"Нельзя превращаться в людей, не помнящих родства", - так
гласит народная мудрость
Семья – это островок внимания, любви, тепла и нежности. Здесь ты черпаешь силы, обретаешь уверенность, перенимаешь опыт, разрешаешь сомнения, находишь прощение своих ошибок.
А как захватывающе интересна история семьи, история твоего рода! Сколько нового таит в себе наш семейный архив – пачки старых писем, стопочки документов, семейные фотографии …
Как трогают сердце те немногие бережно хранимые старинные вещи. Для кого-то и ценности в них нет никакой, а для тебя они – семейная реликвия!
Одним словом, семья – это целый мир, и он интересен не меньше, чем тот, что простирается за порогом твоего дома. Открой же его для себя. И не думай, что ты ничего не можешь сделать для того, чтобы семья твоя была крепче, чтобы в ней царила любовь и дружба.
Мое счастье в делах моих родных, в их заботе и помощи, интересе и уважении к традициям моей семьи и моего рода – во все, что поддерживает согревающий и всем необходимый огонь семейного очага.
Я, конечно, мало знаю о своей родословной. Но у нас есть родословное древо-схема, в которой указаны наши родственные отношения, наши связи между собой. Следуя ей, теперь я стала понимать, что такое родословная, для чего она нужна. Мне стало интересно изучать историю своей семьи. Я выяснила, что в нашем роду есть знаменитые люди и хотела бы рассказать о них.
Из истории Хори-бурят
С глубины веков в бурятском народе бытует легенда о том, что как земной человек по имени Хоридой – мэргэн взял в жёны небесную птицу – лебедицу. От них произошли хоринцы, которые считали себя людьми, имеющими небесное происхождение. Многие старые люди по – прежнему поклоняются белым птицам – лебедям. У Хоридоя – мэргэна родились 11 сыновей, от которых произошли 11 хоринских родов. Хори – буряты, самые большие кочевники Забайкалья, совершившие впервые в мировой истории великую мирную миссию во имя дружбы между народами в столицу Российской империи – в Москву. 22 марта 1703 года была обнародована грамота – указ Петра I. Согласно указу за бурятами было закреплено право на владение своей землею. На приёме царь вручил представителям 11 хоринских родов знамёна.
Я являюсь представителем 14 поколения рода Хуасай из 11 хоринских родов, которые жили в кусотинской долине реки Хилок нынешнего Забайкальского края. По переписи 1836 года здесь проживало 788 человек. Прапрапрадедушка Жалбага был состоятельным человеком, занимался торговой деятельностью. Для ведения хозяйства необходимо было кузнечное дело. Кузнецы умели ковать подковы для лошадей, обручи для колёс. Занимался выделкой шкур и продажей конских упряжей. Благодаря своему необычайному трудолюбию стал зажиточным человеком.
Памятником его трудолюбия является один из старинных сооружении – мелиоративный канал, остатки которого поныне тянутся на значительном расстоянии вдоль горы по кусотинской долине. Эта канава была настоящим гидротехническим сооружением, при её постройке прорубались просеки, устранялись огромные валуны и производился большой объём земляных работ. Она выполняла две функции: противопожарного заграждения и оросительной системы. На поливных лугах вырастала густая сочная трава, всегда выкашивали много сена. Жалбага содержал стадо из 300 волов, каждому из них под шеей на войле были сделаны три разреза, которые по обычаю являлись метками богатства.
У него было три сына – Баста, Жалсан, Жамбал. Молодые люди стремились к просвещению. Они успешно закончили Агинское, Онинское приходские училища, что было, по тем временам, для бурят-степняков редким явлением.
В 1741 году императрица Елизавета Петровна своим указом дала право на существование в Российском государстве наравне с православной и мусульманской религией, третьей конфессии–буддийской. Она утвердила штат – 150 комплектных лам, которые были «приведены к присяге на верноподданство России, освобождены от ясака и других повинностей и получили разрешение проповедовать среди кочевников своё учение». Первый дацан хоринских бурят «Даши Лхунболинг» был основан в 1756 году. Верующие приезжали помолиться во благо всех живых существ, в центр буддизма хоринских бурят. В 1906 году в пожаре сгорел дацан. Начался сбор средств на восстановление дацана и Баста выступил меценатом. Выделил три тысячи рублей серебром, несколько слитков золота и много волов. В старину на волах вели все работы.
Мой прадедушка Баста был грамотным человеком, т.к. умел писать и разговаривать на русском, да и ещё был от природы шустрым, любознательным.
Вскоре, в 1913 году во время первой мировой войны, буряты 14 возрастов были мобилизованы на тыловые работы и увезены в этих самых эшелонах на запад, в северный приморский город Архангельск. В течение двух лет занимались перевозкой леса, разгрузкой и погрузкой вагонов и пароходов. В феврале 1973 года в Архангельском областном архиве найден материал об инородческих (бурятских) командах, которые служили в портовом городе в 1913-1915 годах. В этом суровом холодном краю сгинули братья Жалсан и Жамбал.
Советский период
С 1929 года началась коллективизация, появились ТОЗ-ы, колхозы. В довоенные годы по плану сверху колхоз начал заниматься земледелием. Тогда потомственные скотоводы становились настоящими хлеборобами. Работы велись вручную, жали серпом, вязали снопы. Вообщем начали жить по-новому, лучше.
Но всему помешала война. С первых дней войны добровольцем ушёл на фронт и мой прадед.
Прадедушка Лхасаран Бастуевич Бастуев родился в с.Кусоты Читинской области в 1905 году, в семье состоятельного бурята-скотовода, и с ранних лет познал тяжёлый крестьянский труд. В возрасте 14 лет окончил Читинскую гимназию. До войны подвергался постоянным преследованием как сын богатого скотовода, тем не менее, работал на различных должностях в советском хозяйстве. С началом Великой Отечественной войны в 35-летнем возрасте ушёл на фронт защищать свою родину.
Лхасаран Бастуевич являлся непосредственным участником Сталинградской битвы от самого начала и до конца. В июле 1942 года воинский эшелон, в котором он находился, выгрузили на станции Котлубань, и в составе 41-го артиллерийского полка 161-й стрелковой дивизии с должности старшего радиотелефониста-связиста он вступил в бой с немецко-фашистскими захватчиками. Он участник пленения немецких генералов. После Сталинградской битвы Лхасаран Бастуевич прошёл ещё одну великую битву- Орловско-Курскую, форсировал реку Тису, принимал участие в Ясско-Кишинёвской операции, освобождал Венгрию, Польшу и закончил войну в Праге в мае 1945 года. В составе прославленной 41-й армейской пушечной артиллерийской Краснознамённой Ново-Украинской орденов Красного Знамени, Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого бригады Лхасаран Бастуевич прошёл всю войну. Это сложнейшие военные операции, тяжёлые оборонительные бои, яростные рукопашные, стремительные атаки.
Особенно тяжёлым и наиболее памятным испытанием стал бой за столицу Венгрии Будапешт. В боях не раз был ранен и контужен. По его словам, трезвый расчёт и чётко обдуманные действия не раз спасали ему жизнь. Он никогда не рассчитывал на случайность, к каждому заданию готовился тщательно и делал своё нелёгкое дело, обеспечивая оперативную связь. За отличные боевые действия он имел благодарственную грамоту, врученную ему командиром бригады от имени Верховного Главнокомандующего, награждён двумя медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта» и другими боевыми наградами.
Лхасаран Бастуевич Бастуев внёс свой личный вклад в Победу в Великой Отечественной войне, исполняя роль великого труженика войны-рядового солдата.
Жизнь по законам военного времени. была суровой. Вместо мужчин, ушедших на фронт, стали работать старики, женщины и дети. Трудились под лозунгом «Всё для фронта», покупали облигации, собирали бойцам подарки. Тяжело пришлось прабабушке Дэме, многодетной матери, не покладая рук работала в годы войны.
Мой папа – Бато-Жаргал Бато-Цыренович родился третьим ребёнком в многодетной семье. В 1982 году окончил Бурятский сельскохозяйственный институт по специальности ветеринарный врач. Работает в администрации ветеринарным врачом. У него «золотые руки». Красивый, новый светлый дом, в котором мы живём, он построил своими руками.
Мама – Цырен-Ханда Цыбеновна главный бухгалтер нашей администрации. Мой брат Баир – студент III курса Бурятского республиканского педагогического колледжа. Учится на учителя бурятского и английского языков. У нас дружная семья. На нашем подворье 35 голов крупного рогатого скота, 30 овец, 5 свиней, 20 курочек. Осенью всей семьёй мы заготавливаем сено и корма. Научили наши родители: косить сено, стричь овец, доить коров, ухаживать за домашней скотиной, обрабатывать землю на огороде. Осенью мы собираем большой урожай огурцов, помидоров, капусты, картофеля.
Я учусь в 10 классе МОУ «Усть-Оротская средняя общеобразовательная школа». Учусь хорошо. Особенно мне нравятся предметы гуманитарного цикла: бурятский язык и литература, история и русская литература. Принимала участие в конкурсах и олимпиадах в школе, районе о республике. Награждена грамотами и дипломами I, II, III степеней. Участвую во всех школьных делах. Являюсь членом клуба исторической науки «КЛИН». Неоднократно становилась победителем игр «Брейн-ринг». У меня много друзей. Летом во время каникул мы всей семьёй ездим на своей машине купаться в нашей речке Кодун, любим, ездить за грибами и ягодами.
Я очень люблю свою родину, своё село, свой дом, свою семью.
В своей работе я остановилась только на некоторых членах своей большой семьи, ведущими свой род от дедушки Жалбага, который жил в 18 веке. Я горжусь, что он был просвещённым и богатым человеком, помогал своим землякам. Был меценатом. В моём роду все имели большие семьи. Прабабушка Дэма родила 16 детей, бабушка Роза 14 детей. Она удостоена высокого звания «Мать - героиня». К сожалению, кроме звания ничего не имеет. Я считаю, что пора менять законы о браке и семье. Многодетным семьям, воспитавшим достойных детей для общества, нужно прибавить ощутимую доплату к пенсии. Воспитание детей это большой труд. Программа Президента и Правительства – улучшить демографическую ситуацию в стране. Радует, что молодые мамы стали получать материнский капитал и государство реально стало оказывать помощь многодетным семьям. Сейчас молодые семьи в моём селе Усть-Орот имеют и по два и три ребёнка. В 90-е годы прошлого века рождалось очень мало детей, поэтому в классах учатся 5-6 учеников. В селе жизнь кипит вокруг школы. Если в семьях будет много детей, то и учеников в школе будет много.
Я хочу, чтобы семья была счастливым и надёжным тылом для каждого из нас.
Автор: Сэсэг Намсараева - ученица 10 класса
Руководитель: Нагмитова Ханда Балдановна- учитель географии, " Почетный работник общего образования РФ, ветеран труда.
Комментарии