Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Моя родословная

18 февраля 2012
Моя родословная

Жамсаранов Дондок Батуевич изучил 19 поколений своего рода. Тугнуйские буряты произошли от 11 хоринских родов. Хори буряты – хозяева пяти видов скота и исконные охотники жили к западу от Ариг – Ус – Байкала в стране Баргуджин Тукум. По преданиям в этой стране у подножия горы Бархан уула жил Барга – Баатар, у которого было трое сыновей. Сыновья выросли и их отец стал делить между ними свои земли: старшему сыну Олюдай он отдал Алтай и Хангай, среднего сына оставил у берегов Байкала, а младшему сыну Хоридой выделил земли в Хори, Кижинге, Заиграево, Мухоршибири, Бичуре, Чите, Аге. В старинных бурятских летописях сообщаются достоверные сведения о Хоридой Мэргэне. Он имел трех жен: Баргуджин – гуа, Шаралдай, Нагатай. От первой жены родилась одна единственная дочь Алан – гуа, от второй родились сыновья Галзуут, Хуасай, Шарайт, Гучит, от третьей – Харгана, Худай, Бодонгут, Хальбин, Батанай, Сагаан. Все они образовали 11 хоринских родов.

 

Хори – буряты большие кочевники Азии. Известно много преданий, много племен и земель, связанных с ними, которые встречаются в самых разных местах. Представители  всех 11 хоринских родов живут во внутренней Монголии, Калмыкии, Халха – Монголии, Усть – Орде, Агинском округе, монголы, живущие в Тибете называют себя хори. Жители восточных районов республики, в том числе тугнуйские буряты, ведут свою родословную от Хоридой Мэргэна.

 

В XVII веке хори буряты стали поданными Российского государства. На землях хоринских родов появилось много русских острогов, защищавших интересы Белого царя. Нередко во главе их становились люди недобросовестные, наносившие обиды хори бурятам, осквернялись священные места и т.д. Не раз они обращались к воеводам Нерчинска и Иркутска, но многие вопросы не решались. В начале XVIII века положение ухудшилось, стала невыносимой жизнь хори – бурятов. Тогда предводители 11 хоринских родов созвали большой суглаан – собрание, на котором решили снарядить делегацию к Белому царю с жалобой на действия местных представителей русских властей.

 

Возглавить делегацию было поручено зайсану галзуутского рода Бадану Турахину (Бадан Турахайн) и зайсану харганатского рода Даши Бодороеву. Путь был трудный и долгий. Люди были глубоко верующие (шаманская вера), поэтому взяли с собой молодую шаманку Абжаа удаган из рода хуацай, которая освящала этот долгий путь на священной каурой лошади и охраняла путников от разных бед и напастей. 23 марта 1703 года в высочайшей пожалованной грамоте царь Петр 1, поименно перечислив по должностям членов делегации, по достоинству оценил их благородную мессию во имя мира и спокойствия на родной земле. По велению царя хори – бурятам было предоставлено право свободно кочевать по долинам рек Селенги, Уды, Хилка, а также по их протокам вплоть до границ Монголии. И эти земли, навеки завещанные хори – бурятам, без разрешения хозяев было строго запрещено занимать кому – либо.

 

Делегация, удостоенная специальной грамоты, вернулась в родные места, преисполненная гордости и бесконечной радости. С тех пор буряты полностью осознали, что они обрели равноправие ко всем народам Российского государства. И с большим рвением стали принимать участие в делах, имеющих государственное значение. Например, во время установления русско – монгольской, русско – китайской границы буряты удостоились похвалы чрезвычайного полномочного посла Саввы Рагузинского. Им было отмечено буряты «доброконны и доброоружны…», не уступая природным россиянам несут государеву службу». Во время войны буряты помогали лошадями, кожей, шерстью, денежными средствами.

 

Средь широкой Тугнуйской степи расположилось маленькое село – село Бом – моя малая родина, мое тоонто. По рассказам старожилов, в окрестностях нашего села были расположены мелкие селения: Хабшараанга, Бэрээнэй адаг, Харагааhата, Дээдэ Бом, Худай, Мунханай ара. В Хабшараанге жили такие семьи: Мунэхэтэн, Дондогтон, Тагартан, Аюшатан, Тагабтан. В Худае проживали Будатан, Дугаржаптан, Жэгмэдтэн, Бальжиниматан. В местности Дээдэ Бом жили Тэгшэтэн, Доржотон, бадматан, Дамбатан.

 

Основным занятием Тугнуйских бурят было скотоводство. Они разводили коров, лошадей, овец, коз, занимались выделкой шкур. Продукты своего хозяйства: мясо, шкуры, шерсть – они продавали на рынке Петровского завода. На вырученные деньги покупались товары первой необходимости: сахар, соль, чай, мыло, ткани. Дорога Петровского завода и обратно занимала двое суток (так неторопливо текла жизнь Тугнуйских бурят).

 

Большой внимание буряты уделяли воспитанию своих детей. Мальчиков учили навыкам верховой езды, умению запрягать и распрягать лошадей, стрельбы, что было необходимо для охоты. Девочек обучали ведению домашнего хозяйства: шить, вязать, прясть шерсть, выделывать шкуру, доить коров, коз и т.д. Кроме того с 6 – 7 лет она активно участвовала в домашних делах: нянчила младших детей, мыла посуду, следила за очагом.

 

Существовали выработанные в течение столетии свои национальные традиции, сложившаяся система нравственного воспитания детей. Выработали свои этнические нормы и правила поведения в семье, в обществе. Главная особенность в воспитании было привитие детям с малолетства послушания и почтительного отношения к страшим. Родители старались воспитать в детях такие качества как трудолюбие, честность, справедливость, скромность, мужество. Огромную роль в воспитании этих качеств играли произведения устного народного творчества. Слушая рассказы стариков, дети проходили своеобразную домашнюю школу, усваивали богатейшее наследие устного народного творчества, знакомились с историей и генеалогией рода.

 

Каждый ребенок – бурят знал и называл свою родословную до седьмого колена по руке:

  1. Фланга – родные братья, сестры.
  2. Фланга – двоюродные братья, сестры.
  3. Фланга – троюродные братья, сестры.

Самые близкие родственники.

  1. Колено – по запястью.
  2. Колено – по локтю.
  3. Колено – по плечу.
  4. Колено – по шее.

 

Но к сожалению, в течение десятилетий буряты начали утрачивать свои истоки, национальный язык, обычаи, традиции, родословную. Теперь вопрос стоит в восстановлении тончайших нитей, связывающих поколения и времена в одно целое, иначе нам грозит потеря семейных, народных традиции и родословных.

 

У бурят существовала обязательная память семи поколений. Она несла заботу о здоровье будущих поколений. Если в народе забывают, кто невеста, жених и из какого рода на протяжении семи поколений возникает смешение крови и народ вымирает. Если эта память сохраняется, то этнос живет долго. И здесь, как нельзя кстати, уместно вспомнить стихотворение народного поэта Бурятии Николая Дамдинова «Родословная» в переводе Риммы Казаковой:

 

В старину когда – то так бывало у бурят

Если вдруг о предках заговорят,

До двадцатого колена на пальцах сочтут,

Всех дедов, прадедов, прапрадедов учтут!

 

Начинают старики по порядку и не спеша

Для почину подзовут любого малыша

- А, ну – кА, сынок, без запинки нам поведай

Кто твои отец, кто дед, кто отец деда?

 

Хоть смущен тот, но крепко в памяти жива,

Как таблица умножения, как дважды два

Вся родословная за сотни лет,

Как учил его отец, как отца учил дед…

Автор: bomselo
Просмотров: 16287

Дополнения

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -