В Закаменском районе одно из преданий рассказывает о горе, именуемой Yндэр Баабай, в переводе – «Высокий, высокочтимый отец», местные жители еще называли гору Ехэ Дабан, что переводится как «Большой перевал». По преданию, молодой казак вместе с беременной женой верхом на верблюде спасался от преследователей из Монголии. Недалеко от Большого перевала у жены начались предродовые схватки, и они вынуждены были укрыться в скалах. Преследователи проходили уже мимо, как вдруг заревел верблюд. По крику тут же нашли беглецов и расправились с ними на месте. Дух убитого казака превратился в хозяина этой горы, именуемой после данного события Ундэр бабай. С тех пор, говорят в народе, хозяин горы наложил строгий запрет-табу на верблюдов, они почему-то не приживаются, а также не приветствовалось появление женщин в данной местности. Они не имели права переходить через этот перевал, а обходили его дальней северной стороной через так называемый Женский перевал — Эмгэдэй дабаан.
Долгие годы улекчинцы свято соблюдали табу, и только после войны жители улуса Улекчин всем миром пригласили ламу высшего ранга и совершили большой молебен. Уговорили Ундэр Бабай, чтобы разрешил беспрепятственно проходить, проезжать через перевал всем мужчинам и женщинам.
Когда изредка Ундэр Бабай показывается людям, он предстает в облике высокого русского мужчины в казачьей форме верхом на вороном коне в сопровождении жены-монголки. Он, считается, покровительствует служивым людям. В годы Великой Отечественной войны ушли на защиту родины 135 улекчинцев, из которых не вернулись домой 65 человек. Погибших могло быть больше, если бы воины мысленно не обращались к Ундэр Бабаю.
Фронтовики рассказывали, что в самые опасные моменты боя вдруг перед ними возникал образ казака на вороном коне, указывающего на безопасное место. Каждый год наши юноши перед военной службой берут с перевала камушки или горсть земли в качестве оберега.
Безусловное место, представляющее интерес для гостей - гора Ундэр Баабай. Здесь встретили женщины в бурятских национальных одеждах из известного села Улекчин, которое славится своими стрелками из лука. Из села вышли три мастера спорта международного класса и 14 мастеров спорта по стрельбе из лука. Всех их подготовил тренер Шагдар Хазагаев, по совместительству работающий преподавателем физкультуры в Улекчинской средней школе
Другая горная локация, представляющая интерес - Юхта, по бурятски Соргостын хабсагай, связана с геологическими процессами, случившимися миллионы лет назад. В тех местах было множество вулканов, доказательством чего служат разбросанные повсюду темные камни и булыжники из пемзы - пористого вулканического стекла. Поток лавы и проложил между горами узкий каньон, который позже заполнила река Джида.
С Юхты открывается перед взором величественный горный ансамбль – высоченные скалы причудливой формы. Громадные скалы, словно башни какого-то средневекового замка, поднимаются ввысь на десятки метров. Между останцами ущелья, скальные трещины, пещеры. Если пройти между скалами, то можно прийти на минеральный источник. Если подняться на уступы Юхты, то перед глазами предстанет захватывающая дух панорама долины реки Джиды, зажатой в теснине огромного каньона с живописными, причудливой формы скалами, обилием порогов, который по праву считается одним из красивейших мест Бурятии. Любоваться красотой «Гранд каньона» можно во время летнего водного путешествия на лодках. Здесь нередки встречи с копытными, а то и медведями на водопое.
Среди закаменских бурят, занимающих приграничную территорию между Монголией и Россией, есть небольшие группы малых племен, которые проживали только в Закаменской и Армакской инородных управах и не встречались в других бурятских ведомствах. Буферное положение территории Присаянья обусловило появление и оседание на этой территории в разные периоды истории этнических групп монгольского, тюркского, тунгусского происхождения. Это упоминают хойхо, салжиутов, тэртэ, тангутов. Здесь присутствовали и представители крупных племенных союзов бурят в лице булагатов (хурхут) и хонгодоров (шуранхан, саган, шуртхэ). В составе хойхо помимо хорчинов присутствуют представители племен зунгар, булбу. Закаменцы – носители богатого культурного кода, который предстоит распаковывать. Особый вид ведения традиционного хозяйствования, культурные феномены, традиции, история Джидакомбината сформировало уникальное мировоззрение закаменцев.
Обучающее мероприятие проходит в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». Организатор семинара – Гарантийный фонд Бурятии (центр «Мой бизнес») при поддержке Минпромторга Бурятии.
Комментарии