Аутентичность, этника, архаичность. Эти термины вошли в понимание не только российских, но и мировых трендов не так давно. Поворот на Азию в кинематографе, мировой индустрии моды стал более заметным лишь в последние десятилетия. Посмеем настоять, что творчество бурятского театра «Байкал» играет в этом процессе не последнюю скрипку.
Проект «От Монголов к Моголам», будучи одним из значимых в коллекции ярких работ театра, уверенно занимает свою, особую нишу в ареале паназиатской культуры. Мировой «трейдинг» в сфере культуры, безусловно, имеет в виду все значимые проекты, подающие сигналы с Востока.
Человеку несведущему слова «от монголов к моголам. вперед, в прошлое» именно в этом сочетании могут показаться бредом. Но картина мира меняется, если подобное связано с театром «Байкал», чье имя знают даже те, что страшно далеки от театра в целом. В самых разных оценках творчества коллектива - зрительских, экспертных, журналистских - непременно присутствуют восхищение плюс загадка. Полудвижения, полутона, полувзгляды - в совокупности это вызывает необъяснимое желание следовать за развитием театрального действа, а главное научиться понимать свои чувства.
От старта проекта «От Монголов к Моголам» минуло вот уже десять лет. За эти годы бурятскому, и не только, зрителю открылись новые горизонты пониманий. Поскольку задача проекта не только мультикультурализм как идея сосуществования разных культур на планете, но и еще более ценная идея для самого театра - найти общее в разном. А для этого надо потрудиться, заглянуть в толщу веков. Что они и делают.
Кто моголы? И при чем тут монголы?
Империя Великих Моголов - государство, существовавшее с первой трети XVI и до середины XVIII века на территории современных Индии, Пакистана, Бангладеш и юго-восточного Афганистана.
Бабур - основатель империи был чингизидом в пятом колене. Писал стихи и среди поэтов своей эпохи, по мнению специалистов, уступал лишь гениальному Алишеру Навои. А написанная им книга "Бабур-наме" вошла в сокровищницу мировой культуры как великолепный образец прозы и ценный исторический источник. Джевахарлал Неру в своём труде «Взгляд на всемирную историю» называл его «одним из самых культурных и обаятельных людей, какие только существовали». И это не удивительно, если в наследство от Империи моголов человечеству осталось одно из семи чудес света - Тадж Махал.
Сегодня уже становится более устойчивой версия, что мелизматика народного пения западных бурят удивительно схожа с индо-иранской техникой исполнения. Тамара Танганова, исследователь старинной бурятской песни считает, что «в исполнении певцов - булагатов часто слышится интонация опевания высокого квартового звука… что является не случайной оригинальностью, а свидетельствует о влиянии индо-иранских мотивов на песенную культуру бурят Предбайкалья. Это положение дополняет ряд свидетельств о глубинной связи культуры булагатов с культурой восточно-иранских кочевых народов, шире - с индоевропейской культурой».
И действительно, все чаще превалирует мнение о необходимости восстановить исконно народную технику исполнения песни. То, что всего лишь три десятка лет назад все еще считалось пережитком, сегодня расценивается как утраченная (почти) аутентичность бурятского этноса. То, как поют западные и восточные буряты сильно отличается, но в этом отличии и есть уникальность. Объединяющим же является ни с кем и ни с чем несравнимая в мире манера извлечения звука. Назовем это так, не будучи экспертами. И если традиция техники исполнения «уртын дуун» не прерывалась, то народные песни бурят пытаются выжить…
Все флаги в гости к нам!
Уже 12-15 апреля на бурятскую сцену вновь выйдут участники проекта «От Монголов к Моголам» продолжатели династии исполнителей северо-индийского классического стиля танца «Катхак» Piyush Chauhan и продолжатель великой династии исполнителей северо-индийского классического стиля пения «Хиндустани» Aditya Langeh, а также артистка балета ансамбля «Тумор» при Государственном академическом большом театре им. Алишера Навои Хушноза Абидинова из Узбекистана. Третий уже проект, соединяющий представителей разных, на первый взгляд, культур, как выясняется, способен пролить свет на события давно минувших столетий. Но в том и сила искусства, что способна заставить мыслить и чувствовать.
Анудж Мишра, один из соавторов проекта - из династии моголов.
На вопрос, что общего он находит в культурах танца, ответил:
- Ваша культура помогает открыть сердца людей и приумножить их любовь. И в танцах Индии то же самое. Исторически доказано, что между монголами и моголами есть связь. И мы сможем рассказать эту историю в танце. Через язык танца мы можем донести до зрителя целую жизнь, донести ее смысл и ценности. На мой взгляд, очень важно уважать культуру и традиции других народов, учиться понимать их. В нашем мире мы должны больше уважать людей вокруг себя, уважать страны, в которых мы живём, уважать традиции и беречь их.
Эксперты называют театр «Байкал» реставраторами. Поскольку быть реставраторами, которым предстоит не только найти, прочитать, прочувствовать, домыслить и превратить полученные знания, возможно, всего лишь в секундное движение тела или голоса - это работа ювелирная. Возможно потому в памяти зрителя остаются необъяснимый восторг и послевкусие, которое сложно сравнить с чем-либо земным. Изящество и мощь талантливых людей сотканы прежде всего из интеллекта, любви, и только потом природного дара. И это понимание - аксиома для тех, кто по-настоящему чувствует это мир.
PS: На днях Министерство культуры Бурятии известило руководство театра, что проекту «От Монголов к Моголам» оказана необходимая поддержка - изысканы средства на приезд артистов из Индии.
Автор: Норжима Цыбикова
Комментарии