Сравнение ребёнка с другим человеком может привести к печальным последствиям во взрослой жизни. Это и неумение работать с более талантливыми людьми, зависть и самоуничижение. Однако часто именно таких детей «делают» в большинстве школ.
Даже родители из благих побуждений могут разрушить жизнь самому гениальному малышу, считает Юрий Гатанов, основатель школы МИКЭБИ, кандидат психологических наук, лауреат конкурса инновационных проектов Международного фонда Дж. Сороса и Министерства образования России, автор ряда книг по развитию творческого и логического мышления.
Конкурировать с собой
– Юрий Борисович, часто можно услышать поговорку «на детях гениев природа отдыхает». Кто-то, напротив, настаивает на том, что существует так называемый «ген гениальности». По вашему опыту, какое утверждение более верно?
– От генов зависит многое, но не всё. Проблема современного образования в том, что детей часто не развивают в соответствии с современной теорией способностей. И поэтому даже дети, у которых изначально есть хорошие природные задатки, не могут реализовать их в полной мере. В то же время ребята со средними способностями развивают их и достигают гораздо больших результатов, нежели «дети-гении». Изначальные задатки у детей, безусловно, разные. И если применять специальные технологии по развитию, понятно, что любой ребёнок сможет достичь большего.
– В чем, по-вашему, основная ошибка педагогов и родителей в воспитании и развитии ребёнка?
– Один из главных принципов, который мы приняли за основу, – это сравнение ребёнка с самими собой. В то время как остальные обычно сравнивают детей и с другими сверстниками. А это минус. Во-первых, потому что человек слишком зависит от группы, в которой он учится или работает. Если группа сильная, то он показывает хорошие результаты, если слабая, он снижает свой уровень. Во-вторых, когда человек сравнивает себя с другими, он привыкает свою самооценку поднимать за счёт окружающих. Если другие что-то делают плохо, то ему хорошо. Согласитесь, с такими людьми не очень приятно общаться.
– Таких примеров достаточно много, и не только в детских коллективах...
– Совершенно верно. Например, в какой-то коллектив пришёл новый сотрудник. Он через короткое время начинает показывать прекрасные результаты. Окружающие люди, привыкшие повышать самооценку за счёт других, не принимают его успехов, начинают завидовать и относиться предвзято. В коллективе возмущаются, мол, «почему ему особые условия» и прочее. Но у этого новичка можно было бы поучиться, ведь он явно чем-то хорошо владеет. Но коллектив этого не делает. Им сложно психологически переломить себя. В то же время человек, который не привык сравнивать себя с другими, спокойно подойдет и научится.
– Если человек совсем перестает сравнивать свои достижения и достижения других, то можно говорить об отсутствии конкуренции. Но ведь многие принципы работы в обществе как раз построены на конкуренции… В МИКЭБИ применяется принцип отсутствия конкуренции между детьми?
- Нет, мы пытаемся уменьшить конкуренцию, но не устранить. В нашем случае дети конкурируют с другими классами и школами. Внутри класса конкуренция максимально уменьшена. Только в этом случае ребята могут нормально друг с другом общаться, увидеть какие-то ценные вещи в том, что может и умеет другой. Когда ребёнок сравнивает себя только с самим собой, он всё время двигается вперёд.
Школа для себя
– Юрий Борисович, классическая система образования как раз подразумевает в большей степени критику. Например, работа над ошибками. Ребёнку постоянно указывают, что он что-то сделал неправильно?
– Да, работа над ошибками – не самый действенный инструмент развития способностей. Практически в любой работе есть свои плюсы и минусы. Если человеку постоянно указывать на минусы, то его настроение будет не самым лучшим. Также работа на ошибками плоха тем, что плохое настроение у детей в будущем будет ассоциироваться с любой работой. Дети просто не хотят в дальнейшем решать какие-то задачи, потому что их всё равно будут критиковать.
Например, девочке нравится «говорить» на видеокамеру. Представьте, что ей дали рассказ и попросили читать на камеру. И во время чтения она сделала ошибку. Ей указывают на оплошность, критикуют и говорят перечитать ещё раз.
И вот когда она ошибется в пятый и шестой раз, и её постоянно критикуют, то девочка будет уже бояться говорить перед камерой. Хотя до этого любила. Исследования показывают, что после подобных работ над ошибками дети делают ошибки чаще.
– То есть классическая школьная система образования, не всегда дает детям возможности для развития своего потенциала?
- Сейчас очень много разных систем образования, но постсоветская система не соответствует современным психологическим исследованиям. Детям нужно меньше наказаний и больше позитива. Если изначально у двух детей один уровень знаний, но у одного позитивный настрой, а у другого нет, то уровень достижений у них будет совершенно разный. Ребёнок всегда стремится изучать то, что ему приятно.
– Немного отвлечёмся от системы образования и поговорим о «повальной» гениальности. В последнее время в СМИ часто появляются публикации о том, что в Бурятии становится очень много талантливых детей. Даже гениальных. Например, выходцы из Кижинги порой поражают всю Россию.
- Я не смотрел данные, но точно знаю, это не потому, что в каком-то городе или селе рождается больше одарённых детей. Здесь, скорее, действует сочетание условий. Это может быть и хороший генофонд, хотя и не факт, что у одарённых родителей всегда будут рождаться способные дети. Иногда бывает так, что у родителей с низким интеллектуальным коэффициентом могут родиться талантливые дети. Ну и плюс педагоги, которые умеют развивать способности у своих подопечных, и, конечно, влияние традиций.
– Юрий Борисович, а почему вы в своё время решили создать собственную школу?
– Я это сделал для своих детей. Возможно, мне и помогло то, что я не стремился доказать кому-то теорию. Я просто попытался собрать все лучшее, что есть в образовании и объединить в одно. На самом деле мы очень многое перепробовали. Я всегда удивлялся тому, что психологическая теория достигла многого и говорит об одном, а в школах применяют абсолютно другие принципы работы с детьми. Меня это просто потрясало. Сначала я начал критиковать всю систему образования. Один раз ко мне подошли педагоги и сказали: «Нас все критикуют. Может быть, вы нас не будете». И я задумался над тем, что это действительно ни к чему. Нужно помочь и внедрить в школу современные тенденции. Может, учителя просто чего-то не знают.
Игрушки-учителя
– И как педагоги воспринимают новаторство? Им нравятся ваши предложения?
– Одним учителям нравится, другим нет. Кто-то просто не приемлет ничего нового. Но мы всё равно стараемся донести до учителей нашу концепцию. Если она пришлась им по душе, мы начинаем с ними работать. Порой в обычной школе ребёнка заставляют учиться. Он упирается, а его заставляют. И никто не задумывается над тем, зачем вообще это надо? Плюс ко всему в школах плохо поставлено развитие творческого и логического мышления.
Мы проводили эксперимент. Взяли первоклассников и дали им задачу, где было одно или несколько избыточных, ненужных условий. И 70% малышей с этой задачей справились. Тогда мы, ничего не меняя, дали эти же задачи 4 классу. Справились с ней только 30%. Но ведь по идее, четвероклассник не может быть глупее первоклашки. Просто ученики 1 класса умеют рассуждать более свободно и непредвзято. У них в голове нет шаблонов. Они просто вычленили ненужную информацию и отбросили её. А четвероклассники привыкли к стандартным задачам по математике, где нет ничего лишнего, и, не включая логику, попытались использовать абсолютно все условия. У них ничего не получилось.
– То есть, по большому счёту, на развитие ребёнка влияет не только уровень знаний педагога, но и его способность учиться чему-то самому?
– На развитие ребёнка влияет всё. Даже его игрушки. Вот, например, у кого вербальные навыки развиты сильнее – у мальчиков или у девочек? У девочек! Давайте подумаем, почему. Ведь когда дети маленькие, не факт, что у девочки будут сильнее развиты навыки вербального общения, нежели у мальчика. Но ребенок растет.
Со временем у него появляются игрушки. И появляется классическое гендерное разделение. Для мальчиков это пистолет, конструктор, велосипед. Для девочек куклы, плюшевые мишки. Подумайте, если у вас в руках пистолет, вы будете с ним разговаривать? Нет. А если плюшевый медвежонок, то будете и разговаривать, и ухаживать. Если дать мальчику медвежонка, он тоже будет за ним ухаживать. В будущем у мальчиков, которые в детстве играли с куклами, будет гораздо лучше развита речь. И наоборот, если у девочки есть конструктор, у неё более развито пространственное мышление и математические способности. То есть на развитие ребёнка влияет абсолютно всё.
Источник: burunen.ru
Комментарии