рода Туйсэ. Никто из присутствующих не остался равнодушным, многие благодарили за проделанную работу.


В данной работе рассмотрена судьба  рода Туйсэ, которую представляет  71 учитель,  в том числе 13 кандидатов наук и 4 доктора. 


Все 71 учитель рода Туйсэ оставили глубокий след в истории  села и продолжают вести активную деятельность на благо своей страны.


 В ходе исследования мы узнали много нового и  интересного о выдающихся учителях.  Составлено генеалогическое древо рода Туйсэ.


 Материалы исследования могут быть востребованы школьным краеведческим музеем, выпускниками школы на вечерах встречи как память о прошлом, а также учащимися для подготовки к классным часам и другим мероприятиям по краеведению.


Быть учителем – огромный труд, но результат стоит того.   Я хочузакончить свое выступление словами Сергея Острового: «Оставь на этой лучшей из планет свой яркий след, свои живые всходы».  Поистине это слова о замечательных учителях.

 

 

 

 

 

 

Автор: gargaschool
Просмотров: 3935

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -