Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Новости Бурятии и Улан-Удэ

Психолог Юрий Гатанов: «Система образования и критика родителей делают из детей завистливых неудачников»

Сравнение ребёнка с другим человеком может привести к печальным последствиям во взрослой жизни. Это и неумение работать с более талантливыми людьми, зависть и самоуничижение. Однако часто именно таких детей «делают» в большинстве школ.

Даже родители из благих побуждений могут разрушить жизнь самому гениальному малышу, считает Юрий Гатанов, основатель школы МИКЭБИ, кандидат психологических наук, лауреат конкурса инновационных проектов Международного фонда Дж. Сороса и Министерства образования России, автор ряда книг по развитию творческого и логического мышления.

Конкурировать с собой

– Юрий Борисович, часто можно услышать поговорку «на детях гениев природа отдыхает». Кто-то, напротив, настаивает на том, что существует так называемый «ген гениальности». По вашему опыту, какое утверждение более верно?

– От генов зависит многое, но не всё. Проблема современного образования в том, что детей часто не развивают в соответствии с современной теорией способностей. И поэтому даже дети, у которых изначально есть хорошие природные задатки, не могут реализовать их в полной мере. В то же время ребята со средними способностями развивают их и достигают гораздо больших результатов, нежели «дети-гении». Изначальные задатки у детей, безусловно, разные. И если применять специальные технологии по развитию, понятно, что любой ребёнок сможет достичь большего.

– В чем, по-вашему, основная ошибка педагогов и родителей в воспитании и развитии ребёнка?

– Один из главных принципов, который мы приняли за основу, – это сравнение ребёнка с самими собой. В то время как остальные обычно сравнивают детей и с другими сверстниками. А это минус. Во-первых, потому что человек слишком зависит от группы, в которой он учится или работает. Если группа сильная, то он показывает хорошие результаты, если слабая, он снижает свой уровень. Во-вторых, когда человек сравнивает себя с другими, он привыкает свою самооценку поднимать за счёт окружающих. Если другие что-то делают плохо, то ему хорошо. Согласитесь, с такими людьми не очень приятно общаться.

– Таких примеров достаточно много, и не только в детских коллективах...

– Совершенно верно. Например, в какой-то коллектив пришёл новый сотрудник. Он через короткое время начинает показывать прекрасные результаты. Окружающие люди, привыкшие повышать самооценку за счёт других, не принимают его успехов, начинают завидовать и относиться предвзято. В коллективе возмущаются, мол, «почему ему особые условия» и прочее. Но у этого новичка можно было бы поучиться, ведь он явно чем-то хорошо владеет. Но коллектив этого не делает. Им сложно психологически переломить себя. В то же время человек, который не привык сравнивать себя с другими, спокойно подойдет и научится.

– Если человек совсем перестает сравнивать свои достижения и достижения других, то можно говорить об отсутствии конкуренции. Но ведь многие принципы работы в обществе как раз построены на конкуренции… В МИКЭБИ применяется принцип отсутствия конкуренции между детьми?

- Нет, мы пытаемся уменьшить конкуренцию, но не устранить. В нашем случае дети конкурируют с другими классами и школами. Внутри класса конкуренция максимально уменьшена. Только в этом случае ребята могут нормально друг с другом общаться, увидеть какие-то ценные вещи в том, что может и умеет другой. Когда ребёнок сравнивает себя только с самим собой, он всё время двигается вперёд.

Школа для себя

– Юрий Борисович, классическая система образования как раз подразумевает в большей степени критику. Например, работа над ошибками. Ребёнку постоянно указывают, что он что-то сделал неправильно?

– Да, работа над ошибками – не самый действенный инструмент развития способностей. Практически в любой работе есть свои плюсы и минусы. Если человеку постоянно указывать на минусы, то его настроение будет не самым лучшим. Также работа на ошибками плоха тем, что плохое настроение у детей в будущем будет ассоциироваться с любой работой. Дети просто не хотят в дальнейшем решать какие-то задачи, потому что их всё равно будут критиковать.

Например, девочке нравится «говорить» на видеокамеру. Представьте, что ей дали рассказ и попросили читать на камеру. И во время чтения она сделала ошибку. Ей указывают на оплошность, критикуют и говорят перечитать ещё раз.

И вот когда она ошибется в пятый и шестой раз, и её постоянно критикуют, то девочка будет уже бояться говорить перед камерой. Хотя до этого любила. Исследования показывают, что после подобных работ над ошибками дети делают ошибки чаще.

– То есть классическая школьная система образования, не всегда дает детям возможности для развития своего потенциала?

- Сейчас очень много разных систем образования, но постсоветская система не соответствует современным психологическим исследованиям. Детям нужно меньше наказаний и больше позитива. Если изначально у двух детей один уровень знаний, но у одного позитивный настрой, а у другого нет, то уровень достижений у них будет совершенно разный. Ребёнок всегда стремится изучать то, что ему приятно.

– Немного отвлечёмся от системы образования и поговорим о «повальной» гениальности. В последнее время в СМИ часто появляются публикации о том, что в Бурятии становится очень много талантливых детей. Даже гениальных. Например, выходцы из Кижинги порой поражают всю Россию.

- Я не смотрел данные, но точно знаю, это не потому, что в каком-то городе или селе рождается больше одарённых детей. Здесь, скорее, действует сочетание условий. Это может быть и хороший генофонд, хотя и не факт, что у одарённых родителей всегда будут рождаться способные дети. Иногда бывает так, что у родителей с низким интеллектуальным коэффициентом могут родиться талантливые дети. Ну и плюс педагоги, которые умеют развивать способности у своих подопечных, и, конечно, влияние традиций.

– Юрий Борисович, а почему вы в своё время решили создать собственную школу?

– Я это сделал для своих детей. Возможно, мне и помогло то, что я не стремился доказать кому-то теорию. Я просто попытался собрать все лучшее, что есть в образовании и объединить в одно. На самом деле мы очень многое перепробовали. Я всегда удивлялся тому, что психологическая теория достигла многого и говорит об одном, а в школах применяют абсолютно другие принципы работы с детьми. Меня это просто потрясало. Сначала я начал критиковать всю систему образования. Один раз ко мне подошли педагоги и сказали: «Нас все критикуют. Может быть, вы нас не будете». И я задумался над тем, что это действительно ни к чему. Нужно помочь и внедрить в школу современные тенденции. Может, учителя просто чего-то не знают.

Игрушки-учителя

– И как педагоги воспринимают новаторство? Им нравятся ваши предложения?

– Одним учителям нравится, другим нет. Кто-то просто не приемлет ничего нового. Но мы всё равно стараемся донести до учителей нашу концепцию. Если она пришлась им по душе, мы начинаем с ними работать. Порой в обычной школе ребёнка заставляют учиться. Он упирается, а его заставляют. И никто не задумывается над тем, зачем вообще это надо? Плюс ко всему в школах плохо поставлено развитие творческого и логического мышления.

Мы проводили эксперимент. Взяли первоклассников и дали им задачу, где было одно или несколько избыточных, ненужных условий. И 70% малышей с этой задачей справились. Тогда мы, ничего не меняя, дали эти же задачи 4 классу. Справились с ней только 30%. Но ведь по идее, четвероклассник не может быть глупее первоклашки. Просто ученики 1 класса умеют рассуждать более свободно и непредвзято. У них в голове нет шаблонов. Они просто вычленили ненужную информацию и отбросили её. А четвероклассники привыкли к стандартным задачам по математике, где нет ничего лишнего, и, не включая логику, попытались использовать абсолютно все условия. У них ничего не получилось.

– То есть, по большому счёту, на развитие ребёнка влияет не только уровень знаний педагога, но и его способность учиться чему-то самому?

– На развитие ребёнка влияет всё. Даже его игрушки. Вот, например, у кого вербальные навыки развиты сильнее – у мальчиков или у девочек? У девочек! Давайте подумаем, почему. Ведь когда дети маленькие, не факт, что у девочки будут сильнее развиты навыки вербального общения, нежели у мальчика. Но ребенок растет.

Со временем у него появляются игрушки. И появляется классическое гендерное разделение. Для мальчиков это пистолет, конструктор, велосипед. Для девочек куклы, плюшевые мишки. Подумайте, если у вас в руках пистолет, вы будете с ним разговаривать? Нет. А если плюшевый медвежонок, то будете и разговаривать, и ухаживать. Если дать мальчику медвежонка, он тоже будет за ним ухаживать. В будущем у мальчиков, которые в детстве играли с куклами, будет гораздо лучше развита речь. И наоборот, если у девочки есть конструктор, у неё более развито пространственное мышление и математические способности. То есть на развитие ребёнка влияет абсолютно всё.

Источник: burunen.ru

Автор: Модератор
Просмотров: 4491

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить новость

Лунный календарь
Ноябрь 2024

    
1
29
2
1
3
1
4
2
5
3
6
4
7
5
8
6
9
7
10
8
11
9
12
10
13
11
14
12
15
13
16
14
17
15
18
16
19
17
20
18
21
19
22
20
23
21
24
22
25
23
26
24
27
25
28
26
29
27
30
28
 

Декабрь 2024

      
1
1
2
1
3
2
4
3
5
4
6
5
7
6
8
7
9
8
10
9
11
10
12
11
13
12
14
13
15
14
16
15
17
16
18
17
19
18
20
19
21
20
22
21
23
22
24
23
25
24
26
25
27
26
28
27
29
28
30
29
31
1
     

Самое читаемое

Бэе махабадаа хамгаалха – манай хэрэг
Һүүлэй жэлнүүдтэ элүүрые хамгаалга нилээн хэсүү байдалда оронхой гэжэ мэдэнэбди. Эмнэлгын үндэр оньһ
Хоёр хүдөөгэй һуурингууд гүрэн дотор шалгараа
Буряад ороноймнай хүдөөгэй хоёр һуурингууд өөһэдынгөө түлэбүүдые бэелүүлгэдэ 20 сая түхэригүүдтэ хүр
Защита проектов прошла успешно
Сегодня в Центре предпринимательства «Мой бизнес» состоялась защита проектов участников Акселерацион
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -