Подведение итогов прошлого учебного года, планы на новый, основные изменения в образовательной среде и места в детских садах. Об этом и о многом другом рассказала в интервью начальник управления образования Иванова Ольга Владимировна
— В преддверии нового 2016 года, хотелось бы вернуться немного в прошлое, подвести некоторые итоги учебного года.
—Год прошел достаточно конструктивно. В 2014 году Глава Республики Бурятия - Председатель Правительства Республики Бурятия Вячеслав Наговицын утвердил концепцию развития государственно-общественного управления образованием в Республике Бурятия на период 2014 - 2020 годы.
Основной целью концепции является создание условий для эффективного взаимодействия субъектов государственных, образовательных и общественных структур, обеспечивающих соблюдение интересов человека, общества и государства в сфере образования. По итогам республиканского конкурса на присвоение статуса «Республиканская стажировочная площадка по развитию государственно-общественного управления образованием» Оронгойская и Сотниковская школы получили статус республиканских стажировочных площадок. Сотниковская школа по результатам двух туров поощрена в 2014 году средствами на приобретение оборудования. В течение всего периода эти школы провели стажировочные площадки в регионах РФ: Забайкальском крае, Ленинградской области, Иркутской области. Темы стажировочных площадок "Оценка членами Управляющего совета качества общего образования на уровне школы в условиях реализации ФГОС" (МАОУ Сотниковская СОШ), «Социальное партнерство как условие эффективного управления качеством образования» (МОУ Оронгойская СОШ). Сужинская СОШ инициировала проведение ежегодной Межрайонной ассамблеи родительской общественности «Территория согласия» – открытой площадки, объединяющей инициативных, социально-активных и талантливых родителей.
Развитие общественного участия в формировании образовательной политики, в управлении и в контроле качества образования выступает сегодня одним из приоритетов развития образования на ближайшую перспективу. Поэтому для всех нас, педагогического сообщества, одной из наиболее актуальных задач является включение ГОУ в систему управления общеобразовательных организаций. Основная задача школы социального партнерства – пробудить гражданскую активность за стенами школы, быть не только образовательным, но и ресурсным, гражданским центром села.
Одно из велений времени - образовательные округа. В течение всего периода общеобразовательные организации работали над созданием образовательных округов, всего создано 4 образовательных округа: Оронгойский ОО, Иволгинский ОО, Нижне-Иволгинский ОО, Сотниковский ОО «Перспектива».
Также в 2014-2015 у/г году работала стажировочная площадка БРИОП на базе Гильбиринской СОШ по разработке проекта регионального электронного образовательного пространства «Виртуальная Бурятия».
В 2014-2015 учебном году в Иволгинском районе 335 выпускников 9-х классов и 186 выпускников 11 классов прошли государственную итоговую аттестацию. Экзамены прошли в штатном режиме. Наиболее популярными предметами для наших выпускников являются: обществознание, история, биология. Увеличилось количество учащихся, сдававших ЕГЭ по физике и химии. Новшеством в 2014-2015 учебного года в государственной итоговой аттестации стали сочинения в 11 классах как одно из условий допуска выпускника к государственной итоговой аттестации. В декабре 2015 года наши 11-классники уже во второй писали сочинения, дети успешно справились.
Для системы школьного образования 2015 год стал этапом перехода на федеральные государственные стандарты образования основного общего образования (ФГОС ООО). По ФГОС начального общего образования и основного общего образования в данное время учится более 62 процентов всех учащихся - учеников начальной и основной школы с 1 по 5 классы.
Еще одним важным моментом прошлого года является внедрение образовательных стандартов в дошкольных учреждениях. Оно началось с 1 сентября 2014 года. В детских садах разработаны основные образовательные программы, составлены планы, графики внедрения, утверждены рабочие группы, куда входят и родители, и педагоги, и социальные партнеры.
На муниципальном уровне приняты управленческие решения по достижению доступности образования, разработана районная программа по развитию физико – математического образования, внедрены механизмы эффективного контракта с руководителями образовательных учреждений. На уровне школ развивается система оценки качества образования, включающая как учебные, так и внеучебные достижения обучающихся, внедряются механизмы независимой оценки качества работы образовательных организаций с участием общественности.
Наш район участвует в программе «Доступная среда». В 3 школах района (Иволгинской, Сотниковской, Оронгойской школах) созданы все условия - установлены пандусы, приобретено необходимое оборудование, разработаны программы по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Перебороть страх родителей детей, имеющих проблемы со здоровьем, для обучения в «массовой школе» — важная задача, стоящая перед всеми нами.
- Ольга Владимировна, повышение качества знаний школьников и его объективная оценка - это одно из важнейших направлений работы системы образования. Какие изменения есть в этом направлении?
В 2015 году расширился спектр оценочных процедур, проводимых Рособрнадзором. Это не только ЕГЭ, ГИА - 9, но и Национальные исследования качества образования, Всероссийские проверочные работы. Уже в октябре 2015 года учащиеся 5 классов района приняли участие в исследовании качества начального общего образования с точки зрения нового результата, – развития у детей универсальных учебных действий, личностных, межпредметных, предметных. В декабре учащиеся 4 классов всех общеобразовательных организаций района приняли участие в пробных всероссийских проверочных работах (ВПР), которые провела Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки по двум учебным предметам - русскому языку и математике. Всероссийские проверочные работы - это инструмент самооценки школ, который позволит определить реальный уровень знаний учащихся и спланировать работу на уровне муниципалитета и школ по ликвидации выявленных пробелов.
— Зачастую работу учителей оценивают результатами ЕГЭ и золотыми медалистами. Как Иволгинский район выглядит на фоне республики по этим параметрам?
Бесспорно, результаты единого госэкзамена должны анализироваться, но исключительно для того, чтобы помочь подтянуться слабым школам или муниципалитету, чтобы пересмотреть свою работу, разработать мелодические рекомендации. Это сейчас основная задача.
Если говорить о золотых медалистах, то действительно остались только золотые, теперь мы не говорим о серебряных. Стало традицией ежегодное чествование лучших учеников. Так и в этом году в конференц-зале администрации МО "Иволгинский район" 25 июня состоялось торжественное чествование выпускников общеобразовательных организаций района. На основании ПРИКАЗА Министерства образования и науки Республики Бурятия от 19 июня 2015 года №1522 выданы аттестаты о среднем общем образовании с отличием и вручены медали «За особые успехи в учении» 11 выпускникам МАОУ Иволгинской СОШ, МОУ Оронгойской СОШ, МОУ Гильбиринская и Гурульбинская СОШ. Девять выпускников 9 классов получили аттестат об основном общем образовании с отличием, это учащиеся МАОУ Иволгинская СОШ, МАОУ Сотниковская СОШ, МОУ Оронгойская СОШ, МОУ Гурульбинская СОШ.
- Каковы особенности 2015-2016 учебного года?
Главный приоритет на 2015 - 2016 у/г четко обозначен в государственной программе развития образования - это качество. Все изменения в системе образования ориентированы на то, чтобы обучающиеся максимально могли реализовать свой потенциал и смогли достичь высоких результатов в современной экономике и жизни. В этом году мы будем дальше продолжать работу образовательных округов, поскольку данный опыт дает возможность консолидировать ресурсы разных учреждений на повышение качества образования.
В 2015-2016 у/г все 5 классы перешли на ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) основной школы. В режиме эксперимента по внедрению ФГОС в 6 классах работают 2 школы - Тапхарская и Иволгинская.
С 2016 года будет ежегодно проводиться мониторинг качества подготовки обучающихся в форме всероссийских проверочных работ. Уже в апреле пройдут ВПР по учебным предметам "История" и "Обществознание" в 6 и 8 классах; в мае - среди учащихся 4 классов по русскому языку, математике, окружающему миру; также в октябре 2016 года будет исследоваться компетенция учителей русского языка и литературы, а в ноябре - пройдет исследование по учебному предмету "Иностранный язык" в 5 и 8 классах.
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" с 1 сентября 2015 года наряду с учебниками в бумажном формате вводятся и электронные учебники. Их структура и содержание соответствуют печатным версиям, но они также содержат новые мультимедиа-элементы. Это не означает полное замещение традиционных учебников на бумаге – они по-прежнему останутся в качестве привычной альтернативы. Наши учителя с новой формой учебников пока работают в режиме апробации.
В этом году активно внедряется комплекс ГТО. Важный акцент делается на все процессы, связанные с воспитанием физической культуры.
- Больная тема многих школ - нехватка учителей. Как решается вопрос с вакансиями в общеобразовательных организациях в новом учебном году?
- Не хватает преподавателей по математике, английскому языку, русскому языку. В этом году ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» осуществляет профессиональную подготовку по программе «Педагогическое образование» за счет средств республиканского бюджета по заявке Министерства образования и науки Республики Бурятия. В соответствии с потребностями района в педагогических кадрах и заявками образовательных организаций на профессиональную переподготовку 12 учителей заключили контракты и подписали договоры на обучение. Выполнены обязательства по повышению квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации ФГОС общего образования: 117 педагогов Иволгинского района и 19 руководителей образовательных учреждений прошли курсы повышения квалификации для работы в соответствии с новыми стандартами; 48 руководителей, заместителей директоров прошли переподготовку в институте непрерывного образования БГУ по специализации «Менеджмент в организации». Заканчивают обучение по программе ускоренной подготовки "Теория и методика обучения бурятскому языку как второму и как государственному в условиях реализации ФГОС второго поколения" учителя бурятского языка. Также апробированы новые формы аттестации педагогических и руководящих работников и стимулирования учительского потенциала; расширены подходы к государственно-общественному управлению образованием.
Кадровая проблема решается и за счет молодых специалистов. К началу учебного года в школы района пришли 12 молодых специалистов. Надеемся, что - по зову души и сердца. Для молодых специалистов разработана муниципальная программа.
-Спасибо, Ольга Владимировна, за интересную беседу. Всего Вам доброго.
Cергей Арьяев. Лидия Будаева.
Комментарии