Из года в год в Бурятии возводятся различные религиозные сооружения, в их числе и объекты буддизма – дацаны и субурганы. В этой статье речь пойдет о хурдэ – буддийских молитвенных барабанах, о которых во время посещения Иволгинского дацана известный российский киноактер Вилле Хаапсало, и не только он, сказал следующее: «Крути хурдэ, и не надо даже молиться, так как молитвы работают сами по себе. Классно!».
Так какую же смысловую нагрузку несут в себе хурдэ? Когда они впервые появились на нашей грешной земле? И что будет с теми, кому хоть раз повезло покрутить молитвенный барабан? Наш корреспондент попытался разобраться в этом вопросе и с помощью гэбшэ ламы Самдана ДашиДондокова, а также ламы Батора Чемидова, за плечами которых немало возведенных хурдэ, донести до читателей их истинное предназначение. Чтобы люди понимали о той очевидной пользе, которую они нам дают.
Хурдэ досталось людям от лусууд
Хурдэ – буддийский молитвенный барабан – несет в себе только благую энергию. И чем больше в нем находится мантр – заклинаний или молитв, обращенных к тому или иному просветленному божеству, тем лучше для всех тех, кто вступает в соприкосновение с ним. Буддисты полностью уверены в этом, а также в том, что один оборот молитвенной мельницы, представляющей собой полый вращающийся барабан, равнозначен прочтению тысяч, а то и больше молитв.
По словам ламы Батора Чемидова, появление на нашей планете первого молитвенного барабана связано с одной буддийской легендой, в которой говорится, что во времена Будды Дипанкары к нему пришел царь нагов (лусууд – бур.) – существ водной стихии - с просьбой о даровании молитвы на благо всех живых существ. В ответ Будда Дипанкара подарил ему особый барабан – хурдэ, наполненный свитками, на которых были написаны священные мантры. Царь нагов дал особое указание своим подчиненным не спускать с хурдэ глаз и беречь его как зеницу ока. Говорится, что, вращая хурдэ, существа водной стихии были преисполнены небывалой веры, что помогло им со временем достигнуть духовного совершенства.
Нужно отметить, что наги, помимо хурдэ, хранили в своих водах и буддийские книги «Праджняпарамитасутры», в которых растолковывается сущность запредельной мудрости, и которые великий буддийский мастер Нагарджуна сумел донести до людей. Впоследствии он сумел постигнуть сущность пустотности вещей и сделаться одним из величайших подсижников буддизма эпохи Будды Шакьямуни, в которой мы собственно и живем. Так вот, однажды перед ним предстал сам Авалокитешвара (Арьябала – бур.) – бодхисаттва, воплощение сострадания всех Будд, который повелел Нагарджуне, обладавшему невероятными сверхъестественными способностями, отправиться в царство змееподобных существ, чтобы выпросить у царя нагов хурдэ, подаренный много тысячелетий назад Буддой Дипанкарой. «Если ты принесешь его людям, то все живые существа трех времен обретут неохватную пользу», - сказал ему Авалокитешвара. И Нагарджуна сумел его принести человечеству, и с тех пор хурдэ стал распространяться по всему буддийскому миру, став неотъемлемой частью многочисленных дацанов и дуганов, расположенных в различных уголках планеты Земля.
Польза всем, независимо от вероисповедания
По словам Самдан-ламы, хурдэ, как и все вокруг, основывается на пяти элементах – пространство, воздух, вода, огонь и земля, которые пронизывают сансару (круговорот реинкарнацией) повсюду.
- Человек, как и другие живые существа, состоит из этих пяти элементов, и все, с чем он соприкасается, тоже обладает природой пяти элементов. Потому молитвенный барабан, внутри которого находятся свитки с мантрами, приходя в движение, дает мощную благую энергию, благотворно влияющую на всю окружающую флору и фауну, очищая его от омрачений и других негативных проявлений, - говорит гэбшэ лама.
Он отмечает, что современная наука, а точнее физика, уже доказала воздействие волн, оказывающих свое влияние на природу. Что каждый кусочек земли имеет свое магнитно-резонансное излучение, влияющее на окружающую среду, как благотворно, так и негативно. Об этом давно знали буддийские мудрецы, для чего собственно и изготовили молитвенные мельницы, которые, крутясь, выдают мощные благие волны, которые обволакивают все вокруг. Вследствие чего хурдэ, даже находясь в сложных условиях, преобразовывает негативные вихревые волны в однородные, принося, тем самым, мир и покой на той территории, где они расположены.
- Принимал ли человек прибежище в буддизме или нет – не имеет особого значения. Ведь Будда любит всех живых существ, как единственного сына, и оказывает им громаднейшую помощь для того, чтобы они вырвались когда-нибудь из страшной тюрьмы под названием «Сансара» - круговорота перерождений, где жизнь есть страдание. Потому-то для хурдэ – одного из энергетических объектов Учения Будды - не имеет большой разницы наличие у вращающих его людей религиозной, политической или иной принадлежности. Он помогает всем! – подчеркивает Самдан-лама.
Помимо этого, молитвенные барабаны очищают от негативной кармы, избавляют от всех невзгод и болезней, стихийных бедствий, тех или иных негативных влияний, создавая гармоничные условия для совершенствования «трех врат» - тела, речи и ума. К тому же они обладают защитными свойствами, оберегая окружающую среду от воздействия неблагих проявлений.
- В тексте IV Панчен-ламы, второго по рангу буддийского священнослужителя после Далай-ламы в школе Гелуг – школе новых переводов, говорится о безграничной пользе от строительства и вращения хурдэ, - говорит лама Батор Чемидов, молитвенными барабанами которого украшен не один дацан Бурятии, в частности, построен хурдэ на территории аэропорта «Байкал». – Этот текст и был создан для тех, кому посчастливилось жить во времена, когда на земле пребывает Учение Будды, а таких эпох, нужно сказать, в бесконечном пространстве и времени совсем мало. Безграничные любовь и сострадание Будд, передаваясь нам через различные аспекты буддизма, в том числе и через вращение хурдэ, дают нам возможность в значительной мере искупить свои грехи, а также накопить буян (добродетельные заслуги), которые позволят людям обрести лучшее рождение в других реинкарнациях.
По словам Батора-ламы, бодхисаттва Манджушри - воплощение мудрости всех Будд, по этому поводу изрек следующее: «Четыре защитника, а также защитники десяти направлений даруют тому человеку, который вращает молитвенный барабан, защиту от всех преград, исходящих со всех углов и сторон света. А также полностью очищается его дурная карма, приводящая к рождению в нижних мирах. После смерти такой человек направляется в чистые земли бесчисленных Будд, рождается там из цветка лотоса, а затем созидает благие дела во всех сторонах света, во всех трех временах».
О пользе вращения хурдэ высказался и Майтрея (Майдари Бурхан – бур.), который на данный момент находится в чистой земле Тушита – Саду радости. Его называют Грядущим Буддой, ожидающим там благоприятные условия для спасения живых существ на грешной земле: «Передаю вам знание о том, что вращение молитвенного барабана оберегает человека от всех инфекционных болезней и эпидемий». Ссылаясь на Майтрею, IV Панчен-лама говорит, что «те счастливцы, кто принимает участие в создании хурдэ, и те, кто рассказывает другим о пользе молитвенного барабана, а также распространяют благую весть. Эти люди накапливают большое количество заслуг, которые можно накопить от чтения по сто тысяч раз десяти миллионов мантр. И даже их тень, коснувшаяся тех или иных живых существ, освобождает от рождения в нижних мирах заблудшие сознания».
- Конечно же, стоит заметить, что при вращении хурдэ нужно зародить в своем сознании благие намерения, моля о лучшей доле всем живым существам. Тогда эффект от вращения молитвенных барабанов будет огромен, - подчеркивает Самдан-лама.
Хурдэ у Бурдрамы – украшение города
Гэбшэ лама Самдан Дашидондоков на протяжении последних лет вынашивал идею создания хурдэ на площадке Бурятского театра драмы. И, наконец, ему удалось воплотить этот благородный замысел в жизнь. Перед этим он изрядно «потренировался» на строительстве хурдэ на малой родине – в небольшом бурятском улусе Кодунский Станок (Худанай Уртоо) Кижингинского района, при въезде в который находится целый буддийский комплекс. Создавали его всем районом, помогали верующие и из других районов Бурятии.
- Понимая, что хурдэ приносит очевидную пользу, мне без труда удалось убедить земляков принять участие в его строительстве, ведь все люди хотят счастья, как в личной жизни, так и в жизни других людей – близких, односельчан, словом, всех живых существ. А молитвенный барабан способен помочь в обретении счастья, как в этой жизни, так и следующей. Нижнекодунцы, да и все кижингинцы, горячо откликнулись на мой призыв, и мы смогли возвести прекрасный комплекс. Спасибо им за это! – отмечает Самдан-лама.
Хурдэ на Бурдраме практически готов, осталось доделать кое-что по мелочи, вложить в него свитки с молитвами и именами благотворителей. Он действительно органично вписывается в ансамбль одного из красивейших театров России и находится в таком удачном месте, что пройти мимо него, не покрутив хотя бы разок барабан, попросту невозможно.
- Конечно, как любой буддист хочу, чтобы счастье и гармония царили в нашем благодатном краю. Знаю, что возведением хурдэ занимаются и другие наши земляки, в частности, лама Иволгинского дацана, калмык по национальности, Батор Чемидов, выходец из Кижинги Тимур Ешеев, Эдуард Маланов из Курумкана. Считаю, что над возведением комплексов с молитвенными барабанами нужно задуматься уже на правительственном уровне, ведь Бурятия является центром российского буддизма. Хурдэ внесет новые краски в местный колорит, но, без сомнения, важнее то, что они несут в себе мощный заряд положительной энергии, которая обязательно скажется на всех нас вместе взятых. Потому прошу местные власти всерьез задуматься над моим предложением и поддержать наши начинания, - в конце беседы выразил надежду гэбшэ лама.
P.S. Жители республики еще могут внести свою лепту в строительство хурдэ у Бурдрамы. Реквизиты для перечисления пожертвований указаны на hurde.ru
Фото предоставлено Самданом ДАШИДОНДОКОВЫМ
Источник: burunen.ru
Комментарии