Историческая справка
В общественной и духовной жизни Харацая значительную роль играла церковь. Именно служители церкви несли в народ слово божье, просветляли заблудшие души, обучали детей зажиточных казаков и особо одаренных ребят церковной грамоте. Впоследствии, преподавали «закон Божий» в Казачьей полковой и церковноприходской школах. Учили святости, преданности родному отечеству. «Удаленность казачьих поселений от культурных центров сказывалась на их образованности, культуре.
Все развлечения – посиделки, посещение церкви, да иногда – в войсковые праздники – парады льготных казаков, устраиваемые станичными или поселковыми атаманами. Даже в гости пойти в соседнее село не всегда представлялось возможным из–за удаленности одного от другого.
Вот и развлекали себя казаки, как могли, посещая «монопольку» или попивая китайскую водку, чтобы за чаркой как – то скрасит свою тяжелую жизнь. В борьбе с пьянством казачья администрация видела один путь – повышение грамотности и образованности войскового населения*. На цели образования деньги выделялись из различных статей дохода. Но этих средств было недостаточно.
Не имея возможности увеличить денежные затраты на образование за счет доходов войска, казачьи начальники обращались к казакам с призывом жертвовать на это личные сбережения.
Так, наказной атаман после посещения 1- го военного отдела в своем приказе отметил: «На народное образование не следует жалеть денег. Каждому обществу следует стремиться к открытию у себя школ, а с открытием всеми силами помогать и деньгами, и материалами.
Как бы было хорошо, если бы каждый домохозяин из ассигнований денег на водку ежегодно стоимость бутылки ее давал бы на борьбу алкоголизмом – школу. Это необременительное пособие принесло бы большую пользу и на собранные деньги дало бы возможность приобрести лучшие школьные пособия и, быть может, если средства позволили бы, то лучше материально обставили преподавательский персонал впредь до ассигнования на это сумм от казны.
Явились бы грамотные, а с грамотными некоторые знания закона; поднялась бы экономическая жизнь войска, а с ней уменьшилась бы беднота. Тогда взгляд некоторых казаков, установившийся за последние годы на образование, как на излишнюю роскошь, изменился бы в лучшую сторону…
Я почти уверен, что забайкальское казачество не поскупится на цели просвещения, дабы выйти из народной тьмы. Бедности и со своей стороны изыщет источники дохода на высокие культурные потребности».
Так, в 1864 году по Указу Его Императорского Величества Александра ІІ в станице была открыта 4-х летняя Казачья Полковая школа, «Это самая первая школа, появившаяся на территории Закаменского района, в которой наряду с общеобразовательными предметами, проводили военную подготовку.
Принимали туда детей мужского пола в возрасте от 10 до 12 лет. Предметами обучения являлись: закон Божий, грамматика, арифметика до тройного правила, чистописание, азы строевой службы. Учителями назначались грамотные урядники. Школа была под непосредственным руководством бригадного и батальонного командиров. Всего школой было сделано семь выпусков. Выпускники этой школы сыграли значительную роль в развитии грамотности и просвещения среди местного населения, верно служив государю и отечеству. Многие выпускники школы стали впоследствии писарями, урядниками, входили в актив Харацайской Вознесенской Церкви».
28 февраля 1892 года Казачья Полковая школа была преобразована в Церковно – Приходскую, находилась в ведении Верхнеудинского епархиального училищного Совета.
По данным из Кяхтинского краеведческого музея «в 1897 году учительствовала Чухина Евдокия, в 1901 год- законоучитель- священник В. Николаев, учительница - Голубцова.
Попечительница - Вера Кондакова.
Учащихся 38 мальчиков, 22 девочки.
С 1904 – 1914 г. возглавлял Григорий Затопляев.
Судя по тому, что штат школы состоял из двух человек, законоучителя и учителя, то школа эта была одноклассная, тогда как в двухклассных школах штат был больше. Обучение длилось 2 года».
В 1919 году Церковно - Приходская школа была преобразована в Начальную. В ней стали работать учителя с образованием гимназии, первой заведующей начальной школы, была Зимина К.П., окончившая Троицкосавскую женскую гимназию.
В 1968 году было построено новое здание под школу, так впервые, в истории Харацая, дети стали основную школу заканчивать на своей родине. В 1998 году началось строительство новой школы, которая в 2000 году приняла в свои стены учеников села, где по сей день они получают аттестаты об окончании средней общеобразовательной школы. В 2011 году будет десятый юбилейный выпуск учеников.
Просветители Карнаковы
Ровно 204 года назад впервые на Харацайскую землю ступила нога священника Василия Карнакова, который был направлен по Указу Его Императорского Величества Самодержца Всея Руси Александра I из Иркутской духовной консистории. Василий Карнаков стал первым священником села Харацай, а также основателем рода Карнаковых на бурятской земле.
Указ Его Императорского Величества Самодержца Великого из Троицкосавского духовного правления Харацайской крепости Вознесенской церкви священнику Василию Карнакову. Указом Его Императорского Величества из Иркутской духовной консистории сего 5-го дня полученным и предписать стово П-м при отправлении 9 октября 1807 г.
Василию Карнакову по Указу Его Императорского Величества по присланному из Иркутской духовной консистории, прошлого сентября 26 числа с приложением на имя вашей депут…
Инстанции, в коем предписывалось, дабы духовное правление приповедало священника Карнакова в верности Его Императорскому Величеству, Вручило вам означенную инструкцию, вследствие коего в здешнем духовном правлении определено предписать вам сие указом и предписанием, с тем, чтобы в получения вышеописанной инструкции и для привлечения к присяге, и о определении вас на сию должность Иркутскому Губернскому правительству по исполнении экспедиции от Иркутской духовной консистории дано знать сообщение 5 октября 1807 г.
Благочинный протоирей уроженкой Иркутской губернии. Примерно через 5 лет жития на новом месте у них родился сын Михаил, который продолжил род Карнаковых на ставшей второй родиной бурятской земле. Первым делом, за которое взялся молодой священник, стало обустройство церкви. Нужно было провести оформительские работы не только с наружи, но и внутреннего убранства. В этом большую помощь оказала Княгиня Потягунина, выделившая крупную сумму денег, благодаря которым были приобретены иконы для церкви, украшены оклады к ним серебром и позолотой.
У батюшки Василия был обширный приход, куда он должен был нести слово божье. И всех он успевал навестить, направить на путь истинный. Кроме этого, многих детей зажиточных казаков он обучил церковной грамоте. Таким образом, мы видим, что один из первых священников, служивших в Харацайской Вознесенской церкви Василий Карнаков, вложил много труда и усердия для развития и благоденствия нашего села. Народ чтит память о нем, как о первом священнике и учителе слова божьего. Продолжателем благого начинания на ниве просвещения в роду Карнаковых стал правнук священника Василия Михаил.
« Михаил родился в 1895 году, отец его Федор Михайлович служил в казачестве, имел богатое состояние: обширные пахотные земли, стада коров, табун лошадей несколько тысяч голов. Для воспитания своих детей он не жалел ни сил, ни денег. Все его дети, а их было пятеро, три сына и две дочери, получили образование.
Кроме этого дети были разносторонне развиты. Дома имелась своя библиотека, музыкальные инструменты, как пианино, и даже скрипка. Михаил закончил Церковно – приходскую школу в 1903 году. Способного мальчика зажиточные родители решили обучать дальше, так как сам он проявлял большое желание учиться и мечтал быть учителем. Продолжил он образование в гимназии, после окончания которой приехал в родную станицу и стал работать с 1917 по 1942 годы в Церковно-приходской, а затем в Начальной школе с начала учителем, а потом и заведующим.
Шел 1917 год, вокруг кипели страсти, свершались революции одна за другой. К этому времени отец Михаила, Федор Михайлович разорился. Причиной послужило его пристрастие к алкоголю. Старожилы о нем вспоминали так: «от несметного табуна, осталась лишь одна уздечка в его руке». И когда свершилась Великая Октябрьская Социалистическая революция, семья Федора Карнакова считалась крепкой середняцкой. Но Михаила, казалось не касались эти вопросы.
Увлеченный своей работой, он жил и работал лишь ради Харацайской детворы, которую учил и любил от всего сердца. По словам очевидцев, родственников, а также его ученицы Прасковьи Сергеевны Гармаевой, 1929 года рождения, которая по сей день проживает в родном селе «был он высок ростом, широк в плечах и красив. Нраву был строгого, требовал от учеников прилежания и усердия к изучаемым предметам. Случалось и такое, что за непослушание, хулиганство или не выученный урок, ставил ученика коленями на крупно – зернистый песок (дресву) в знак наказания». В селе был, почитаем и уважаем.
При встрече с ним сельчане почтительно снимали шапку, кланялись, когда здоровались. Большим увлечением у него была игре на скрипке. Он прекрасно играл на ней, мог часами музицировать, а деревенская детвора, для которой это было в диковинку, собиралась вокруг него и зачарованно, раскрыв рты слушала. Все кто учился у Михаила Федоровича, впоследствии с почтением вспоминали о том, что он отдавал своей работе все свое время, вкладывая душу в каждого ребенка. Если было необходимо, он мог целыми днями заниматься с детьми». И результаты его труда не замедлили сказаться на его учениках.
Они прославили свою малую родину далеко за ее пределами, занимали ответственные посты и должности, ими много сделано для процветания села.
Все они потомственные казаки, вот их имена: Кочетов Александр Пантелеймонович – бухгалтер Джидинского Вольфрамомолибденового комбината, Шелкунов Александр Николаевич – председатель колхоза «Путь Ленина», Брянский Иван Андреевич – бригадир колхоза «Красный Октябрь», Шестакова Ольга Флегонтовна – учительница, заведующая Харацайской начальной школы, Карнакова Вера Георгиевна – учительница, заведующая Харацайской начальной школы, Жаркой Иван Агафаилович – «зам. министра сельского хозяйства Бурятской АССР, Дубровский Василий Иванович - заместитель председателя Совета министров Бур. АССР, второй секретарь обкома партии, советник посольства СССР в МНР, министр производства и заготовки сельхопродуктов, секретарь Президиума Верховного Совета Бур. АССР пяти созывов и Верховного Совета РСФСР»и многие другие, которые честно и радиво послужили родному отечеству в мирное время и в годы гражданской и Великой Отечественной войн.
Но не пришлось Михаилу Федоровичу трудиться дальше в своем селе. В 1942 году он был вынужден по семейным обстоятельствам выехать в г. Кяхта,, где в последствии и умер. Там же и захоронен».
Народ села Харацай свято чтит память об одном из сыновей своих, который много сил и усердия отдал для развития и благоденствия села, до сих пор живы и здравствуют его ученики, рассказывая о нем внукам и правнукам.
По его стопам пошла, учительствовать племянница, дочь младшего брата Георгия – Вера она была очарованна занятием своего дяди Михаила. Ей нравилось, что все его уважают и почитают от бедных до богатых и она с детских лет мечтала быть как он учителем. Вера Георгиевна проработалав родной школе все трудные военные и послевоенные годы».
Почти все эти годы Вера Георгиевна была заведующей Харацайской начальной школы. Ее ученики – это все сегодняшнее старшее поколение села, которые вспоминают о ней с уважением и признательностью за самоотверженный труд.
В1960 году вернулся на родину старший брат Веры Георгиевны – Дмитрий Георгиевич, который до этого работал в Джидинском районе сначала учителем, а затем директором школы. Но проработал он недолго, в 1966 году его жизнь трагически оборвалась.
Таким образом, мы видим, что представители рода Карнаковых внесли немалую лепту в историю развития просвещения нашего села. Их труд на благо Отечества не прошел даром, они посеяли семя разума и добра. Мы сегодняшнее поколение, помним и чтим их имена.
Заключение
Что такое род? Открыв, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова мы читаем, – это «…род поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение…» В ходе исследования мы установили, что первый из просвещенцев, священник Василий прибыл к нам в село в 1807 году и стал основателем рода Карнаковых на бурятской земле. Сегодня род Карнаковых один из первых, кто поселился у нас 238 лет назад, после того, как село стало крепостью.
Именно с этого момента в основном стали прибывать переселенцы из Архангельской, Олонецкой, Вятской, Вологодской, Орловской, Ивановской, Иркутской губерний. Карнаков к нам прибыл по направлению Иркутской духовной консистории. История умалчивает, а откуда же приехал в Иркутск сам священник Василий, или же он был местным, иркутским, мы на сегодняшний день пока не смогли выяснить.
Но считаем, что это дело времени. Важно для нас то, что именно род Карнаковых внес большую лепту в развитии прогресса в селе, обучая местную детвору, которые стали будущими кадрами для своей малой родины. Как нужно нам, сегодняшнему поколению знать свои корни, гордится ими, строить свою жизнь, равняясь на своих знаменитых предков. А еще знать то, что мы неразрывно связаны крепкой кровной нитью с великой Россией, ведь именно ее сыны сегодня проживают на нашей харацайской земле.
Список использованных источников:
1. Забайкальские Епархиальные ведомости.:1914,№11,18
2.Из воспоминаний ученицы М.Ф. Карнакова, Гармаевой П.С.
3. Из воспоминаний Клавдии Александровны Карнаковой, племянницы
М.Ф. Карнакова
4.Из воспоминаний родственников: Сахарова М.И., Сахаровой Т.М.
5. Из личного архива Хороших И.Н., друга семьи Дубровских.
6. Смирнов Н.Н. Слово о забайкальских казаках. Исторический очерк – хроника. Волгоград 1994 г.
7. Фотографии из семейного альбома Карнаковой Клавдии Александровны, племянницы Михаила Федоровича Карнакова
8. Шелкунова Г.М. История Харацайской школы.2008г. с.59
Автор:Шелкунова Г.М., краевед
Комментарии