Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Республика БурятияБаргузинский районБаунтовский районБичурский районДжидинский районЕравнинский районЗаиграевский районЗакаменский районИволгинский районКабанский районКижингинский районКурумканский районКяхтинский районМуйский районМухоршибирский районОкинский районПрибайкальский районСеверобайкальский районСеленгинский районТарбагатайский районТункинский районУлан-УдэХоринский район

Лучшая критика - письма читателей

7 июня 2018
Лучшая критика - письма читателей

Выпускница Московского гуманитарного университета имени М.Шолохова, филолог Ксения Зимина , внучка Андрея Румянцева, давно знакомая с Валентином Григорьевичем Распутиным, подготовила в 2011 году беседу с ним и опубликовала ее в Иркутском журнале «Сибирь». Последняя повесть, о которой упоминается в беседе,- произведение уже давнишнее, но сама тема разговора не устареет никогда. И может быть распутинское слово будет интересно для читателей. Публикую эту беседу.

             «ЛУЧШАЯ КРИТИКА – ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ…»

                    Беседа Ксении Зиминой с Валентином Распутиным

Посмотришь вокруг и поневоле задашься вопросом: «Куда идешь ты, Россия?» Чиновники говорят о развитии, но имеют в виду только развитие экономическое, инновационное. А культура и нравственность? Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы почувствовать явное духовное обнищание общества, «обесчеловечивание» жизни. Разгул преступности, чудовищная коррупция – подтверждение этого. И происходит такое, конечно, не без помощи «земных богов во сонме их».

Нам постоянно советуют быть похожими на заграницу: равняться на ее «уровень демократии», на ее «стандарты потребления». Находятся люди, которые готовы исполнять эти советы: зарабатывать, копить, вкладывать деньги в прибыльное дело… Тут не до моральных ценностей, уж тем более не до России. Именно об этом важно было для меня поговорить с Валентином Григорьевичем Распутиным.

Он оказался довольно пессимистичен в оценке нашего настоящего. Но поразила меня на этом фоне его любовь к России и забота о ней, о русском человеке. Так заботятся о родной матери, о ребенке. Что нужно им сейчас для душевного здоровья, для счастья?

Такие писатели, как Валентин Распутин, неустанно поддерживают читателя, отыскивая для него духовные опоры, нравственные скрепы. Они напоминают о подлинных ценностях нашей жизни. И моему поколению стоит прислушаться к ним…

К.З. Валентин Григорьевич, после публикации Вашей последней повести «Дочь Ивана, мать Ивана» в печати возникло много споров. Вы читали критику?

В.Р. Всю, конечно, не читал. Но то, что много возникло споров,  знаю. Для меня самая лучшая критика – это письма читателей. Я получил много писем.

К.З. От литературоведов или от читателей?

В.Р. В основном, от читателей.

К.З. Интересно, что мнения критиков разделились. Одни писали, что автор оправдывает самосуд. Другие возражали, что вся логика событий вела именно к такому поступку героини, который описан в произведении. Что вы скажете по поводу этих споров?

В.Р. Я, конечно, подозревал, что такие споры будут, подозревал, что меня ждет. Повесть писалась долго, я, то начинал ее, то бросал. А потом все-таки решил довести работу до

 конца. История-то не редкая. Кавказец изнасиловал русскую девчонку. И что же – нельзя писать об этом? А чего мы боимся? Русских людей убивают, над ними издеваются, публично мы об этом говорим. То, что наши девчонки стремятся к общению, это же естественно. А тут этим воспользовались. И сколько таких случаев! Я потом, когда  стал разговаривать с работниками прокуратуры, понял, насколько эти случаи распространены.

 Женщина, которая стала прототипом моей героини, не хотела огласки. Ей не хотелось, чтобы ее узнали. Но я ее все-таки убедил, что трагедия ее семьи может лечь в основу повести. Она согласилась. И в общем-то не в обиде.

К.З.  А как вы думаете, почему не поняли вашу позицию?  Вот филолог из Иркутска (не буду называть ее фамилию)  в своей статье пишет, что, мол, как же так? Получается, что все можно, выходи и расправляйся со своими обидчиками?

В.Р.  Все это просто. Так называемые либералы и не могли воспринять повесть по-иному. Автор, которого вы упомянули, как раз и принадлежит к ним. Если бы история, подобная той, что случилась с семьей Тамары Ивановны, произошла с ними, они подняли бы такой шум: как это можно нашего брата. Но беда пришла не к ним. Либералы – они всегда были.  На каждую мою новую вещь набрасывались либеральные критики. Может быть, только первые повести не вызывали их наскоков, а так всякий раз эти критики появляются.

К.З. В повести есть юный герой, человек, который в будущем может дать отпор криминальному миру, торгашеской жизни. Это Иван. А каким вы видите его сегодня, как он развился?

В.Р. Вы понимаете, я бы хотел видеть, что он возмужал и стал еще сильней. Но, пожалуй, со многими молодыми людьми так уже не получится.  Сильный человек у нас теперь – человек с деньгами. Много я над этим раздумывал, и писал, и с журналистом Виктором Кожемяко мы беседовали об этом.  Власть сейчас на стороне людей, обогатившихся с ее помощью. этой власти, и считает, что только они могут спасти Россию.

К.З. А вот критик А.Шорохов в своей статье пишет о том, что как раз такие Иваны спасут Россию. Автор верит, что сегодняшние Иваны воспитают в своих детях ту чистоту и силу духа, на которых твердо стоят сами.

В.Р. Дай Бог! Но я в последнее время  как-то  потерял надежду. А поначалу-то все-таки, если я дописал повесть до конца, имел надежду. И было много писем от матерей, от ребят. Оказывается, люди собирались и читали повесть каждый вечер, потому что тогда книжка вышла совсем небольшим тиражом.  И это был не единичный случай. Меня это удивило тогда. Так не было ни с повестью «Прощание с Матерой», ни с другими прежними вещами. Хотя они написаны, конечно, лучше. А читали эту, потому что в ней оказалась боль наша. Боль, с которой мы еще не справились, она остается в нас. Я иногда смотрю телевидение. Это же жуть, что происходит в нашей жизни! Как будто поставили цель погубить Россию. И действуют. Уже близко к этому мы стоим. Что значит погубить Россию? Сделать народ безвольным, покалечить его душу. Не считаться ни с нравственностью, ни с традициями, ни со здравым смыслом. Что меня больше всего удивляет и возмущает, это то, что происходит с нашей школой. Если поначалу мне казалось, что я заблуждался, думал, что придет время и все станет на свои места, то теперь я вижу, что это делается сознательно. Ввели ЕГЭ. Ректор МГУ - один из немногих, кто отказался следовать этому ЕГЭ и тем порядкам, которые насаждают. Человек действительно мужественный, у него авторитет огромный, этот авторитет помогает. Но когда он пришел к прежнему президенту и показал сочинение выпускника школы, совершенно безграмотное, то даже президент (сомневаюсь, что он был хорошим учеником) схватился за голову и воскликнул: мы поправим!  Никто ничего не поправляет. Сейчас я уже перестал удивляться. Сердце уже застыло. Раньше болело, сейчас застыло. Привыкают и преподаватели. У меня большая переписка с преподавателями. И все они против нововведений в образовании . Россия лишается своего ядра, своей стати. Осталась кучка культурных людей, но они один за другим уходят. А кто останется после них? Зато эти, уж они-то разойдутся вовсю!

К.З.  Валентин Григорьевич, могли бы вы меня, как молодого читателя, сориентировать в современной литературе. Кто сейчас продолжает классическую традицию?

В.Р. Для меня это трудный вопрос.  Знаю, что традицию эту продолжают авторы, которые собираются в Ясной Поляне. Приезжают такие писатели и к нам, в Иркутск, на праздник русской духовности и культуры «Сияние России». Но даже талантливые писатели принимают сейчас другой образ жизни -  стремятся прежде всего зарабатывать. Ведь если автор написал серьезную книгу, он мало что получит. Ну, купят часть тиража, а все остальное будет лежать в магазинах. Нет спроса. Поэтому авторы стремятся писать книги, которые найдут спрос. Пишут о том, что примет нынешняя публика.

К.З. Значит ли это, что классическая литература умирает? Вот  в ХХ веке одновременно жили Чехов, Толстой, Горький, Куприн, Бунин, потом Шолохов. А сейчас?

В,Р. Умирает. Может быть, это все еще протянется несколько десятилетий. Даже там, где классическая литература родилась гораздо позже, она умирает.

К.З. В России, может быть, это связано с тем, что страна духовно надорвалась?

В.Р. Да, надорвалась, изменила себе. В войну есть было нечего, а книги читали. Моя мать работала  на почте, а туда приходила художественная литература на продажу. И я эти книги все прочитывал, и не только я – очередь устанавливали. Особенно после войны много приходило книг. Заботились о том, чтобы люди не забывали литературу.

К.З. А не кажется вам, что нынче, в начале ХХI-го века,  существуют как бы две литературы: одна, представленная лишь несколькими именами, продолжает классическую традицию, а другая, неимоверно разросшаяся,  –  бульварная, грязная псевдолитература?

В.Р. Так оно и есть. С начала девяностых годов сознательно принижали нравственную литературу. То есть лучшую. Не издавали ее, не поддерживали ее авторов.  И сознательно распространяли ту  литературу. У меня есть одна знакомая издательница,  умная русская женщина. Она говорит:  «Доживаем. Тиражи талантливых книг все меньше, мы с этим уже смирились. Когда издашь  такую книгу,  радуешься». Но таких подвижников осталось – по пальцам перечесть.  А все остальные работают на ту литературу.

К.З. Как вы думаете, какой человек сегодня должен стать подлинным героем в литературе? Вор и убийца, которого показывают в телесериалах и в детективных книжках? Или есть подлинный герой, который остается в забвении?

В.Р. Конечно, на Руси много людей, достойных внимания писателя. Даже в Москве их немало. Но это, правда, свой круг. И в провинции тоже свой круг. А в деревню поедешь: сколько пьющих, а народ-то хороший. Нутро-то осталось. Все понимают, в какую пропасть мы падаем. 

К.З. А почему писатели не находят в народе эти золотинки и не показывают их? Почему не находится автора, который бы сейчас написал «Записки охотника»: простые герои, но любуешься ими. И сейчас живут такие русские люди, а в литературе их нет.

В.Р. Правильно. По нынешним временам это не очень «выгодная» тема. Я упоминал о молодых талантливых писателях, которым трудно живется. Если сравнить то, что  создавалось два десятка лет назад, и то, что пишут сейчас, это разительно отличается. Многие уже перешли нравственный «рубикон», и винить их трудно. Тут нужна стойкость и писательская, и житейская.

К.З. При чтении ваших повестей создается  впечатление, что  вы находите сильных,  смелых людей только среди женщин. А где же мужчины?

В.Р. Мне помогло разглядеть эту тенденцию чутье. Я поначалу думал, как все, что женщина – существо слабое. Она, конечно, не раз спасала страну. Но не ставить же ее впереди мужика. Ан нет, она уже впереди. Везде, где инициативу берет на себя  женщина, -  у нее все получается. Она знает, что делать и как делать.

К.З. И поэтому в вашей последней повести муж героини Анатолий на  втором плане?

В.Р. Он уже не мужик.

К.З. Но рядом с такой женщиной он, наверное, должен быть достоин ее? Все же когда-то он ее выбрал, и она согласилась пойти с ним по жизни.

В.Р. Это она его выбрала.

К.З. Как, на ваш взгляд,  молодой человек может сохранить сегодня нравственную чистоту? Мне кажется,  религиозность в традиционном ее понимании привить будет уже сложно, но как еще можно воспитать человека в православном духе?

В.Р. Для молодого человека это было бы не трудно, но почему-то не получается. Вот я наблюдаю, особенно в Москве:  в храме много пожилых людей, молодежи. Старики, когда они молятся, они там, здесь их нет. А молодые, они исполняют то, что нужно, но они еще не вошли туда. Может быть, когда-нибудь религия  займет в нашей жизни такое же место, как это было раньше. Есть и сейчас хорошие православные школы. Но уже в религиозном чувстве появляются «дыры»,  через которые проваливается многое из того, что требуется православному человеку. Знаю многих людей истинно верующих и все-таки неверующих.

К.З. А почему это случилось? Ведь Россия всегда была православной страной. Советская власть выдернула нас из своей шкуры?

В.Р. Нет, нет. Советская власть – дело десятое. С середины ХIХ века это началось, уже тогда православный человек был не совсем православный. Об этом писали наши классики.

К.З. Как вы считаете, почему сегодня мы потеряли чувство Родины? Ведь  патриотизм у нас сводится к каким-то примитивным вещам, вроде того, что молодежь поголовно  болеет за нашу сборную по футболу. Почему в стране появилось столько душевно и национально погибших людей, у которых нет ни Родины, ни веры?

В.Р. Потому что они были поставлены в такие условия. Мы выходили митинговать для того, чтобы предоставили работу, выдали жалование, которое не платили месяцами, вернули украденные у нас вклады. Боролись за себя, а не за Россию. Россию мы отдали на разграбление  в ельцинские времена. А после этого найти выход уже не удалось. Прежде-то люди действительно стояли  за родину. А сейчас  за хлеб. Но дело ведь не в хлебе, как оказалось. Война показала: дело-то не в хлебе! Дело в душе, в отношении к стране, к России. В войну отношение к России было удивительное. Ее спасали и спасли. А сейчас такого уже нет. Сегодня очень много людей едет за границу – кто жить и работать, кто учиться. Это меня не просто удивляет, это меня ужасает. Мы не хотим возрождать свою страну, развивать родную науку, образование.

К.З. Еще недавно патриотическое чувство было на пике. А  с чем это связано? Может быть, человек был крепко связан с землей, а сейчас он от нее оторван?

В.Р. В первую очередь, конечно, связано с этим. Последний удар по земле, который произошел в 90-ые годы, – этот удар страшный. Русская земля – можно ли было представить, что ее начнут продавать всем, в том числе иностранцам?  В этих условиях «русская земля», как и «Родина», часто произносится с издевочкой. Разве прежде это было возможно? Как мы к этому относились? Как фронтовики относились?.. И вот люди, которые собираются читать книги, не только мои, они размышляют, что происходит в России.  Они стали размышлять, но этого, конечно, мало. Действовать надо. Если ты желаешь России процветания, живи и действуй ради этого.

Просмотров: 1743

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -