Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Проекты

У НАС В ГОСТЯХ: митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Высокопреосвященнейший Савватий

У НАС В ГОСТЯХ: митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Высокопреосвященнейший Савватий

Ваше Высокопреосвященство! В мае прошлого года была создана Бурятская митрополия, а Вы возведены в сан Митрополита. Просить о создании Митрополии с Вами ездил даже Глава нашей республики В.В. Наговицын. Какие возможности это открыло для Бурятии? Удалось ли ощутить результаты?

Создание Митрополии – важный и значимый шаг в развитии и укреплении православия в республике. Результаты, безусловно, есть и еще будут. Но, пожалуй, самым важным аргументом в пользу создания Митрополии, была необходимость создания отдельной Епархии в северной части нашей Бурятии. Большая удаленность от столицы, огромные расстояния стали одним из факторов того, что влияние официальной Церкви в этих краях ослабло, и там начали, как грибы, плодиться различные секты. В одном только Северо-Байкальске их насчитывается 17 штук. Людям нужна вера. Но, к сожалению, они не всегда разборчивы в том, из какого источника ее нужно брать. 

Пока не было Митрополии, всеми северными приходами приходилось заниматься мне лично.

Поездки на Север Бурятии занимали очень много времени. А хотелось, чтобы все наши прихожане чувствовали внимание и заботу Владыки.

После создания Митрополии у нас стало две Епархии – Улан-Удэнская Епархия и Северобайкальская и Сосново-Озерская Епархия. Последнюю возглавляет Архиерей Николай. Теперь он, как Владыка, вправе решать многие вопросы развития и укрепления православия.  

Для нас это большая поддержка. Мы видим, насколько заждались внимания Владыки наши ближние приходы. Поэтому весь прошлый год я посвятил работе с Кяхтинскими, Селенгинскими, Заиграевскими, Мухоршибирскими, Тункинскими приходами.

Кажется, что они близко. А ведь далеко не каждый наш сельский прихожанин может позволить себе съездить сюда, в Улан-Удэ. В Заиграевском районе я встретил человека, который уже 15 лет не был в столице. А ведь он живет всего в 70 км от города. И он, конечно, не одинок.

Достопочтимый Владыка, Какова СЕГОДНЯ роль Церкви в возрождении села? Можем мы привести примеры?

Сельский житель всегда считался оплотом духовной жизни. Здесь, как нигде, поддерживаются вековые традиции. Здесь Церковь выступает основой и духовной, и социальной жизни. Без веры нет человека. Без человека нет села.

В прошлом нашем интервью я уже приводил в пример село Батурино. И сейчас снова о нем скажу. Батурино было, наверное, самым пьяным селом в Бурятии. А сейчас его жители ожили, у них появился свет надежды, свет веры. Они помогают монастырю, монастырь помогает им. И радостно смотреть, как люди оживают, как крепнут их дома.

И ведь не только Батурино оживает, а весь это куст – Зырянск, Ангир, Нестерово, Гурулево.

Главы поселений, школы активно сотрудничают с монастырем. Устраивают праздники, привозят детей на экскурсии, на мероприятия. Вслед за детьми подтягиваются взрослые. Радость приходит.

Другой пример – Турунтаево, районный центр. 29 августа мы отмечаем там престольный праздник Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя. А ведь раньше престольный праздник был днем села. И отмечался всеми жителями. Сегодня вместе с администрацией Турунтаева мы возрождаем эту традицию. Поэтому и сам поселок преображается, наряжается, старается облагородить территорию вокруг храма, да и в поселке в целом.

Тунка. Долгое время всеми приходами тункинской долины занимался один единственный священник – отец Леонид Никифоров. Старенький, больной. Живет он в Иркутстке. И оттуда ему приходилось регулярно ездить на своем старом автомобиле, пока тот совсем не развалился. А сейчас мы направили туда нового священника Александра Иванова. Это человек с высшим образованием, работал, в свое время, на железной дороге, потом на ЛВРЗ. Был нашим постоянным прихожанином в течение долгих лет. После нескольких лет подготовки он принял сан и теперь направлен служить в село Кырен. Направили мы служить в село Тунка и священника Алексея Медведева. Теперь прихожанам станет намного легче и доступнее обращаться к нам за помощью, за содействием.

Трезвость, воздержание, смирение … насколько эти ценности приживаемы сегодня в сельской среде, брошенной на произвол выживания? Чем Церковь может поддержать людей, которые вынуждены один на один преодолевать все тяготы безработицы, безденежья? 

Сельская жизнь очень нелегкая. Много физической работы на открытом воздухе, и в дождь, и в снег. Каждый день надо рано вставать, поздно ложиться. И не бывает ни отпусков, ни отгулов. Люди рано изнашиваются, старятся. И в этом нелегком труде им, как никому, нужно утешение, духовная поддержка. А Церковь должна быть с народом. Поэтому наша сегодняшняя задача – оживить наши приходы. Не везде еще есть священники.

Но и найти священника, воспитать его – дело нелегкое. Священник – это духовный врач. И, так же как и врач, он призван спасать, излечивать раны. Но, так же, как и у врача, у него могут случаться ошибки. И цена этой ошибки – душа человека. Поэтому к подготовке, воспитанию священников мы относимся с особым трепетом.

Сегодня у нас в Хабаровской духовной семинарии проходят обучение 18 человек. Мы надеемся, что с их возвращением, наша Митрополия пополнится сельскими священниками, коих так не хватает нашим прихожанам.

Так же дано указание действующим священникам присматриваться к тем, кто постоянно посещает церковь, службы, ведет христианский образ жизни. Среди них мы тоже присматриваем себе кандидатуры на пост будущих священников.

Уже в этом году после Пасхи прибудет новый священник в Новоселенгинск. Сейчас он заканчивает практику.  Есть кандидат, который отправится в Петропавловку и будет служить на весь куст Желтура, Боций, Джида.

Насколько увеличивается паства православной Церкви в Бурятии, по Вашим наблюдениям?

Церковь ведет учет не по количеству прихожан, а по количеству причащающихся. Ведь, чтобы причаститься, нужно соблюдать все посты, ходить на службы. То есть причащающийся человек – это человек, который полностью соблюдает все православные традиции.

Я прибыл служить в Бурятию в 2009-м году. В первую неделю Великого поста, когда каждый православный стремится совершить обряд святого причастия, в Одигидриевском Соборе города Улан-Удэ причастилось 92 человека. Спустя шесть лет, в 2015м году – уже 292 человека.  А в текущем 2016м году уже 375 человек. В 2010м году в Баргузине на престольный праздник причастилось человек 20, не больше. А в 2015м году – почти 200 человек.  Это наблюдается везде, где постоянно идут службы. То есть число верующих, пришедших в Церковь, увеличивается местами в разы.  

Думаю, всех православных Бурятии волнует вопрос строительства кафедрального собора. Оно идет полным ходом. Что планируется сделать в этом году? Какие еще изменения ждут православную Бурятию в текущем году?

Собор строится. Мы поднялись уже на 18 метров.

Строительство ведется исключительно на пожертвования прихожан. Поэтому вместе с жителями Бурятии мы ощущаем на себе последствия экономического кризиса и дефицит средств на строительство. 

Большое спасибо нашим строителям, которые все это понимают, и готовы ждать. Для них строительство Кафедрального собора – это еще и уникальный опыт. Ведь таких объектов в Бурятии еще не строили. Как только собираем деньги на очередной этап, строительство возобновляется.

Конечно, мы все ждем, когда сможем лицезреть Собор во всей его красе. Он будет очень красивый, вместительный. Вместимость Собора рассчитана на две тысячи человек. Одигитриевский Собор, к примеру,может вместить только 500 человек. Поэтому на большие праздники многие прихожане уже не могут попасть на службу, вынуждены стоять на улице.

Несмотря на свои размеры, визуально Собор будет легким и воздушным. Безусловно, он украсит наш город.

Отдельная мечта – заказать для Собора особенные колокола. Ведь колокола – это голос Собора. Хочется, чтобы он был максимально красивым и величественным. 

В Кафедральном Соборе мы предусмотрели и детскую комнату, чтобы мамочкам с малышами удобно было посещать службы, будет там и конференц-зал, и хорошее помещение для библиотеки.

Церковь это же не только службы. Это и большое хозяйство. При церквях, монастырях всегда были мастерские, хранились и передавались особые профессии. Да и простому сельскому труду служители церкви не были чужды. Что такого особенного есть при наших церквях?

Разного вида ремесла развиваются и существуют при монастырях. Там нужны и кузнецы, и столяры, и хлебопекари. И сегодня у наших монастырей большая потребность в таких мастерах.

При Епархии работает уникальная в воем роде швейная мастерская «Параскева». Она занимается пошивом церковных облачений и монашеского одеяния.

Но в целом Церковь старается быть очень осторожной со всем, что касается торговли. Все-таки Церковь – это служение и помощь. Поэтому наши монастыри, когда пекут хлеб, то просто раздают его людям. У нас при Одигидриевском соборе тоже стали выпекать хлеб, булочки постные. Они тоже раздаются бесплатно. Желающие могут, конечно, пожертвовать что-то на нужды Храма, но это уже совсем другое дело. 

Вы много ездите по Бурятии. Какая поездка запомнилась больше всего?

Я уже говорил, что Бурятия настолько многогранна и красива, что мне трудно выделить что-то особенное. Но в Бурятии я полюбил рыбалку и грибную охоту. Грибы собирал за Иволгой, в Заиграевском районе. В прошлом году целый багажник набрал, все раздал прихожанам.

Рыбалка – это озеро Гусиное, это Байкал, это с удочкой по верховьям рек. В Энхалуке есть замечательное место – под скалой большая яма, там всегда омуль стоит. Поймаешь несколько штук и вот она - радость рыбака.

Достопочтимый Владыка, у нас уже сложилась традиция задавать нашим дорогим гостям несколько личных вопросов.

Ваша жизнь как-то была связана с селом?

Конечно, все мои детские воспоминания связаны с селом, с поездками на каникулы к бабушке. Обожал спать на веранде, где запах веников сушеных и капли дождя барабанят по крыше. С раннего детства были свои обязанности. Малышней подпасынками помогали стадо пасти. Самый экстрим был, когда пауты нападали на стадо. Коровы просто с ума сходили, и нам приходилось много усилий приложить, чтобы собрать их в стадо снова. После 10-ти лет мне уже доверили работу в колхозе. Дали коня Орлика с телегой. Моя задача была развозить пустые бидоны, привозить еду на поле, забирать с поля горох. Гордость тогда меня переполняла. С заправским видом я ехал на обед к бабушке. Вставал в четыре утра. Спать уже не хотелось. Хотелось скорее на работу. Первую копеечку свою там заработал. 

Дело, которое вы еще хотите обязательно завершить?

С первого дня своего приезда в Бурятию я настроился на то, что приехал сюда на всю жизнь. Мое искреннее желание – закончить работу по окормлению жителей Бурятии. Закончить – значит делать ее до последнего вздоха. А там как Бог даст. Конечно, в списке моих текущих дел числится и строительство Собора, и строительство православной гимназии.  И много других планов. Но это уже вторично.

Чему бы вы еще хотели научиться?

Научиться… настоящей христианской Любви. Терпению. Это большой труд. Учиться этому приходится в течение всей жизни. Но это и прекрасно. Если человек учится, то он живет. А если перестал – начинает стареть. В любом возрасте.

Кого вы бы назвали своим учителем, наставником?

У нас в Чебоксарах был такой Архиепископ Вениамин Навицкий. В 1973 году он прибыл к нам из Иркутска. А еще в 1972м году служил службу здесь, в Улан-Удэ. Для меня, тогда еще мальчишки, он сразу стал примером. Удивительный был человек. Пережил гонения, ссылки, весь больной. Но такая духовная сила была в нем …

Его приемник митрополит Варнава. Ему в этом году исполнится 85 лет, тоже многое переживший, он и по сей день служит мне примером. Мой отец, которому 82 года, и который 50 лет был священником.

Покойный Патриарх Алексий. Он меня рукополагал в Архиереи. Удивительный был человек, многому у него можно поучиться. Нынешний Патриарх Кирилл, несмотря на всю критику, делает большое дело, печется о здоровом обществе, постоянно напоминает нам о нравственных ориентирах.

Какие исторические личности вызывают у Вас восхищение?

Адмирал Ушаков, его приравняли к лику святых. Он стал воином Федором.  Александр Суворов. Александр Невский. Император Александр III. Это были великие люди. Считаю, что большим примером должен быть Чингисхан. Несмотря на то, что в современной истории его оболгали, считаю его мудрым правителем. Он не был жестоким сам по себе. Жестокими было время и нравы, которые тогда царили. А он для своего народа сделал немыслимое – положил конец междоусобицам, поднял национальное самосознание.

Я думаю, что сегодняшней Бурятии этого очень не хватает. Сморю на опыт других национальных регионов. Наша Чувашия, Татарстан. Там коренные жители гордятся своей национальностью, знают свой язык. Вывески везде и всюду на русском и национальном языках. Порой еще и на английском пишут. Думаю, что через некоторое время эти тенденции проявятся и в Бурятии. И это будет очень правильно.

Ваше главное качество?

Я очень вспыльчив, но отходчив. Поэтому всю жизнь борюсь с этим своим качеством.

Ваши пожелания порталу «Родное село»

Я желаю, чтобы портал продолжить путь по избранному пути. Сегодня не так много средств массовой информации, которые придерживаются концепции гуманизма и позитивизма. Это непросто. Я благословляю вас на этот ратный труд. Желаю всем читателям доброго здоровья, терпения и большой Любви.

 

 

Автор: Модератор
Просмотров: 5223

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -