Главная причина, по которой Республика Бурятия и Забайкальский край присоединены к ДФО – вхождение этих регионов в большую программу развития Дальнего Востока.
Согласно релизу правительства Бурятии, Дальний Восток и Байкальский регион имеют общую стратегию социально-экономического развития, которой определены общие для макрорегиона цели и задачи, в том числе задача по опережающему, по сравнению со среднероссийскими темпами, развитию.
По мнению властей, включение Бурятии в состав ДФО позволит реализовать масштабные проекты и улучшить качество жизни населения, применив инструменты государственной поддержки, которые доказали свою эффективность на Дальнем Востоке.
К примеру, сегодня ВРП в расчете на душу населения в среднем по регионам ДФО в 1,8 раза выше, чем по байкальским регионам – то есть, в регионах ДФО больше производства товаров и услуг, подушевые инвестиции ДФО в 2 раза превышают значения в среднем по Байкальскому региону – то есть, в регионы ДФО привлечено вдвое больше инвестиций, чем в Бурятию и Забайкалье.
Президентом Владимиром Путиным поставлена задача по достижению к 2025 году показателей социального развития регионов Дальнего Востока до уровня выше средних значений по Российской Федерации, также утвержден перечень из 29 государственных программ, в которых должны формироваться «дальневосточные» разделы.
В настоящее время «дальневосточные» разделы выделены в 12 государственных программах, которые предусматривают механизмы приоритетного финансирования Дальнего Востока. Это повышающие коэффициенты и квотирование при распределении межбюджетных трансфертов, приоритетный конкурсный отбор - в частности, в рамках Национального проекта по малому предпринимательству. На регионы ДФО предусмотрено плюсом 392 миллиардов рублей (от 10 триллионов рублей) на субсидирование процентной разницы банков, выдавших льготные кредиты).
Есть поручение правительства Российской Федерации предусмотреть не менее 5,5% от всего лимита на Национальные Проекты, расходы инвестиционного характера в ДФО.
С 2016 года в ДФО реализуется Закон о «дальневосточном гектаре», применительно к Бурятии необходимо будет внести изменения в ст.1 ФЗ-119, то есть, регион должен войти в перечень перечисленных территорий.
Кроме того, признано необходимым создание единой системы институтов развития Дальнего Востока, которая должна отвечать на вызовы развития макрорегиона.
На территории ДФО создан ряд таких институтов развития, как АО «Корпорация развития Дальнего Востока», АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта», АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке», которые обеспечивают создание инфраструктуры ТОР, выступают «одним окном» для инвесторов Дальнего Востока, стимулируют продвижение экспорта продукции предприятий Дальнего Востока в АТР, обеспечивают инвесторов необходимыми трудовыми ресурсами, в том числе привлекая их из других регионов Российской Федерации.
«Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», который призван обеспечивать инвесторов Дальнего Востока доступным льготным финансированием под 5% годовых. В 2015-2017 гг. Фонд инвестировал 38 миллиардов рублей в 15 инвестиционных проектов общим объемом 166 миллиардов рублей. Кроме того, Фонд участвует в реализации стратегически значимых для Дальнего Востока проектах – таких как строительство железнодорожного мостового перехода через реку Амур, строительство паромов для переправы Сахалин – материк.
Слабое развитие транспортной и энергетической инфраструктуры является одним из основных факторов, сдерживающих реализацию крупных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке.
В ответ на эту проблему в 2015 году разработан и запущен механизм адресной инфраструктурной поддержки инвесторов Дальнего Востока. Суть механизма заключается в предоставлении средств федерального бюджета на создание инфраструктурных объектов, необходимых для запуска новых производств на территории Дальнего Востока. Средства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в виде субсидии в рамках постановления правительства России. При этом инвестор принимает на себя юридические обязательства самостоятельно построить объекты инфраструктуры и запустить новое предприятие в установленные сроки и с установленной мощностью. Построенный объект инфраструктуры остается в собственности инвестора, что не порождает дальнейших бюджетных расходов на его эксплуатацию.
Высокий спрос на государственную инфраструктурную поддержку и ограниченность имеющихся бюджетных ресурсов обусловили подготовку нового инструмента поддержки инвесторов Дальнего Востока – целевых налоговых льгот в объеме осуществленных инвестиций в инфраструктуру для новых производств. Инвесторы, самостоятельно построившие необходимые для предприятия объекты инфраструктуры, будут получать льготы по налогу на прибыль, добычу полезных ископаемых, землю, имущество организаций до тех пор, пока полностью не вернут осуществленные вложения. Соответствующий законопроект планируется внести в Государственную Думу до конца 2018 года.
В соответствии с директивами правительства Российской Федерации «дальневосточные» разделы сформированы в программах развития 9 организаций с государственным участием - это такие корпорации как: ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Транснефть», ПАО «ФСК ЕЭС», ПАО «Россети», ПАО «Русгидро», ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот», АО «ДОМ.РФ».
Отдельными государственными компаниями («РЖД», «Аэрофлот») приняты дополнительные меры по поддержке Дальнего Востока.
АО «ДОМ.РФ» предоставляет ипотечные кредиты жителям Дальнего Востока со скидкой, составляющей 0,25 процентных пункта от базового размера ставки по кредиту.
Источник: www.baikal-media.ru
Комментарии