Автор: Жалсапова Зоригма, ученица 11 класса СОШ с. Санага
Бадаржа ерэhэн уг изагуур –
Булгад, эхирэд, хори, хонгоодор…
Бутархай олон обог отогууд –
Буряад гэжэ яhан мунөөдэр.
Ухаа морин хулдитэй
Хара морин хулэгтэй
Хара торгон нэмэргэтэй
Гал могой ташууртай
Урданай ажабайдалые hонирхон шудалагша
Аштраг – хонгоодор угай
Тухэреэн Санага нютагай
Мартын басаган Зоригма гээшэб.
За последние годы появились новые, интересные и глубокие по содержанию материалы о хонгодорах. Видный бурятский ученый С. Чагдуров в своей работе «горная Бурятия – прародина монголов», а также известный писатель из горной Тунки, наш соплеменник Ардан Ангархаев в статье «Поиски самого себя или возвращение к Саянам», краевед А. Уланов в работе «Эргэнэ хун» делают выводы, опираясь на обширный научный материал, что наши Саянские горы – прародина древних монголов и предков Чингис – хана.
Я от всей души благодарна и признательна выше названным нашим бурятским ученым, писателям, краеведам за их кропотливый, широкомасштабный труд.
Они намного расширили мои познания и наполнили гордостью за наш край – Присаянье. Опираясь на такой внушительный научный, а также местный поисковый материал от наших уважаемых старожилов, я попытаюсь поделиться своими мыслями.
Письменных сведений по историческому прошлому закаменских бурят известно совсем немного, ибо они к сожалению, не вошли в число тех этнических групп, которые были объектом постоянного изучения исследователей, путешественников и краеведов XIX века (например, хоринские буряты).
Отдельные записи, характеризующие закаменских бурят, относятся ко 2-ой половине конца XIX века. Эти сведения содержатся главным образом в трудах членов Троицкосавско – Кяхтинского и Восточно – Сибирского отделений Русского географического общества. Наиболее информативные данные о закаменских бурятах с конца XIX века (расселение этнических групп, форма землепользования, хозяйства) были зафиксированы в «Материалах Комиссии Куламзина».
Уже в советское время вопросы этнического происхождения закаменских бурят нашли отражение в работах С.П. Балдаева, в которой рассматривается состав бурятских родов и племен Ц.Б. Цыдендамбаева, Г.Р. Галданова, С.Д. Бабуева, Б.Ш. Доржиева. По этническому составу закаменские буряты близки к тункинским, окинским и аларским бурятам.
Как считает большинство исследователей, основная масса в составе перечисленных этнических групп представлена хонгодорами. Вопрос о происхождении хонгодоров спорный. Опираясь на многочисленные версии сказаний о переселении хонгодоров из Монголии в Аларь и Тунку, Г.Н. Румянцев придерживался мнения, что хонгодоры – монголы, входившие в состав Сайн – ноен – хановского аймака, аналогично высказывание и у Цыбена Жамсарано. Ж.А. Зимин выступает против версии монгольского происхождения хонгодоров.
Наиболее полную картину о закаменских бурятах составила Р.Г. Галданова в своей работе «Закаменские буряты». Кроме этих первоисточников конечно в первую очередь я руководствовалась полевыми материалами, как «Родословная летопись сыновей Бадантая» на старомонгольском языке, написанная знатоком истории и генеологии села Санага Ванданом Жалсановым. Документ написан в 1955 году на основе устных преданий и рассказов, передавшихся из поколения в поколение. Эта летопись передана в БФ СО Академии наук СССР.
Вандан Жалсанов был дедом известного бурятского поэта Мэлса Самбуева по материнской линии.
Заслуженный учитель Бурятии М.Ш. Дымпилов составил родословную таблицу своего рода – аштраг – хонгодор на основе устных рассказов и сообщений старожилов: Дальбин Доржо – шамана, Борьбеевой Сындымы, Бичиханова Петра – сына казачьего урядника Бичиханова Дамнин – Цырена.
На территории Санаги проживают представители 7 родов: шошолоки, аштраг – хонгодоры, тэртэ, алагуй – булагаты, шоно – эхириты, соохэр – боолды, сартулы. Остановимся на роде аштраг – хонгодор, который является вторым по численности. Перед вами родословное древо аштраг – хонгодора. Родоначальник этого рода – Убhэшэ, который жил в окрестностях Торы Тункинского района. Сын Убhэшэ – Дардай, сын Дардая – Дайhан, сын Дайhана – Нималхай, сын Нималхая -Тарасхай.
Он прибыл в первой половине XVIII века в Санагу для несения караульной службы. Он имел 7 сыновей: Бишихана, Зомона, Дырена, Шумуушхан, Зубхана, Хонона, Палагсана. На месте его летника в местности Номтогол построен Санагинский дацан (1820г.). Тарасхай был одним из богатых людей Санагинской долины, он имел 500 лошадей.
Родословная моей матери Жалсаповой Марты: Yбhэшэ – Дардай – Дайhан – Нималхай – Тарасхай – Палагсаан – Бороно – Сэрэн – Лайжит+ муж Лубсан Жалсапов (Аняа Сандан) – Ханда – Марта – Зоригма. Моя мать из рода аштраг хонгодор по женской линии. Мой прадед Лубсан Жалсапов был родом из 99 шошологов, самого многочисленного рода Санаги. В народе говорят:
Хун шубуун гарбалтай
Хуhан модон сэргэтэй
Хан Хурмаста тэнгэриин
99 шошолог.
Шошологи происходят от небесной девы – Лебедя. 9 ее внуков и 9 ее внучек стали шаманами и шаманками. В Санаге большими шаманами были представители рода шошолог Гандбу Дархан – хозяин Хужирай таабай, Тархай Заариин – хозяин Сарлааан таабай, Бамбалаа таабай – хозяин Зэмхын таабай.
Мой дед Лубсан родственник Зэмхын таабай.
Нагадай
Сагаан Лонхо
Дэгдэхэй Мэргэн
Хэнзэхэн
Боhог
Бадантай
Абхай
Золто
Бантараан Шvлтэм Бамбалаа (Зэмхын таабай)
Жалсап Бадма (Замбаа)
Лубсан 10 YXИбYYД
Ханда
Марта
Зоригма
В моем роду было и есть много замечательных людей: Бичиханов Радна – казачий атаман, его сын Дамдин – Сырен – казачий офицер, который принимал участие в первой мировой войне, был в Персии, Дымпилов Монгол Шагдурович – заслуженный учитель Бурятии, его сын Родион Монгалович – кандидат технических наук, долгое время преподавал в ВСТИ, БГПИ им. Д. Банзарова, где занимал должность декана индустриально – педагогического факультета.
Бичиханов Михаил Петрович – кандидат медицинских наук, Очиров Бато Долгорович долгое время работал на руководящих постах Закаменского района, моя бабушка Шагжеева Бадма Дулмаевна – передовик в прошлом самого крупного совхоза в районе, гиганта животноводческой отрасли – совхоза Санагинский, она являлась депутатом Верховного Совета Бурятской АССР, а также Борбеева Надежда Сындымаевна – тоже депутат Верховного Совета Бурятской АССР.
В родословной записи есть текст шаманского призывания этого рода: Аштраг угтан ухаа морин хулэгтэй
Хара морин хулдитэй
Хара торгон нэмэргэтэй
Гал могой ташууртай.
Здесь говорится о «хара морин». В исторической литературе о Чингис – хане упоминаются «хара моритон» (имеющие черных коней), которые составляли передовой ударный отряд войска Чингис – хана, т.е. это были воины, обладающие необыкновенной силой и ловкостью, налетающие как ураган. В основном они обладали шаманской силой. Г.Р. Галданова высказывает предположение, исходя их многочисленных источников, что этноним – «хонгодор», происходит от «кунград» или «конград», которые составляли часть 4000, отданных Чингис – ханом его старшему сыну Джучию – правителю Золотой Орды.
Из «Сокровенного сказания» мы знаем, что старшая жена Чингис – хана Буртэй была из рода хонгират. «Хонгирад хэзэнhээ хойшо хасар hайхан хатадтай, унгэ hайхан ухидтэй байhан» - говорится в древнем сказании монголов. Хозяйка Енгорбойского аршана Хухэн – Бумбэй по преданию была красавицей редкой красоты. Она являлась дочерью Мотонго из рода хонгодор.
В древности хонгираты – хонгодоры проживали по соседству с хорилос – хоринцами. Отголоски их совместного проживания сохранили легенду, в которых фигурирует Хори и Хотогойто. Чаще всего это братья, рожденные одной матерью – Птицей Лебедь. В «Родословной сыновей Бадантая» приводятся легендарная история о трех братьях – Хори, Шошолоки и Хонгодоре. В шаманских гимнах на ряду с Лебедью, также упоминаются Зулатан-2 хоринские девы сиротки, которые были изгнаны с родных мест на север – в края шаманистов.
Святыми местами поклонения рода аштраг – хонгодор в Санаге являются Ганса хуша на северо – западе Санаги, которая регулирует погоду. Если рассердить хозяина этой горы, то посылает град, сильный ветер и засуху. Кроме Ганса хуша покдоняются и Ринчин – хан уула, что находится на восточной стороне Санаги. Хозяином Ринчин – хана является Буха – ноен.
На ряду с ламами здесь проводят обряд и по шаманистким канонам. Существует предание о том, что Буха – ноен привез хонгодора из Монголии в Тунку. Старожилы говорят, что Ринчин – хан уула Буха ноеной буудалтай. Буха ноен Тунхэнэй hарьдагhаа ерэдэг. Святым местом поклонения этого рода также является Зэмхын аршан, расположенный на границе с Цаган – Морином, к северо – востоку от Санаги. Хозяин этого аршана – Зэмхын таабай. Ему молятся по – черному, т.е. по шаманскому обряду.
Обряд поклонения святым местом рода аштраг – хонгодор проводили Дальбин – Доржо, Уржанов Даша – Дылык, а сейчас Цыренов Семен Доржиевич. Изучение святых мест должно воспитывать будущее поколение в духе единства человека с природой, преемственной связи поколений, уменьшения конфликта между экологией и урбанизацией. Наши предки жили в согласии с окружающей природой, боготворя ее, жили ее дарами и красотой, живительной силой и воздухом. Посещая эти места, вдыхая ароматный воздух, испив святой воды Зимкинского аршана можно постигать тайны мирозданья, его язык и музыку, нить времен и пространства.
Так как, Тарасхай прибывший в Санагу в XVIII в. был казаком, то его род можно отнести к казачьему сословию. Но впоследствии в этом роду казаками были только потомки двух старших сыновей: Бишихана и Зомона, а потомки младших сыновей были простыми «отог зон». Бичиханов Дамдин – Цырена,один из известных казаков Санаги, старожилы рассказывают, что он был человек образованный для своего времени, в совершенстве владел русским и старомонгольскими языками и грамотой, сохранились его деловые бумаги, письма внучки Зинаиды Петровны. Род аштраг – хонгодор владел землями в основном к востоку и юго-востоку от Санаги.
Родовыми бусами были местности Булаг, Болхой, Номтогол, Ута-Нюрган. Современный взгляд на историю рода аштраг – хонгодор должен быть шире, ибо мы перед собой имеем «срез», позволяющий увидеть элементы истории и других родов Санаги, Закамны и в целом Бурятии. Когда вникаешь в историю и легенды прошедших веков, то вновь и вновь убеждаешься и ощущаешь связь времен и народов, общность истории и происхождения окинских, тункинских, аларских и закаменских бурят и конечно монголов. Многое еще не открыто и неопознано, многое еще ждет нашего изучения и исследования.
Список использованной литературы:
- История Бурят - Монгольской АССР – т.1.г. Улан – Удэ, 1954г.
- Очерки истории культуры Бурятии – т.1. г. Улан – Удэ, 1972г.
- Галданова Г.Р. – «Закаменские буряты». г. Новосибирск «Наука»1992г.
- Бабуев С.Д. – «Из родословных закаменских бурят» Улан – Удэ, 1986г.
- Доржиев Б.Ш. – «Закамна» Улан – Удэ, 1993г.
- Жалсанов В. – «Родословная летопись сыновей Бадантая» Санага, 1955г.
- Зимин Ж.А. – «К вопросу о выходе хонгодоровских родов из Монголии и их расселение в Аларе» Удан – Удэ, 1983г.
- Мильхеев М.И. – «Карты расселения и перемещения бурятских родоплеменных групп по данным топо и этнонимики» г. Улан – Удэ, 1974г.
Список информаторов:
Уржанов А. Д-Д. 1941 г.р. бывший директор Санагинской средней школы.
Борбеева Н.С. 1941 г.р., пенсионерка.
Комментарии