Художественный руководитель Бурятского государственного академического театра оперы и балета Владимир Рылов назвал предстоящую премьеру спектакля «Великая дружба» «экспериментом по реабилитации».
84-й театральный сезон в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета будет открыт 13 и 14 сентября с премьеры спектакля Владимира Рылова по опере Вано Мурадели «Великая дружба». По его словам, была проведена огромная работа по восстановлению материала по некогда запрещенной опере.
— Вот сейчас мы работаем над новой постановкой. Это очередной эксперимент, почему я говорю очередной? Может быть, кто-то был на рок-мюзикле «Бальжан Хатан»? Может, кто-то был на классической оперетте «Мистер Икс»? Это все эксперименты, потому что оперный театр не для этого. Но, оказывается, и в оперном театре можно ставить рок-мюзикл, и в оперном театре можно ставить классическую оперетту. А сейчас мы ставим эксперимент по реабилитации. В данном случае это уместное слово. По реабилитации одной из замечательных опер, созданных 75 лет назад, и по причинам, которые нам может быть никогда не будут известны, эта опера была запрещена. Она была репрессирована, в постановлении об опере Мурадели «Великая Дружба». В 1948 году это постановление вынес центральный комитет Всероссийской партии большевиков, было сказано, что это вредная музыка, она формалистическая, она антинародная и исполнять ее нельзя. Одним из пунктов этого постановления было уничтожить все материалы. Но мы знаем, что библиотекари — люди такие, они отрапортуют: «Да, мы все уничтожили!» Но один самый последний экземпляр, они где-нибудь да оставят. Вот пришлось провести работу по разыскиванию этих последних материалов, этих крох, — рассказывает маэстро.
Материал собирали, дописывали, восстановили. Премьера состоится, а значит музыкальный мир ждет важное историческое событие.
«Сам факт обретения этой материи, он подобен, я не знаю, розыску новгородских рукописей ХХI или ХХII веков, условно говоря. Или золота Шлимана, которое в Египте искали 150 лет назад. Это событие, которое определенным образом возвращает нам часть нашей истории. А что может быть важнее для нас, чем наша история? Это очень отличает наш народ -наш интерес к прошлому. И «Бальжан Хатан» поставили для того, чтобы напомнить о событиях, которые происходили здесь на территории Бурятии, на территории Монголии много веков назад, чтобы восстановить этих замечательных персонажей, очень разных, очень противоборствующих, но пытающихся сделать, каждый по-своему, полезное для своей земли. Вот точно так и в этой современной опере. Современной, ей 75 лет, как и мне», — отметил Владимир Рылов.
Музыкальное «золото» не просто найдено, оно будет показано широкой публике:
— Рассказывается о событиях первых лет советской власти. И там тоже любовь, и там тоже предательство, и там тоже стремление привнести в нашу жизнь что-то новое, избавиться от старого, от того, что мешает, что ненавистно. 75 лет назад эта опера была поставлена во всех оперных театрах Советского Союза. Мы сейчас чувствуем какую-то большую значимость этой работы. Но это все, казалось бы, формально и было бы формально, если бы эта музыка, эти события всерьез нас не согревали, всерьез не волновали, не колыхали наши души, сердца, сознания. Я очень надеюсь, что после нашего разговора, кому-то из вас захочется прийти 13 и 14 сентября к нам в театр и посмотреть, послушать эту замечательную оперу, — рассуждает музыкальный руководитель постановки.
Постановка создается при поддержке Министерства культуры Бурятии. Билеты в продаже на сайте uuopera.ru и в кассе театра, в том числе и по «Пушкинской карте». 12+
Владимир Рылов – художественный руководитель Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. н.а. СССР Г.Ц. Цыдынжапова:
- Лидер культуры Республики Бурятия (2023);
- Российская национальная оперной премии «Онегин» в номинации «Лучший музыкальный руководитель» (2022);
- Благодарность президента РФ «За многолетнюю плодотворную творческую деятельность» (2010);
- Народный артист Республики Бурятия (1989);
- Лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки (1984).
Комментарии