Если Россия лишится своих деревень, мы перестанем быть собой. Исчезнет национальный дух. Хотим ли мы мириться с такой перспективой? Нет!
Начиная нашу статью, хочется высказать еще одну важную мысль. Теперь с помощью интернета можно выкладывать информацию в Вечность. Забытые села – как заброшенные могилы. И больно, и стыдно смотреть на них… Вряд ли мы сможем поставить в бронзе памятник каждой деревне, как поется в известной песне Кубанского казачьего хора. Но в наших силах сотворить такой памятник, описав историю каждого села и выложив ее на сайт. Пока еще не ушло поколение, которое эту историю помнит.
Пропаганда сельского образа жизни, сохранение истории каждого российского села, развитие стратегического потенциала сельских территорий: вот что мы можем противопоставить катку глобализации. Современные средства массовой коммуникации позволяют решать эти задачи достаточно эффективно.
Но есть ли у нас в стране медиа, целенаправленно освещающие данную тематику, пропагандирующие сельский образ жизни?
Оказывается, есть. В 2011 м году в Бурятии начал работу небольшой сайт «Село родное» (selorodnoe.ru). Он был создан как агрегатор интернет-страниц для каждого села республики и задуман как центр сбора краеведческих, исторических и патриотических материалов.
Сайт полюбился жителям, оброс новыми возможностями: картой достопримечательностей, площадкой бесплатных объявлений, новостной лентой, блоггерами. А с 2016 года сайт получил статус средства массовой информации.
Но дело не только в успехе его на отдельно взятой территории. Во-первых, портал «Село родное», а теперь он уже именно портал, а не просто сайт, несет в себе очень большой потенциал. И, во-вторых, выступает чуть ли ни единственным СМИ, которое целенаправленно работает на популяризацию сельской России.
Почему мы говорим о большом потенциале? Потому что изначально разработчики сразу же заложили в портал техническую возможность присоединения к нему любого региона России и ведения интернет-страниц каждого района и каждого населенного пункта этого региона. На одном интернет-ресурсе могут быть собраны истории больших и малых сел, биографии земляков, достопримечательности, привязанные к карте, новости о жизни современного села со всей России.
И даже при полном отсутствии рекламных бюджетов, к порталу по собственной инициативе уже присоединились Новосибирская область, Республика Мордовия, Иркутская область, Алтайский край, Самарская область, Забайкальский Край, Кировская область. Курская область, Нижегородская область, Саратовская область.
Важная особенность портала в том, что большая часть контента формируется самими пользователями. Они делятся новостями, историями, фотографиями, видео-материалами о жизни современного села, достижениях земляков. Это действительно НАРОДНЫЙ портал.
Портал помогает продвигать туристический потенциал сельских территорий. Так, в Республике Бурятия на нем расположена электронная карта достопримечательностей «Сакральная Бурятия», на которой имеется описание порядка 1000 мест особого почитания и поклонения.
Имеется бесплатный сервис объявлений «Ярмарка» для продвижения продукции сельских производителей.
Информационная политика портала: позитивный новостной контент, минимум политики. Максимум информации для популяризации сельского труда, патриотического воспитания молодежи.
Сегодня он становится площадкой для продвижения спецпропектов, направленных, в частности, на развитие гражданского общества.
Так, 27 ноября 2017 года были подведены итоги конкурса «Трудовые и мастеровые традиции народов Республики Бурятия». В чем суть данного проекта?
В эпоху глобализации сохранение уникальных явлений, традиций, ремесел становится особенно важным и ценным. Мастер в свое искусство вкладывает не только труд, но и собственную душу, и наследие предков.
Именно поэтому «Село Родное», как первый и пока единственный портал, созданный специально для того, чтобы такие ценности собирать и сохранять для потомков, пригласил своих читателей рассказать о том, какие традиции хранят жители Бурятии. И конечно, все, чем поделились с порталом участники, окажется важным и полезным многим и очень многим.
Сегодня конкурс уже завершен. Каждая конкурсная работа опубликована на портале. Работы пополнили и странички своих сел. На конкурс было подано 66 заявок из 18-ти районов Бурятии. В голосовании по конкурсу приняло участие более двух тысяч человек.
Портал может стать одним из составляющих бренда любой территории, раскрывающих ее уникальность и готовность задавать собственные тренды развития.
Повышенное внимание высшего руководства страны к тематике сохранения и развития сельских территорий создает предпосылки для активного продвижения портала на федеральный уровень.
Представим себе, что все регионы России подключились к порталу. Тогда методические разработки по развитию потенциала сельских территорий могут стать общенациональным достоянием. На сайт можно выкладывать базы данных успешных сельских проектов. В той же Вологодской области уже накоплен уникальный арсенал передовых технологий организации современной сельской жизни. Жить в селе по стандартам 21 века? Это возможно! Образ современной деревни должен стать по-настоящему привлекательным для молодежи. Тогда нам удастся остановить отток населения из деревень. Тогда начнут возвращаться те, кто уехал из села.
Кризисные явления в экономике, похоже, становятся тревожной тенденцией долговременного характера. В этой связи, демографический перекос в сторону городского населения, запертого в технологически, экологически и ресурсно уязвимых мегаполисах, несет в себе опасность гуманитарной катастрофы небывалых ранее масштабов. Жители крупных городов – теперь всегда заложники. На селе же человек, имеющий свой участок земли и свободный доступ к природным ресурсам (вода, лес, чистых воздух), обладает несравнимо большими шансами для выживания. Как минимум, проблем с работой на своем участке и, соответственно, с продовольствием у сельского жителя не будет.
Сегодня люди приедут в деревню не только жить в гармонии с природой, но и работать на своей земле, и выдавать товарный продукт, что, собственно, от них и требуется. И вот здесь важна уже другая составляющая их мотивации – сервисная. Важны этическая, эстетическая, экологическая, бытовая и тому подобные аттракт-функции современного аграрного сектора.
«To attract» – по-английски означает «привлекать». Жизнь в деревне должна быть более привлекательной, чем в городе. Пресловутое устранение различий между городом и деревней уже решено в Голландии, Германии, Канаде и целом ряде сопоставимых с ними стран, и решено, заметьте, в пользу деревни.
Нам нужно широко обсуждать все данные вопросы. Это обсуждение должны инициировать люди, которым не все равно, что происходит с Россией. Идеологии «стабильности» хватит еще максимум на год. В этом скрыта уязвимость нынешней системы управления государством. Сегодня нужно дать сельской России надежду и веру. Мы, так или иначе, все вышли из деревни. Даже, если кто-то уже в третьем поколении живет в городе, он не представляет себе России без села. Это не только продовольственная безопасность. Это безопасность цивилизационная.
Источник: www.chaskor.ru
Комментарии