В горной Оке никто не сомневается в древнем пророчестве о таинственной Шамбале и все верят, что Будда грядущего - Майтрейя - придёт именно к ним, живущим ближе всех к небу.
Земля обетованная
В тысяче вёрст от неоновых огней Улан-Удэ, на площади в 250 тыс. кв.км. вольно раскинулась жемчужина Восточных Саян, вотчина самобытных народов-клыканов (сойотов) и бурят-хонгодоров - Окинский сойотский национальный район.
12 часов ходу на авто, и вот мы влетаем во врата дивного сада Саянского поднебесья - ущелье Тэмэлик. Фары еле раздвигают скалы-исполины. Здесь звёзды целуются с гольцами и обещают нечто заманчивое, почти новогоднее волшебство. За мрачным Тэмэликом начинается неразгаданная Ока.
Ах, Ока, Ока... Чудо из чудес! Страна небожителей и приникших к небесам долин. «Древнее темя Азии» - так говорят в народе про этот девственный край вулканов, альпийских лугов, ледников, яков, снежных барсов, красных волков, архаров, тувинских бобров и северных оленей. Здесь с немыслимой высоты, почти с небес, по отвесным скалам струятся водопады. «Тибет в миниатюре» - так назвал Оку выдающийся исследователь Северо-Восточной Сибири Сергей Обручев.
Между прочим, заядлый грешник ни при каких обстоятельствах не сможет проникнуть в Оку. Пусть он даже хоть ползком приползёт, его ожидает фиаско: или буйство стихии случится, или ещё какое несчастье. Так что с Окой шутки плохи.
Необходимо помнить, что, сделав первый шаг на землю обетованную, ты попадаешь во владенья главного хозяина здешних мест - Бурунхана, чья священная обитель - на вершине Мунку-Сардык, самой высокой точки Восточных Саян (3491 м от уровня моря). Для народов Саянского региона Мунку-Сардык символизирует сакральный центр мира, мировую гору, и ничто не ускользнёт от пронизывающего ока сурового Бурунхана.
И крикнет брат брату
Ока в переводе означает «брат». «Брат мой» - именно так и только так окинцы обращаются друг к другу.
Ока на самом деле - медвежий угол. Нехоженая тайга. Население района меньше 5 тысяч (столько живёт в одном из сёл соседней Тунки). И в этой малюсенькой стране есть все. Перво-наперво: золото-бриллианты, точнее, почти вся таблица Менделеева. Свой прокурор, судья и отдел милиции. Когда кто-то попадает в «обезьянник», эта новость сразу становится сенсацией, поскольку местные разборки, как правило, разрешаются сами по себе - тайга всё-таки кругом.
Местная газета «Аха» по охвату населения может запросто угодить в Книгу рекордов Гиннесса. Рейтинг «Ахи» сногсшибательный: 500 экземпляров расходится по району влет.
Здешние аборигены очень любят учиться. Окинское образование может дать фору столичным школам. Окинцы к тому же обожают лечиться. Если врач им скажет «надо!», любой клыкан встанет по стойке смирно - «есть!».
Горцы - народ жёсткий
Все - из разряда настоящих мужчин. По каменистым дорогам Оки на огромных Уралах колесят высоченные мордатые мужики с глазами, исполненными суровости и доброты одновременно.
Между прочим, сойоты - коренные жители Оки, жили в этом прекрасном и суровом краю задолго до переселения сюда бурят. Они были прекрасными охотниками и рыбаками, разводили оленей. По мнению старшего научного сотрудника Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Санкт-Петербург), кандидата исторических наук Ларисы Павлинской, много лет изучающей проблемы горной Оки и ее жителей, сойотский этнос возник на основе древнего самодийского автохтонного населения, подвергшегося в эпоху средневековья сильной тюркизации.
У сойотов лёгкие кости, жёсткий нрав и доброе сердце. На их лицах всегда сияет очаровательная улыбка, хотя им выдалась нелёгкая судьба.
По свидетельству журналиста и краеведа Клима Тулуева, профессор Иркутского университета Б.Э. Петри добился того, что ЦИК СССР признал сойотов малой национальностью Севера. Но тогдашние республиканские и местные власти проигнорировали это решение. Хорошо, если бы просто проигнорировали. Но не тут-то было. Власти преследовали сойотских лидеров. Сойоты много раз обращались в различные властные структуры, даже выступили с идеей объединиться с тофаларами, создать национально-территориальное образование и войти в состав Иркутской области. По всей видимости, это было невыгодно властям предержащим. И в лихие 30-е в адской машине кровавых репрессий как-то сам собой исчез вопрос о сойотском самоопределении. Лидеры этноса были репрессированы, а среди них и его верховный шаман Чимит Пу-тункеев, и «покровитель» сойот иркутский профессор Петри.
Окинцы - народ во всём самодостаточный, выдержанный и строгий. Несмотря на экстремальные условия существования: высокогорье, вечная мерзлота, дефицит микроэлементов в почве и воде, жуткий холод (здесь даже летом случается снегопад), большинство окинцев - долгожители.
Здесь женщины красивы и ласковы, как майские ночи. Мужчины смелы и презирают любую физическую боль. Здесь с особым почтением относятся к малышам и обожают ветеранов.
Фермера Петра Сындеевича Сонопова, ежегодно продающего на рынках Иркутска по 25-30 тонн ячьего мяса, уважительно называют в народе «министром», а старосту села Алаг-Шулун, где с 70-х годов не продают алкоголь, - «губернатором».
Здесь трепетно чтут своего Большого Учителя Данзан-Хайбзун Самаева и Ахын Ехэ Шарлэя (Великого Окинского Шарлая), одного из основателей Окинского района. Шарлай Убушеевич Аюшеев слыл человеком добрейшей души, интеллигентным и деловым.
В 1922 году Великий Шарлай в одиночку пленил более двадцати вооруженных высших белогвардейских офицеров генерала Каппеля, осуществлявших прорыв в сопредельную Монголию через территорию Оки. Был представлен к высшей награде СССР - ордену Красного Знамени, награжден именным оружием СНК Советской Республики.
Сейчас внук Великого Шарлая Зоригто Саханов - известный бизнесмен, меценат и промоутер, продвигает российских спортсменов в Японии. Так благодаря Зоригто Саханову прославились на весь мир Анатолий Михаханов, Сослан и Батраз Борадзовы, а также Александр Бахтин, трехкратный чемпион Японии по профессиональному боксу.
Час свиданья предназначен
Вообще для любого окинца нет понятия «не смогу». Если он сказал «да», он это сделает всенепременно. У каждого окинца есть ружье, потому что окинец без ружья не окинец. Волки и медведи бродят по соседству, впрочем, как и снежный барс.
Как-то дедушка Гончик Мархаевич Базаров из Балакты в 70 лет умудрился завалить матёрого медведя. Видно, как-то пересеклись пути-дорожки этих двух таежных обитателей. И разойтись по-хорошему им было не суждено...
Особая фишка Оки - здесь вообще не пьют суррогатный алкоголь. Хорошую водку - пожалуйста, но в разумных пределах (!). А вот самопал - ни-ни. Поговаривают, что кто-то из местных попытался было заняться бутлегерством, а горцы-окинцы не долго думая взяли и отрубили ему пальцы на руках. Дескать, чтоб другим неповадно было. На этом эпопея по внедрению самопала на территорию Оки закончилась.
В горах - особый психологический климат. Горы давят, особенно на приезжих. Не все выдерживают. Даже пешком убегают, лишь бы умчаться от гор. Многие уходят в депрессию, ну и выпивают, конечно. Но шарахаться пьяным по Оке не принято - позора не оберешься.
По Оке яки бродят, как коровы в Индии. Мужскому племени ячье мясо - находка из находок. Съел - и с потенцией порядок. Жена довольна - что еще в жизни надо?
Кстати, насчет окинских жен. Кто-то утверждает, что они весьма ревнивы. Шаг влево, шаг вправо - не обойтись без скандала. Здесь женщины любят один раз и на всю жизнь. Никогда не отпустят. Живет сейчас в районном центре уроженец Тунки - зятек окинский. Еще в пору молодости этот зятек, народив с женой-окинкой трех детей, в одно прекрасное утро заявил: «Любовь прошла. Надоело все, в том числе и горы. Все! Баста! Возвращаюсь в Тунку!». Накидал в чемодан вещички и рванул на автобус. Переполненный автобус отъехал за 40 километров и заглох намертво. Толпа отъезжающих добралась обратно пешком и бегом к самолету. Тогда самолеты часто летали в Оку. В общем, тот зятек и в самолет запрыгнул - настолько сильно было его желание умчаться из Оки. Секунда делов, взлетел самолет, зятек обрадованно глазел на Оку с надежно застрявшей здесь брошенной женой. Рано радовался. Пролетев 50 километров, самолет сломался и почти плашмя упал в тайге. Слава богу, все остались живы. Потрясенный зятек со слезами на глазах притащился к жене: «Все! Никогда отсюда не уеду! Тебя бросить невозможно!». С тех пор эта знаменитая на всю Оку пара живет душа в душу.
PS. Пора уезжать. Грусть падает в сердце. До свиданья, Ока! В звонкой близи от звезд, под урчанье авто снятся мне снежные барсы со взглядом орла...
источник: burunen.ru
Комментарии