Рассказала Коробенкова Н.В.
Изучая историю и происхождение своей семьи, мне удалось узнать о своих предках в шестом поколении. Эта непростая, любопытная работа меня очень заинтересовала, поэтому я обязательно продолжу поиски начала своего рода и изучение его истории.
Я родилась в с.Окино-Ключи Бичурского района в семье простых советских рабочих. Меня всегда интересовал вопрос о происхождении нашего рода, о том кто в селе является моим родственником, а кто просто однофамильцем. Начав изучение своего «родового древа» я с удивлением и восторгом узнала, что с многими моими однофамильцами по линии отца, и просто знакомыми жителями нашего села меня связывает происхождение от одних и тех же предков.
О своих прабабушках и прадедушках я знаю из рассказов родителей, бабушек, дедушек.
Дедушка по отцовой линии – Симонов Илларион Иванович – родился в 1933 году в с. Окино-Ключи в семье краснодеревщика Симонова Ивана Михайловича и Исаевой Татьяны Гавриловны.
И прадед Иван, и прапрадед Михаил, и дедушка Илларион, и мой отец – все без исключения славятся своим мастерством по работе с деревом. Каждый из них легко мог соорудить квашню для замеса теста, бочку для засолки овощей или для воды, кому дом построить или тепляк нужно было – всегда приходили на помощь, а умение соорудить ворота, оконные рамы, наличники, ставни, табуретки и многое-многое другое спасало нас от нужды и безденежья даже в трудные 90-е годы.
Но и этим мастерство мужчин нашего рода не ограничивается. Дед Илларион до сих пор славится отличным печником. Сколько печей он сложил за свою жизнь! И «русские», и «галанки», банные печи с каменками для жара.., деда знали не только в родном селе, класть печи его приглашали в Бичуру, Кяхту, г. Улан-Удэ и т.д.
Отец же мой - Василий Илларионович, и в технике преуспел. Сам станки сооружает для переработки дерева, зерновых культур, трактор или грузовой автомобиль починить – нет проблем: и неисправность найдет, и деталь нужную сам выточит. Помимо основной работы в колхозе, отец работал и столяром, и слесарем, и кузнецом, и сварщиком и электриком, в общем - мастер на все руки!
Дедушкина мама – Исаева Татьяна Гавриловна происходила из рода дворян, но не смотря на это, она и ее родители от простого люда не отличались. Мать её – моя прапрабабушка Исаева Пелагея была простой белошвейкой и обеспечивала бельем богатые семьи.
А вот прабабушку Марью – маму своей бабушки Фёклы Филимоновны я помню лично. От родителей я узнала, что прабабушка Марья совершала святой обряд крещения детей, в том числе меня и моего брата, в те годы, когда вера и церковь считались запретными. На одном из таких обрядов я присутствовала, когда мне было шесть лет.
Дедушка Ларя и бабушка Фёкла вырастили и воспитали восьмерых детей, помогали воспитывать двадцать шесть внуков, и уже более пятнадцати лет радуются появлению правнуков.
Мои корни по маминой линии начинаются в с. Мотня, или как называют свое село местные жители – в с. Черемушки.
Мой дедушка по материнской линии Афанасьев Филипп Никитович родился в феврале 1926 года в с. Мотня.
Дед родился, жил и трудился в обычной многодетной крестьянской семье, такой же, каких было много. Его мать, имя которой мне к сожалению пока узнать не удалось, умерла, когда дедушка был еще маленьким, оставив его и еще троих детей на попечение мужа – Афанасьева Никиты Ананьевича.
Прадед Никита женился во второй раз. Вторая его жена Акулина Григорьевна стала его опорой и поддержкой в воспитании детей. Акулина Григорьевна славилась своим умением ткать сита, половики, расписные пояса на семейские сарафаны. Скоро в семье Никиты Ананьевича и Акулины Григорьевны появилось еще двое детей – дочь и сын.
Детство дедушки Фили было не сладким: потеря родной матери, война. Как и другие дети в военные годы - он перенес холод, голод, узнал боль потери близких и родных людей. Вместе с другими ребятишками осенью и зимой он собирал остатки зерен на пшеничных полях, чтобы хоть как-то утолить непрекращающееся чувство голода, терпел другие лишения, на которые обрекла людей война.
Наконец 1945 год, великая Победа! Радость, гордость за свое Отечество… В феврале 1945 года деда забрали в ряды Красной Армии. Война закончилась, но не для всех. Германия пала, но Япония все еще не хотела упускать свой шанс забрать у России часть территории. Впервые новобранец Забайкальского военного округа пулеметчик Афанасьев Филипп, участвовавший в августе 1945 года в боях в месте Холхингол, узнал, что значит потеря боевых товарищей, впервые ему, верующему в Бога, пришлось стрелять в живых людей, лишать кого-то сына, кого-то отца, кого-то брата, понимая при этом, что сам он может погибнуть в любую минуту.
В одном из очередных боев с японскими захватчиками дед был ранен – где-то рядом взорвалась мина, деда контузило и полностью завалило землей. После боя солдаты, совершавшие обход в поисках раненых и погибших боевых товарищей, случайно увидели два пальца руки, торчавшие из-под земли. Когда тело откопали, оказалось, что это пулеметчик Афанасьев… он был жив. Дед был ранен в левую руку – осколок от снаряда попал в локоть, врачи вынесли вердикт – руку отнять. Но Филипп Никитович оказался человеком упрямым и настойчивым, он не согласился на операцию, и так, терпя боль физическую и боль воспоминаний, прожил всю жизнь с осколком в руке.
В 1950 году дедушка, окончив курсы, устроился работать механизатором в Бичурский совхоз. А через три года женился на местной девушке из такой же многодетной семьи – Мавре Артамоновне.
Судьбы деда Фили и бабы Мавры похожи. Мавра Артамоновна родилась в том же селе, в семье колхозного бригадира. Как и дед Филипп, она рано потеряла мать. На тот момент в их семье было пятеро детей. После того как их отец женился, родился еще один брат.
Детство бабы Мавры прошло быстро и незаметно. Жили не богато, во всем приходилось помогать родителям, на детские плечи лег нелегкий деревенский труд, затем голод военных лет, боль утраты родных и близких.
После войны бабушка работала в колхозе. Работали они с дедом много не покладая рук – с утра до вечера. Зарплату получали зерном и другой продукцией по трудодням, а денег почти не было. Немного выручало подсобное хозяйство.
В 1954 году родился первый сын – Алексей. После было еще двое детей, но они умерли не дожив и до полутора лет. В 1959 г. родилась дочь Ирина – моя мама.
Время шло, дети взрослели. С годами дед Филя заработал репутацию отличного работника, наставника молодежи. В октябре 1974 года ему было присвоено звание «Ударник коммунистического труда», а в июне 1977 года деда избрали депутатом Шибертуйского сельского совета.
Старшего сына после окончания школы в 1972 году забрали в армию. Отслужив два года в г. Улан-Удэ, Алексей остался служить по контракту, женился, а в 1976 году после рождения первого сына Евгения, вместе с семьей уехал в Германию на пять лет. Второй сын Сергей родился, когда они уже вернулись в Россию в 1982 году. Оба сына пошли по стопам отца, окончили Ростовское военное училище и стали военнослужащими. Евгений отслужив в Хабаровске, Армении, Сирии ожидает присвоения звания полковника, а Сергей – капитан – служит в Москве.
Моя мама по окончании школы, поступила в кооперативный техникум г. Улан-Удэ, получила специальность бухгалтера. В 1979 году она вышла замуж и вместе с моим отцом переехала жить в с. Окино-Ключи, где родились и выросли мы с братом и младшей сестренкой.
Весной 1995 года дедушка умер, не дожив до 50-летия Дня Победы всего пары месяцев, а спустя три года умерла баба Мавра.
Вспоминая свое детство, я часто думаю о том, сколько пришлось пережить деду и бабушке, и при этом их сердца не очерствели, они любили всех нас, не скупясь на проявление ласки, доброжелательности; вспоминаю как мы забирались на кровать к деду, часто отдыхающему из-за ослабленного здоровья, и он щекотал нас, рассказывал разные истории, небылицы; вспоминаю как бабушка радовала нас своей стряпнею - булочками, пирожками с черемухой, оладушками.
Бабушка и дед учили нас, наставляли на правильный путь жизни, но при этом никогда не ругали, не повышали голоса. Они всегда знали чем занять своих внуков с пользой для нас: то учили рыбу ловить в канаве, которая протекала здесь же во дворе их дома; то бабушка показывала нам как перегоняет молоко, а мы дружно выстраивались в очередь, чтобы напиться свежих сливок. Много еще можно вспомнить таких мгновений, которые сближают нас всех.
Объединяют нас и традиции, которые передавались нам из поколения к поколению: гостеприимство, уважение к людям, соблюдение церковных праздников, и многое-многое другое, чему можно посвятить еще один отдельный рассказ.
Не смотря на то, что жизнь разбросала нас по стране, мы очень дорожим друг другом и теми нечастыми мгновениями, когда нам удается собраться всем вместе, вспомнить дедушку, бабушку, других родных, которых с нами, к сожалению, уже нет, самое лучшее из прожитых лет, а также помечтать, что ждет в будущем нас и наших детей.
Комментарии