Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Новости Бурятии и Улан-Удэ

Гневные защитники несколько веков охраняют малое село в Бурятии

9 августа 2017

Каким божествам молятся в местности, где появился первый дацан хори-бурят

Особо почитаемое среди местных жителей обоо, расположенное на самой высокой возвышенности села Зандин, носит название «Ундээр Дамдин-Чойжил», где местные жители просят защиты и благополучия для себя, своих семей и всех живых существ. 

По воспоминаниям одной из жительниц соседнего села Куготы, в годы советской власти в конце зимы (возможно, в дни Сагаалгана) они часто видели огни, исходящие с этой горы, на что старшие отвечали, что это буряты молятся своим богам. 

Примечательно, что название горы и обоо составлено из имен двух буддийских божеств-защитников, по-бурятски «сахюусан». Их тибетские имена Дамдин и Чойжил. Интересно, что в буддийском пантеоне божеств парный образ Дамдин-Чойжил не встречается. Можно предположить, что обоо посвящено сразу двум защитникам-сахюусанам или же это заимствование, пришедшее с Монголии, где в некоторых районах божество Яму именуют Дамдин-Чойжил. Эти божества имеют устрашающе гневный облик. Но бояться их не стоит. Облик гневных божеств воспринимается в буддизме не как средство для устрашения людей, а как «защитники», борющиеся со злыми силами, которые препятствуют человеку идти по пути к просветлению. 

«Имеющий шею лошади» 

Дамдин – на санскрите «Хаягрива».  Буквально означает «имеющий шею лошади» или «с лошадиной шеей». Дамдин – это гневная форма Будды Амитабхи и защитник его рая Сукхавати. Дамдин защищает священные тексты. Его гнев направлен на причины страдания и возникает из сочувствия, которое он испытывает ко всем страдающим существам. Лошадиная голова громко ржет, и этот звук пронзает все иллюзорные проявления вещественного мира, открывая сияющую реальность свободы. К особенным умениям Дамдина относят лечение болезней, в особенности кожных. Включая даже такие серьезные заболевания, насылаемыми духами воды Нагами. В народном буддизме у монгольского народа образ Хаягривы связан с мирским благом - приумножением стад лошадей. В тибетских и монгольских изображениях Xаягрива предстает в виде гневного идама с тремя человеческими лицами и возвышающейся над ними небольшой головой лошади. Три его лица имеют синий, белый и красный цвета. Он носит корону из черепов, а под поясом из голов у него надета тигриная шкура, а ногами он подпирает змей-нагов. Из символических атрибутов в руках держит ваджру, жезл, стрелу, капалу (чашу из черепа), лотос, ваджрный меч. 

В качестве дхармапалы (сахюусана) его изображают с одной головой, в его волосах помещают небольшую лошадиную голову, с его плеч свисают одна или две змеи. Ваджра, которую Хаягрива держит в правой руке, представляет мужской аспект - сострадание, а колокольчик в левой руке представляет женский аспект – мудрость. В других руках он держит лук и капалу, накидка из кожи покрывает его плечи и спину. Один из эпитетов Хаягривы – могущественный лотос. 

Владыка смерти

Имя божества Чойжил на санскрите - Яма, Ямараджа. Означает «царь мёртвых» или «владыка смерти». Это бог закона и справедливости, владыка загробной жизни. Чойжил - один из главных дхармапал – защитников буддийского учения, особенно почитаемых в Бурятии. 

В сутрах говорится, что Чойжил считывает карму души умершего существа, накопленную им в течение прошедшей жизни, используя зеркало кармы и камни для подсчёта. Белые камни – для подсчёта белой, или хорошей кармы, а чёрные камни – для подсчёта чёрной, или плохой кармы. Плохие поступки – причина для наказания недобродетельных душ в виде перевоплощения в нижних мирах, полных несчастий и страданий. Хорошие поступки – причина для перерождения в счастливых мирах. Для благого воздаяния после смерти необходимо совершать благие поступки при жизни. После смерти существам воздаётся за их прожитую жизнь. Это воздаяние – хорошее или плохое перерождение. Таким образом, Чойжил контролирует процесс перевоплощения душ, вынося решения относительно того, в каком теле воплотиться той или иной душе в соответствии с ее заслугами. 

Чойжил изображается синим. Это цвет грозного божества. Имеет рогатую бычью голову с тремя глазами, проницающими прошлое, настоящее и будущее, в ореоле языков пламени. На нём – ожерелье из черепов, в руках жезл, увенчанный черепом, аркан для ловли душ, меч и драгоценный талисман, указывающий на его власть над подземными сокровищами. 

Как уже отмечалось выше, жители Зандина не прекращали молиться своим божествам-защитникам даже в советские годы атеизма. Более того, сохранили ступу-субурган на месте первого дацана хори-бурят. Поэтому открытие дугана в этом святом месте 19 августа станет знаковым событием в истории всей этнической Бурятии.

Источник: www.infpol.ru

Автор: Модератор
Просмотров: 3066

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить новость

Лунный календарь
Ноябрь 2024

    
1
29
2
1
3
1
4
2
5
3
6
4
7
5
8
6
9
7
10
8
11
9
12
10
13
11
14
12
15
13
16
14
17
15
18
16
19
17
20
18
21
19
22
20
23
21
24
22
25
23
26
24
27
25
28
26
29
27
30
28
 

Декабрь 2024

      
1
1
2
1
3
2
4
3
5
4
6
5
7
6
8
7
9
8
10
9
11
10
12
11
13
12
14
13
15
14
16
15
17
16
18
17
19
18
20
19
21
20
22
21
23
22
24
23
25
24
26
25
27
26
28
27
29
28
30
29
31
1
     

Самое читаемое

ЕЛЕНА ЛАВРЕНОВА. Встреча  с медведями
Я в своей жизни несколько раз встречалась с дикими животными. Много раз, конечно, но этот случай, пр
Елена Лавренова: Встреча с тиграми
Елена Лавренова, человек влюбленный в природу России, убеждена, что будь то Тверская земля, Приморск
Елена Лавренова. Третий рассказ. Встреча с морскими львами
Вот три истории - это одна из причин, возможностей встреч, незабываемых и не сравнимых ни с чем эмоц
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -