История возникновения символа
Для всех стали привычными атрибуты современной жизни. Привыкли мы и к новым символам, к числу которых можно отнести и «Мать-Бурятию», гостеприимно встречающую всех, кто заезжает в центр нашей столицы. Однако мало кто задумывается о том, кем и когда был придуман этот образ. Как раз об этом – сегодняшний рассказ.
Перед далеким юбилеем
Шел 1983 год, год 60-летия Бурятской АССР. Развернулась широкая подготовка к празднованию. Естественно, у властей было желание провести красочный праздник для народа. Тогда входили в моду массовые постановки на стадионах с участием большого количества людей не только на подиуме, но и на поле, и на трибунах. Это позволяло мгновенно менять фон, на котором выступали исполнители. В целом получалась красочная картина. В наше время искусство проведения таких мероприятий получило высочайшее развитие, и мы всё это мы наблюдаем вживую. Тогда для Бурятии это было внове, поскольку предстояло провести не только культурный или спортивный праздник. Это было серьезное партийно-государственное, общественно политическое мероприятие. В течение полутора-двух часов на стадионе 25-летия Бурятской АССР должна была быть показана вживую вся славная история развития Бурятской Автономной Советской Социалистической Республики.
Думаю, что ни у кого из руководителей республики не было сомнений в том, что организатором всех побед, достижений в социалистическом строительстве, а они действительно имели место быть, была КПСС. Это, конечно же, звучало во всех речах и статьях, решениях и постановлениях.
В республике проводилось огромное количество торжественных собраний, конференций, вручались грамоты, ордена и медали. И все понимали, что происходящее становится возможным благодаря только родной коммунистической партии, ее мудрому руководству. Выдающаяся роль партии на различных мероприятиях обозначалась большими транспарантами. К примеру, на праздничную демонстрацию в колонну ставили грузовик, на котором сооружали короб с надписями типа «Партия – наш рулевой» с портретами вождей и так далее. Создавалась атмосфера праздника, ощущалась приподнятость настроения, была уверенность в завтрашнем дне. Никто не сомневался в том, что мы живем в лучшей стране в мире. И это была правда: праздник охватил всех!
По законам жанра
Центральное событие юбилея должно было состояться на стадионе имени 25-летия БурАССР. Чтобы он прошел на высоком идейно-политическом и культурном уровне, пригласили специалиста из Москвы. Это был человек, участвовавший в создании красочного, как сейчас сказали бы, шоу во время Олимпиады-1980 в Москве. Это означало, что и высокое партийное руководство Бурятии прислушивалось к мнению московского специалиста.
В республике же осуществлять массовые представления в то время умели немногие. Самым опытным был, вне всякого сомнения, Виктор Вавилович Измайлов, талантливый журналист, человек широкой эрудиции, руководитель телевидения и, как бы сейчас сказали, креативный, а в то время говорили «творческий человек». Ответственным от республики за художественную часть представления назначили именно его. За идейно-организационную часть, по всей вероятности, отвечал Геннадий Басаев, первый секретарь Улан-Удэнского горкома КПСС. Полагаю, поэтому он появлялся на каждой репетиции.
Написать сценарий это все равно, что написать книгу. Те же законы жанра: должны быть драматургия, центральная фигура, вокруг которой вращается все остальное…
Перед Виктором Измайловым и приезжим московским специалистом была поставлена задача написать сценарий, ярко отражающий всю 60-летнюю историю республики под руководством КПСС. Но шли восьмидесятые. Как сейчас мне думается, в воздухе уже витало какое-то невидимое дыхание приближающейся перестройки. До этого времени можно было руководящую и направляющую силу изобразить по сложившимся партийным канонам, и не было бы никаких проблем. Все было бы принято, согласовано и утверждено. Но две креативные личности уже не хотели идти проторенными путями. Они хотели представить народу что-то новое, по-человечески понятное, теплое.
Как рождалась идея
Не знаю точно, у кого из них в голове родилась идея создать образ Матери-Бурятии, но она появилась. Виктор Вавилович говорил, что появление этой фигуры разрешило все творческие мучения: с этого момента сценарий написан был на одном дыхании. Согласование и утверждение сценария проходило на самом высоком уровне.
Идея создания образа Матери-Бурятии вызвала некоторое смятение в умах высшего партийного руководства. Сразу возникли вопросы: «А что подумают там…», имея ввиду ЦК КПСС. Однако авторитет столичного постановщика и его контакты со Старой площадью сыграли свою роль.
Сценарий был утвержден, и встал вопрос: кто будет исполнять роль Матери-Бурятии? В то время и этот вопрос решался непросто. Постановщики могли только предложить кандидатуру. Начались просмотры. Смотрели, прежде всего, профессиональных актрис, появились кандидатуры, но не решения.
Дело решил случай
В бытность Виктора Измайлова директором студии телевидения его кабинет напоминал какую-то творческую лабораторию. Туда беспрерывно заходили и так же выходили люди, сам он разговаривал с несколькими посетителями сразу. При этом курил, не выпуская сигарету изо рта. Все знают: курит хозяин – курят посетители. В это же время Виктор Вавилович разговаривал еще по телефону, плечом прижимая к уху трубку. Одним словом, атмосфера была по-человечески теплая и в полной мере творческая. Все его подчиненные заходили, как говорится, без стука.
Московский постановщик так же нередко сиживал в кабинете Виктора Вавиловича и видел многих его сотрудников. И однажды он сказал ему: «А кого мы ищем на роль Матери-Бурятии? Я уже видел ее, она только что вышла от тебя. Высокая такая, с грудным голосом».
Виктор Вавилович все понял, пригласил Ирину Ирдынеевну Бальжирову и сходу предложил роль Матери-Бурятии – центральную роль на праздновании. С присущей ему энергией буквально «вылил» ей на голову все творческие задумки. Мать-Бурятия должна была выезжать на поле стадиона верхом на коне, провожать воинов-сыновей на фронт и так далее… Словом, по сценарию все крутилось вокруг нового персонажа – Матери-Бурятии.
Фото из семейного архива БАЛЬЖИРОВЫХ
Отстояли «конную часть» праздника
Ирина, конечно, внимательно прочитала сценарий и не увидела для себя никаких сложностей. Сожалела о том, что текст за нее читал диктор, ей самой очень нравились теплые, проникновенные слова, вложенные сценаристами в уста Матери-Бурятии. Но в те времена не было беспроводных микрофонов. Ирина беспокоилась по поводу того, что она должна была выезжать на поле стадиона на коне. Она понимала, что будет очень красиво, но как будет вести себя конь под седлом не очень, прямо скажем, опытной наездницы. Были и сомнения, но хода назад не было. Виктор Вавилович уже всем доложил, что исполнительницу роли Матери-Бурятии нашли. Все согласились, и теперь для беспартийной Ирины Ирдынеевны эта роль стала партийно-правительственным заданием.
Пошли репетиции, тренировки на ипподроме, где ей подобрали спокойную, красивую лошадку. Ирина с удовольствием каталась на ней. Задачи гарцевать не было, и всё шло хорошо.
И вот настал день генеральной репетиции. Коня доставили на стадион. Ирина верхом красиво выезжает на поле стадиона, грянули фанфары и… конь встал на дыбы. Я это увидел и ахнул, представил, что сейчас произойдет. Но всадница сгруппировалась, наклонилась вперед, прижалась к шее коня, и он встал на ноги, успокоился. Ирина была несколько взволнована, но нисколько не испугана. Но очень сильно отреагировал Геннадий Басаев, он вообще хотел отменить «конную часть», но сценаристы бросились защищать свою задумку. И он тогда сказал: «Пусть Мать-Бурятия будет на коне, но мы не можем рисковать, два человека должны вести коня за узду. Это традиция встречать почетных гостей». Этим он и поставил точку, так и было во время празднования на стадионе.
Кульминация торжеств
Когда настал долгожданный день праздника, народу на стадионе было великое множество. Приехали гости – представители ЦК КПСС, приглашенные из Москвы, автономных республик, соседних краев и областей. Центральной фигурой был Первый секретарь Монгольской Народно-революционной партии (МНРП) Юмжагийн Цэдэнбал. Первый секретарь Бурятского Обкома КПСС Андрей Модогоев подъехал с ним на единственном в республике автомобиле «Чайка» к служебному входу стадиона. Вскоре они поднялись на центральную трибуну, и праздник начался.
Все было чудесно, была прекрасная погода, солнце, приподнятое настроение было у всех. Мы с нашими детьми были на стадионе и, конечно, очень волновались за мамочку. Но все получилось нормально, она величественно выезжала верхом на поле стадиона, согласно сценарию и в своей роли провожала своих сыновей на фронт, вручала им оружие, а потом встречала их после войны, а весь народ преодолевал послевоенную разруху и строил социализм – светлое будущее…
Сфотографировать историю
Мы сидели на трибуне, оттуда и я фотографировал. У меня был «Зенит» с обычным, не длиннофокусным, объективом, заряженный цветной фотопленкой. Эта пленка была «позитивной»: сразу получался слайд, и его можно было показывать на экране. Именно так я и показывал потом в кругу семьи то, что мне удалось снять во время празднования. Напечатать фотографии в то время я не мог. Гораздо позже в Москве мне удалось с этих позитивов сделать фотографии, а спустя еще какое-то время оцифровать пленку, и у меня есть несколько цветных фотографий празднования 60-летия Бурятской АССР на стадионе им. 25-летия республики.
Я видел много черно-белых фотографий этого события, но не видел цветных. Специальным поиском не занимался. Был бы рад увидеть. Может быть, кто-то прочитает эту статью и откликнется. Сегодня цветными фотографиями никого не удивить, но тогда это было ново, особенно в руках непрофессионала.
Фото из семейного архива БАЛЬЖИРОВЫХ
«Здороваюсь с Ирдынеевной»
Скульптура «Мать- Бурятия» появилась, естественно, позже. История создания этой скульптуры уже описана в прессе. Но наши друзья, люди, которые видели празднование 60-летия Бурятской АССР, называют эту скульптуру «Ирдынеевной». Наш семейный друг Анатолий Семенович Нетронин говорит: «Каждый раз, когда еду через селенгинский мост, здороваюсь с Ирдынеевной».
Празднование 60-летия Бурятской АССР было последним юбилеем республики, проведенным советской властью, последующий пришелся на начало лихих девяностых. И это всё – уже история.
Фото из семейного архива БАЛЬЖИРОВЫХ
Баир БАЛЬЖИРОВ
Источник: газета Бурятия
Комментарии