Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Новости Бурятии и Улан-Удэ

Интервью для проекта «Спаси Байкал» об опыте Байкальского заповедника

27 декабря 2016

Проект «Спаси Байкал» провел второе онлайн-интервью в группах в социальных сетях. На этот раз с интернет-пользователями общалась Ирина Лясота, заместитель директора по экологическому просвещению и познавательному туризму Байкальского государственного природного биосферного заповедника.

Свои вопросы смогли задать участники групп проекта в Facebook, «ВКонтакте»» и «Одноклассниках». Ответы на наиболее интересные из них предлагаем вашему вниманию.

— Байкал прошел точку невозврата? Насколько озеро близко к гибели?

— Точка невозврата — это не про Байкал. Озеро — живет и будет жить и дальше. Про гибель говорить не стоит, если не стоит задача ввести людей в заблуждение и напугать ради каких-то интересов, не связанных с Байкалом. Байкал обладает силой и мощью, с которыми человек со всеми своими возможностями справиться сегодня не сможет. Навредить — да!

Но все это не значит, что нет проблем или они незначительны. Проблемы действительно есть и человек — их причина. Важно понять, что именно и почему происходит. Как говорят ученые: «Поставить точный диагноз, назначить лечение и терпеливо лечить».

— Что в 2016 году было главной угрозой для озера? Что станет в следующем?

— Угрозы разные. В разной степени они влияют на экосистему Байкала. Серьезных несколько. Лесные пожары — это даже не стоит обсуждать. Еще одна из самых серьезный сейчас, на мой взгляд, проблем — загрязнение озера неочищенными стоками. И вот она реакция — реактивное распространение спирогиры и гибель байкальских губок.

Спросите туристов, приезжающих на Байкал, собираются ли они загрязнять озеро. И все, уверена, все ответят: «Нет, ни в коем случае!» Просто люди зачастую не думают, не предполагают, что являются загрязнителями. Получается, что легкомыслие, недальновидность людей — это тоже угроза Байкалу. Безответственность — тоже угроза. Ведь понимают, но продолжают разрушительную деятельность: рубят леса, ставят сети, ячея которых —на малышню, почти на мальков.

Угрозой в следующем году по-прежнему может быть маловодье. Уже несколько лет продолжается маловодный период. Засушливое лето, отсутствие достаточного количества осадков в летне-осенний период на водосборе, а также вырубка лесов на водосборах рек, питающих Байкал —все это усугубляет ситуацию.

— Ваши ожидания от общественных слушаний по проектам монгольских ГЭС? Что вы хотели бы услышать на них? Какая ваша позиция?

— Хочется верить в торжество разума и ответственности. Известное выражение: «Природа — это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли взаймы у потомков» говорит именно об ответственности. Конечно, я против строительства ГЭС в Монголии — отрицательные результаты строительства этих объектов для природы, в том числе и для Байкала, можно представить достаточно точно.

— Что в 2016-м году было лучшей инициативой относительно экологии Байкала?

— Инициативы для Байкала были, есть и появляются новые. Это очень хорошо — значит люди не только говорят, они готовы делать. Лучшая инициатива — это та, которая с искренним желанием сделать хорошее дело для Байкала, с чистой душой, от сердца. Не хотелось бы кого-то назвать, а кого-то пропустить — все достойны благодарности и уважения. Поэтому назову несколько, повторяя, что всех просто нет возможности назвать и поблагодарить.

Первое — всероссийский экологический марафон En+ Group «360 минут», благодаря которому волонтерами на Байкале было сделано множество достойных дел. Вторая — «Большая Байкальская Тропа», межрегиональная общественная организация из Иркутска. Труженики — каких поискать! Тропы, которые они строят — вклад в сохранение Байкала, который невозможно переоценить. Третья — лесопитомник школы-интерната № 21 ОАО РЖД, в поселке Танхой, где дети начали выращивать саженцы для поселка и ландшафтно-исторического парка. Их цель — чтобы росли новые леса на Байкале.

— Чем опасны фосфатосодержащие моющие средства для Байкала? Действительно они «кормят спирогиру»?

— Байкал всего за несколько лет претерпел сильные изменения в мелководной зоне. Пример перемен — спирогира, нитчатая водоросль, ранее нетипичная для Байкала, сегодня она разрослась на многих прибрежных участках, особенно там, где расположены поселки и идет активная туристическая деятельность. Ученые считают, что именно деятельность человека способствовала росту спирогиры в прибрежной зоне Байкала. Азот и фосфор, содержащиеся, как правило, во всех стоках, служат своего рода питательным веществом для водных растений. На один грамм фосфора, по подсчетам специалистов, приходится 700 граммов подрастающей на дне водоема «зелени». Доказанный мировой практикой факт: снижение концентрации фосфора и азота в воде может значительно сократить количество спирогиры.

— Свалки на побережье — они в основном от туристов?

— На побережье мусорные следы и от приезжих, и от местных жителей. Во время акций по уборке берега находим разнообразные вещи, ставшие мусором. Например, в этом году обнаружили унитаз и сумку-авоську 70-х годов —вы можете представить, что это привезли с собой и бросили туристы? А вот коробки с эмблемами известных пиццерий привезли с собой и «забыли» на берегу именно городские гости. Но не стоит считать, кто больше намусорил —не думающие люди есть среди и местных, и приезжих.

— Вред Байкалу наносят только стоки от турбаз и поселков, расположенных непосредственно на берегу Байкала? Домохозяйка, моющая посуду в Иркутске, может чем-то помочь озеру?

— Основными поставщиками питательных элементов для водорослей являются дачи, частные домовладения, и, конечно же, туристические базы, расположенные вблизи озера и не обустроенные очистными станциями. И как показывает практика, даже наличие очистных сооружений ситуацию не спасает — качество очистки стоков оставляет желать лучшего. Азот и фосфор попадают в воду из-зачеловеческой жизнедеятельности. Азот появляется в результате гниения биоотходов, а фосфор содержится практически во всех синтетических моющих средствах, которыми пользуется большинство населения: стиральный порошок, зубная паста, средства для мытья посуды.

Что делать в этой ситуации? Уменьшить загрязнения стоков, тщательно очищать сточную воду, не давать мусору попадать в воду, использовать натуральные, либо бесфосфатные синтетические моющие средства, независимо от того, где вы находитесь: на берегу озера или в сотне километров от него.

— Отличаются ли очистные станции друг от друга? Если да, то какие из них более эффективные?

— У нас на объектах инфраструктуры работают станции биологической очистки средней ценовой категории. В настоящее время существуют различные модели локальных очистных сооружений (ЛОСов). По своему устройству они не сильно отличаются друг от друга: обработка стоков ведется в три этапа. При необходимости станция может оснащаться дополнительным оборудованием. Например, стоки, уже прошедшие биоочистку, после обработки ультрафиолетом становятся пригодны к сбросу не только в грунт, но и естественные водоемы. Это повышает эффективность работы станции и ее стоимость. Так же стоимость зависит от объема стоков, которые надо переработать.

— Вопрос про очистные станции: почему именно биологическая очистка? Что это значит? И в чем проблема с их установкой местными муниципалитетами и турбазами: осознанности не хватает, либо это запредельно дорого?

— Биологическая очистка является самым удобным и безопасным способом очистки бытовых сточных вод. Процессы, происходящие внутри станции биологической очистки сточных вод, близки к природным, только они более интенсивны. Сточные воды проходят несколько стадий очистки, на выходе получаются стоки, очищенные до 95–98%. Такие стоки уже не наносят вреда природе, их можно использовать для технических нужд. В общих чертах работу станции можно представить следующим образом. На первом этапе осуществляется механическая очистка. Сточные воды попадают в резервуар, разделенный перегородками с системой переливов на три камеры. Стоки медленно перетекают между камерами, во время движения на дно резервуара оседают крупные примеси и органика. Из последней камеры резервуара осветленные стоки принудительно подаются в биореактор. Начинается биологическая очистка. С помощью рассекателя стоки равномерно разбрызгиваются по поверхности биофильтра. Биофильтр — это не обычный механический фильтр, его поверхность покрыта биопленкой, содержащей колонии микроорганизмов, использующих в процессе своей жизнедеятельности органику. Органические соединения разлагаются бактериями на неорганику и воду. Очищенные сточные воды можно сбрасывать.

Биологический метод очистки сточных вод считается самым универсальным, поскольку локальную очистную систему можно устанавливать на любом участке. Цены на станции зависят от их объема и технических особенностей. Они разные, но подобрать и использовать приемлемый вариант может каждый. Было бы желание! «Кто хочет — находит способ, кто не хочет — ищет причину» — точное выражение для нашего разговора. Все ведь просто — надо понять, что очистка стоков необходима и найти способ установить локальную очистную станцию.

— Какие есть альтернативы фосфатосодержащим моющим средствам? Как это применять в жизни?

— Необходимо запретить использование фосфора в составе стиральных порошков, как это уже сделано в развитых странах. К 2020 году в России содержание фосфора в порошках планируется снизить до нуля. Лучше бы это сделать раньше. Но для этого надо предложить альтернативы. Безопасные для человека и природы, и удобные.

Например, сода, горчица, лимон превосходно чистят и отмывают, в том числе от жировых загрязнений. Уксус — требует особого внимания при использовании, но тем не менее тоже используется. Хозяйственное мыло — старое доброе хозяйственное мыло, 100% натуральное, полностью органически перерабатываемое. И вантуз (резиновое сантехническое приспособление для прокачки труб) может справиться с засорившимися трубами не хуже, чем специальные химические средства. Стиральный порошок без вредных компонентов можно сделать самому из кальцинированной соды, которая продается. Если это кажется сложным, бесфосфатные порошки уже производятся в нашей стране и доступны по цене.

— Как инициативы безвредных моющих средств и сортировки мусора реализуются в заповеднике? Как реагируют на это жители поселка Танхой?

— Мы нашли отечественного производителя натуральных чистящих порошков. Моют, чистят, стирают, но при этом состоят на 100% из натуральных веществ. Купили партию — пользуемся, и вполне успешно.

Раздельный сбор твердых бытовых отходов начался в Байкальском заповеднике в 2010 году с проекта «Каждая капля имеет значение — озеро Байкал», на средства которого были установлены первые контейнеры для раздельного сбора пластика, стекла и алюминия. В дальнейшем на объектах заповедника был организован прием макулатуры, а также отработанных батареек. В этом году в пункт приема вторсырья в Кабанске сотрудники заповедника сдали 800 кг стекла, 150 кг пластика, 30 кг алюминия и 50 кг макулатуры. Эти бытовые отходы переработаны на специализированных предприятиях в Иркутске и Ангарске, на Селенгинском ЦКК, где из макулатуры делают упаковки для яиц, из картона — гофрокартон. При переработке из пластика изготавливается ПЭК (полипропиленовая лента зеленого цвета), а из алюминия — новые пищевые баночки.

Важный аспект сбора и переработки мусора — это утилизация батареек. Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, может загрязнить тяжелыми металлами около 20 квадратных метров земли. Раньше батарейки отвозили в Москву и Новосибирск, теперь сдаем их в пункт приема в Иркутске. Местные жители раньше относились скептически, а теперь многие сами стали сортировать мусор, приносят и складывают в специальные контейнеры батарейки.

— Очень радует раздельный сбор мусора на территории Байкальского заповедника-спасибо Вам. Хочу рассказать, как в поезде КБЖД с наклейками «эко-поезд ржд» установлены три вида урн, а китайские туристы сбрасывают все без разбора (а мусорят они ооочень много). На мое замечание они мне сказали, что так делать им велела проводница. Почему так получается и что с этим делать?

— Спасибо за внимание к нашей работе, за добрые слова. Мы стараемся сортировать мусор на всех наших объектах. Объясняем нашим гостям, почему мы это делаем. Люди слушают, но не всегда слышат и получается «результат китайских туристов» — смешанная масса, которую потом наши сотрудники разбирают, раскладывая как надо. Так получается и потому что система приема раздельно собранного мусора не достаточно хорошо отработана. Например, мы возим собранное, упакованное вторсырье за 150 км. Собираем и потом попутным транспортом доставляем на станцию переработки. А для сельского жителя ехать с мешком пластиковых бутылок в районный центр — это за пределами возможностей.

Но это не значит, что надо махнуть рукой и не заниматься сортировкой бытовых отходов. Если каждый будет тратить немного времени на сортировку мусора станет меньше — это точно. Я могу рассказать о своей маме, которая всю жизнь сортировала то, что становилось мусором: макулатуру, тряпки, стекло. А пищевые отходы ежедневно закапывала в землю у дома. Причем в начале глину приходилось раздалбливать топором, а через годы там она уже копала землю обычной лопатой и сажала цветы и деревья. Сейчас там, у того дома хорошая земля и красивые растения. Каждый может что-то сделать, если захочет.

— Как можно масштабировать опыт вашего заповедника на все побережье Байкала?

Надо показывать и рассказывать людям, что возможно справиться с мусором самому, не пеняя на кого-то. Видя, что мы делаем, многие перенимают наш опыт, используют его и распространяют дальше. Но пока до каждого уголка Байкала далеко. Однако, продолжаем работать, и результаты обязательно будут.

Юлия Камойлик

Сайт МО "Кабанский район"

Просмотров: 2109
Тэги: Байкал

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить новость

Лунный календарь
Ноябрь 2024

    
1
29
2
1
3
1
4
2
5
3
6
4
7
5
8
6
9
7
10
8
11
9
12
10
13
11
14
12
15
13
16
14
17
15
18
16
19
17
20
18
21
19
22
20
23
21
24
22
25
23
26
24
27
25
28
26
29
27
30
28
 

Декабрь 2024

      
1
1
2
1
3
2
4
3
5
4
6
5
7
6
8
7
9
8
10
9
11
10
12
11
13
12
14
13
15
14
16
15
17
16
18
17
19
18
20
19
21
20
22
21
23
22
24
23
25
24
26
25
27
26
28
27
29
28
30
29
31
1
     

Самое читаемое

Анна Масличенко - «мамонт» туристической сферы в Бурятии
Продолжаем знакомить с экспертами Акселерационной обучающей программы для ремесленников, фермеров и
Сельские поселения Бурятии — победители Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика»
Подведены итоги Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в 2024 году. Победителями от
Спикер сегодняшней акселерационной программы -  Санжицыренова Раиса
Санжицыренова Раиса Константиновна, председатель Центра профессиональной оценки квалификации в систе
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -