«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»
А.С. Пушкин
В настоящее время интерес к истории семьи растет и набирает силу. И это не случайно интерес к прошлому всегда возрастает в переломные моменты истории, когда люди ищут в прошлом нравственную опору.
Семья- это самое ценное и дорогое в жизни каждого человека. В моей семье всегда внимательно относились к воспоминаниям, связанным с основанием династии, её первыми представителями. Именно это заинтересовало меня, подтолкнув к исследованиям.
Наша семья большая и дружная, общими усилиями составила свою родословную до девятого колена. Мне повезло, что моя прабабушка многое помнит о своей жизни и жизни своих предков. Я думаю, что в настоящее время становится актуальным возрождение своих родословных, чтобы не прерывалась связь поколений, а углублялись знания о прошлом, настоящем и будущем своего народа.
Какого ты рода-племени? (Ямар угайбши?) Этот вопрос в бурятском речевом этикете издавна был таким же обыденным и обязательным, каким является, например, «как поживаете?» и до сих пор у бурят сохранилась традиция спрашивать друг у друга, откуда он.
Для многих это кажется проявлением «территориальной отчужденности», предвзятого отношения друг к другу. Но это не так. Это и не дань этикету. Это исторически сложившееся отношение к своему прошлому. Ведь каждое бурятское племя, каждый род имеет свою историю. Национальная общность бурят представляет собой объединение различных родственных племен. Самыми крупными из них являются племена хори, эхириты, хонгодоры, булагаты, сонголы, сартулы.
В Окинском районе в составе племени хонгодоры числятся роды или подроды: шоноураг (шонорог), тэртэ, уляаба, hойhо, бадархан, шүртэхэ, шуранхан, сагаантан. Махаураг (махараг), hохор мүртэн, булгы, моотонго, боолдой, долоонгууд и.т.д.
Если вы спросите у меня, какого ты рода племени? Я отвечу, что я из племени Хонгодоры, из рода Долоонгууд. В семье у нас принято знать всех родственников до 7 колена. Долоонгууды являются осколками саянских тюрков, которые в XVII веке, называясь теленгутами ( в русских источниках - долонгутами). Жили на восточной периферии тувинских качевий, в районах, пролегающих с северо-запада и запада к оз. Хубсугул, что соответствует частично современной территории Окинского района.
Более того, под именем да-лянь этот народ упоминается в китайских летописях конца V века, которые зачисляли его в группу гао-гюйских родов, в жилах которых текла динлинская кровь, в исторических литературах упоминаются, что теленгуты относятся к немонгольским лесным племенам, населявшим Саянское нагорье. В настоящее время теленгуты отмечены среди тувинцев, которые живут в бассейнах рек Хемчика и Барлыка, часть их, вероятно, ассимилировалась с монгольскими дархатами, а часть вошла в состав окинских бурят. Следует добавить, что эта кость (яhан) встречается также среди астраханских калмыков. (Б.С. Дугаров « О происхождении и родовом составе Окинских бурят»).
Значит, из этого следует, что мой предок Санти жил примерно в XVII веке, он был тюркоязычным, кочевником-скотоводом. У него был сын Сама, у Самы два сына – Сандак и Оодой. У Оодой сын Жамбал. У Жамбала в 1902 году родился сын Гатып Жамбалович Самаев.
Гатып Жамбалович Самаев сорок лет отдал любимому делу - он был охотником колхоза имени Кирова Окинского аймака. Промышляя зверя, он вдоль и поперек искосил на своих оленях таёжные дебри и горные кручи Бурунгола, Урдахи, Тагны, Далдармы, Даялги. Только медведей на его счету было убито тридцать. А сколько соболей, белок, росомах и других зверей – подсчитать трудно.
Гатып Жамбалович был одним из лучших промысловиков Окинского аймака. Не раз он выходил победителем в социалистическом соревновании охотников аймака и республики.
У Гатып Жамбаловича и Дэжэд Убашеевны в 1925 году родилась дочь Сыбык. Она с детства была очень трудолюбивая, с 5 лет пасла овец, помогала своей матери нянчить и воспитывать своих братьев и сестер. А ведь было их еще четверо. В 1945 году она окончила училище и стала зоотехником. С тех пор до 1970 года Сыбык Гатыповна работала в своем родном колхозе имени Кирова зоотехником, затем чабаном. Она многодетная мать и сейчас её радуют многочисленные внуки и правнуки.
За трудовые успехи она награждена медалью «Ветеран труда», многочисленными Почетными грамотами Обкома ВЛКСМ, Райкома КПСС. Сейчас моя прабабушка живет в селе Хурга. Она имеет 5 детей, один из них мой дед Бато (Анатолий) Гатыпович. Он 40 с лишним лет проработал водителем в отделе культуры Окинского района. Награжден Почетными грамотами района и республики. В данное время он находится на пенсии.
У дедушки Бато и бабушки Клавы два сына - Борис Анатольевич мой папа и мой дядя - Баир Анатольевич. Нас в семье 3 детей. Лилия самая старшая в семье, вторая дочь – Адиса и я –Толя, который являюсь продолжателем рода Долоонгууд.
А теперь я хочу вам рассказать о моем родственнике из рода долоонгуут - Лама – гелонг Данзан- Хайбзун Самаеве ( 1994-2005). Лама – гелонг Данзан- Хайбзун Самаев ( в миру Федор Сергеевич) родился в 1954 г. в горной Оке. После окончания средней школы поступил на Восточный факультет (кафедра монгольско-тибетской филологии) Ленинградского государственного университета. Затем он поступил на цанитски (философский) факультет Буддийской Академии при монастыре Гандан (Монголия). Самаев прошел стажировку в Гоман дацане в Южной Индии. В 1990 году от его святейшества Далай-Ламы Самаев получил полное монашеское посвящение гелонга и монашеское имя Данзан-Хайбзун.
С 1997 года Д.-Х.Самаев был настоятелем Санкт-Петербургского дацана, с 1994 по 1998 г.- он депутат Народного Хурала РБ. За свою недолгую, но яркую жизнь лама-гелонг внес большой вклад в сохранение национальных традиций, развитие и возрождение буддизма в России. Работа над темой «Моя родословная» позволила осознать мне неразрывную связь прошлого и настоящего. Главное внимание в данной работе было уделено изучению моей родословной по отцовской линии. После опроса родственников, записи их воспоминаний, просмотров фотоальбомов мы всей семьёй составили «генеалогическое древо». Главным итогом своей работы считаю желание продолжить изучение своей родословной.
В будущем мне бы хотелось собрать более полный материал о родственниках по материнской линии и подробно изучить биографию гелонга Данзан- Хайбзуна Самаева. Мой долг - сохранить память о своей семье для будущих поколений Самаевых. Я думаю, что эти знания помогут мне в дальнейшей жизни, чтобы приумножать духовные ценности нашей семьи.
Автор: Самаев Анатолий, ученик 4 «б» класса МОУ «Орликская средняя общеобразовательная школа»
Комментарии