В мае 2012 г. пионерской организации России исполняется 90 лет. Свои воспоминания о пионерской организации Нижнеторейской школы оставила нашей библиотеке - Москвитина ( Мендикова) Любовь Михайловна, которая много лет возглавляла эту организацию
Воспоминания о пионерской организации остались в памяти каждого из нас. Имена героев зарождали в душах ребят стремление быть похожими на них, вызывали чувство гордости. Свои пионерские годы 50-60-ые годы вспоминаются не яркими мероприятиями, а чувством не опозорить имя героя, исполнять торжественное обещание, не подводить своих друзей. Наши сатиновые галстуки были нам дороже, появившихся позже шёлковых и капроновых, которые можно было купить в магазине когда угодно.
От моих пионерских лет осталась фотография 4 «Б» класса, на крылечке старой ( сгоревшей школы) с нашей учительницей Марией Ивановной. Все мы в галстуках и довольные своей жизнью. Мы собирали в поле колоски, убирали школьную территорию, ходили к пожилым, помогали им по хозяйству, собирали металлолом, вторсырьё ( кости, тряпки, бумагу, резину) и даже нам давали на доращивание цыплят.
Не знаю, кто это придумал и был ли толк от этого дела, но для нас это был труд. Работали на пришкольном участке, пилили и кололи дрова для отопления школы, ходили в походы, участвовали в сборах, спортивных соревнованиях. Мои пионерские одноклассники: Самат Кадыров, Зайцев Илья, Будунова Валя, Лесничая Тамара, Гемогеева Вера, Давыдова Вера, Грыдина Галя.
Старшей пионервожатой ( я не могу вспомнить фамилию, но вижу её перед собой), по – моему Элей Куклиной, мы подчинялись больше чем родителям. Ведь в то время учителя были приезжие, они приехали с разных районов России и привезли с собой другую культуру, манеру вести себя, красиво одеваться.
Основой воспитания был труд, соблюдение торжественного обещания, пример героя, гордость быть ленинцем, тимуровцем. Закончив школу в 1964 году ( 11 классов), я пришла сама работать старшей пионервожатой в нашу школу. Было страшно, как же идти в учительский коллектив, общаться с учителями, поэтому больше старались быть с ребятишками. Работа вся была расписана: 1 сентября – подготовка к празднику Красной Звёздочки ( приём в октябрята). 7 ноября – подготовка к сбору, посвящённому 7 ноября.
Пионерские сборы – темы были самые разные, но в основном - патриотические, познавательные, по предметам, обязательно – Ленинские сборы. Фактически раньше школа занималась воспитанием детей, почти по всем направлениям. Родители внушали нам уважение к знаниям, учителям, взрослым. Каждый классный руководитель старался сделать свой класс лучшим. Организовывали помощь в учёбе друг другу, стремились воспитать чувство уважения к труду родителей. Пионерские отряды носили имена пионеров – героев, космонавтов, героев войны. Встречи с ветеранами войны, труда были обязательными.
Вступление в комсомол – это изучение истории ВЛКСМ, Ленинские уроки, комсомольцы – герои, рапорты съездам. Наша дружина носила имя Павлика Морозова ( в каком году дружина получила это имя я не знаю), но портрет Павлика был всегда перед глазами. О нём читали книги, рассказывали стихи, писали сочинения, рисовали подвиг( кто уж как мог). Лучшие пионерские отряды фотографировались у памятника воинам – землякам. В своё время имя П.Морозова, его поступок были негативно искажены в средствах печати и было невозможно доказать детям почему герой перестал быть героем. ( Если сравнить с современной жизнью, сколько бывших партийных работников стали олигархами, предав все идеи КПСС и продав страну ради своего обогащения).Вот это было трудно, когда дети перестали верить в идейность подвига героя и это закрепилось у наших детей и внуков.
О детях остаётся всегда хорошее воспоминание. Они были ответственные, исполнительные, задорные. Сейчас хочется сказать: « А, помнишь?». 19 мая – День Пионерии. Этот праздник завершал учебный год, Подводились итоги соревнований. Маршировки с речёвкой, песней, рапортом, пионерский костёр ( или кино в клубе). У каждого отряда своя форма. Наши учителя, классные руководители всегда давали детям чувство стремления к победе, которая будет, если весь год пионерский отряд стремился к ней в учёбе, труде, спорте. Много работы было по воспитанию лидеров – школьников. При мне председателями совета дружины были – Хлебникова Надя ( в н.вр.- учитель. Село Петропавловка), Зайцева ( Южикова) Лена ( в н.вр. – учитель с. Петропавловки), Виктор Ахминеев, Егорова ( Пахомова) Люда – ( в н.вр.- учитель г. Улан –Удэ).
А , пионерские слёты, тур.слёты, « Зарница», «Орлёнок»Первым помощником был – Саргаев Валерий Аюшеевич. Наша школа всегда занимала призовое место. Работала пионервожатой и Быкова Галина Степановна. Это человек с неистощимой энергией. Лучше её никто не мог организовать сбор дружины или праздник. Столько выдумки, мастерства, умения работать с детьми, так, чтобы они тоже заражались идеей, учились быстро и задорно выполнять поручения, не было ни у кого. У неё я многому научилась.
А классные руководители, учителя начальных классов, которые вместе с ребятами переживали годы октябрят и пионеров по – новому. Прокушева Тамара Ивановна, Семёнова Надежда Григорьевна, Саргаева Любовь Гомбоевна, Иванова Ольга Тимофеевна, Григорьева Любовь Леонидовна, Трофимова Надежда Николаевна, Иванова Антонида Дмитриевна, Логинова Нина Петровна, Васильева Дарья Гармаевна, Жарынин Пётр Иванович, Саргаев Ким Аюшеевич, Матвеева Нина Васильевна, Сергеева Наталья Павловна, Чупошева Лидия Николаевна и многие другие учителя, которым хочется поклониться.
Наши учителя всегда поддерживали в работе пионервожатых, даже лучше организховывали ребят в пионерской и комсомольской работе. И нынешние учителя – Мельникова Галина Федотовна, Тугаринова Софья Рахимовна, Грыдина Татьяна Ивановна, Абашеева Татьяна Батожаповна, Москвитина Екатерина Дмитриевна – это тоже энтузиасты в работе с детьми, организаторы.
Комментарии