За плечами оронгойских мастеров более половины всех дацанов Бурятии. Янгажинский дацан – не исключение.
Доподлинно известно, что в 1956 году здание Янгажинского дацана было взорвано саперами из воинской части г. Гусиноозерска. Сделано это было решением Совнаркома Бурятской АССР от 12.07.1940 г. - в годы советской власти. Но сегодня, словами журналиста Серафимы Очировой, «уничтожающая сила времени оказалась бессильной перед памятью народной. Сквозь времена гонений на религию, уничтожение святынь и священнослужителей, атеистической пропаганды, бурятский народ пронес веру».
Память о Янгажинском дацане связана не только с его настоятелем, «Восьмым чудом света» - Хамбо ламой Этигэловым, но и гуру дацанского искусства – оронгойскими мастерами. О них, и более подробно о янгажинском ламе Санжи-Цыбике Цыбикове, рассказывает в своей работе «История Янгажинского дацана» С. Б. Бардалеева, исследователь творчества художника, хранитель коллекции его работ в музее истории Бурятии.
Оронгойские мастера были универсалами: плотниками, кровельщиками, резчиками, чеканщиками, иконописцами, скульпторами, кузнецами. Тогда все мужчины занимались различными ремеслами, секреты которых передавались следующим поколениям. Бардалеева отмечает, что больше половины дацанов в Бурятии были выстроены оронгойскими мастерами. Известно также, что их приглашали в Монголию. Исследователь архитектуры Бурятии Л. К. Минерт высказал мысль, что « …буряты проявили завидную самостоятельность архитектурного творчества, ими создавались композиции храмов, не имеющие где-либо предшественников».
Образцами расцвета бурятского культового искусства являются работы С.-Ц. Цыбикова и его тридцати учеников-мастеров. Одними из лучших скульпторов считались Гарма Линхобоев, братья Санжи и Даши Мункуевы, Жимба Жамбаин, Даба Жамсаранов. В их творениях отмечают высокую эстетичность, идентичность мотивов, единство стиля и технических приемов.
Как известно, выполнение изображений божеств являлось особым действом. Его нельзя было осуществить без духовного посвящения, которое давало «допуск» к изображению священных образов. Процесс изготовления статуи являлся своеобразным видом буддийской практики. Вот и в Янгажинском дацане главным творением С.-Ц. Цыбикова был архитектурный ансамбль. Однако его 80-локтевой скульптуре Будды Майдари, не суждено было сохраниться до наших дней. Но не все, что создал С.-Ц. Цыбиков и его школа, погибло в день сожжения буддийского храма – Янгажинского дацана. Тому свидетельством выставка 25 скульптур в музее истории Бурятии, которые можно увидеть и сегодня.
Янгажинский дацан, по оценке историков, был одним из самых красивых культовых сооружений в Бурятии. В начале XX века он представлял собой большой монастырский комплекс с домами для лам. Известно, что Хамбо Лама Этигелов пожертвовал на его строительство все свое состояние.
Несправедливо был когда-то уничтожен Янгажинский дацан. Сегодня же он, как птица Феникс, восстает из пепла.
В этой связи 23 апреля в Бурятском театре оперы и балета в поддержку завершения строительства Дворца Очир-Дари ламы на месте Янгажинского дацана пройдет благотворительный марафон. Вклад в строительство дацана станет и данью памяти знаменитым оронгойским мастерам, воздвигшим более половины дацанов по Бурятии.
источник: minkultrb.ru
Комментарии