Фестиваль народного кругового танца «Ночь Ёхора» проходит с 2008 года, собирая в свой круг до 7 тысяч участников ежегодно. Участники погружаются в необычную атмосферу, ощущая энергию бурятского танца - Ёхора, чьи корни уходят в глубину веков. На фестивале представлены и аутентичный фольклор, и его современное исполнение с участием известных фольклорных коллективов.
Сегодня, как никогда, актуальна тема развития регионов. В тренде – возрождение туристических брендов на основе идентичности и нахождения новых смыслов культуре. В этом контексте наши бурятские ёхора – это тот самый интеллектуальный капитал народа.
Театр «Байкал» за более чем 10 лет возродил несколько десятков песен, показал народу и миру красоту и глубину бурятского танца. Сейчас ехор танцуют везде. В каждом районе – свой напев, своя стилистика и хореография.
«Танцевальная культура бурят имеет богатую историю своего развития. Она сформировалась под воздействием уникального сочетания природных, религиозных и художественных факторов, что придало ей необыкновенное своеобразие, выделив из ряда других культур. Культура ёхора возникла в период родового строя в связи с празднествами по случаю удачной охоты. Этот древний обрядовый танец имеет особое сакральное значение, связанное с солярным культом, культом Солнца, так как движение танцующих по кругу слева направо совпадает с направлением движения Солнца. Рассматриваются версии происхождения ёхора и его описание как важной составляющей традиционной танцевальной культуры бурят. В процессе эволюции общества танец ёхор трансформировался, утрачивая непосредственную связь с обрядами и постепенно наполняясь новым содержанием. Уходя своими корнями в глубину веков и претерпевая на своем пути значительные перемены, ёхор до сих пор является ценным источником для изучения традиционной танцевальной культуры бурят», - пишет Анастасия Владимировна Тугай, старший преподаватель кафедры хореографии, Восточно-Сибирский государственный институт культуры. Фестиваль возрождает, сохраняет, передает и популяризирует народный танец.
Ёхор. История
Восточная Сибирь насчитывает сотни тысяч лет существования своей истории культуры. На этой территории обнаружены древнейшие памятники – петроглифы - наскальные рисунки, которые образуют целые композиции, по которым можно восстановить значение и посыл, запечатленный в изображениях.
Академик А. П. Окладников выделяет две культурные традиции среди изображений бронзового и железного веков.
В наскальном искусстве наблюдаются сюжеты, характерные только для общества охотников- собирателей тайги того времени (звери, лыжная, морская охота), а позднее возникают новые мотивы, свойственные уже кочевникам-скотоводам степей (всадники, солярные символы в виде колеса). Эти две традиции существуют параллельно с начала бронзового века до завершения нанесения наскальных рисунков в XVII в. н.э.
Среди многочисленных рисунков выделяются несколько основных сюжетов. Главное положение в наскальных рисунках занимает человек. Есть как единичные фигуры людей, выполненные линейно, так и людей, сидящих в лодках. Впервые на скалах появляются фигуры танцующих людей, взявшихся за руки. Ученые предполагают, что это и есть первый, древний круговой танец бурятских племен - «Ёхор».
Бурятский национальный круговой танец тесно связан с историей народа, имеет глубинные, коренные истоки. Обычай танцевать обрядовый круговой танец вокруг шеста, дерева, горы и коновязи бытовал у других народов Сибири, в частности у якутов, эвенков, эвенов и долган. Так, якуты танцевали круговой танец осуохай вокруг коновязи сэргэ во время весеннего кумысного праздника Ысыаха, долганы и эвенки – деревянного шеста (күрэя), символизировавшего у эвенков воду. Иногда эвенки добавляли изображение самца дикого оленя. Все это представляло собой модель мира, характерную для традиционного мировоззрения эвенков.
Символ круга являлся ключевым в традиционном мифологическом и религиозном представлениях многих народов мира. Совершенно не случайно аналогичные круговые танцы обнаруживаются далеко на западе почти у всех народов Центральной и Восточной Европы. Это русский хоровод, чешский сhorovod, польский korovod, украинский коровод, белорусский кара- год, венгерский kortaz, болгарский хоро, молдавский хорэ, македонский оро и т.п. Издревле известны и популярны круговые хороводные танцы на Ближнем Востоке, такие как азербайджанский халай, грузинский хоруми3, лилео и др.
В бурятском круговом танце действует закон временных циклов. Ёхор цикличен: при его исполнении меняются движения и покой, одномоментность и повторяемость, использование традиции. Благодаря этой цикличности, внутреннему порядку, системе, ёхор почти сохранился с бронзового века и дошел до наших дней.
Со сменой эпох меняются и стиль исполнения. Например, известно, что во время исполнения традиционного бурятского танца ёхор, женщины опускают манжеты рукавов национального костюма, которые символизируют копыта тотемной прародительницы – маралухи (самки марала), а движения по кругу символизируют солнечную природу этого животного. В мировоззрении тюрко-монгольских народов солнце выступало в женской ипостаси и теонимом Умай у них обозначалось божество – Солнце. Одной их основных функций кругового хороводного танца ёхор, занимающего важное место в обрядовой практике западных бурят, являлась функция осуществления магической связи между небом-отцом и матерью землей.
Сегодня ни один праздник в Бурятии не обходится без самого любимого, распространенного по всей этнической Бурятии кругового танца. Современный человек, уставший от пластмассы, искусственности, урбанизации ищет и всегда будет искать настоящее, истинное, корневое. Оно есть у нас. Это Ёхор. И его нам нужно развивать!
Комментарии