Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

История рода Буянтуевой Аяны Андреевны

3 февраля 2012
История рода Буянтуевой  Аяны Андреевны

Шагдар Кеннатов – ученик английских миссионеров – наш далёкий предок.

 

История каждого народа, человека представляет уникальную общечеловеческую ценность, которая достойна бережного хранения, глубокого изучения и осмысления.  Одна из семейных традиций – почтительность, уважительность, доброжелательность, почитание родных мест, знание родословной.  

Мы живем в селе Алан Хоринского района. Мой папа уроженец с.Ульдурга Еравнинского района. Его отец был родом с Селенгинского района, мама была из с. Ульдурга. Отец его умер, когда моему папе было 3 года. Его мама, наша бабушка Цыбан-Дари одна вырастила и воспитала 6 детей. Дети выросли, получили образование. Работают в разных областях нашей республики. 

 

Я  хочу рассказать о далёком нашем предке, по линии матери, моём прапрапрапрадедушке Шагдаре Кеннатове, которого Лондонское миссионерское общество полтора века назад признало подготовленным к роли первого проповедника протестантизма среди бурят. 

 

Английские миссионеры прибыли в Забайкалье в 1819-1842 гг. У них была цель: размножение Библии на все языки и распространение их чтения во всем мире.  Пасторы Корнелий Рамн,  Эдвард Сталибрас со своей женой Сарой Сталибрас, Роберт Юиль с женой Мартой Кови, Вильям Сван  прибыли в Забайкалье в 1819 году. 

 

Они основали три стана – один напротив города Старо-Селенгинск и два в ведомстве Хоринской Степной Думы – на реке Кодун  и реке Она. Они открыли там школу и занялись изучением языков – миссионеры не знали русского, а Ветхий Завет предстояло перевести на старомонгольский. (В 1846 году в Лондоне была опубликована Библия, она хранится там в архиве. На русский язык Библия была переведена лишь в  1864 ондо году. Таким образом, историки утверждают, что  Библия была переведена на старомонгольский раньше.) 

 

Они знали греческий язык, латынь, китайский. В Селенгинске они провели около десяти лет, затем разделились: Юили остались, Сталибрасы, Сван жили в селе Кодун Кижингинского района, затем Сван организовал миссионерскую станцию севернее Анинского дацана на реке Она, около села Алан. 

 

Они основали две школы на 20-30 учеников, причем принимали и девочек. В одну из этих школ начал ходить Шагдар. Как потом рассказывал его внук Лубсан-Цырен: «По словам дедушки Шагдара, после занятий миссионеры всем ученикам давали золотые монеты, а также конфеты или что-нибудь из вещей. 

 

Наверное, таким образом, они завлекали учеников». А в семье Шагдара считали католиком. Ведь не знали кто такие протестанты, просто поняли, что не буддист, не православный.

 

Шагдар был истинным энтузиастом своего дела. Он показывал исключительные знания в области христианского протестантизма и готовился миссионерами на роль первого национального пастора среди бурят.

 

У Шагдара в семье было 4 девочек и 3 мальчика и своим детям давал необычные в то время имена: Мери, Коста, Крестнок, т.е. крещеный, Шэмээшэг (семейский), старшего сына назвал в честь учителя Вильямом, но тот рано умер, и еще двое умерли в младенчестве.  

 

А его жена, будучи буддисткой, называла своих детей по-своему, т.е. давала им бурятские имена, Шэмээшэг – Самбу. Но в родословной не все бурятские имена сохранились. 

 

Его жена была властной, сильной женщиной, и их дети выросли буддистами, так как в то время буддизм набирал силу; к примеру, их внук Даши-Дондок был ламой, другой внук Лубсан-Цырен тоже был послушником в Анинском дацане. 

 

Дядя Лубсан-Цырен позже вспоминал, как их дедушка Шагдар осенью выходил в белой одежде и молился богу Христосу ночью: стелил на земле белую ткань, ставил большую книгу, падал навзничь, и долго читал молитвы. Эта книга видимо и была Библией.  

 

В то время наш предок был очень грамотным и образованным человеком. Шагдар Кеннатов являлся одним из самых выдающихся учеников английских миссионеров. 

 

Когда осенью 1999 года ломали здание старого тубдиспансера в центре Улан-Удэ, в груде мусора нашли журнал «Отечественные записки» за апрель 1846 года. Там было опубликовано письмо Шагдара, бурята племени Кубдут, выражавшего соболезнование императору Николаю I и его супруге по поводу смерти их дочери Александры от 10 октября 1844 года. 

 

«Высокочтимый и обожаемый Белый Царь с обожаемою Нашей Царицею! Да почиет на обоих Вас благословение Бога, нашего отца Небесного! Недавно услышал я, что одного досточтимых Ваших детей постигла смерть, и поэтому случаю я проникнут глубокою печалию. 

 

О! Горесть смерти есть убийственная вещь и тяжко удручает чувственное сердце; но есть обетование, данное Спасителем нашим, господом Иисусом Христом, которое утешительно в таковой горести… Бог, наш отец, послал мне троих сыновей и опять взял их себе. 

 

Недавно небольшой мальчик трех лет у меня умер, и теперь каждый день проливаются слезы в моей юрте. Смерть детей мучительна родителям: это есть тягостное испытание;… Хотя смерть  есть страшное происшествие: за всем тем, для тех, которые верят в Иисуса, есть надежда и успокоение. 

 

И так, высокочтимые Император и Императрица! Да благословение Господа и земли нашего владыки, Иисуса Христа, почиет на Вас и утешит Вас!..»

 

Это письмо очень понравилось Императору и его перевели на другие языки, затем напечатали в западных журналах. 

 

В одном письме своему учителю он сообщает здешние новости: кто, что делает, он сам преподает в доме Дуги в Тайше. (Он учился у миссионеров вместе с такими знаменитыми людьми Хоринской долины как тайша Ринчин-Доржо Дымбылов и Тарба Жигжитов, он в 1851 году стал главным тайшой Хоринской Степной Думы). 

 

Дочь Мери шлет им мэндэ, ждет с ними встречи, надеется о встречи с ними и с миссионерами. Очень много напоминает о воле Господа, истинно верит во Христа. В письме Джон Каллен от 3 августа 1835 года он подробно рассказывает, как он попал в миссионерскую школу.

 

Шагдар пришел за бараньей шкурой к бурятам, жившими рядом с миссионерским станом. Он услышал грозный лай «горной собаки» и решил посмотреть её. В доме миссионеров он увидел, как жена пастора обучала его сверстников. Сам мистер Сталибрас, узнав, что он умеет писать и читать, предложил остаться на службе личным секретарем миссионера. 

 

В те бедные годы многие просто не могли отправить своих детей в школы, которые были не везде. Только те, кто стремился душой и сердцем к свету знаний, не взирая ни на что, достигали своей цели. Среди них был и Шагдар Кеннатов.

 

Отец Шагдара отпустил его, хотя тот был единственным сыном у отца. Он успешно учится в школе миссионеров. Показал исключительные знания и его оставляют учителем в школе. 

 

Шагдар стенографировал занятия, затем контролировал учебу бурятских детей в школе, где он учительствовал после отъезда миссионеров, взял под свое попечение созданную общину христиан-протестантов. 

 

Он принимает активное участие в строительстве церкви в селе Соловьевск Кижингинского района ныне с. Кодунский станок. Он очень надеялся, что приедет к ним какой-нибудь миссионер к будущим поколениям.

 

Наступит время, когда буряты будут почитать его за ангела, и слово, которое он буде нести, войдет в их сердца и народ пробудится, чтобы слушать Божьи заповеди, но этого он никогда не увидит. Он просит их, чтобы они молились за них. 

 

Став учителем, Шагдар Кеннатов преподавал в разных местах Хоринской долины. Он был видным сыном своего народа, дорожил полученными знаниями, переписывался с миссионерами,  беспокоился о своих земляках, писал о них учителям, преподавал в школе. 

 

На реке Она в местности Большие Кули, по словам дяди Лубсан-Цырена, была школа. В этой школе и преподавал наш предок Шагдар. Его можно считать одним из первых просветителей того времени.

 

Шагдар не особо старался обращать земляков в христианство, а поднять сначала и расширить умственный кругозор, своей деятельностью – учительством он приучил смотреть на него как на учителя.

 

Поэтому, наверное, в нашей семье многие выбрали профессию учителя.  Например, дочери Мижит Гомбоевича Нина Мижитовна, Галина Мижитовна (моя бабушка) – учителя математики, внучка Баирма Шираповна (моя мама)– учитель бурятского языка, Ольга Ойдоповна – преподаватель японского языка, другая внучка Людмила Анатольевна – педагог в РЦДЮТиК,  внуки Ринчин Дылыкович, Баярма Дылыковна, Светлана Баировна, Дмитрий Баирович, Михаил Анатольевич также закончили БГУ.

 

Таким удивительным человеком был наш далекий предок. Сейчас мы своего предка можем назвать мудрецом. В нем сочетались любовь к детям, окружающим.

 

Наша родословная: Сума – Кенат – Шагдар – Шэмээшэг (Самбу) – Гомбо – Мижит-Доржо – Галина – Баирма- Аяна. Его правнук, наш дедушка, Ширапов Мижит Гомбоевич, ветеран Великой Отечественной войны. 

 

Много лет после войны проработал в родном селе Алан управляющим совхоза «Хоринский», агрономом, много сделал для поднятия своего села. Ему сейчас 89 лет. 

 

Он обладает отличной памятью, даром рассказчика, в последние годы посвящает себя рукописи «История с. Алан». Со своей супругой Надмит Самбатовной воспитали 7 детей. Сейчас у него 21 внуков и  20 правнуков.  

 

И мы, его потомки, будем сохранять свои традиции, чтить своё  прошлое, свои корни. Будем достойно продолжать традиции наших предков, и передавать их из поколения в поколение.

 

Автор: Буянтуева Аяна Андреевна

 

 

 

 

 



Автор: Moderator
Просмотров: 3771

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -