Первый и единственный в истории четырехкратный чемпион мира по тхэквондо рассказывает о желании попробовать себя в роли министра спорта Бурятии, симпатии к большому теннису и своих планах по развитию спорта.
- Для тебя, как спортсмена, важно, кто будет министром спорта Бурятии, следишь за ситуацией?
- Мне далеко не все равно, кто будет министром. Сколько я лет в спорте, все не пойму, в каком направлении они там работают. Считаю, что могут лучше. Видел, как действуют в Новосибирске в Центре высшего спортивного мастерства (ЦВСМ). Нет никаких сложностей в организации и проведении мероприятий, например.
- Тебе 29 лет. Сейчас в разных странах Европы, в том числе и у нас в России становление молодых людей политиками - не редкость, а скорее тенденция. Ты хотел бы начать такую карьеру?
- Если касаться темы спорта, я бы с удовольствием пошел. Думаю, я достаточно компетентен и в принципе мне это интересно. Я бы попробовал.
- Например, актуальна должность министра спорта и молодежной политики Бурятии. Не думал участвовать в конкурсном отборе? Cейчас еще не поздно. Документы принимаются до 23 октября. Участвуешь?
- Смущает один пункт – стаж 5 лет в руководящей должности. У меня его нет. Но можно было бы попробовать в будущем.
- Ты не думал переезжать? Вот в Новосибирск, к примеру. Ты ведь учился там?
- Учился, да. В институте связи. Но я остаюсь здесь. Привык к семье, ко всему. Бывает, конечно, мысли посещают. Но что-то еще держит (улыбается).
- Поговорим о твоем виде спорта. Как ты относишься к тому, что некоторые спортсмены из других видов считают тхэквондо несерьезным занятием, называют обидными словами – обычной гимнастикой, ничего они там не делают и прочее?
- Я считаю, что каждый вид спорта сложен по-своему. Я так же бегаю марафоны, например. Думаю, люди поймут тхэквондо, если придут в зал и сделают ту же работу, что и мы. И не один раз, а на протяжении стольких же лет. Я занимаюсь со второго класса школы. И когда им на соревнованиях будут бить лицо, ломать носы, им это не особо понравится. Это вид спорта, только другой. Наверно, его недооценивают просто от незнания. Тхэквондо – молодой вид, а занимающихся очень много. Скоро он окрепнет.
- Как тебе удается так успешно совмещать тренировочный процесс с работой в Нацбанке Бурятии вот уже 7-ой год?
- Просто тренируюсь после работы каждый день. В среднем, мой рабочий день заканчивается в 6 вечера. В 7 иду заниматься в зал. Если освобождаюсь позже, например, в 9, значит, в 10 иду на тренировку. Если в 11, то в 12 иду, и такое бывало. Если не могу сходить в зал, бегу кросс.
- Ты занимался тхэквондо со 2-го класса школы. Как проходили твои тренировки?
- В других видах спорта присваиваются разряды, у нас - пояса. Когда дети приходят, им не дают большой нагрузки. Изначально у ребенка, как в школе, есть свой алфавит – это базовая техника. Ты ее изучаешь, отрабатываешь. Я начал усиливать нагрузку и серьезно ходил в тренажерный зал с 16 лет. До этого у нас просто было мало соревнований. Не могли толком выезжать. Потом я раз проиграл на чемпионате России, два. К тому же я был недовеском. Самая маленькая весовая категория была 52 кг, а я весил 40. Приходилось выступать в 52. Мне было 15 лет. Приезжал с синяками. Мама переживала. В какой-то момент я загорелся, вырос и забрал эту категорию. Тренировочный процесс, сам по себе, как и везде - есть тяжелый подготовительный этап к стартам и более щадящий.
- В одном из своих интервью ты сказал, что с момента начала занятий спортом ты ни разу не пропустил ни одной тренировки. Это правда?
- Пока я не окончил институт, я ходил на каждое занятие. Потом уже было не так, я набирал форму за три месяца до соревнований. Например, чемпионат России в феврале, с ноября-декабря я готовлюсь. Возвращаюсь домой. Затем чемпионат Европы. Цикл прошел. Мир у нас проходит раз в два года. Конечно, я играю в футбол, бегаю кроссы, занимаюсь в тренажерном зале. За время тренировочного цикла все же накапливается усталость, особенно если была сгонка веса.
- Какая у тебя методика сгонки веса?
- Мой стабильный вес 61 кг, до своей соревновательной весовой категории 57 кг я за месяц начинаю убирать из рациона сахар, хлеб, всякие майонезы (улыбается). Все постепенно.
- Что в тхэквондо приносит тебе большее удовольствие?
- Знаешь, больше всего – тренировочный процесс, когда я никуда не готовлюсь. Потому что если готовлюсь к соревнованиям, я начинаю все ненавидеть, все становится невыносимым. Это как если бы ты ел несколько месяцев одну и ту же еду, и организм ее отвергал бы (смеется). Тебе хочется чего-то другого! А тут делать и повторять каждый день одно и то же. Спарринги.
- Спарринг-партнеров у тебя достаточно?
- У нас подросло много достойных ребят. Юниоры подходят хорошие, думаю, они окрепнут через пару лет. Кстати, ребятам спасибо, что помогают мне. Могли бы отдыхать, а не приходить на тренировки. Ни за что по голове получают (улыбается).
- У тебя нет ощущения, что свои последние победы ты одержал просто на своем ровном, стабильном мастерстве?
- Все победы разные. 2011, 2013 годы – совершенно несравнимые уровни. Я это чувствую, вижу, когда пересматриваю видео. На порядок лучше. У других ребят уровень намного вырос тоже, конечно. В этом году я почувствовал, что у меня таз уже не так как-то работает, с растяжкой проблемы. Я стал ходить на стретчинг, заставил себя ходить с женщинами тянуться (улыбается). Мышцы по-другому стали работать.
- Психологически тебе где более комфортно – в спорте, на работе или дома?
- Все зависит от настроения. Я могу быть активным и там, и там. Могу быть пассивным, делать что-то с ленцой. Но дома я другой, дома мне просто спокойнее. Там меньше стресса.
- Какие перемены планируешь в жизни в ближайшие годы?
- Не загадываю, но готов к переменам. Хотел бы, чтобы у нас в Бурятии спорт развивался, чтобы дети были заняты, чтобы у них был пример. Как в детстве говорили, обезьянка видит – обезьянка делает (улыбается).
- Сейчас такой пример – ты сам. Кстати, как тебе повышенное внимание после 4-той победы на мире?
- Я отношусь к такому вниманию с опаской. Потому что сегодня ты герой, а завтра тебя могут смешать с грязью. Стараюсь абстрагироваться.
- Кто наибольшее влияние оказал на твое становление?
- Семья и в целом, окружающие меня люди. Они воспитали меня таким, какой я есть, со своими плюсами и минусами. Отец говорил, никогда никуда не опаздывай, уважай старших, тренера, девушек. Никогда не бей женщин, как сейчас в последнее время происходит, куда ни глянь. Не зазнавайся. Если к тебе обращаются за помощью – помоги. Это все вещи, которые были присущи советскому воспитанию. Без пафоса, без гламура.
- Как ты считаешь, в чем сегодня проблема в обществе?
- Люди перестали друг друга уважать. Надо начать в себя, и многие проблемы просто уйдут. Трудно перевоспитать, поэтому начинать лучше с семьи, с молодого поколения. В 30 лет непросто внушить какие-то нормы.
- Что ты ценишь в других людях?
- Преданность. Я такой человек, что редко завожу знакомства. У меня есть костяк друзей, с которыми мы с детства дружим. Наверно, за последние семь лет в моем окружении появилось очень мало новых людей. Я не хожу на вечеринки уже давно, и даже не хочется. Компанией я, может и сходил бы. Но все заняты обычно, у многих семьи, работа. Когда приходишь поздно, лучший отдых – это сон. Я люблю отдыхать, по возможности выезжаю за границу.
- В спорте тебя не огорчает, что твой вид неолимпийский?
- Раньше огорчало. Потом я просто принял это – я никогда не стану олимпийским чемпионом, но может быть, в каком-то году тхэкводно попадет в программу Игр. Я буду рад за тех спортсменов, кто сможет это сделать.
- В каком еще виде спорта ты хотел бы быть успешным?
- Я бы занимался большим теннисом, он мне очень нравится. Если бы был помоложе (улыбается).
- Какие у тебя теперь планы в спорте?
- Я хотел сделать тхэквондо зрелищным, и я сделал это в какой-то степени. Правда, кое-где перегнул с тактической работой. Как в баскетболе, где ты можешь выиграть игру на последнем броске, здесь ты можешь выиграть на последней комбинации или последнем предупреждении. Можно весь бой «сушить», работать через оборону, а потом набрать баллы. Люди начинают подражать, устраивать «тактическую возню». Но мы собираемся развивать этот вид спорта. В планах с ребятами из Москвы, ведущими тхэквондистами Андреем Крессом, Денисом Марцевичем - провести Первый международный лагерь в Болгарии в 2018 году. База зарезервирована, мы ведем работу. Можно подавать заявки.
Автор: Елена Федосеева
Источник: www.baikal-media.ru
Комментарии