Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Проекты

Бурятская свадьба

Бурятская свадьба

Свадьба у бурят состояла из множества бытовых и ритуальных церемоний. 

Брак у бурят в прошлом строго регулировался экзогамными запретами (запрет на брачные отношения между кровными родственниками), родственники по отцовской линии (халуун), запрещалось до 7-го 9-го поколения. Нарушение экзогамии рассматривалось как недопустимое попрание обычая, позор и преступление.

Брак же с родственниками по материнской линии (хари) считали вполне нормальным. Заключение браков у бурят в конце ХIХ – ХХ вв. - это браки по сватовству, две семьи, предварительно договорившись, вступали в родственные отношения.

Сюда относились такие формы, как брак путем уплаты калыма, брак обменом невестами (андаляата), а также тайные браки или браки путем похищения (умыкание невесты). Все обряды свадебного церемониала можно подразделить на предсвадебные обряды, совершавшиеся непосредственно перед свадьбой, и обряды собственно свадьбы:

1) Предсвадебные обряды – сговор или справка (hуралта), сватовство (худа оролсохо), установление срока свадьбы (болзор абаха). 2) Обряд собственно свадьбы. 3) Послесвадебные обряды: обряд «уhээ заhаха», или «боолто боохо» (замена девичьей прически на женскую), обряд «бэрын шадал узэхэ» (проверка хозяйственных способностей невестки).

Сговор (hуралта) - является началом сватовства, соглашения между родителями обоих сторон вступить в родственные отношения. Случалось, что сговор происходил непосредственно между отцами жениха и невесты. Далее следовало сватовство (худа оролсохо, хадаг табилга). Обычно для сватовства приезжали отец жениха с одним или несколькими родственниками.

Сватами в основном были мужчины, но иногда участвовала и женщина со стороны жениха. Вообще у бурят брачный договор, закрепленный обменом кушаками или хадаг, рассматривался как нерушимый юридический акт. Если после сватовства брак расстраивался, то виновная сторона должна была платить штраф в размере «одной или двух голов рогатого скота», смотря по обстоятельствам.

После устанавливался срок свадьбы (болзор абаха, удэр гаргаха). Обычно свадьбу справлялись летом или осенью это было связанно с хозяйственным календарем кочевников. День свадьбы назначался в период новолуния (hарын шэнэдэ) или полнолуния, что было связанно с поверьем: начало семейной жизни в самую зрелую пору луны должно было символизировать в дальнейшем полную жизнь молодым супругам.

Таким образом, у бурят, исповедовавших шаманство, день свадьбы устанавливался по обоюдному согласию сторон, так как шаман не играл особой роли при женитьбе, кроме совершения обряда задабривания духов за благополучие молодой семьи. Буряты, исповедовавшие ламаизм день свадьбы уточняли у ламы (удэр гаргаха).

К собственно свадебным относятся цикл обрядов «hаал хургэхэ» проводы невесты; обряд «умыкания» невесты.

Обряд «Умыкание» невесты. Тайные браки заключались путем похищения невесты, существовало мнимое похищение или брак «убегом», и насильственный увоз невесты без ее согласия.

В последние десятилетия ХIХв. браки «убегом» становятся довольно распространенным явлением в быту бурят. Нередко тайные браки путем мнимого похищения диктовались тем, что молодой человек лишен возможности, уплатить калым. Там увоз девушки нередко совершался не только с ее согласия, но помощью ее родителей или узкого круга родственников.

Ц. С. Сампилов Свадьба хоринских бурят. 1943 год.

После этого следовал обряд «тухэреэн», которого заключался в угощении рода невесты родом жениха. На открытом месте, где разжигался костер. К этому месту выносились в деревянных корзинах мясо, привезенное стороной жениха, тарасун (молочная водка). После того как гости усаживались, один из местных стариков совершал жертвоприношение тарасуном и мясом божествам-покровителям этой местности. Совершая обряд поклонения онгонам рода невесты, жених просил божества принять его под свое покровительство, признать членом рода невесты и содействовать благополучию и счастью с молодой женой.

Ц. С. Сампилов Свадьба хоринских бурят. 1943 год.

Так же бытовал обряд «хунжэлэй найр». Одеяло было самым важным атрибутом в приданом невесты. В этой части свадебных обрядов участвовали обе стороны, со стороны жениха требовалось готовые выделанные овечьи шкуры, сторона невесты кроила и шила одеяло. Когда одеяло было готово, его вывешивали на заборе для всеобщего обозрения и оценки. Девичник или проводы невесты «басаганай наадан».

Первоначально гостей приглашали в родительский дом невесты, где специально забивали барана или корову, а после этого невеста с гостями приглашалась поочередно к родственникам и соседям. Все эти приглашения продолжались несколько дней, и сопровождалось не только угощением невесты и всех гостей, но и веселым празднеством (нааданом) с песнями и плясками и состязаниями в борьбе и скачке.

Цикл главных обрядов свадьбы – обряды поклонения невесты божествам (бурханам и онгонам) семьи жениха, их родовому очагу, старейшинам рода, старшим родственникам жениха (бэриин мургэл), церемонии приглашения невесты в дом ближайших родственников жениха (бэри оруулха); обряд освящения новой юрты – разжигание нового очага в юрте молодых (шэнэ гал гуламта носоохо). «Бэриин мургэл» - обряд поклонения невесты. Это поклонение невесты духам-покровителям, божествам (бурханам) семьи жениха, поклонение старейшинам, матери и отцу жениха, а также их родовому очагу. Эти обряды были обязательны у всех бурят. Основная суть этих поклонений может быть рассмотрена как принятие или приобщение невесты к роду жениха как будущего члена посредством умилостивления родовых божеств, духов-покровителей семьи, покровителей домашнего очага.  Большое значение имело обряд поклонения домашнему очагу – галда тоhо адхаха (поднесение масла огню). Невесте подавалось в чаше растопленное масло. Поклонившись очагу и обведя чашей над очагом три раза, она лила масло на огонь. По бытующей примете, если огонь ярко вспыхнув, поднимался до дымохода – это предвещало счастливую семейную жизнь.

Ц. С. Сампилов Свадьба хоринских бурят. 1943 год.

Церемония приглашения невесты, (бэри оруулха), после обряда мургэла следовало приобщение невесты к роду жениха. После свадебного пиршества невесту с гостями приглашали в доме родителей жениха. Эти приглашения назывались «бэри оруулха» - прием невесты. Ее сопровождали посаженная мать и подружки, жених на эти приглашения не ходил. Эти приглашения невесты родственниками жениха рассматривались как дальнейшие церемонии приобщении невесты к роду жениха: подношением подарков (ткани, платки) она как бы выражала свое уважение к родственникам жениха, а подношением хозяину очага в домах его родных она умилостивляла хозяина родового очага, родовых божеств. Обряд освящения новой юрты. Главным моментом этой церемонии было разжигание нового очага – «шэнэ гал гуламта носоохо» – причем обязательно только от огня очага предков. Для этого огонь приносили из отцовской юрты и разжигали в новой юрте молодоженов так молодые впервые, как новая семья, поклонялись родовым божествам и духам. С этого момента невеста становилась полноправным членом улуса своего мужа, т. е принималась под покровительство его родовых предков.

Немалое значение имели и личные качества молодых, особенно невесты: ее красота, здоровье, работоспособность, умение справляться с домашним хозяйством, мастерство в шитье, вышивании и. т. д. (хурдан, хурса, бэрхэ, шадамар – быстрая, расторопная, умелая, смекалистая). Девушка, обладающая этими качествами, независимо от ее социального происхождения ценилась высоко. То же самое относилось и к жениху. Высоким мерилом оценки мужчины считалось у бурят обладание девятью способностями (hайн эрэ юhэн эрдэмтэй – хороший мужчина имеет 9 способностей). Умением бороться, знание кузнечного дела, умением мастерить, знать какое-либо ремесло, охотиться, плести кнут и треножник для лошади, натягивать тетиву лука, быть хорошим наездником, в состязаниях силы и ловкости. Жених, обладавший даже не девятью, но большинством из этих качеств, пользовался почетом. Личные качества невесты и жениха играли немаловажную роль, иной раз состоятельные люди брали невестку или зятя с хорошими качествами и из бедной семьи.

Наряжать и причесывать невесту у предбайкальских бурят предназначались родственницам со стороны жениха, причем эту роль могли выполнять только женщины счастливые в семейной жизни. Волосы невесты расчесывались гребнем матери жениха и заплетались мелкими косичками, которые назывались – hабига, с права заплетали 9 косичек, а с лева 8. В традиционных представлениях бурят солнце и луна почитались как супруги, солнце (женское начало), а луна – (мужское начало).

Завершением свадебной церемонии у большинства родов бурят был обряд бэриин шадал узэхэ (проверка способностей невесты). Это своего рода экзамен проверки хозяйственных навыков невесты. Для этого в юрте свекра собирались ближайшие родственники жениха и рассаживались по обычаю – мужской и женской половине. Невеста в свадебном наряде должна была в их присутствии продемонстрировать свое умение быстро установить аппарат для перегонки тарасуна и приготовить его.

Для этого разжигался огонь, ставился котел, на котором устанавливался аппарат. Мастерство хорошей хозяйки заключалось в умении при большом пламени огня обмазать край котла на стыке с аппаратом, не опалив меховой манжет и отделку костюма, затем быстро и качественно приготовить тарасун. Если новобрачной удавалось с честью выдержать этот экзамен, то она заслуживала высшей похвалы не только она сама, это была хвала и ее роду

 

Источник: www.toonto.ru

 

Автор: Модератор
Просмотров: 14623

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -