Авторами и инициаторами установленной "почетной пятерки" стали активные жители и члены ТОС села Туран Тункинского района.
Табан хушуун мал – пять вершинных животных были основными в кочевой культуре бурят. В круг этой почетной «пятерки» входят верблюд, лошадь, бык, овца и коза. Наши умелые предки из шкур производили кожу, ремни, хлысты, изделия для конской упряжи, теплую, удобную одежду - дохи, пиниги, рукавицы.
Из шерсти производились войлок, фетровые плащи, различные накидки, шапки. Из сухожилий – нитки, которые использовались для изготовления луков, для сшивания краев грубой одежды, а также это был лечебный материал. Из костей изготавливались украшения и игрушки. И конечно, в пищу употреблялись мясо, все внутренности, молоко животных. В знак уважения к ним ничего не выбрасывалось.
«Пятерка» мирно уживалась друг с другом, прекрасно сохраняя экологию, гумус: животные не вытаптывали траву другого животного.
Большое количество сказок, легенд, загадок песен написано про них. Каждое номадное животное несет свой смысл, иногда и тайный. Верблюд считается неприкосновенным посланником высшего божества, на коне завоевывались новые пространства, корова давала молоко, молоком матери, бабушки «брызгали» устанавливая связь с космосом. Коза символизировала легкость, крепкое здоровье, укрепляла дружбу, а овца – тепло, гармонию, плодородие.
Какое бы время не наступило, какие бы технологии человек не придумывал, ничто не сравнится с лечебным молоком пяти номадов, натуральной шерстью и другими дарами, которые дают эти животные людям.
Вся Тунка – это единый природный комплекс, это священные места, имеющие особое значение для местных жителей. Из поколения в поколение люди относятся к природе с уважением и почитанием. Посещая культовые места, где бы они ни располагались: на горных вершинах, утесах, водопадах, источниках и т.д. местные жители подносят в дар молочные продукты, пищу. Разноцветные лоскутки подносят в знак благодарности и как залог благословения на выздоровление человека, везения в пути, на охоте. Жители Тунки верят, что святые силы спасут и защитят.
Среди коренных жителей Тунки строго соблюдается запрет на осквернение территорий: нельзя здесь ломать прутья и рубить деревья, копать землю, засорять ее мусором, загрязнять близлежащий водоем. Также местные старики запрещают здесь даже громко разговаривать, смеяться, сквернословить, допускать злые мысли.
Гости Тунки говорят, что здесь особая аура, особая энергетика, здесь хорошо дышится и прочь уходят плохие думы и мысли; хочется быть чистым и свободным от дурных поступков и негативных привычек.
Комментарии